Психологический триллер "Загадочное убийство" режиссера и сценариста Риккардо Гранди ("Ночные пассажиры", "Вся любовь к миру") является примером разворота современного итальянского кино в сторону международного проката, когда универсальность экранной истории и условность локации позволяют событиям ленты происходить в любой точке земного шара. Постановщик избегает европейской провинциальности, когда показывает столкновение внутри замкнутого пространства четырех абсолютно разных типажей, и при помощи большого количества ретроспекций дает четыре абсолютно разные точки зрения на одни и те же трагические события. Очевидно, что Гранди старается представить зрителям не только пугающий цинизмом криминал внутреннего состояния центральных персонажей, но и вводит новый взгляд на жанр "джалло", добавляя к триллеру отчетливые эротические мотивы у некоторых характеров. Благодаря многочисленным флэшбэкам режиссер еще раз от начала до конца прокручивает одну ночь из жизни молодых парней, полную алкоголя, секса, признаний и запрещенных веществ, чтобы показать, что погибший (Лоренцо Цурцоло, "Под солнцем Риччоне", "Компромиссы молодоженов") был человеком, который как будто бы напрашивался на сведение счетов. Спустя семь лет его повзрослевшие и заматеревшие друзья, которых разбросала жизнь, будут вынуждены сводить эти счеты уже между собой и благодаря постановке Гранди сбрасывать маски успешности и ностальгических улыбок и по-настоящему бороться за спасение своих жизней.
Поиски правды в интерпретации режиссера, нарратив для которого сочиняла целая группа сценаристов, в числе которых Клаудия Де Анджелис, автор недавнего "Чудовища", лежат в плоскости убийственных грехов из прошлого, когда по общему молчанию ударяет возвратившимся бумерангом память и заставляет всех еще раз пропустить через себя чувства и личное отношение к погибшему. В интересах Гранди развернуть экранные клише о красивом парне, который не пропускает мимо себя ни одной красотки, но добавить к этому неопределенности и гомоэротической остроты, и предоставить зрителям самим измерять психологическую глубину одинаково изворотливых персонажей. Постановщик выступает свидетелем и строителем деталей и не позволяет себе никаких комментариев относительно происходящего, когда до последнего кадра не ясно окончательно на кого из присутствующих можно повесить большее чувство вины и объявить отпетым мерзавцем. Поскольку лента не избегает комплекса театральности и заигрывания с эстетикой хорроров, то герметичность Гранди делает фильм самодостаточным и не требующим никаких актуализаций. Поэтому "Загадочное убийство" лишено эмпатии к любому из героев и показывает, что цена дружбы и цена собственной жизни оказываются убийственно несравнимыми для каждого из квартета на экране.
Гранди начинает "Загадочное убийство" в соответствии с жанровыми традициями, когда показывает вид сверху на внедорожник, который едет ночью по пустынному шоссе, и волка с интересом наблюдающего за ним. Дизайнер Роберто (Эухенио Франческини, "Безрассудная жизнь", сериал "Великолепные Медичи") с интересом созерцает выставку в художественной галерее, которую устроила известная художница Вероника (Сара Риччи), мать его погибшего друга Алессандро (Лоренцо Цурцоло), и посвятила ее памяти сына. Также на вернисаж пришли врач Микеле (Алессио Лапиче, "Первый король Рима", сериал "Гоморра"), который давно женат и скоро станет отцом, и шеф-повар Джулио (Филиппо Шиккитано, "Почти обыкновенное лето", "Пристегните ремни"), интересующийся спиртными напитками. Диалоги людей, которые когда-то даже слишком хорошо знали друг друга, прерываются монтажной вставкой, где голоса из приемника в автомобиле вещают о надвигающемся на регион сильном похолодании и метели. Молодые мужчины вполне успешны, а память Вероники о сыне выплескивается, кроме картин, еще и в трансляции музыки, которую написал Алессандро. Для героини Риччи тоска по сыну сублимирует вдохновение, но Гранди в вводном акте стремится разместить как можно больше подсказок для зрителя. Когда Вероника обнимает Роберто и задерживается в его объятиях немного дольше обычного, то не возникает сомнений, что между ними, возможно, была чувственная связь, когда еще был жив герой Цурцоло.
Немного опоздавший обаятельный Федерико (Якопо Ольмо Антинори, "Радуга", "Наши мальчики") выглядит излишне простовато для торжественного события, впрочем это не удивительно, в жизни парня, покончившего, по его же словам, с экспериментами по употреблению психоактивных веществ, не осталось ничего, кроме спорта и работы в родительском строительном бизнесе. Очевидно, что смерть Алессандро сильно повлияла на взаимоотношения между теми, кто остался в живых, и для всей четверки дежурные улыбки и похлопывания по плечу больше смахивают на встречу выпускников. Гранди через диалоги и фразы на вернисаже четко обозначает задачу своего проекта: выявить правду при помощи искусственно смоделированной ситуации, где в какой-то момент все выходит из-под контроля. Для этого нужно не так много. Достаточно споить старых друзей во время презентации, привезти их в загородный дом Вероники и запереть без документов и телефонов невыносимыми метеоусловиями внутри, предлагая не просто сыграть в правду, а попытаться выяснить, кто имел больше всех поводов убить Алессандро.
Внешне "Загадочное убийство" Риккардо Гранди размещает ограниченный набор персонажей внутри классической мышеловки в духе Агаты Кристи с элементами "Веревки" Хичкока и закручивает историю, исследуя психологические мотивы и реконструируя воспоминания. Постановщик заставляет при помощи многочисленных ретроспекций взаимодействовать прошлое и настоящее, чтобы восстановить судьбу Алессандро и расставить многочисленные ловушки памяти для запертых внутри просторного шале. Так в углах психологического ринга появляются хороший парень Микеле, одержимый тайной страстью Джулио, вынужденный работать локтями, чтобы пробиться Роберто и слишком много знающий об изнанке жизни Федерико. Дружба, то, что было когда-то топливом для взаимоотношений всех четверых, благодаря Гранди приводится во взаимодействие с тревожным настоящим, когда каждый из присутствующих в кадре борется только за собственную жизнь и старается угрожать оружием и силой для собственного обеления. Практически постоянно герои Франческини, Лапиче, Шиккитано и Антинори показывают зубы и стремятся зайти максимально далеко, потому что беспокойство и страх только за собственную жизнь призраками висят в воздухе и заставляют шевелиться скелеты в шкафу у каждого.
Беззаботность, гедонизм и эгоизм, которые отражает во флэшбэках Лоренцо Цурцоло противопоставляются темному и холодному саспенсу дома с многочисленными видеокамерами и злости его растерянных узников, которые до самой смерти Алессандро с трудом понимали, почему их так привлекает этот харизматичный и щедрый парень. Режиссура Гранди никогда не дает спадать напряжению карающего прошлого, когда знание истины выявляет темные стороны характеров и делает акценты на зависти, алчности и лицемерии. Четверка актеров никогда не дает представление убитых горем лицемерных святош, которые еще раз переживают и восстанавливают в памяти события того трагического дня, напротив, жесткая и иногда даже жестокая манера постановщика превращает локацию в пыточную, где будут звучать выстрелы и литься кровь. Мужчины на грани будут постоянно блуждать, подобно слепцам, внутри серой зоны и при помощи логики и кулаков искать аргументы для обвинения. Постановка Гранди в большей степени напоминает суд, где ротация должностей и ролей будет постоянно производить прокуроров, адвокатов и исполнителей приговоров. Актерская игра убеждает в общей отчужденности и, тем не менее, постоянно делает акценты на дружбе, в самой середине которой всегда находится персонаж Цурцоло. Практически пустой загородный дом Вероники только усиливает общее впечатление как серое и депрессивное место, где по наивности одного из присутствующих вот-вот воссияют истина и справедливость и в истории Алессандро будет навсегда поставлена точка для его матери.
Главная метафора "Загадочного убийства" у Гранди находится в области достижения зрелости через чувство вины, которое буквально приковывает участников квартета друг к другу и заставляет его сделать из Алессандро образцового мученика, не захотевшего идти своей дорогой во взрослом мире. Для этого режиссер при помощи масштабных панорам постоянно противопоставляет беззаботное лето, где все счастливы и полны иллюзий, и суровую снежную зиму, когда за четверкой захлопнулся капкан в красивой занесенной снегом местности. За внешней респектабельностью всех четверых скрываются настоящие темные стороны личностей, настоящие вещи в себе, и основная задача Гранди - постепенно показывать истинные лица под масками и готовить зрителей к неожиданной и весьма циничной развязке. Режиссерское стремление постоянно выйти за рамки жанра и дать хорошо проработанные обобщения, отличающие бурную молодость от правильной зрелости, иллюстрирует, как правило, по большей части игры, в которые играют люди, где правила придумываются и меняются только с точки зрения личных значимости, комфорта и безопасности. Мрачное и постоянно эмоционально взрывающееся расследование Гранди происходит на фоне общего пессимизма четверки. Поэтому "Загадочное убийство" в большей степени становится тем фильмом, где каждый из персонажей переживает по-своему тяжелое время, когда нарастание нуарной угрозы прогрессирует, события и желание переступить черту и совершить еще одно убийство закручиваются все сильнее и сильнее. Работая с командой молодых итальянских актеров, Гранди заявляет о себе как о постановщике, который не просто выявляет идентичность своих персонажей по ходу развития нарратива, а еще и показывает что даже там, где есть фасад благополучия могут расцветать пышным цветом самые мерзкие оттенки борьбы за собственную жалкую жизнь во имя преданной дружбы.
6
,1
2020, Триллеры
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологический триллер "Загадочное убийство" режиссера и сценариста Риккардо Гранди ("Ночные пассажиры", "Вся любовь к миру") является примером разворота современного итальянского кино в сторону международного проката, когда универсальность экранной истории и условность локации позволяют событиям ленты происходить в любой точке земного шара. Постановщик избегает европейской провинциальности, когда показывает столкновение внутри замкнутого пространства четырех абсолютно разных типажей, и при помощи большого количества ретроспекций дает четыре абсолютно разные точки зрения на одни и те же трагические события. Очевидно, что Гранди старается представить зрителям не только пугающий цинизмом криминал внутреннего состояния центральных персонажей, но и вводит новый взгляд на жанр "джалло", добавляя к триллеру отчетливые эротические мотивы у некоторых характеров. Благодаря многочисленным флэшбэкам режиссер еще раз от начала до конца прокручивает одну ночь из жизни молодых парней, полную алкоголя, секса, признаний и запрещенных веществ, чтобы показать, что погибший (Лоренцо Цурцоло, "Под солнцем Риччоне", "Компромиссы молодоженов") был человеком, который как будто бы напрашивался на сведение счетов. Спустя семь лет его повзрослевшие и заматеревшие друзья, которых разбросала жизнь, будут вынуждены сводить эти счеты уже между собой и благодаря постановке Гранди сбрасывать маски успешности и ностальгических улыбок и по-настоящему бороться за спасение своих жизней. Поиски правды в интерпретации режиссера, нарратив для которого сочиняла целая группа сценаристов, в числе которых Клаудия Де Анджелис, автор недавнего "Чудовища", лежат в плоскости убийственных грехов из прошлого, когда по общему молчанию ударяет возвратившимся бумерангом память и заставляет всех еще раз пропустить через себя чувства и личное отношение к погибшему. В интересах Гранди развернуть экранные клише о красивом парне, который не пропускает мимо себя ни одной красотки, но добавить к этому неопределенности и гомоэротической остроты, и предоставить зрителям самим измерять психологическую глубину одинаково изворотливых персонажей. Постановщик выступает свидетелем и строителем деталей и не позволяет себе никаких комментариев относительно происходящего, когда до последнего кадра не ясно окончательно на кого из присутствующих можно повесить большее чувство вины и объявить отпетым мерзавцем. Поскольку лента не избегает комплекса театральности и заигрывания с эстетикой хорроров, то герметичность Гранди делает фильм самодостаточным и не требующим никаких актуализаций. Поэтому "Загадочное убийство" лишено эмпатии к любому из героев и показывает, что цена дружбы и цена собственной жизни оказываются убийственно несравнимыми для каждого из квартета на экране. Гранди начинает "Загадочное убийство" в соответствии с жанровыми традициями, когда показывает вид сверху на внедорожник, который едет ночью по пустынному шоссе, и волка с интересом наблюдающего за ним. Дизайнер Роберто (Эухенио Франческини, "Безрассудная жизнь", сериал "Великолепные Медичи") с интересом созерцает выставку в художественной галерее, которую устроила известная художница Вероника (Сара Риччи), мать его погибшего друга Алессандро (Лоренцо Цурцоло), и посвятила ее памяти сына. Также на вернисаж пришли врач Микеле (Алессио Лапиче, "Первый король Рима", сериал "Гоморра"), который давно женат и скоро станет отцом, и шеф-повар Джулио (Филиппо Шиккитано, "Почти обыкновенное лето", "Пристегните ремни"), интересующийся спиртными напитками. Диалоги людей, которые когда-то даже слишком хорошо знали друг друга, прерываются монтажной вставкой, где голоса из приемника в автомобиле вещают о надвигающемся на регион сильном похолодании и метели. Молодые мужчины вполне успешны, а память Вероники о сыне выплескивается, кроме картин, еще и в трансляции музыки, которую написал Алессандро. Для героини Риччи тоска по сыну сублимирует вдохновение, но Гранди в вводном акте стремится разместить как можно больше подсказок для зрителя. Когда Вероника обнимает Роберто и задерживается в его объятиях немного дольше обычного, то не возникает сомнений, что между ними, возможно, была чувственная связь, когда еще был жив герой Цурцоло. Немного опоздавший обаятельный Федерико (Якопо Ольмо Антинори, "Радуга", "Наши мальчики") выглядит излишне простовато для торжественного события, впрочем это не удивительно, в жизни парня, покончившего, по его же словам, с экспериментами по употреблению психоактивных веществ, не осталось ничего, кроме спорта и работы в родительском строительном бизнесе. Очевидно, что смерть Алессандро сильно повлияла на взаимоотношения между теми, кто остался в живых, и для всей четверки дежурные улыбки и похлопывания по плечу больше смахивают на встречу выпускников. Гранди через диалоги и фразы на вернисаже четко обозначает задачу своего проекта: выявить правду при помощи искусственно смоделированной ситуации, где в какой-то момент все выходит из-под контроля. Для этого нужно не так много. Достаточно споить старых друзей во время презентации, привезти их в загородный дом Вероники и запереть без документов и телефонов невыносимыми метеоусловиями внутри, предлагая не просто сыграть в правду, а попытаться выяснить, кто имел больше всех поводов убить Алессандро. Внешне "Загадочное убийство" Риккардо Гранди размещает ограниченный набор персонажей внутри классической мышеловки в духе Агаты Кристи с элементами "Веревки" Хичкока и закручивает историю, исследуя психологические мотивы и реконструируя воспоминания. Постановщик заставляет при помощи многочисленных ретроспекций взаимодействовать прошлое и настоящее, чтобы восстановить судьбу Алессандро и расставить многочисленные ловушки памяти для запертых внутри просторного шале. Так в углах психологического ринга появляются хороший парень Микеле, одержимый тайной страстью Джулио, вынужденный работать локтями, чтобы пробиться Роберто и слишком много знающий об изнанке жизни Федерико. Дружба, то, что было когда-то топливом для взаимоотношений всех четверых, благодаря Гранди приводится во взаимодействие с тревожным настоящим, когда каждый из присутствующих в кадре борется только за собственную жизнь и старается угрожать оружием и силой для собственного обеления. Практически постоянно герои Франческини, Лапиче, Шиккитано и Антинори показывают зубы и стремятся зайти максимально далеко, потому что беспокойство и страх только за собственную жизнь призраками висят в воздухе и заставляют шевелиться скелеты в шкафу у каждого. Беззаботность, гедонизм и эгоизм, которые отражает во флэшбэках Лоренцо Цурцоло противопоставляются темному и холодному саспенсу дома с многочисленными видеокамерами и злости его растерянных узников, которые до самой смерти Алессандро с трудом понимали, почему их так привлекает этот харизматичный и щедрый парень. Режиссура Гранди никогда не дает спадать напряжению карающего прошлого, когда знание истины выявляет темные стороны характеров и делает акценты на зависти, алчности и лицемерии. Четверка актеров никогда не дает представление убитых горем лицемерных святош, которые еще раз переживают и восстанавливают в памяти события того трагического дня, напротив, жесткая и иногда даже жестокая манера постановщика превращает локацию в пыточную, где будут звучать выстрелы и литься кровь. Мужчины на грани будут постоянно блуждать, подобно слепцам, внутри серой зоны и при помощи логики и кулаков искать аргументы для обвинения. Постановка Гранди в большей степени напоминает суд, где ротация должностей и ролей будет постоянно производить прокуроров, адвокатов и исполнителей приговоров. Актерская игра убеждает в общей отчужденности и, тем не менее, постоянно делает акценты на дружбе, в самой середине которой всегда находится персонаж Цурцоло. Практически пустой загородный дом Вероники только усиливает общее впечатление как серое и депрессивное место, где по наивности одного из присутствующих вот-вот воссияют истина и справедливость и в истории Алессандро будет навсегда поставлена точка для его матери. Главная метафора "Загадочного убийства" у Гранди находится в области достижения зрелости через чувство вины, которое буквально приковывает участников квартета друг к другу и заставляет его сделать из Алессандро образцового мученика, не захотевшего идти своей дорогой во взрослом мире. Для этого режиссер при помощи масштабных панорам постоянно противопоставляет беззаботное лето, где все счастливы и полны иллюзий, и суровую снежную зиму, когда за четверкой захлопнулся капкан в красивой занесенной снегом местности. За внешней респектабельностью всех четверых скрываются настоящие темные стороны личностей, настоящие вещи в себе, и основная задача Гранди - постепенно показывать истинные лица под масками и готовить зрителей к неожиданной и весьма циничной развязке. Режиссерское стремление постоянно выйти за рамки жанра и дать хорошо проработанные обобщения, отличающие бурную молодость от правильной зрелости, иллюстрирует, как правило, по большей части игры, в которые играют люди, где правила придумываются и меняются только с точки зрения личных значимости, комфорта и безопасности. Мрачное и постоянно эмоционально взрывающееся расследование Гранди происходит на фоне общего пессимизма четверки. Поэтому "Загадочное убийство" в большей степени становится тем фильмом, где каждый из персонажей переживает по-своему тяжелое время, когда нарастание нуарной угрозы прогрессирует, события и желание переступить черту и совершить еще одно убийство закручиваются все сильнее и сильнее. Работая с командой молодых итальянских актеров, Гранди заявляет о себе как о постановщике, который не просто выявляет идентичность своих персонажей по ходу развития нарратива, а еще и показывает что даже там, где есть фасад благополучия могут расцветать пышным цветом самые мерзкие оттенки борьбы за собственную жалкую жизнь во имя преданной дружбы.