Не успел ещё огонь взрыва мощной ракеты испепелить Джеймса Бонда (премьера фильма с ироничным названием «Не время умирать» /2021/ состоялась осенью 2021-го года), как Гай Ричи приступил к съёмкам другого боевика о секретных агентах, состоящих на службе Её Величества и, как нетрудно догадаться, тоже наделённых правом на убийство. Уже экспозиция «Операции «Фортуна»: искусства побеждать» выдаёт амбициозное желание создателей занять то самое свято место, которое – в соответствии с известной поговоркой – пусто не бывает. Форчун, Орсон Форчун (1) не уступит знаменитому коллеге не только в профессионализме, в сообразительности, во владении оружием и приёмами рукопашного боя, но и в стремлении получать от жизни все возможные удовольствия по высшему разряду, в идеале – за счёт налогоплательщиков. На сеансе даже напрашивается мысль, что режиссёр вознамерился взять реванш за недостаточно хорошо (в коммерческом отношении) принятый римейк старого телесериала про «агентов А.Н.К.Л.», где куратором соперничающих, а затем объединяющих усилия советского и американского разведчиков неожиданно – в финале – выступал директор УМВР Великобритании Уэверли.
Пока сложно сказать, получится ли запустить ещё один долгоиграющий киноцикл наподобие бондианы (или хотя бы голливудской «Миссии: невыполнима» /1996/, возродившей подзабытое телевизионное шоу, с россыпью сиквелов). На мой взгляд, картина несколько уступает двум предшествовавшим работам Ричи («Джентльмены» /1978/ и «Гнев человеческий» /2021/), наведшим на радостные мысли о том, что Гай переживает новый творческий подъём в своей карьере. Тем не менее рука мастера чувствуется с первых же кадров пролога, когда Нейтан Джэзмин спешит ни свет ни заря в кабинет к шефу, – и звук мерных шагов разносится по пустым помещениям казённого учреждения. Режиссёр, писавший сценарий вместе с Айваном Эткинсоном и Марном Дэвисом, позаботился об обилии непредсказуемых сюжетных поворотов – и постарался, чтобы остроумные реплики не терялись на фоне стрельбы и погонь. Ему вновь удалось выдержать собственный, мгновенно узнаваемый стиль, чего не скажешь, например, про «Красное уведомление» /2021/, выглядящее неплохим, но слишком уж безликим, усреднённым зрелищем. Кстати, на съёмки «Операции «Фортуна»: искусства побеждать» ушло заметно меньше денег ($130 млн., по имеющимся данным), чем получил в распоряжение Роусон Маршалл Тёрбер.
Джейсон Стэтхэм, ангажированный Ричи в пятый раз, не стесняется эксплуатировать давно сложившийся имидж: он и «перевозчика» Фрэнка играл плюс-минус также, и Декарда Шоу, и даже Рика Форда в пародийном «Шпионе» /2015/. Однако авторы почти сразу дают понять, что относятся к жанровым канонам не без издёвки. Уже то, что руководство разведывательных органов Соединённого Королевства не знает, что конкретно было похищено в ходе дерзкого ограбления (и заметания следов взрывом), поневоле отдаёт абсурдом. Естественно, под кодовым наименованием «Титан» скрывается типичный хичкоковский макгаффин, причём всплывающая в какой-то момент версия о том, что сыр-бор разгорелся из-за партии стрелкового оружия стоимостью в несколько десятков миллионов долларов сразу внушает подозрения: по нынешним временам – слишком низкие ставки… На поверку цена вопроса оказывается гораздо выше (двадцать миллиардов), а похищенное устройство способно обеспечить хаос мира XXI века, основательно завязанного на цифровые технологии, что приведёт к баснословному росту стоимости золота. Ни дать ни взять – современные продолжатели дела Голдфингера, доставившего изрядное беспокойство Джеймсу, покусившись на Форт-Нокс! Но и это, по большому счёту, служит лишь дополнительной приманкой для аудитории.
Ричи раскрывает карты под занавес, притом в третий раз (после упомянутых выше «Агентов А.Н.К.Л.» и «Джентльменов») – благодаря Хью Гранту. Актёр, не без оснований воспринимаемый ходячим воплощением английского интеллигента, с удовольствием изображает Грега Симмондса, сколотившего состояние на теневых сделках и отнюдь не желающего оставаться в дураках. Он с готовностью преподаёт Дэнни Франческо мастер-класс по ведению жёстких переговоров, в которых главным доводом становится… выверенный до секунды (почти до секунды) ракетный удар. Вот только делает это магнат с двойным расчётом, не только выполняя условия соглашения (и далеко не по собственной воле), но и позволяя собрать материал для роли кумиру с «фабрики грёз». Эпилог, когда лицедей честно перевоплотился в образ Грега и пытается повторить эффектный жест перед включённой камерой (как обычно, не обходится без технических накладок), Гай словно подмигивает зрителю, намекая на условность, невсамделишность поведанной истории. Разумеется, все, кто сидит в кинотеатре, прекрасно понимают, что на пару часов отдались во власть теперь уже не целлулоидных, а цифровых иллюзий. Правда, не могу не оговориться, что Джош Хартнетт ныне не кажется подходящим для партии «суперзвезды»: пятнадцатью-двадцатью годами ранее вопросов бы не возникло, но… постепенно былая харизма изрядно померкла, увы. На втором плане в «Гневе человеческом» артист выглядел предпочтительнее.
В локализованном российском варианте названия подзаголовок перевели, как «искусство побеждать», но в оригинале использовано выражение «ruse de guerre», означающее ‘военную хитрость’, ‘введение в заблуждение’, ‘дезинформацию’. Да, курируемой Джэсмином команде приходится вдосталь поучаствовать в потасовках и перестрелках, однако основной упор сделан на интеллектуальную составляющую. Если немного упростить пафос фильма, фортуна – на стороне умных. Орсон, американка Сара Фидел, стремительно набирающийся опыта Джей. Джей. доказывают, что не уступят Нейтану в прозорливости и умении анализировать ситуацию. В общем-то им не составляет труда разыграть хитроумную комбинацию, обведя округ пальца Симмондса и его секретных контрагентов. Но… это было бы слишком просто, если вспомнить, какие ставки на кону. Конечно, и в продолжительной карьере Джеймса Бонда возникали разные непредвиденные обстоятельства, бывало даже, что приходилось действовать нелегально, в том числе – против родной MI-6. Вместе с тем с коллегами (в частности, из ЦРУ) чаще приходилось сотрудничать. Здесь же – практически с самого начала перебегают дорогу соперники, вроде бы преследующие ту же цель, путаясь под ногами и подбрасывая проблемы. Как же так?
Оставим зрителям возможность насладиться развязкой, но всё же нельзя не заметить, с какой настойчивостью Гай Ричи акцентирует внимание на ренегатстве, совершаемом теми, кто стоит на страже государства и общества. Одно дело – использовать служебное положение по мелочи: от отдыха на дорогих курортах до реализации на чёрном рынке драгоценностей, прикарманенных в ходе операции. И совсем другое – затеять самостоятельную игру ради извлечения персональной выгоды, без оглядки на присягу, товарищей, совесть, наконец. Любопытно, что рабочим названием фильма был вариант «Пять глаз», намекающий на разведывательный альянс США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Не иначе как ближайшим союзникам по НАТО готовилось послание, формулируемое чётко и угрожающе: не предай!
_______
1 – Фамилия в дословном переводе как раз означает ‘фортуна’, а также ‘везение’, ‘богатство’, ‘состояние’.
7
,9
2023, США, Боевики
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не успел ещё огонь взрыва мощной ракеты испепелить Джеймса Бонда (премьера фильма с ироничным названием «Не время умирать» /2021/ состоялась осенью 2021-го года), как Гай Ричи приступил к съёмкам другого боевика о секретных агентах, состоящих на службе Её Величества и, как нетрудно догадаться, тоже наделённых правом на убийство. Уже экспозиция «Операции «Фортуна»: искусства побеждать» выдаёт амбициозное желание создателей занять то самое свято место, которое – в соответствии с известной поговоркой – пусто не бывает. Форчун, Орсон Форчун (1) не уступит знаменитому коллеге не только в профессионализме, в сообразительности, во владении оружием и приёмами рукопашного боя, но и в стремлении получать от жизни все возможные удовольствия по высшему разряду, в идеале – за счёт налогоплательщиков. На сеансе даже напрашивается мысль, что режиссёр вознамерился взять реванш за недостаточно хорошо (в коммерческом отношении) принятый римейк старого телесериала про «агентов А.Н.К.Л.», где куратором соперничающих, а затем объединяющих усилия советского и американского разведчиков неожиданно – в финале – выступал директор УМВР Великобритании Уэверли. Пока сложно сказать, получится ли запустить ещё один долгоиграющий киноцикл наподобие бондианы (или хотя бы голливудской «Миссии: невыполнима» /1996/, возродившей подзабытое телевизионное шоу, с россыпью сиквелов). На мой взгляд, картина несколько уступает двум предшествовавшим работам Ричи («Джентльмены» /1978/ и «Гнев человеческий» /2021/), наведшим на радостные мысли о том, что Гай переживает новый творческий подъём в своей карьере. Тем не менее рука мастера чувствуется с первых же кадров пролога, когда Нейтан Джэзмин спешит ни свет ни заря в кабинет к шефу, – и звук мерных шагов разносится по пустым помещениям казённого учреждения. Режиссёр, писавший сценарий вместе с Айваном Эткинсоном и Марном Дэвисом, позаботился об обилии непредсказуемых сюжетных поворотов – и постарался, чтобы остроумные реплики не терялись на фоне стрельбы и погонь. Ему вновь удалось выдержать собственный, мгновенно узнаваемый стиль, чего не скажешь, например, про «Красное уведомление» /2021/, выглядящее неплохим, но слишком уж безликим, усреднённым зрелищем. Кстати, на съёмки «Операции «Фортуна»: искусства побеждать» ушло заметно меньше денег ($130 млн., по имеющимся данным), чем получил в распоряжение Роусон Маршалл Тёрбер. Джейсон Стэтхэм, ангажированный Ричи в пятый раз, не стесняется эксплуатировать давно сложившийся имидж: он и «перевозчика» Фрэнка играл плюс-минус также, и Декарда Шоу, и даже Рика Форда в пародийном «Шпионе» /2015/. Однако авторы почти сразу дают понять, что относятся к жанровым канонам не без издёвки. Уже то, что руководство разведывательных органов Соединённого Королевства не знает, что конкретно было похищено в ходе дерзкого ограбления (и заметания следов взрывом), поневоле отдаёт абсурдом. Естественно, под кодовым наименованием «Титан» скрывается типичный хичкоковский макгаффин, причём всплывающая в какой-то момент версия о том, что сыр-бор разгорелся из-за партии стрелкового оружия стоимостью в несколько десятков миллионов долларов сразу внушает подозрения: по нынешним временам – слишком низкие ставки… На поверку цена вопроса оказывается гораздо выше (двадцать миллиардов), а похищенное устройство способно обеспечить хаос мира XXI века, основательно завязанного на цифровые технологии, что приведёт к баснословному росту стоимости золота. Ни дать ни взять – современные продолжатели дела Голдфингера, доставившего изрядное беспокойство Джеймсу, покусившись на Форт-Нокс! Но и это, по большому счёту, служит лишь дополнительной приманкой для аудитории. Ричи раскрывает карты под занавес, притом в третий раз (после упомянутых выше «Агентов А.Н.К.Л.» и «Джентльменов») – благодаря Хью Гранту. Актёр, не без оснований воспринимаемый ходячим воплощением английского интеллигента, с удовольствием изображает Грега Симмондса, сколотившего состояние на теневых сделках и отнюдь не желающего оставаться в дураках. Он с готовностью преподаёт Дэнни Франческо мастер-класс по ведению жёстких переговоров, в которых главным доводом становится… выверенный до секунды (почти до секунды) ракетный удар. Вот только делает это магнат с двойным расчётом, не только выполняя условия соглашения (и далеко не по собственной воле), но и позволяя собрать материал для роли кумиру с «фабрики грёз». Эпилог, когда лицедей честно перевоплотился в образ Грега и пытается повторить эффектный жест перед включённой камерой (как обычно, не обходится без технических накладок), Гай словно подмигивает зрителю, намекая на условность, невсамделишность поведанной истории. Разумеется, все, кто сидит в кинотеатре, прекрасно понимают, что на пару часов отдались во власть теперь уже не целлулоидных, а цифровых иллюзий. Правда, не могу не оговориться, что Джош Хартнетт ныне не кажется подходящим для партии «суперзвезды»: пятнадцатью-двадцатью годами ранее вопросов бы не возникло, но… постепенно былая харизма изрядно померкла, увы. На втором плане в «Гневе человеческом» артист выглядел предпочтительнее. В локализованном российском варианте названия подзаголовок перевели, как «искусство побеждать», но в оригинале использовано выражение «ruse de guerre», означающее ‘военную хитрость’, ‘введение в заблуждение’, ‘дезинформацию’. Да, курируемой Джэсмином команде приходится вдосталь поучаствовать в потасовках и перестрелках, однако основной упор сделан на интеллектуальную составляющую. Если немного упростить пафос фильма, фортуна – на стороне умных. Орсон, американка Сара Фидел, стремительно набирающийся опыта Джей. Джей. доказывают, что не уступят Нейтану в прозорливости и умении анализировать ситуацию. В общем-то им не составляет труда разыграть хитроумную комбинацию, обведя округ пальца Симмондса и его секретных контрагентов. Но… это было бы слишком просто, если вспомнить, какие ставки на кону. Конечно, и в продолжительной карьере Джеймса Бонда возникали разные непредвиденные обстоятельства, бывало даже, что приходилось действовать нелегально, в том числе – против родной MI-6. Вместе с тем с коллегами (в частности, из ЦРУ) чаще приходилось сотрудничать. Здесь же – практически с самого начала перебегают дорогу соперники, вроде бы преследующие ту же цель, путаясь под ногами и подбрасывая проблемы. Как же так? Оставим зрителям возможность насладиться развязкой, но всё же нельзя не заметить, с какой настойчивостью Гай Ричи акцентирует внимание на ренегатстве, совершаемом теми, кто стоит на страже государства и общества. Одно дело – использовать служебное положение по мелочи: от отдыха на дорогих курортах до реализации на чёрном рынке драгоценностей, прикарманенных в ходе операции. И совсем другое – затеять самостоятельную игру ради извлечения персональной выгоды, без оглядки на присягу, товарищей, совесть, наконец. Любопытно, что рабочим названием фильма был вариант «Пять глаз», намекающий на разведывательный альянс США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Не иначе как ближайшим союзникам по НАТО готовилось послание, формулируемое чётко и угрожающе: не предай! _______ 1 – Фамилия в дословном переводе как раз означает ‘фортуна’, а также ‘везение’, ‘богатство’, ‘состояние’.