Сверхъестественный триллер «Ледяной демон» режиссера и сценариста Ивана Капитонова («Приворот. Черное венчание», «Яга. Кошмар тёмного леса») в очередной раз доказывает, что мифологические архетипы и сюжеты в сочетании с нынешними реальностями могут дать как выход на поверхность разнообразных страхов, так и без всякой иронии демонстрировать иррациональность бытия. Дебютировавший в режиссуре Капитонов отнюдь не стремится быть пророком хорроров в своем отечестве, такая история о зловещем отце (Андрей Марусин), вернувшемся из 10-летнего небытия могла произойти в любой точке мира. Однако постановщику при помощи всего нескольких ярких сюжетных фигур удается создать герметичный мир, где вернувшееся зло будет требовать для себя очередного тела и манипулировать слабостями характеров.
С одной стороны, Капитонов реконструирует любовный треугольник при помощи Ольги Ломоносовой и Алексея Розина и приправляет его ярко выраженным стокгольмским синдромом, с другой - показывает остро очерченное одиночество дочери (Алина Бабак) затерявшегося под снегами папаши. И то, и другое оказываются кровавым и вывернутым до предела представлением, вполне укладывающимся в жанровые традиции фильмов ужасов и находящим свое место в хоррор-вселенной Святослава Подгаевского, одного из соавторов экранной истории, которая имеет очевидные фольклорные корни.
Если абстрагироваться от того, что действие проекта разворачивается среди глухих лесов где-то в заснеженной России, то возвращение демонического тела отца в его прежнюю семью можно ассоциировать с желанием отомстить бывшей жене. Парадоксально, но персонажу Розина, единственному, кто уцелел от мистического жертвоприношения, удается стать воплощением здравого смысла в ленте Капитонова и от характерного антагониста в первом акте выдвинуться на противоположные позиции ближе к кульминации. Вместе с Подгаевским постановщик убежденно формирует новый взгляд на реальность, когда глубинное зло, до конца непонятное и от того еще более жуткое, ищет выходы наружу и стремится уничтожить или подчинить тех, кто оказался поблизости. У Капитонова, имеющего большой продюсерский опыт, есть интуитивное понимание ужаса простых и страшных вещей, которые могут произойти в любой семье, где эмоции берут верх и становятся разрушительным молотом для супругов и их детей. Поэтому «Ледяной демон» выносит на поверхность далекие от обыденности вещи и заставляет задуматься над двойственными смыслами любви, абьюзерства и личной безопасности.
Начало «Ледяного демона» Капитонова имитирует мокьюментари, когда две девушки-туристки, продирающиеся под вечер сквозь метель в глухом лесу, находят давно закоченевший труп мужчины при установке палатки. Уже с первых кадров постановщик показывает, как можно из обычных жанровых клише соорудить нечто такое, что всегда будет напоминать о первородном страхе каждого из нас. Сомнительная находка у Капитонова форсирует жуть, когда одна из девушек просыпается рядом с обезображенным трупом подруги, а закоченевшие и негнущиеся пальцы пытаются расстегнуть молнию на входе в палатку. Ксения (Алина Бабак), живущая вместе с отчимом (Алексей Розин), которого все называют «дядя Миша», и матерью (Ольга Ломоносова) по имени Татьяна, в одиноком двухэтажном доме посреди леса недалеко от мегаполиса, возьмет на себя функции натуры мятущейся и не пасующей перед мистическими и жестокими обстоятельствами. Далеко не случайно Капитонов позволяет проявить решительность героине Бабак буквально в первой же сцене, когда она, спровоцированная Семеном (Глеб Калюжный), пытается выглядеть бесстрашной и играет в «русскую рулетку».
Фигура Миши, твердого и правильного, но так и не ставшего для Ксении семейным авторитетом, будет постоянно подвергаться у постановщика серьезным испытаниям от нервного срыва до попадания в реанимацию. И все бы ничего, но благодаря актерской игре Розина перед зрителями появляется сильный мужчина, который в глубине души явно сожалеет о каком-то старинном поступке. Сама история с девушками у Капитонова получает продолжение в первом акте, одна из них гибнет в лесу, другую привозят с сильными обморожениями в ту же самую больницу, где производят лесной «находки». Очевидно, что авторы максимально форсируют нарратив, и при вскрытии мужского трупа на прозекторском столе из надреза начинает идти кровь. Из диалога между Татьяной и Мишей становится ясно, что их объединяет какая-то общая тайна, ошибка, о которой героиня Ломоносовой вроде бы сильно жалеет.
Телефонный звонок заставляет все семейство спешно собраться и выдвинуться на осмотр, найденного мужчины, который оказывается пропавшим 10 лет назад отцом Ксении и бывшим мужем Татьяны. Удивительно, но у Капитонова как-то особенно быстро замерзший Матвей (Андрей Марусин) оказывается в центре интереса Веры (Александра Черкасова-Служитель), специально прибывшей из столицы для изучения необычного тела. В интерпретации режиссера Татьяной, которая в итоге забирает находящегося в глубокой коме бывшего супруга к себе домой движет острое чувство вины. Она явно продолжает испытывать какие-то чувства, в отличие от дочери, которая уже практически не помнит отца, и Миши, не раскрывающего первоначально, что ему известно о находке намного больше, чем это можно себе представить.
Стужу и снег постановщик делает символами семейного насилия, остро отзывающегося как у героини Ольги Ломоносовой, так и у ее экранной дочери. Все эти постмодернистские проекции страшных сказок на тревожную современность от Подгаевского и его соратников не лишены смысла, потому что через развлекательное кино авторы стараются поговорить о значимых, хотя и доведенных в сюжете до абсолютных крайностей проблемах. Лента Капитонова пугает своей откровенностью, когда показывает, как зло вселившееся в тело Матвея начинает буквально шаг за шагом и метр за метром осваивать территорию семейного дома, когда сквозь открытые окна врываются снежинки, а толстый слой инея делает добротный деревянный особняк похожим на ледяной склеп.
Особая атмосферность, присущая всем работам QS Films и показывающая бессилие современных обывателей перед первородными страхами, в работе Капитонова накрывает людей, которые слишком долго старались закрыть глаза на общую беду и старались забыть. Благодаря нескольким флэшбэкам режиссер показывает, почему Татьяна по-прежнему магически привязана к пропавшему Матвею, оказавшись в состоянии полной эмоциональной зависимости от бывшего мужа она слишком несчастна, но готова к сверхъестественному воспламенению отложенных в глубине души чувств.
Странная находка, так и не разложившееся под действием времени тело, у Капитонова обладает настоящими амбивалентными свойствами, она пробуждает роковую и от того безумную и беспощадную любовь персонажа Ломоносовой, которую раздирает от помешательства и жажды крови, и в то же самое время расставляет все акценты для Ксении, готовой вот-вот пойти по пути материнских ошибок с невротиком Семеном. Стремление режиссера наложить на семейную драму древнее проклятие, взятое из легенд, приводит к смешанному эффекту, труп Матвея, доставленный домой, оказывается тем самым генератором зла, которое сознательно не выдвигается авторами фильма на первый план и без всяких спецэффектов заставляет поверить в происходящее, в избранность тела абьюзера, которое создает безумные вибрации зла в окружающем пространстве и ищет для дальнейших перевоплощений новых адептов.
Во всех смыслах темный «Ледяной демон» Капитонова становится подобен оттаявшему скелету из шкафа. Размороженная плоть Матвея обманывает собственную дочь, когда Ксения пытается поговорить с отцом в астрале при помощи детских кубиков, заставляет нарядиться Татьяну кровавой невестой, а токсичные отношения между персонажами Калюжного и Бабак сделать разнонаправленными по амплитуде эмоции и повторяющими отчасти путь Татьяны. Любителей жесткой логики внутри экранной истории и голосящего правдоподобия при просмотре ждет разочарование: сценарий Капитонова, Подгаевского и Натали Дубовой движется на уровне тщательно проработанных интуитивных решений, когда персонажи по большей части не просто находятся в сложной ситуации, а буквально живут в состоянии аффекта и постоянного ожидания чего-то еще более страшного.
Капитонов снял действительно крепкую работу, которая при просмотре в тишине кинозала или поздним вечером дома, сможет впечатлить особой невыносимостью и безнадегой, разрушая и убивая всех вокруг практически до самого финала. Тем, кто не готов быть добрым и смелым по определению постановщик не оставляет никаких шансов на жизнь, тем самым выстраивая цепь смертей, смысл которой становится очевиден уже только после финальных титров. Уходы в астрал Ксении, приступы бреда и воспоминания о зависимости от жестокости мужа Татьяны и еле сдерживаемый поток ревности Миши резонируют внутри хмурых территорий фильма и еще раз показывают, что для разрушения искусственного счастья всегда надо не так много усилий. Поэтому «Ледяной демон» оказывается в итоге тем самым фильмом, где прожорливая холодная хтонь без больших затруднений демонстрирует власть над стремящимися рационально понять происходящее героями: обезоруживает, шепчет на ушко суицидальные слова, заползает в снах к слабым и ломает сильных. Тот самый случай, когда уцелеют не все, а выжившие еще долго будут кричать по ночам.
5
,7
2021, Россия, Ужасы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный триллер «Ледяной демон» режиссера и сценариста Ивана Капитонова («Приворот. Черное венчание», «Яга. Кошмар тёмного леса») в очередной раз доказывает, что мифологические архетипы и сюжеты в сочетании с нынешними реальностями могут дать как выход на поверхность разнообразных страхов, так и без всякой иронии демонстрировать иррациональность бытия. Дебютировавший в режиссуре Капитонов отнюдь не стремится быть пророком хорроров в своем отечестве, такая история о зловещем отце (Андрей Марусин), вернувшемся из 10-летнего небытия могла произойти в любой точке мира. Однако постановщику при помощи всего нескольких ярких сюжетных фигур удается создать герметичный мир, где вернувшееся зло будет требовать для себя очередного тела и манипулировать слабостями характеров. С одной стороны, Капитонов реконструирует любовный треугольник при помощи Ольги Ломоносовой и Алексея Розина и приправляет его ярко выраженным стокгольмским синдромом, с другой - показывает остро очерченное одиночество дочери (Алина Бабак) затерявшегося под снегами папаши. И то, и другое оказываются кровавым и вывернутым до предела представлением, вполне укладывающимся в жанровые традиции фильмов ужасов и находящим свое место в хоррор-вселенной Святослава Подгаевского, одного из соавторов экранной истории, которая имеет очевидные фольклорные корни. Если абстрагироваться от того, что действие проекта разворачивается среди глухих лесов где-то в заснеженной России, то возвращение демонического тела отца в его прежнюю семью можно ассоциировать с желанием отомстить бывшей жене. Парадоксально, но персонажу Розина, единственному, кто уцелел от мистического жертвоприношения, удается стать воплощением здравого смысла в ленте Капитонова и от характерного антагониста в первом акте выдвинуться на противоположные позиции ближе к кульминации. Вместе с Подгаевским постановщик убежденно формирует новый взгляд на реальность, когда глубинное зло, до конца непонятное и от того еще более жуткое, ищет выходы наружу и стремится уничтожить или подчинить тех, кто оказался поблизости. У Капитонова, имеющего большой продюсерский опыт, есть интуитивное понимание ужаса простых и страшных вещей, которые могут произойти в любой семье, где эмоции берут верх и становятся разрушительным молотом для супругов и их детей. Поэтому «Ледяной демон» выносит на поверхность далекие от обыденности вещи и заставляет задуматься над двойственными смыслами любви, абьюзерства и личной безопасности. Начало «Ледяного демона» Капитонова имитирует мокьюментари, когда две девушки-туристки, продирающиеся под вечер сквозь метель в глухом лесу, находят давно закоченевший труп мужчины при установке палатки. Уже с первых кадров постановщик показывает, как можно из обычных жанровых клише соорудить нечто такое, что всегда будет напоминать о первородном страхе каждого из нас. Сомнительная находка у Капитонова форсирует жуть, когда одна из девушек просыпается рядом с обезображенным трупом подруги, а закоченевшие и негнущиеся пальцы пытаются расстегнуть молнию на входе в палатку. Ксения (Алина Бабак), живущая вместе с отчимом (Алексей Розин), которого все называют «дядя Миша», и матерью (Ольга Ломоносова) по имени Татьяна, в одиноком двухэтажном доме посреди леса недалеко от мегаполиса, возьмет на себя функции натуры мятущейся и не пасующей перед мистическими и жестокими обстоятельствами. Далеко не случайно Капитонов позволяет проявить решительность героине Бабак буквально в первой же сцене, когда она, спровоцированная Семеном (Глеб Калюжный), пытается выглядеть бесстрашной и играет в «русскую рулетку». Фигура Миши, твердого и правильного, но так и не ставшего для Ксении семейным авторитетом, будет постоянно подвергаться у постановщика серьезным испытаниям от нервного срыва до попадания в реанимацию. И все бы ничего, но благодаря актерской игре Розина перед зрителями появляется сильный мужчина, который в глубине души явно сожалеет о каком-то старинном поступке. Сама история с девушками у Капитонова получает продолжение в первом акте, одна из них гибнет в лесу, другую привозят с сильными обморожениями в ту же самую больницу, где производят лесной «находки». Очевидно, что авторы максимально форсируют нарратив, и при вскрытии мужского трупа на прозекторском столе из надреза начинает идти кровь. Из диалога между Татьяной и Мишей становится ясно, что их объединяет какая-то общая тайна, ошибка, о которой героиня Ломоносовой вроде бы сильно жалеет. Телефонный звонок заставляет все семейство спешно собраться и выдвинуться на осмотр, найденного мужчины, который оказывается пропавшим 10 лет назад отцом Ксении и бывшим мужем Татьяны. Удивительно, но у Капитонова как-то особенно быстро замерзший Матвей (Андрей Марусин) оказывается в центре интереса Веры (Александра Черкасова-Служитель), специально прибывшей из столицы для изучения необычного тела. В интерпретации режиссера Татьяной, которая в итоге забирает находящегося в глубокой коме бывшего супруга к себе домой движет острое чувство вины. Она явно продолжает испытывать какие-то чувства, в отличие от дочери, которая уже практически не помнит отца, и Миши, не раскрывающего первоначально, что ему известно о находке намного больше, чем это можно себе представить. Стужу и снег постановщик делает символами семейного насилия, остро отзывающегося как у героини Ольги Ломоносовой, так и у ее экранной дочери. Все эти постмодернистские проекции страшных сказок на тревожную современность от Подгаевского и его соратников не лишены смысла, потому что через развлекательное кино авторы стараются поговорить о значимых, хотя и доведенных в сюжете до абсолютных крайностей проблемах. Лента Капитонова пугает своей откровенностью, когда показывает, как зло вселившееся в тело Матвея начинает буквально шаг за шагом и метр за метром осваивать территорию семейного дома, когда сквозь открытые окна врываются снежинки, а толстый слой инея делает добротный деревянный особняк похожим на ледяной склеп. Особая атмосферность, присущая всем работам QS Films и показывающая бессилие современных обывателей перед первородными страхами, в работе Капитонова накрывает людей, которые слишком долго старались закрыть глаза на общую беду и старались забыть. Благодаря нескольким флэшбэкам режиссер показывает, почему Татьяна по-прежнему магически привязана к пропавшему Матвею, оказавшись в состоянии полной эмоциональной зависимости от бывшего мужа она слишком несчастна, но готова к сверхъестественному воспламенению отложенных в глубине души чувств. Странная находка, так и не разложившееся под действием времени тело, у Капитонова обладает настоящими амбивалентными свойствами, она пробуждает роковую и от того безумную и беспощадную любовь персонажа Ломоносовой, которую раздирает от помешательства и жажды крови, и в то же самое время расставляет все акценты для Ксении, готовой вот-вот пойти по пути материнских ошибок с невротиком Семеном. Стремление режиссера наложить на семейную драму древнее проклятие, взятое из легенд, приводит к смешанному эффекту, труп Матвея, доставленный домой, оказывается тем самым генератором зла, которое сознательно не выдвигается авторами фильма на первый план и без всяких спецэффектов заставляет поверить в происходящее, в избранность тела абьюзера, которое создает безумные вибрации зла в окружающем пространстве и ищет для дальнейших перевоплощений новых адептов. Во всех смыслах темный «Ледяной демон» Капитонова становится подобен оттаявшему скелету из шкафа. Размороженная плоть Матвея обманывает собственную дочь, когда Ксения пытается поговорить с отцом в астрале при помощи детских кубиков, заставляет нарядиться Татьяну кровавой невестой, а токсичные отношения между персонажами Калюжного и Бабак сделать разнонаправленными по амплитуде эмоции и повторяющими отчасти путь Татьяны. Любителей жесткой логики внутри экранной истории и голосящего правдоподобия при просмотре ждет разочарование: сценарий Капитонова, Подгаевского и Натали Дубовой движется на уровне тщательно проработанных интуитивных решений, когда персонажи по большей части не просто находятся в сложной ситуации, а буквально живут в состоянии аффекта и постоянного ожидания чего-то еще более страшного. Капитонов снял действительно крепкую работу, которая при просмотре в тишине кинозала или поздним вечером дома, сможет впечатлить особой невыносимостью и безнадегой, разрушая и убивая всех вокруг практически до самого финала. Тем, кто не готов быть добрым и смелым по определению постановщик не оставляет никаких шансов на жизнь, тем самым выстраивая цепь смертей, смысл которой становится очевиден уже только после финальных титров. Уходы в астрал Ксении, приступы бреда и воспоминания о зависимости от жестокости мужа Татьяны и еле сдерживаемый поток ревности Миши резонируют внутри хмурых территорий фильма и еще раз показывают, что для разрушения искусственного счастья всегда надо не так много усилий. Поэтому «Ледяной демон» оказывается в итоге тем самым фильмом, где прожорливая холодная хтонь без больших затруднений демонстрирует власть над стремящимися рационально понять происходящее героями: обезоруживает, шепчет на ушко суицидальные слова, заползает в снах к слабым и ломает сильных. Тот самый случай, когда уцелеют не все, а выжившие еще долго будут кричать по ночам.