Американский режиссёр Дэвид Лоури затеял переложение классической британской поэмы из цикла о короле Артуре о рыцарях Круглого стола, и реализовал его так, что в его фильме традиционные образы смотрятся анахронизмами. «Легенда о Зелёном рыцаре» в новом прочтении это не просто история о чести, чувстве долга и банальном взрослении. У Лоури это ещё и осмысление самой сути рыцарства. Причём режиссёр в первой же сцене, показывающей самого короля и его ближайших подданных, не демонстрирует никакого почтения. Ладно там, главный герой эпоса, молодой сэр Гавейн в исполнении бывшего «миллионера из трущоб» Дева Пателя ещё в силу юного возраста не тянет на образцового защитника короны. Столь же неприятное впечатление производит и Артур вместе со своей супругой, в роли которой Кейт Дики – известная всему миру как полоумная Лиза Аррен из «Игры престолов». Неслучайно в картине ни разу не упоминается Камелот – не факт, что события вообще разворачиваются именно в этом полумифическом королевстве, а Лоури не придумал своё, дабы не оскорблять трепетных чувств англичан. Важнее то, что и будучи подвергнутой жёсткому ревизионизму, легенда сохранила своё первоначальное очарование и даже приобрела свежие черты.
Два часа экранного времени смуглый юноша, что привык проводить ночи в борделе, ищет себя и собственное предназначение, а всему виной – обычная несдержанность. Сэр Гавейн поддался на провокацию таинственного Зелёного рыцаря, выглядящего как ожившее дерево с гигантским топором наперевес. Поддался и снёс чужаку на спор голову, получив обязательство прийти в Зелёную часовню через год для ответного удара. Умирать парень, естественно, не планирует, но отдаёт жизнь на откуп судьбы, сталкиваясь по дороге с всё более странными испытаниями. Весь путь Гавейна напоминает философское блуждание в поисках сути своего существования. Он не рвётся в рыцари и вообще скорее тяготится происхождением, но вместе с тем – не пользуется подсказкой короля, что выступление Зелёного существа было игрой. Нет, наш герой, пусть наивный, глупый и грешный, верен слову, и это, пожалуй, основная его характеристика. Исполнение Пателя не блещет каким-то разнообразием задействованных выразительных средств. Мимика талантливого актёра крайне бедна, отчего периодически закрадывается сомнение, что путник неадекватен в целом, но тем пронзительнее эффект от эволюции образа.
По воле режиссёра, Пателю пришлось отыграть несколько весьма специфических сцен. Начиная от позорного избиения малолетними разбойниками и заканчивая мастурбацией на глазах у знатной леди. Неожиданный поцелуй лорда в исполнении Джоэла Эдгертона – в ту же корзину сумрачного эпатажа. Взросление героя выставляется как парадоксальный процесс, как влияние самой природы и наиболее мрачных её проявлений. Автор подводит к мысли, что у себя в привычных владениях сэр Гавейн так и остался бы изнеженным мальчишкой, которого будит водой из ведра проститутка, чтобы он бегом собрался и шёл к королю. В то же время, один статус рыцаря сам по себе не означает никакой доблести, ибо эти господа стеснены узами служения, а монархия отнюдь не всегда сопряжена с богатством и роскошью. Запустение подкрадывается незаметно, но не уходит потом очень долго – что и показано в начале фильма, да и в дальнейшем королевство не расцветает. А вот на дикой земле происходят настоящие чудеса преображения – да, мрачного и неуютного, но оттого не менее завораживающего. Мастера студии А24 проделали невероятную работу по созданию таинственной и гнетущей атмосферы страны, где кругом следы пепелища, где мёртвые тела источают нестерпимый смрад, и где лишь пройдя через такие поля, сумеешь познать ценность жизни. Если это и не возмужание в привычном понимании, то нечто близкое по смыслу. Другое дело, что мудрость приходит ещё позже, и для её обретения герою приходится пережить каскад страшных образов, снятых так, будто они реальнее самой реальности.
Сэра Гавейна в его странствии сопровождает загадочный разумный лис, он сталкивается с обнажёнными великаншами, переживает дежа вю, встретив знатную даму, как две капли воды похожую на его любовницу-проститутку – обеих играет Алисия Викандер. Все эти знакомства открывают персонажу мир, которого он прежде сторонился, и в чьи врата не спешил входить. Зелёная часовня с его древообразным хозяином при таком положении вещей воспринимается как решающий экзамен на обретение личностной зрелости, но безотносительно того, успешно ли его сдаёт Гавейн – фильм пугающе прекрасен деталями и не замыкается на логичности итога. Если вызов Зелёного рыцаря – это игра, то Дэвид Лоури предпочёл играть до конца, оставив часть карт не раскрытыми, как фокусник, что приберёг парочку номеров до следующего выступления, поскольку опасается перестать быть интересным. Выбор режиссёр сделал рискованный – его картина и так на любителя, но будучи скорее артхаусной притчей, нежели фэнтезийной драмой, «Легенда» способна органично существовать только в придуманном ради неё мире, похожем на привычные мифы не больше, чем этнический индиец Дев Патель – на типичного англосакса. Но тем крепче осознание, сколь глубока «Артурианская» пещера, и какими пугающими чудесами ещё богата. Нашёлся бы проводник, а в изобилии впечатлений можно уже не сомневаться.
8
,0
2021, Фэнтези
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Американский режиссёр Дэвид Лоури затеял переложение классической британской поэмы из цикла о короле Артуре о рыцарях Круглого стола, и реализовал его так, что в его фильме традиционные образы смотрятся анахронизмами. «Легенда о Зелёном рыцаре» в новом прочтении это не просто история о чести, чувстве долга и банальном взрослении. У Лоури это ещё и осмысление самой сути рыцарства. Причём режиссёр в первой же сцене, показывающей самого короля и его ближайших подданных, не демонстрирует никакого почтения. Ладно там, главный герой эпоса, молодой сэр Гавейн в исполнении бывшего «миллионера из трущоб» Дева Пателя ещё в силу юного возраста не тянет на образцового защитника короны. Столь же неприятное впечатление производит и Артур вместе со своей супругой, в роли которой Кейт Дики – известная всему миру как полоумная Лиза Аррен из «Игры престолов». Неслучайно в картине ни разу не упоминается Камелот – не факт, что события вообще разворачиваются именно в этом полумифическом королевстве, а Лоури не придумал своё, дабы не оскорблять трепетных чувств англичан. Важнее то, что и будучи подвергнутой жёсткому ревизионизму, легенда сохранила своё первоначальное очарование и даже приобрела свежие черты. Два часа экранного времени смуглый юноша, что привык проводить ночи в борделе, ищет себя и собственное предназначение, а всему виной – обычная несдержанность. Сэр Гавейн поддался на провокацию таинственного Зелёного рыцаря, выглядящего как ожившее дерево с гигантским топором наперевес. Поддался и снёс чужаку на спор голову, получив обязательство прийти в Зелёную часовню через год для ответного удара. Умирать парень, естественно, не планирует, но отдаёт жизнь на откуп судьбы, сталкиваясь по дороге с всё более странными испытаниями. Весь путь Гавейна напоминает философское блуждание в поисках сути своего существования. Он не рвётся в рыцари и вообще скорее тяготится происхождением, но вместе с тем – не пользуется подсказкой короля, что выступление Зелёного существа было игрой. Нет, наш герой, пусть наивный, глупый и грешный, верен слову, и это, пожалуй, основная его характеристика. Исполнение Пателя не блещет каким-то разнообразием задействованных выразительных средств. Мимика талантливого актёра крайне бедна, отчего периодически закрадывается сомнение, что путник неадекватен в целом, но тем пронзительнее эффект от эволюции образа. По воле режиссёра, Пателю пришлось отыграть несколько весьма специфических сцен. Начиная от позорного избиения малолетними разбойниками и заканчивая мастурбацией на глазах у знатной леди. Неожиданный поцелуй лорда в исполнении Джоэла Эдгертона – в ту же корзину сумрачного эпатажа. Взросление героя выставляется как парадоксальный процесс, как влияние самой природы и наиболее мрачных её проявлений. Автор подводит к мысли, что у себя в привычных владениях сэр Гавейн так и остался бы изнеженным мальчишкой, которого будит водой из ведра проститутка, чтобы он бегом собрался и шёл к королю. В то же время, один статус рыцаря сам по себе не означает никакой доблести, ибо эти господа стеснены узами служения, а монархия отнюдь не всегда сопряжена с богатством и роскошью. Запустение подкрадывается незаметно, но не уходит потом очень долго – что и показано в начале фильма, да и в дальнейшем королевство не расцветает. А вот на дикой земле происходят настоящие чудеса преображения – да, мрачного и неуютного, но оттого не менее завораживающего. Мастера студии А24 проделали невероятную работу по созданию таинственной и гнетущей атмосферы страны, где кругом следы пепелища, где мёртвые тела источают нестерпимый смрад, и где лишь пройдя через такие поля, сумеешь познать ценность жизни. Если это и не возмужание в привычном понимании, то нечто близкое по смыслу. Другое дело, что мудрость приходит ещё позже, и для её обретения герою приходится пережить каскад страшных образов, снятых так, будто они реальнее самой реальности. Сэра Гавейна в его странствии сопровождает загадочный разумный лис, он сталкивается с обнажёнными великаншами, переживает дежа вю, встретив знатную даму, как две капли воды похожую на его любовницу-проститутку – обеих играет Алисия Викандер. Все эти знакомства открывают персонажу мир, которого он прежде сторонился, и в чьи врата не спешил входить. Зелёная часовня с его древообразным хозяином при таком положении вещей воспринимается как решающий экзамен на обретение личностной зрелости, но безотносительно того, успешно ли его сдаёт Гавейн – фильм пугающе прекрасен деталями и не замыкается на логичности итога. Если вызов Зелёного рыцаря – это игра, то Дэвид Лоури предпочёл играть до конца, оставив часть карт не раскрытыми, как фокусник, что приберёг парочку номеров до следующего выступления, поскольку опасается перестать быть интересным. Выбор режиссёр сделал рискованный – его картина и так на любителя, но будучи скорее артхаусной притчей, нежели фэнтезийной драмой, «Легенда» способна органично существовать только в придуманном ради неё мире, похожем на привычные мифы не больше, чем этнический индиец Дев Патель – на типичного англосакса. Но тем крепче осознание, сколь глубока «Артурианская» пещера, и какими пугающими чудесами ещё богата. Нашёлся бы проводник, а в изобилии впечатлений можно уже не сомневаться.