В августе в кинопрокат вышла третья часть популярной пародии на «бондиану» под названием «Агент 117: Из Африки с любовью» /2021/, одарившая Пьера Нине партией шпиона по имени Серж с кодовым наименованием 1001, которого как раз пытается разыскать доблестный Юбер Бониссер де ля Бат в исполнении Жана Дюжардена. А спустя примерно месяц состоялась премьера триллера Яна (правильнее – Янна, с двумя «н») Гозлана, где артисту досталась уже главная роль. Фильм вызвал ажиотаж у французских зрителей (1), что лишний раз подтвердило «звёздный» статус ведущего исполнителя. Немного досадно за Пьера, добившегося заметных успехов и на сценических подмостках (прежде всего в труппе легендарного репертуарного театра «Комеди Франсез»), и в кинематографе, но пока известного за границей, в том числе в России, сравнительно мало. Нине славится исключительно скрупулёзным подходом к работе (допустим, основательно изучал игру на скрипке и немецкий язык для драмы «Франц» /2016/). В «Чёрном ящике» он придерживается сдержанной, интеллигентной, скупой на эмоции манеры существования на экране, но при этом ни секунды не сомневаешься, что перед нами – не просто бывалый сотрудник Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), а настоящий энтузиаст своего дела. Матьё Вассёр, конечно, не застрахован от ошибок, когда излишне полагается на интуицию, зато нацелен на результат – и точно на при каких обстоятельствах не поставит подпись под отчётом, если не уверен, что досконально изучил содержимое бортового самописца и отработал все уместные гипотезы.
Режиссёр, хотя и начинавший с создания экспериментальных короткометражек («Эхо» /2007/ даже отметили на международном кинофестивале в Жерармере), быстро нашёл себя в хоррорах и триллерах. Помимо опыта, накопленного на собственных постановках (включая «Идеального мужчину» /2015/, также с участием Пьера Нине), Гозлан наверняка много полезного перенял у мэтра Романа Полански, выступив ассоциированным продюсером на экранизации романа Дельфин де Виган «Основано на реальных событиях» /2017/. Вот и на сей раз на сеансе не покидает схожее ощущение – что сценаристы (Ян привлёк к сотрудничеству Симона Мутеру, Жереми Гуэса и… Николя Буве-Леврара, признанного специалиста по монтажу звука) отталкивались от какого-то подлинного происшествия, пусть и не получившего широкой огласки в прессе. Вместе с тем скрупулёзность в показе службы Вассёра с товарищами, пытающихся установить причины очередной авиакатастрофы, приведшей к гибели нескольких сотен человек (пассажиров и членов экипажа авиалайнера), на удивление не кажется скучной. По мере того, как Матьё углубляется в анализ данных так называемого «чёрного ящика», благополучно извлечённого из-под обломков, возникают новые вопросы – и, соответственно, нарастает саспенс, не отпускающий вплоть до развязки.
Кинематографисты, надо полагать, вполне сознательно избегают сенсационности – не обещают ни грандиозного зрелища, ни громких разоблачений. Деятельность бюро является в общем-то рутинной (во всяком случае в представлении сторонних наблюдателей), и даже особо важные задания мало напоминают расследования уголовных дел, проводимые правоохранительными органами. Будни рядовых полицейских можно при желании показать куда эффектнее – назовём для примера хотя бы «Чёрную полосу» /2018/. В какой-то момент Матьё, правда, приходится оторваться от компьютера и лично пообщаться с людьми (родственниками жертв, экспертами и т.д.), что должно помочь пролить свет на тайну, но и это не идёт ни в какое сравнение с обязанностями касселевского комиссара Франсуа Висконти. Не будет никаких перестрелок и драк, а погоня сведётся к дистанционному взлому электронной системы управления автомобилем, что позволит устранить неугодного индивида, как говорится, без шума и пыли. Тем не менее ленты Гозлана и того же Эрика Зонки обнаруживают гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд.
Вассёр, как ни крути, живёт в том же социуме, что Висконти, хотя и не сталкивается ежедневно с разгулом криминала. Как следствие, неудивительно, что поначалу он тоже покупается на «очевидную» версию террористического акта, совершённого исламистом-смертником, проникшим в кабину пилотов. К несчастью для организаторов, Матьё оказывается из тех, кто не верит глазам (и ещё ушам) своим, а зрит в корень. Но дело не только в выработавшейся привычке непременно докапываться до сути явлений. Не только в накопленных профессиональных знаниях и навыках или, скажем, в доступе к конфиденциальным материалам, принесённым домой женой Ноэми (между прочим, актриса Лу де Лааж уже встречалась с Нине на съёмочной площадке на заре карьеры – в романтической комедии «Люблю смотреть на девушек» /2011/), занимающейся системами безопасности на воздушных лайнерах. Бескомпромиссный эксперт старается не забывать, что специфика его работы как таковая предполагает наличие конфликтов – конфликтов, которые принимают самые разные формы. Это может быть и глухое недовольство лётчиков стремлением несостоявшегося (не прошедшего по здоровью) авиатора выискивать в любых внештатных ситуациях ошибки личного состава, и кое-что серьёзнее. Без следования принципу искать потенциальных виновников прежде всего среди тех, кому выгодно сокрытие фактов, Вассёр бы, наверное, не разгадал подсказок, оставленных пропавшим без вести коллегой.
Не последнюю роль в коммерческом успехе фильма Гозлана сыграла острота внешне негромкого обличительного посыла, поскольку конкретный случай (не такой уж маловероятный, даже если целиком выдуман авторами) служит поводом для раскрытия тех теневых законов, по каким функционирует авиационная промышленность Западной Европы – да и современная капиталистическая экономика в целом. Продажность чиновников необязательно тотальная – и, скажем, актёр-ветеран Андре Дюссолье воплощает убедительный образ Филиппа Ренье, начальника Матьё, готового идти навстречу дотошному подчинённому при наличии мало-мальски веских аргументов. Зачастую и не требуется подкупать всех – достаточно найти брешь, лазейку, слабое звено, что для обладателей баснословных состояний является делом техники. Вместе с тем Ян ставит вопрос шире – по сути, в философском ключе. Ведь и Вассёр истово верит, что сумеет восстановить по косвенным данным картину того, что произошло на борту пассажирского самолёта, собрав по крупицам информацию и… мысленно перенесясь в салон незадолго до аварии. Здесь нелишне вспомнить, что американцы Фрэнсис Форд Коппола (в «Разговоре» /1974/) и Брайан Де Пальма (в «Проколе» /1981/), рассказывая отчасти близкие истории, приходили к неутешительному выводу: истина если и не совсем непостижима, то точно – никогда не будет предана гласности, так как сильные мира сего держат окружающую реальность под жёстким контролем. Однако трактовка французского режиссёра не столь пессимистична. Мир действительно легко уподобить «чёрному ящику» – системе, внутреннее устройство и механизм работы которой неизвестны (как минимум, очень сложны). Но, судя по богатой практике применения соответствующего метода в науках, из этого отнюдь не вытекает тезис о непознаваемости бытия. Ещё древний мудрец Сократ проницательно заметил, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным».
_______
1 – На текущий момент аудитория составила величину порядка 1,17 миллиона человек; у комедии Николя Бедоса данный показатель ещё выше.
8
,2
2021, Детективы
129 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В августе в кинопрокат вышла третья часть популярной пародии на «бондиану» под названием «Агент 117: Из Африки с любовью» /2021/, одарившая Пьера Нине партией шпиона по имени Серж с кодовым наименованием 1001, которого как раз пытается разыскать доблестный Юбер Бониссер де ля Бат в исполнении Жана Дюжардена. А спустя примерно месяц состоялась премьера триллера Яна (правильнее – Янна, с двумя «н») Гозлана, где артисту досталась уже главная роль. Фильм вызвал ажиотаж у французских зрителей (1), что лишний раз подтвердило «звёздный» статус ведущего исполнителя. Немного досадно за Пьера, добившегося заметных успехов и на сценических подмостках (прежде всего в труппе легендарного репертуарного театра «Комеди Франсез»), и в кинематографе, но пока известного за границей, в том числе в России, сравнительно мало. Нине славится исключительно скрупулёзным подходом к работе (допустим, основательно изучал игру на скрипке и немецкий язык для драмы «Франц» /2016/). В «Чёрном ящике» он придерживается сдержанной, интеллигентной, скупой на эмоции манеры существования на экране, но при этом ни секунды не сомневаешься, что перед нами – не просто бывалый сотрудник Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), а настоящий энтузиаст своего дела. Матьё Вассёр, конечно, не застрахован от ошибок, когда излишне полагается на интуицию, зато нацелен на результат – и точно на при каких обстоятельствах не поставит подпись под отчётом, если не уверен, что досконально изучил содержимое бортового самописца и отработал все уместные гипотезы. Режиссёр, хотя и начинавший с создания экспериментальных короткометражек («Эхо» /2007/ даже отметили на международном кинофестивале в Жерармере), быстро нашёл себя в хоррорах и триллерах. Помимо опыта, накопленного на собственных постановках (включая «Идеального мужчину» /2015/, также с участием Пьера Нине), Гозлан наверняка много полезного перенял у мэтра Романа Полански, выступив ассоциированным продюсером на экранизации романа Дельфин де Виган «Основано на реальных событиях» /2017/. Вот и на сей раз на сеансе не покидает схожее ощущение – что сценаристы (Ян привлёк к сотрудничеству Симона Мутеру, Жереми Гуэса и… Николя Буве-Леврара, признанного специалиста по монтажу звука) отталкивались от какого-то подлинного происшествия, пусть и не получившего широкой огласки в прессе. Вместе с тем скрупулёзность в показе службы Вассёра с товарищами, пытающихся установить причины очередной авиакатастрофы, приведшей к гибели нескольких сотен человек (пассажиров и членов экипажа авиалайнера), на удивление не кажется скучной. По мере того, как Матьё углубляется в анализ данных так называемого «чёрного ящика», благополучно извлечённого из-под обломков, возникают новые вопросы – и, соответственно, нарастает саспенс, не отпускающий вплоть до развязки. Кинематографисты, надо полагать, вполне сознательно избегают сенсационности – не обещают ни грандиозного зрелища, ни громких разоблачений. Деятельность бюро является в общем-то рутинной (во всяком случае в представлении сторонних наблюдателей), и даже особо важные задания мало напоминают расследования уголовных дел, проводимые правоохранительными органами. Будни рядовых полицейских можно при желании показать куда эффектнее – назовём для примера хотя бы «Чёрную полосу» /2018/. В какой-то момент Матьё, правда, приходится оторваться от компьютера и лично пообщаться с людьми (родственниками жертв, экспертами и т.д.), что должно помочь пролить свет на тайну, но и это не идёт ни в какое сравнение с обязанностями касселевского комиссара Франсуа Висконти. Не будет никаких перестрелок и драк, а погоня сведётся к дистанционному взлому электронной системы управления автомобилем, что позволит устранить неугодного индивида, как говорится, без шума и пыли. Тем не менее ленты Гозлана и того же Эрика Зонки обнаруживают гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Вассёр, как ни крути, живёт в том же социуме, что Висконти, хотя и не сталкивается ежедневно с разгулом криминала. Как следствие, неудивительно, что поначалу он тоже покупается на «очевидную» версию террористического акта, совершённого исламистом-смертником, проникшим в кабину пилотов. К несчастью для организаторов, Матьё оказывается из тех, кто не верит глазам (и ещё ушам) своим, а зрит в корень. Но дело не только в выработавшейся привычке непременно докапываться до сути явлений. Не только в накопленных профессиональных знаниях и навыках или, скажем, в доступе к конфиденциальным материалам, принесённым домой женой Ноэми (между прочим, актриса Лу де Лааж уже встречалась с Нине на съёмочной площадке на заре карьеры – в романтической комедии «Люблю смотреть на девушек» /2011/), занимающейся системами безопасности на воздушных лайнерах. Бескомпромиссный эксперт старается не забывать, что специфика его работы как таковая предполагает наличие конфликтов – конфликтов, которые принимают самые разные формы. Это может быть и глухое недовольство лётчиков стремлением несостоявшегося (не прошедшего по здоровью) авиатора выискивать в любых внештатных ситуациях ошибки личного состава, и кое-что серьёзнее. Без следования принципу искать потенциальных виновников прежде всего среди тех, кому выгодно сокрытие фактов, Вассёр бы, наверное, не разгадал подсказок, оставленных пропавшим без вести коллегой. Не последнюю роль в коммерческом успехе фильма Гозлана сыграла острота внешне негромкого обличительного посыла, поскольку конкретный случай (не такой уж маловероятный, даже если целиком выдуман авторами) служит поводом для раскрытия тех теневых законов, по каким функционирует авиационная промышленность Западной Европы – да и современная капиталистическая экономика в целом. Продажность чиновников необязательно тотальная – и, скажем, актёр-ветеран Андре Дюссолье воплощает убедительный образ Филиппа Ренье, начальника Матьё, готового идти навстречу дотошному подчинённому при наличии мало-мальски веских аргументов. Зачастую и не требуется подкупать всех – достаточно найти брешь, лазейку, слабое звено, что для обладателей баснословных состояний является делом техники. Вместе с тем Ян ставит вопрос шире – по сути, в философском ключе. Ведь и Вассёр истово верит, что сумеет восстановить по косвенным данным картину того, что произошло на борту пассажирского самолёта, собрав по крупицам информацию и… мысленно перенесясь в салон незадолго до аварии. Здесь нелишне вспомнить, что американцы Фрэнсис Форд Коппола (в «Разговоре» /1974/) и Брайан Де Пальма (в «Проколе» /1981/), рассказывая отчасти близкие истории, приходили к неутешительному выводу: истина если и не совсем непостижима, то точно – никогда не будет предана гласности, так как сильные мира сего держат окружающую реальность под жёстким контролем. Однако трактовка французского режиссёра не столь пессимистична. Мир действительно легко уподобить «чёрному ящику» – системе, внутреннее устройство и механизм работы которой неизвестны (как минимум, очень сложны). Но, судя по богатой практике применения соответствующего метода в науках, из этого отнюдь не вытекает тезис о непознаваемости бытия. Ещё древний мудрец Сократ проницательно заметил, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным». _______ 1 – На текущий момент аудитория составила величину порядка 1,17 миллиона человек; у комедии Николя Бедоса данный показатель ещё выше.