Фантастический боевик "Операция "Вторжение" режиссера и сценариста Брэндона Слэгла ("Нападение неведомого", "Проклятие монахини Роуз") вполне справляется с воссозданием ретро-атмосферы sci-fi проектов из 90-х, которые были сняты на низком бюджете и адаптировали внутри себя клише из "Хищника" Джона МакТирнана и "Чужих" Джеймса Кэмерона. Спустя 30 лет постановщик входит в ту же самую реку с лентой, имеющей адекватный жанру концепт и хороший производственный дизайн, чтобы порадовать фанатов жанра еще одной лентой, где команда опытных космических ветеранов будет устранять еще одно нечто из другой галактики. В экранной истории, написанной Слэглом совместно с Робертом Томпсоном ("Побег из Энсенады"), инопланетная раса научилась управлять ДНК и присылает свой "нулевой образец" (Деванни Пинн, "Лилит") для переформатирования землян. На первый взгляд, авторы местами даже не стремятся перетряхивать сложившиеся для b-movie стереотипы и разыгрывают основное действие на орбитальной станции куда отправляется пятерка "самураев". С другой стороны звездный квест Слэгла строго соблюдает традиции и получает коварного темнокожего антагониста (Му-Шака Бенсон, "Подсобка дьявола", "Жилище"), настоящего оборотня в американских погонах, который готов погреть руки при помощи залетного биоматериала.
В режиссерском видении футуристической темы видна прогрессивная прыть и тем, что осталось от Америки после Третьей Мировой войны вдобавок еще и управляет темнокожая женщина-президент (Вивика А. Фокс, "Криминальные боссы", "Угнать и продать"). Поскольку для Слэгла важно было еще подчеркнуть и развлекательный элемент, то он разбавляет нарратив большим количеством "мужских" шуток, которые не только часто забавны сами по себе, но и еще здорово разряжают походы под руководством героя Билла Фишера (сериалы "Плохой доктор" и "Земля монстров") внутри клаустрофобных закрытых пространств. Кроме того, для режиссера крайне важно расставить внутри экранного действия массу ностальгических ссылок на ленты, выходившие во времена расцвета VHS-прокатов. Надо отдать должное, Слэгл не просто справляется с материалом, он живет им и хорошо управляет относительно большим количеством персонажей, не давая пропасть энергии экшена и постоянно наращивая обороты при помощи расчетливо просчитанных убийств характеров. Поэтому "Операция "Вторжение" использует гротескные образы космических рейнджеров и держит головокружительный темп рассказа, чтобы сохранить нехитрый саспенс и интригу выживания.
Действие "Операции "Вторжение" у Слэгла разворачивается в 2060 году, после установления нового мирового порядка и начала межгалактической торговли. Землянам, уничтожившим Меркурий и Венеру и колонизировавшим Луну для добычи полезных ископаемых, угрожает инопланетная раса, обозначенная постановщиком как "Шарак-Ти". Ветеран космических войн, старина Мерфи (Вернон Уэллс), ведет неравный бой внутри космического корабля, он должен получить доступ к капсуле с инопланетным гуманоидом. Поскольку на станции запущен режим самоуничтожения, то герою Уэллса приходится торопиться. Но все идет против плана, инициативу перехватывает представитель правительства Миллер (Му-Шака Бенсон), которому тоже позарез нужна эта капсула. Мерфи гибнет, глядя в глаза коварному чиновнику. В это же время в шахтерской колонии на Луне Адам Райкер (Билл Фишер) по прозвищу "Босс", владелец бара, который переживает не лучшие времена, встречается с министром обороны с Земли Уэзерсом (Дэниэл Болдуин, "Поцелуй смерти", "Жизнь на анаболиках"). Американский президент Эллен Хенриксен (Вивика А. Фокс), с которой герой Фишера когда-то был знаком лично, хочет, чтобы бывший опытный солдат, прошедший Третью Мировую, возглавил миссию по нападению на корабль с наемниками в околоземном пространстве и забрал у них инопланетную форму жизни. Кроме того, по данным разведки, на Америку еще и готовится атака химическим оружием с этого спутника, где находится загадочное тело.
Адам должен собрать отряд из пяти человек, чтобы без лишнего шума доставить чужеродную сущность на Землю и не ввязываться в бой. Для характера Фишера, потерявшего близких во время войны и эмигрировавшего на Луну, его не приносящий больших доходов бар уже давно стал подобием семьи. Очевидно, что солидный куш, обещанный Уэзерсом, а отнюдь не спасение цивилизации становится тем самым железным аргументом, чтобы заставить Босса принять предложение и обратиться к своим братьям по оружию, которых он не видел уже много лет. Когда-то Райкер был национальным героем, но теперь, став гражданином Луны, он получил статус дезертира и является для Миллера сомнительным типом, к которому в последнюю очередь нужно обращаться за помощью. Тем не менее, именно этому ренегату поручают остановить надвигающуюся на Землю биологическую революцию по изменению ДНК.
Многое из того, что Брэндон Слэгл показывает в "Операции "Вторжение" получило основные нарративные идеи в 80-х и 90-х, когда трендом были триллеры об инопланетянах и угрозах из космоса, однако это не мешает постановщику развлекаться с сюжетом и выводить когорту харизматичных персонажей без всякого второго смыслового дна. Отсутствие у Слэгла саспенса на уровне Хичкока или философской глубины Тарковского объясняется в первую очередь развлекательным характером проекта, который избегает нравоучительности и занудства. Вполне предсказуемо, что команда Адама Райкера напоминает отряд космических ковбоев, а сам проект - модифицированный вестерн, где очень своеобразные типажи хотят спасти не жителей городка в отдаленном штате, а целую планету. И если Рэй Стивенсон (Антуан Ланье), больше известный как "Бойня", уже давно остепенился и воспитывает детей, то "Дегенерат" Джонс проводит время после войны подобно тинейджеру и зависает в бурлеск-клубах с готовыми на все андроидами топ-модельного вида. Очевидно, что каким-то образом в отряде оказывается необстрелянный новичок (Брэндон Уильямс), специалист по взлому компьютерных сетей и видеонаблюдений, который никак не может конкурировать по части стрельбы с "Четырехглазым" Альфонсо (Джон Т. Вудс). Актерское обаяние Билла Фишера выдает ленте Слэгла необходимый кредит доверия, когда Босс и его люди опять прикрывают друг другу спины точно так же, как это было и во времена Третьей Мировой.
Интересно отношение авторов сюжета к пришельцу, когда Деванни Пинн под оболочкой превращается в машину смерти, питающуюся кровью и страхами, то из примитивного существа нечто быстро эволюционирует в бойца с интеллектом. Феминная сущность героини Пинн и выбрасываемые ей щупальца вполне вписываются в стандарты малобюджетной фантастики, где пришельцы из b-movie наделяются визуально считываемыми манящими формами. С одной стороны, Слэгл прекрасно понимает, что нагота, сексуализация женщин, оружие, стреляющее молниями и напоминающее фаллические символы, осталось где-то в прошлом, с другой - подобная увлеченность постановщика характерным визуалом заставляет относиться к проекту, где недалеко от поверхности есть комедийное зерно. Добавление персонажа Вивики А. Фокс в роли темнокожего президента, напротив, можно рассматривать как стремление авторов поднять акции ленты и сыграть на трендах о сильном лидере для вновь образованного государства.
Нельзя отрицать, что "Операцией "Вторжение" Слэгла в большей степени движут легкомысленность и экранная химия между характерами, когда мужчины оказываются в деле, то они преодолевают неожиданности, теряют одного за другим боевых товарищей и раскрываются, как и положено по законам жанра, не только со стороны темных, но и со стороны светлых сторон. Амбиции постановщика при этом не стремятся обмануть зрительские ожидания от шоу и ни на минуту не оставляют никого на паузе. Вливания бюджета в декорации и костюмы персонажей дают свой положительный результат, благодаря художнику по костюмам Кэйти Папуша выстроила концепт обмундирования и облачения в соответствии со sci-fi традициями: пафосно, громоздко и немного абсурдно. Тем не менее, именно это работает на футуристическую обстановку и позволяет погрузиться внутрь нового мира, который явно далек от состояния дивного. Иногда Слэгл пытается оторваться от традиций b-movie и стремится слишком серьезно относиться к нескольким мужчинам-наемникам, которые взялись за эту непростую работу только из-за денег и по причине скуки, когда в правильном обществе не так просто получить право на выстрел и на владение оружием.
Спасатели человечества у постановщика в итоге получились по-своему саркастичными и сентиментальными одновременно, как раз такими, кто по-настоящему способен на эмоциональную и физическую драму в кульминации, чтобы потом в финале обсудить итоговый расчет с женщиной-президентом без всяких уступок на гуманизм и патриотизм. И можно только позавидовать энтузиазму Слэгла сделать что-то великое и захватывающее при отсутствии больших денег, очень хочется надеяться, что этот режиссер все-таки получит больше ресурсов и больше экранных звезд в свой новый проект, чтобы раскрыть по-настоящему творческий потенциал. Поэтому "Операция "Вторжение" всегда будет напоминать лифт во времени, в котором будут происходить странные вещи, еще раз подчеркивающие, что базовая сущность человечества - цель оправдывает средства - останется прежней и после Третьей Мировой, и после инопланетного вторжения.
5
,9
2019, США, Фантастика
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фантастический боевик "Операция "Вторжение" режиссера и сценариста Брэндона Слэгла ("Нападение неведомого", "Проклятие монахини Роуз") вполне справляется с воссозданием ретро-атмосферы sci-fi проектов из 90-х, которые были сняты на низком бюджете и адаптировали внутри себя клише из "Хищника" Джона МакТирнана и "Чужих" Джеймса Кэмерона. Спустя 30 лет постановщик входит в ту же самую реку с лентой, имеющей адекватный жанру концепт и хороший производственный дизайн, чтобы порадовать фанатов жанра еще одной лентой, где команда опытных космических ветеранов будет устранять еще одно нечто из другой галактики. В экранной истории, написанной Слэглом совместно с Робертом Томпсоном ("Побег из Энсенады"), инопланетная раса научилась управлять ДНК и присылает свой "нулевой образец" (Деванни Пинн, "Лилит") для переформатирования землян. На первый взгляд, авторы местами даже не стремятся перетряхивать сложившиеся для b-movie стереотипы и разыгрывают основное действие на орбитальной станции куда отправляется пятерка "самураев". С другой стороны звездный квест Слэгла строго соблюдает традиции и получает коварного темнокожего антагониста (Му-Шака Бенсон, "Подсобка дьявола", "Жилище"), настоящего оборотня в американских погонах, который готов погреть руки при помощи залетного биоматериала. В режиссерском видении футуристической темы видна прогрессивная прыть и тем, что осталось от Америки после Третьей Мировой войны вдобавок еще и управляет темнокожая женщина-президент (Вивика А. Фокс, "Криминальные боссы", "Угнать и продать"). Поскольку для Слэгла важно было еще подчеркнуть и развлекательный элемент, то он разбавляет нарратив большим количеством "мужских" шуток, которые не только часто забавны сами по себе, но и еще здорово разряжают походы под руководством героя Билла Фишера (сериалы "Плохой доктор" и "Земля монстров") внутри клаустрофобных закрытых пространств. Кроме того, для режиссера крайне важно расставить внутри экранного действия массу ностальгических ссылок на ленты, выходившие во времена расцвета VHS-прокатов. Надо отдать должное, Слэгл не просто справляется с материалом, он живет им и хорошо управляет относительно большим количеством персонажей, не давая пропасть энергии экшена и постоянно наращивая обороты при помощи расчетливо просчитанных убийств характеров. Поэтому "Операция "Вторжение" использует гротескные образы космических рейнджеров и держит головокружительный темп рассказа, чтобы сохранить нехитрый саспенс и интригу выживания. Действие "Операции "Вторжение" у Слэгла разворачивается в 2060 году, после установления нового мирового порядка и начала межгалактической торговли. Землянам, уничтожившим Меркурий и Венеру и колонизировавшим Луну для добычи полезных ископаемых, угрожает инопланетная раса, обозначенная постановщиком как "Шарак-Ти". Ветеран космических войн, старина Мерфи (Вернон Уэллс), ведет неравный бой внутри космического корабля, он должен получить доступ к капсуле с инопланетным гуманоидом. Поскольку на станции запущен режим самоуничтожения, то герою Уэллса приходится торопиться. Но все идет против плана, инициативу перехватывает представитель правительства Миллер (Му-Шака Бенсон), которому тоже позарез нужна эта капсула. Мерфи гибнет, глядя в глаза коварному чиновнику. В это же время в шахтерской колонии на Луне Адам Райкер (Билл Фишер) по прозвищу "Босс", владелец бара, который переживает не лучшие времена, встречается с министром обороны с Земли Уэзерсом (Дэниэл Болдуин, "Поцелуй смерти", "Жизнь на анаболиках"). Американский президент Эллен Хенриксен (Вивика А. Фокс), с которой герой Фишера когда-то был знаком лично, хочет, чтобы бывший опытный солдат, прошедший Третью Мировую, возглавил миссию по нападению на корабль с наемниками в околоземном пространстве и забрал у них инопланетную форму жизни. Кроме того, по данным разведки, на Америку еще и готовится атака химическим оружием с этого спутника, где находится загадочное тело. Адам должен собрать отряд из пяти человек, чтобы без лишнего шума доставить чужеродную сущность на Землю и не ввязываться в бой. Для характера Фишера, потерявшего близких во время войны и эмигрировавшего на Луну, его не приносящий больших доходов бар уже давно стал подобием семьи. Очевидно, что солидный куш, обещанный Уэзерсом, а отнюдь не спасение цивилизации становится тем самым железным аргументом, чтобы заставить Босса принять предложение и обратиться к своим братьям по оружию, которых он не видел уже много лет. Когда-то Райкер был национальным героем, но теперь, став гражданином Луны, он получил статус дезертира и является для Миллера сомнительным типом, к которому в последнюю очередь нужно обращаться за помощью. Тем не менее, именно этому ренегату поручают остановить надвигающуюся на Землю биологическую революцию по изменению ДНК. Многое из того, что Брэндон Слэгл показывает в "Операции "Вторжение" получило основные нарративные идеи в 80-х и 90-х, когда трендом были триллеры об инопланетянах и угрозах из космоса, однако это не мешает постановщику развлекаться с сюжетом и выводить когорту харизматичных персонажей без всякого второго смыслового дна. Отсутствие у Слэгла саспенса на уровне Хичкока или философской глубины Тарковского объясняется в первую очередь развлекательным характером проекта, который избегает нравоучительности и занудства. Вполне предсказуемо, что команда Адама Райкера напоминает отряд космических ковбоев, а сам проект - модифицированный вестерн, где очень своеобразные типажи хотят спасти не жителей городка в отдаленном штате, а целую планету. И если Рэй Стивенсон (Антуан Ланье), больше известный как "Бойня", уже давно остепенился и воспитывает детей, то "Дегенерат" Джонс проводит время после войны подобно тинейджеру и зависает в бурлеск-клубах с готовыми на все андроидами топ-модельного вида. Очевидно, что каким-то образом в отряде оказывается необстрелянный новичок (Брэндон Уильямс), специалист по взлому компьютерных сетей и видеонаблюдений, который никак не может конкурировать по части стрельбы с "Четырехглазым" Альфонсо (Джон Т. Вудс). Актерское обаяние Билла Фишера выдает ленте Слэгла необходимый кредит доверия, когда Босс и его люди опять прикрывают друг другу спины точно так же, как это было и во времена Третьей Мировой. Интересно отношение авторов сюжета к пришельцу, когда Деванни Пинн под оболочкой превращается в машину смерти, питающуюся кровью и страхами, то из примитивного существа нечто быстро эволюционирует в бойца с интеллектом. Феминная сущность героини Пинн и выбрасываемые ей щупальца вполне вписываются в стандарты малобюджетной фантастики, где пришельцы из b-movie наделяются визуально считываемыми манящими формами. С одной стороны, Слэгл прекрасно понимает, что нагота, сексуализация женщин, оружие, стреляющее молниями и напоминающее фаллические символы, осталось где-то в прошлом, с другой - подобная увлеченность постановщика характерным визуалом заставляет относиться к проекту, где недалеко от поверхности есть комедийное зерно. Добавление персонажа Вивики А. Фокс в роли темнокожего президента, напротив, можно рассматривать как стремление авторов поднять акции ленты и сыграть на трендах о сильном лидере для вновь образованного государства. Нельзя отрицать, что "Операцией "Вторжение" Слэгла в большей степени движут легкомысленность и экранная химия между характерами, когда мужчины оказываются в деле, то они преодолевают неожиданности, теряют одного за другим боевых товарищей и раскрываются, как и положено по законам жанра, не только со стороны темных, но и со стороны светлых сторон. Амбиции постановщика при этом не стремятся обмануть зрительские ожидания от шоу и ни на минуту не оставляют никого на паузе. Вливания бюджета в декорации и костюмы персонажей дают свой положительный результат, благодаря художнику по костюмам Кэйти Папуша выстроила концепт обмундирования и облачения в соответствии со sci-fi традициями: пафосно, громоздко и немного абсурдно. Тем не менее, именно это работает на футуристическую обстановку и позволяет погрузиться внутрь нового мира, который явно далек от состояния дивного. Иногда Слэгл пытается оторваться от традиций b-movie и стремится слишком серьезно относиться к нескольким мужчинам-наемникам, которые взялись за эту непростую работу только из-за денег и по причине скуки, когда в правильном обществе не так просто получить право на выстрел и на владение оружием. Спасатели человечества у постановщика в итоге получились по-своему саркастичными и сентиментальными одновременно, как раз такими, кто по-настоящему способен на эмоциональную и физическую драму в кульминации, чтобы потом в финале обсудить итоговый расчет с женщиной-президентом без всяких уступок на гуманизм и патриотизм. И можно только позавидовать энтузиазму Слэгла сделать что-то великое и захватывающее при отсутствии больших денег, очень хочется надеяться, что этот режиссер все-таки получит больше ресурсов и больше экранных звезд в свой новый проект, чтобы раскрыть по-настоящему творческий потенциал. Поэтому "Операция "Вторжение" всегда будет напоминать лифт во времени, в котором будут происходить странные вещи, еще раз подчеркивающие, что базовая сущность человечества - цель оправдывает средства - останется прежней и после Третьей Мировой, и после инопланетного вторжения.