Роман Брэма Стокера «Дракула» вышел в самом конце XIX века и стал одной из популярнейших книг о вампирах всех времен. Такое яркое произведение не могло пройти мимо внимания зарождавшегося тогда же кинематографа. Первая экранизация романа появилась в 1921 году, и с тех пор главный герой граф Дракула появился в фильмах, сериалах, анимационных лентах и видеоиграх свыше 700 раз. Свои версии истории «главного» вампира в разное время предлагали Вернер Херцог, Френсис Форд Коппола, Роман Полански, Мел Брукс и другие. За более чем 100 лет в кинематографе Дракула становился героем не только хорроров, но и мюзиклов, комедий и даже порнофильмов. Пару лет назад о собственной адаптации захватывающего вампирского эпоса задумался популярный сценарист, продюсер и режиссер Илья Куликов, в чьем активе проекты разных жанров – детективы, драмы, триллеры и комедии.«Я очень люблю роман «Дракула» и экранизацию Копполы, и когда понял, что можно замахнуться на произведение, то, конечно, стало ясно, что это надо делать в рамках комедии, потому что этот жанр дает возможность переосмыслить произведение достаточно безнаказанно, - рассказывает Куликов. - Комедии больше прощается, ты имеешь право что-то поменять, попытаться раскрыть другую идею. И в то же время я хотел, чтобы люди пришли в кинотеатр, отключили голову и просто поугорали, чтобы им было смешно и страшно, а лучше – страшно смешно».В комедийном таланте сценариста Ильи Куликова можно не сомневаться, ведь на его счету такие комедийные блокбастеры ТВ и больших экранов, как «Полицейский с Рублевки», «Мылодрама», дилогия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», которые выстрелили не в последнюю очередь благодаря грамотному кастингу. В случае с «Дракуловым» Куликов решил сделать ставку на Михаила Галустяна и даже не рассматривал на главную роль других кандидатов. «Он – прекрасен, - признается в любви Михаилу Илья. – Прекрасен потому, что, сколько я ни видел работ Миши – от скетчей до больших комедий, – он никогда не пытается смешить, он играет драму».Предварительная работа над проектом пришлась на пандемию, поэтому сам Галустян сначала не обратил никакого внимания на присланный сценарий. «Я тогда подумал: о каких новых проектах может идти речь, когда вообще непонятно, что будет с миром? - признается актер. – Я даже не посмотрел, кто режиссер, о чем это. И вот спустя два месяца опять на меня выходят и спрашивают «а что Вы решили?». Я поднял сценарий, прочитал его взахлеб, понял, насколько это смешно, поэтому надо было обязательно соглашаться». Но Галустяну было важно найти общее видение персонажа с создателями картины, поэтому, прежде чем окончательно согласиться на роль, он встретился с Куликовым. «Как и у любого актера у меня было волнение по поводу того, как играть, как это видит режиссер, - рассказывает Михаил Галустян. - Я задавал Илье логичные вопросы, и меня, конечно, поразило его внутреннее спокойствие, он просто сказал «все будет хорошо!». Меня это напрягло даже в какой-то момент, но потом, уже на первой читке, все само собой действительно встало на свои места».Куликов объясняет свое спокойствие тем, что ему импонирует стиль актерской игры Галустяна. «Миша всегда играл человека с проблемами – и в «Нашей Russia», и в сериале про Бородача, и это было дико смешно, - говорит режиссер. – И когда мы первый раз встретились он спросил: «Илья, как мы это будем делать?», я ему ответил: «Миш, надо вот как ты всегда делаешь – просто играть проблему». «Когда сценарий смешной, не надо ничего усиливать актерской игрой, не надо кривляться, нужно просто донести этот текст, – считает Галустян. – Этого достаточно! Чтобы фильм не превратился в фарс, я действительно на серьезных щах был графом с завышенными амбициями, вокруг которого разыгрываются удивительные ситуации».У графа Дракулова по сценарию действительно немало проблем, это только в понимании обывателя у него легкая жизнь: пей ночами кровь прохожих, а днем спокойно спи в роскошном гробу. «У него тупые помощницы, которые не справляются со своими обязанностями, - перечисляет проблемы героя Галустяна Илья Куликов. - Цыгане, к которым он обратился, сделали ему плохую машину, которая нормально с места сдвинуться не может. Адвокат пытается его обмануть. Проблем только прибавляется и прибавляется, и граф в водовороте этих проблем». Ни у кого из зрителей при просмотре фильмов о вампирах обычно не возникает вопросов, кто же здесь отрицательный персонаж, но авторы «Дракулова» преподносят сюрприз и предлагают нестандартный взгляд на эту историю. «Граф думает, что он злодей, но люди, с которыми ему приходится сталкиваться, оказываются намного меркантильнее и с более низменными чувствами и интересами», - рассказывает Михаил Галустян.Главный антагонист Дракулова – адвокат Петр Смирнов, который вместе со своим старшим партнером Абрамом Семеновичем решает обмануть графа и продать ему под видом роскошного московского особняка… уличный сортир. Но и у самого вампира есть, что скрывать от Петра: он положил глаз на невесту юриста Варвару и сделает все, чтобы добраться до ее юной прелестной шейки. Адвоката сыграл Денис Васильев, известный по сериалам «Бедные родственники», «Однажды в Ростове» и «Курортная полиция». Пробы на участие в «Дракулове» проводила креативный продюсер Аня Мирохина, и Денис был утвержден Ильей Куликовым на роль заочно. Их первая встреча состоялась на съемках другого проекта режиссера – сериала «Подслушано». «Мне, конечно, было интересно, какой он, – вспоминает Васильев. – Мы встретились, Илья сразу говорит: «О, здорово, старик, как дела?». У меня прямо гора с плеч, я понял, что мы на одной волне, все будет по-простому и дружелюбно, без высокомерия. Теперь чувствую, будто мы 100 лет друг друга знаем, друг друга понимаем». Хорошие отношения сложились у Дениса и с партнером, исполнителем главной роли Михаилом Галустяном. «Миша – большая звезда, и не то, чтобы я готовился к чему-то плохому, но готовился, – улыбается Денис Васильев. – У людей такого уровня бывают разные поведенческие нюансы, и было огромным кайфом узнать, что у Галустяна ничего такого нет, никаких ни понтов, ни взглядов свысока. Мы сразу перешли на «ты», не было какой-то дистанции. Искренне говорю, что работать с ним было очень комфортно и приятно по-человечески». Уже в первый же съемочный день актеры должны были сыграть в сцене, которая в буквальном смысле их сблизила. По сюжету граф Дракулов набрасывается на порезанный палец адвоката и высасывает из него кровь. И при съемках этой сцены не было ни дублеров, ни искусственных пальцев, все было реально: Михаил Галустян и палец Дениса Васильева. «Я актер, это – моя профессия, – рассказывает Галустян. – Если я соглашаюсь играть роль, я внимательно читаю сценарий и понимаю, на что иду. У меня нет внутренних беспокойств и переживаний из-за того, что я сосу палец. Я играю вампира, я вживаюсь в образ, значит, кровь должна привлекать мое внимание, поэтому если кровь идет из пальца, я ее сосу». «В первую же смену мы с Мишей сблизились, породнились, – шутит Васильев. – У него на глазах мой палец обработали, я его выставил, отвернулся и понеслось. Миша… Давайте я все-таки буду говорить: «Дракулов»… Дракулов пристыковался к пальцу, сделал свое дело, параллельно мы произнесли свои реплики, он отстыковался, мы снова обработали палец, и так несколько раз».Роль невесты адвоката Вари сыграла Татьяна Бабенкова, которая уже работала с Ильей Куликовым над сериалом «Полицейский с Рублевки». Актриса была рада новой встрече с режиссером: «У Ильи есть замечательное свойство – он всегда дает очень точные задачи. Его понимают все, кто бы с ним ни работал – профессионалы или непрофессионалы. Он всегда знает, что он снимает, что он хочет от тебя, поэтому у актеров не бывает поиска «а как нам быть?..». Ты понимаешь задачу и делаешь». Героиня Татьяны – глуповатая девушка, и актриса шутила, что ей даже не придется ничего играть. «Конечно, я кокетничала, когда говорила коллегам, что мне придется только улыбаться с широко открытыми глазами, – смеется Бабенкова. – Пришлось творчески поискать, как не играть дурочку, а быть ею». Илья Куликов остался доволен актрисой и считает, что она должна быть ему благодарна за такую нестандартную роль. «Сыграть дуру – это же такой кайф! – говорит Куликов. – Тане надо больше таких ролей, где можно раскрепоститься. Она еще наиграется утонченных барышень, а за такую роль как Варя и убить могут от зависти!». С героиней Бабенковой в фильме связано немало комичных ситуаций, некоторые из которых носят довольно пикантный характер, недаром у фильма возрастной рейтинг «16+». То милая дурочка Варя ищет у скелета генитальную косточку, то из эклера ей на лицо выстреливает крем. «Есть сцены действительно очень деликатные, – признается Татьяна. – Но у Ильи талант снимать эти эпизоды непошло и сглаживать углы. Надеюсь, и на экране все будет выглядеть мило, несмотря на двусмысленность».В темных делах графу Дракулову помогают три сексуальные служанки-вампирши, которые готовы выполнять даже самые смелые просьбы своего босса. Их сыграли резидентка Comedy Woman Надя Сысоева, актриса Мария Лисовая и блогер Наташа Краснова. Работа над выбором актрис на эти роли пришлась на период карантина во время первой волны пандемии коронавируса. «Мне очень нравятся самопробы, потому что ты можешь записать несколько дублей и выбрать самый лучший, что, к сожалению, невозможно на живых пробах, потому что нужно отрабатывать сразу, – рассказывает Надя Сысоева. – Я тщательно подготовилась к пробам, надела самое сексуальное платье, естественно, каблуки, ярко накрасилась, то есть так, как я предположила, должна выглядеть вампирша». У Сысоевой в рамках проекта Comedy Woman десятки появлений в ролях девушек легкого поведения, поэтому ее не смутило, что в «Дракулове» ее героиня слишком свободных нравов. «Мне понравился сценарий и понравился юмор, – признается Надя. – И, что важно, моя героиня не поверхностная: она не просто легкодоступная женщина, выполняющая команды своего босса, у нее есть глубина. Она планирует переехать в Лондон, изучает английский, как современная молодежь пользуется иностранными словами в своей речи. В моей героине есть прямой намек на нынешнее молодое поколение, поэтому мне она так интересна».В отличие от Сысоевой актрисе Марии Лисовой посчастливилось получить роль вообще без проб. Оказалось, для этого достаточно просто попросить режиссера: «Мы должны были работать с Ильей на другом проекте, и я во время карантина просто написала ему, как у него дела, и пошутила: «Ну, что, работать-то будем с тобой или нет?», - рассказывает Лисовая. – Он отвечает: «А давай. Я тебя утверждаю на роль. Вот тебе сценарий, читай». Я сначала не поверила, а потом мне на почту пришло сообщение о том, что я утверждена без проб. Я даже это заскринила и выставила в Instagram, подписав «пожалуйста, пусть так будет всегда». Зато именно на героиню Марии приходится наибольшее число бед: в нее и кол втыкают, ей и голову отрубают. «Пока мы снимали, мы очень много всяких вспомнили страшных историй, как на площадке случайно убили актера, например, и я уже просила остановиться, потому что начинала бояться, – смеется Лисовая. – Однажды я пришла на грим, мне говорят «не оборачивайся, сзади твоя голова стоит», конечно, я не выдержала и обернулась! Знаете, как в сказке, говорят нельзя оборачиваться, а ты оборачиваешься. Смотрю, действительно голова, похожа на меня, но как бы мертвая, с закатанными глазами».Третью служанку Дракулова сыграла стендап-комик и блогер из Челябинска Наталья Краснова, для которой «Дракулов» станет первым появлением в кино. «Конечно, я понимаю, что не было никакого продюсера, который сказал: «вот какая Краснова талантливая женщина и прозябает в своем Челябинске, давайте дадим ей роль», – улыбается актриса-дебютантка. – Скорее всего, было так: «У этой Красновой сколько там подписчиков? 2, 3 миллиона? О, эти люди посмотрят наш фильм. Пусть они скажут: «ну, Краснова сыграла хреново», но они посмотрят». Мне кажется, блогеров приглашают не потому, что мы какие-то талантливые, а ради такого шкурного интереса». Работать в кино Наталье понравилось, особенно с командой «Дракулова», у которой был четко построен съемочный процесс. «Съемки – это всегда муть, – признается Краснова. – Когда нам сказали, что съемочный день до 6 утра, мой менеджер предупредила «готовься, значит, работать можете и до 9, и до 10», но удивительно – ровно в 6 утра мы уже были свободны. Илья Куликов – самый быстрый профи в мире. Как человеку, у которого в кадре гнездо на голове, давящее на мозг, и корсет дышать не дает, я была благодарна Илье, что все так быстро и легко».Еще один ключевой персонаж классической истории о Дракуле – непримиримый охотник на вампиров Ван Хельсинг, только в российской комедийной версии зрителей ждет встреча с его сыном Васей, которого сыграл Алексей Золотовицкий. «Я приходил пробоваться к Куликову на другой проект, но потом мне сказали, что тот сериал откладывается, не хочу ли я сыграть Ван Хельсинга, – вспоминает Золотовицкий. – А Ван Хельсинг – это же мечта для меня, человека, который «Дракулу» Копполы смотрел не меньше раз пяти. Я обожаю этот фильм, я обожаю Гари Олдмана. Роль Ван Хельсинга в той адаптации исполнил Энтони Хопкинс, поэтому я, конечно же, играю так, будто мой отец Хопкинс». Правда, «русский сын» бесстрашного борца с вампирами изрядно отличается от своего легендарного родителя. «Граф называет моего персонажа «Ван Хельсинг для бедных», – говорит Алексей. – Он не может с первого раза выбить дверь в туалет, он не может диагностировать, что человек – вампир, а не болен гонореей, и вообще у него ничего не получается, потому что он профессор математики». В других ролях в ленте также снялись Роман Попов («Полицейский с Рублевки», «Девушки бывают разные»), Иван Агапов («За час до рассвета», «ДМБ», «Экипаж») и другие.Действие фильма разворачивается на рубеже XIX-XX веков, и, хотя жанр комедии допускает некоторые вольности, создатели картины со всей серьезностью отнеслись к воссозданию эпохи. Было подобрано несколько десятков локаций, которые отображают Москву столетней давности. Интерьеры снимали непосредственно в исторических зданиях столицы, что добавляло дополнительных сложностей: из-за статуса «памятников архитектуры» художники должны были работать с особой осторожностью, а проводить отдельные работы и вовсе запрещено. Обитель Дракулова сыграл Дом золотопромышленника Стахеева на Новой Басманной, в котором сейчас находится Центральный дом детей железнодорожников. Для нужной мистической атмосферы была использована баллонная паутина, поставки которой из-за пандемии практически сошли на нет. Но продюсерам показалось, что атмосфера запустения не достигнута, и в считанные минуты до начала очередной съемочной смены художники принесли кучу хлама и засохших листьев с улицы. Киношникам пришлось даже выяснять отношения с наблюдателями со стороны объекта, но нужный антураж был достигнут, и в кадре все смотрелось на должном уровне. «Центральный дом детей железнодорожников – одна из самых сложных по декорировке локаций, – рассказывает художник-постановщик Артем Кузьмин. – Там даже нельзя было ничего вешать на стены. Но мы нашли способ подвесить гобелены, иначе голые стены спальни были бы неправдоподобны. Еще одна проблема этой локации – живое освещение свечами. Нам разрешили зажигать одновременно только 28 свечей, которые мы использовали локально, например, на обеденном столе. Так что приходилось добавлять и электрические свечи». Здесь же в ЦДДЖ снимали рабочий камин, но для задач кино невозможно было использовать свет от огня из-за постоянного изменения его динамики. Поэтому пиротехники установили свое оборудование, подключенное к газовому баллону, а художники красиво задекорировали камин дровами.Кроме того, интерьерные съемки проходили в усадьбах Вишнякова и в Середниково.Натурные же съемки было решено провести за пределами Москвы. «Мы не нашли нужных декораций на «Мосфильме», а перекрывать надолго улицы в Москве практически невозможно», – рассказывает Илья Куликов. «В 2012 году я собирала по локациям проект «Бумбараш», – вспоминает креативный продюсер Аня Мирохина. – Нам тоже нужна была старая Москва, и мы тогда объездили половину Белоруссии, города Золотого кольца и остановились на Костроме. И я сказала Илье и нашим художникам: «Воу, воу, воу, нам надо ехать в Кострому!». «Конечно, и в Костроме везде, где мы хотели, снимать нам не разрешили, потому что это все-таки исторический центр, – рассказывает ассистент художника-постановщика Станислав Кондауров. – Но нам удалось договориться снимать на улицах Молочная гора, Симановская и других, а также в полях за пределами Костромы». Даже несмотря на аутентичность костромских улочек, создателям «Дракулова» пришлось приложить усилия, чтобы убрать из кадра приметы XXI века: были демонтированы дорожные знаки и рекламные вывески, дорожное покрытие на первом плане засыпали 25 кубометрами грунта, рамы современных стеклопакетов обклеивали малярным скотчем и вручную расписывали под старину. Но какие-то современные уличные детали спрятать не удалось (например, провода и столбы), поэтому художникам пришлось работать с CGI супервайзером и договариваться, что именно специалисты по компьютерной графике смогут «стереть», а где нужно вместе с оператором придумывать иные ракурсы съемки.Сюжетообразующее строение, сортир, который жулики продают графу под видом особняка, воссоздали в поле в 45 км от Костромы, в поселке Сущево. Здесь же отсняли сцену, которая обязательно запомнится всем зрителям комедии – сцену падения Дракулова в выгребную яму. «Мы измерили рост Миши Галустяна, – рассказывает Станислав Кондауров. – Поняли, что нам достаточно вырыть яму около 2 м глубиной, выложили ее амбарной доской, обшитой пленкой, чтобы вода быстро не уходила. Это в Москве можно заказать горячую воду, и к тебе в течение пары часов приедут цистерны, в Костроме же была только холодная вода. Туда добавили шоколадный колер, который используется в пищевой промышленности, плюс манную и овсяную крупы, чтобы достигнуть нужной консистенции. А в качестве плавающих элементов использовалась монтажная пена, раскрашенная художником». Михаил Галустян облачился в гидрокостюм, поверх него – в одежду своего персонажа и опустился в яму. «Это вовсе не мужество, – говорит Галустян. – Это, мне кажется, наоборот интересно. Каждый раз на съемках я для себя открываю какие-то новые грани, за это и люблю это ремесло».Костюмы для героев комедии было решено не делать полностью историческими, а стилизовать их под рубеж XIX-XX веков. «Наш режиссер давал нам возможности для полета фантазии, – говорит художник по костюмам Полина Лосева. – Мы договорились, что одежда у нас будет на 80% по историческому регламенту, а на 20% – наша выдумка. Поэтому костюмы не назовешь историческими, но и современными тоже». После того как Лосева дала согласие на работу над костюмами «Дракулова» она принципиально отказалась от просмотра вампирских саг и предыдущих экранизаций романа Брэма Стокера. Ей не хотелось повторяться и копировать, и в эскизы она вкладывала только собственные идеи. Для главного героя Лосева придумала образ total black, но режиссер Илья Куликов настоял, чтобы в костюме появился и бордовый цвет – как символ крови. Так у Дракулова появилась бордовая рубаха. «Я смотрела много фотографий того времени, изучила множество референсов, и когда увидела один из плащей, то решила сделать его основой костюма графа, – рассказывает Полина Лосева. – В этом плаще у нас сверху есть вставки ткани, которая имитирует обожженную драконью чешую. Так я хотела достичь эффекта, будто это снятая с жертв человеческая кожа, из которой и пошит плащ». По замыслу режиссера, Дракулов должен был быть с сединой, и художники по гриму придумали ему запоминающуюся деталь – седую прядь, которая органично вписалась в образ.Для Варвары, невесты адвоката, была выбрана кремово-молочно-телесно-бежевая цветовая гамма костюмов. «Варя – это девственная душа, которая не знала ни пороков, ни грехов, соответственно, мы ее облачили во все светлое, невинное и непорочное, – рассказывает Лосева. – И, так как это персонаж воздушный, мы ей сделали наибольшее количество образов, она как любая девочка любит часто менять наряды». Самым запоминающимся станет платье Вари, которое она надевает на бал. «Мне нужно было, чтобы Варя выделялась, поэтому я заведомо сделала ее монохромной, монотонной, у нее даже брошь в цвет платья, – делится художник по костюмам. – Толпу мы одели в цвета Вермеера – пыльные, коричневые, все какие-то темные. И еще один контраст – устрашающий черный у Дракулова и сексуальные декольтированные платья его служанок». Образы последних у Полины Лосевой родились очень быстро: для приспешниц графа она придумала бордово-фиолетово-серую гамму. «У меня в голове возник образ последствия кровавой небесной битвы, оттуда появились эти цвета, и оттуда же – летящие воздушные ткани. Первоначально еще предполагалось, что актрисы, играющие вампирш, будут передвигаться на гироскутерах, и мне казалось, их платья будут красиво летать. Потом от этой идеи отказались, но я нисколько не пожалела о своей придумке. Ну и, конечно, раз девушки с эффектом легкого поведения, то в костюмах много декольте, разрезов, вырезов, прозрачных тканей», – рассказывает Лосева. Также к платьям служанок в качестве аксессуаров художниками были выбраны портупеи, но найти или сделать их под заказ оказалось не так легко. И тогда Полина Лосева вместе со своими помощницами объездила десятки магазинов и рынков, чтобы из множества фурнитуры создать абсолютно оригинальные аксессуары.
Отзывы