Добро пожаловать, или реальным пацанам вход не воспрещён
В свете готовящегося выпуска в широкий (действительно широкий: запланировано свыше полутора тысяч экранов!) кинопрокат семейной комедии «Иван Семёнов. Школьный переполох» /2022/ дотошные журналисты поинтересовались у Антона Богданова, нет ли сожалений о том, что его первая полнометражная постановка вышла слишком рано?.. И в самом деле, острый дефицит кинопродукции в текущем сезоне почти наверняка заставил бы владельцев киносетей отнестись к картине «Нормальный только я» с куда большим вниманием. В декабре 2021-го небольшая компания-дистрибутор «Самокат» ограничилась несколькими десятками кинозалов и в итоге – с учётом дополнительной демонстрации позже – довольствовалась кассовыми сборами чуть менее 4 млн. рублей (посещаемость составила 14,7 тысяч человек). А между тем что-то подсказывает, что лента могла бы достичь показателей если и не «Артека. Большого путешествия» /2022/ Карена Захарова и Армена Ананикяна, то по меньшей мере – «Легенд Орлёнка» /2022/ Ольги Беляевой. Впрочем, режиссёр отнёсся к подобным предположениям скептически, пояснив, что дольше откладывать премьеру тогда представлялось нецелесообразным, да и не факт, что затронутая тема (затронутая в достаточно легковесном, подчёркнуто юмористическом ключе) не послужила бы препятствием для массового зрителя: «Наше общество, возможно, и готово принять таких детей, но не готово вместе с ними смеяться над чем-то» (1).
Возможно, в подобных рассуждениях и есть сермяжная истина. В экранизации повести Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» /1962/ Богданову пригодились яркие впечатления от просмотра зарубежных фарсов про юных шалунов: Антон прямо упомянул в интервью «Трудного ребёнка» /1990/, «Одного дома» /1990/, «Денниса-мучителя» /1993/, «Маленького Николя» /2009/. Но и в дебюте сложно не усмотреть благотворное чужое влияние: от бесшабашных канадских «Фрикаделек» /1979/ Айвана Райтмана, где от души резвился молодой Билл Мюррей в облачении старшего вожатого (между прочим, носящего имя, звучащее по-русски не совсем прилично), до уморительной советской дилогии про неразлучных друзей Петрова и Васечкина. И не забудем искромётную сатиру «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» /1964/ Элема Климова! Хотя формально повествование ведётся от лица Игоря Новожилова, занимающего кресло директора злополучного лагеря, которому совсем не хочется принимать новую смену детишек, режиссёр (а также соавтор сценария с Михаилом Шулятьевым) правильно делает, что не старается, как говорится, тянуть одеяло на себя. Устремления и заботы свежеиспечённого бизнесмена, надеющегося разбогатеть на частной застройке, кажутся мелочными и жалкими, особенно в свете того, что мужчине приходится искать способы поскорее избавиться от незваных гостей.
Разумеется, идея снять комедию о детях и подростках с инвалидностью (с разными диагнозами) вызывает по меньшей мере настороженность. Тех же американцев подобные соображения чаще всего не останавливали, но и юмористические произведения, завязанные на такого рода комические ситуации и гэги, редко получались удачными. Для примера достаточно назвать «Симулянта» /2005/ Барри Блауштейна с натужно кривляющимся Джонни Ноксвиллом (по сюжету сыгранный «звездой» Стив, абсолютно здоровый спортсмен, надеется добиться успеха на Паралимпийских играх). Здесь очень трудно выдержать баланс, с одной стороны не скатившись в пошлость, с другой – всё-таки не ударившись в противоположную крайность: в чрезмерные сантименты или в неискренность, в нестерпимо высокий пафос. Кинематографисты в ряде моментов находятся в опасной близости от пересечения той самой незримой грани, заставляя, например, ребёнка с синдромом Дауна выступить на торжественном представлении для родителей с матерным стишком или же подбивая тинэйджеров затеять всей компанией вечеринку, украв у дяди Ромы бидон с сидром. Даже романтическая линия местами подвержена тому же риску. К счастью, шутки срабатывают, а ощущения вульгарности не возникает: мамаша приписывает авторство стихотворения Сергею Есенину, а суровый наставник быстро успокаивает вожатую Надю: не шибко умные ребятишки приняли за спиртной напиток яблочный сок прямого отжима с мякотью. Как тут не вспомнить «укрощавшую строптивого» красавицу Лизу в исполнении Орнеллы Мути, которой челентановский Элиа подсунул вместо марихуаны цикорий?.. Что поделаешь, раз уж таковы нравы у нынешней молодёжи.
Теперь о нравах. Антон Богданов, получивший известность благодаря партии Антохи в ситкоме «Реальные пацаны» /2010-2020/ (и в довесок к этому поучаствовавший в озвучивании фантастической комедии «Чужие на районе» /2011/, про лондонских гопников), конечно, не мог не опереться на проверенное, блестяще себя зарекомендовавшее решение. Опять же – драматургический конфликт выстроен, что называется, на грани фола, но остроумие спасает создателей фильма и здесь. Вопрос о том, кто победит в конфронтации, неизбежно вспыхивающей, как только сорванцы из неблагополучных семей заезжают в лагерь (в полном соответствии с хитрым планом Игоря), представляется глупым лишь на первый взгляд. На поверку друзья, выглядящие наивными, если не откровенно беспомощными (у кого-то низкий коэффициент интеллекта, кто-то прикован к инвалидной коляске), не обделены смекалкой – и могут ответить так, что мало не покажется. Вот только надо ли оно – враждовать, без устали подстраивая друг другу подлянки? Роман, очень колоритно (не без сарказма) сыгранный Максимом Виторганом, недаром держит бедовых подопечных в ежовых руковицах, доходчиво объясняя им, что такое хорошо и что такое плохо, всякий раз, когда те откалывают очередной номер…
Не стану утверждать, будто перипетии провоцируют гомерический хохот (как у того же Климова) или что в ленте исчерпывающе раскрыты важные социальные, философские и т.д. проблемы. Но помимо хорошего настроения, с которым завершаешь сеанс, радует и достаточно глубокомысленный посыл, вложенный авторами. Ведь каждый из нас, что ни говори, втайне склонен считать себя единственным нормальным человеком на свете, думая об окружающих как о чокнутых или дураках. А зря! Ведь и те, кому жизнь вынесла суровый приговор, ограничив в возможностях (физических или умственных), имеют право быть принятыми в общество на равных. В конце концов вопрос заключается в том, что считать нормой, поскольку её, эту самую норму, устанавливают люди… И ещё режиссёр заслуживает комплимент за работу с артистами, благо изучил профессию изнутри. Правда, тут вне конкуренции оказывается не кто-то из юных дарований, а Константин Хабенский в обличии ушлого мэра Виктора Рюриковича (вот уж поистине «царское» отчество!), сперва согласовавшего Новожилову проект застройки, а затем лично контролирующего процесс, дабы инвестиции не утекли в песок – заявляющегося с проверками в неподходящие моменты. Лишнее подтверждение тому, что по-настоящему талантливому актёру зачастую и не требуется много экранного времени, чтобы сотворить яркий образ.
_______
1 – Никитин Никита. Антон Богданов: «Комедии рано или поздно вернутся на вершину, так как у общества сохраняется на них запрос» // Бюллетень кинопрокатчика. – 2002, 28 сентября.
8
,0
2021, Россия, Комедии
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В свете готовящегося выпуска в широкий (действительно широкий: запланировано свыше полутора тысяч экранов!) кинопрокат семейной комедии «Иван Семёнов. Школьный переполох» /2022/ дотошные журналисты поинтересовались у Антона Богданова, нет ли сожалений о том, что его первая полнометражная постановка вышла слишком рано?.. И в самом деле, острый дефицит кинопродукции в текущем сезоне почти наверняка заставил бы владельцев киносетей отнестись к картине «Нормальный только я» с куда большим вниманием. В декабре 2021-го небольшая компания-дистрибутор «Самокат» ограничилась несколькими десятками кинозалов и в итоге – с учётом дополнительной демонстрации позже – довольствовалась кассовыми сборами чуть менее 4 млн. рублей (посещаемость составила 14,7 тысяч человек). А между тем что-то подсказывает, что лента могла бы достичь показателей если и не «Артека. Большого путешествия» /2022/ Карена Захарова и Армена Ананикяна, то по меньшей мере – «Легенд Орлёнка» /2022/ Ольги Беляевой. Впрочем, режиссёр отнёсся к подобным предположениям скептически, пояснив, что дольше откладывать премьеру тогда представлялось нецелесообразным, да и не факт, что затронутая тема (затронутая в достаточно легковесном, подчёркнуто юмористическом ключе) не послужила бы препятствием для массового зрителя: «Наше общество, возможно, и готово принять таких детей, но не готово вместе с ними смеяться над чем-то» (1). Возможно, в подобных рассуждениях и есть сермяжная истина. В экранизации повести Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» /1962/ Богданову пригодились яркие впечатления от просмотра зарубежных фарсов про юных шалунов: Антон прямо упомянул в интервью «Трудного ребёнка» /1990/, «Одного дома» /1990/, «Денниса-мучителя» /1993/, «Маленького Николя» /2009/. Но и в дебюте сложно не усмотреть благотворное чужое влияние: от бесшабашных канадских «Фрикаделек» /1979/ Айвана Райтмана, где от души резвился молодой Билл Мюррей в облачении старшего вожатого (между прочим, носящего имя, звучащее по-русски не совсем прилично), до уморительной советской дилогии про неразлучных друзей Петрова и Васечкина. И не забудем искромётную сатиру «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» /1964/ Элема Климова! Хотя формально повествование ведётся от лица Игоря Новожилова, занимающего кресло директора злополучного лагеря, которому совсем не хочется принимать новую смену детишек, режиссёр (а также соавтор сценария с Михаилом Шулятьевым) правильно делает, что не старается, как говорится, тянуть одеяло на себя. Устремления и заботы свежеиспечённого бизнесмена, надеющегося разбогатеть на частной застройке, кажутся мелочными и жалкими, особенно в свете того, что мужчине приходится искать способы поскорее избавиться от незваных гостей. Разумеется, идея снять комедию о детях и подростках с инвалидностью (с разными диагнозами) вызывает по меньшей мере настороженность. Тех же американцев подобные соображения чаще всего не останавливали, но и юмористические произведения, завязанные на такого рода комические ситуации и гэги, редко получались удачными. Для примера достаточно назвать «Симулянта» /2005/ Барри Блауштейна с натужно кривляющимся Джонни Ноксвиллом (по сюжету сыгранный «звездой» Стив, абсолютно здоровый спортсмен, надеется добиться успеха на Паралимпийских играх). Здесь очень трудно выдержать баланс, с одной стороны не скатившись в пошлость, с другой – всё-таки не ударившись в противоположную крайность: в чрезмерные сантименты или в неискренность, в нестерпимо высокий пафос. Кинематографисты в ряде моментов находятся в опасной близости от пересечения той самой незримой грани, заставляя, например, ребёнка с синдромом Дауна выступить на торжественном представлении для родителей с матерным стишком или же подбивая тинэйджеров затеять всей компанией вечеринку, украв у дяди Ромы бидон с сидром. Даже романтическая линия местами подвержена тому же риску. К счастью, шутки срабатывают, а ощущения вульгарности не возникает: мамаша приписывает авторство стихотворения Сергею Есенину, а суровый наставник быстро успокаивает вожатую Надю: не шибко умные ребятишки приняли за спиртной напиток яблочный сок прямого отжима с мякотью. Как тут не вспомнить «укрощавшую строптивого» красавицу Лизу в исполнении Орнеллы Мути, которой челентановский Элиа подсунул вместо марихуаны цикорий?.. Что поделаешь, раз уж таковы нравы у нынешней молодёжи. Теперь о нравах. Антон Богданов, получивший известность благодаря партии Антохи в ситкоме «Реальные пацаны» /2010-2020/ (и в довесок к этому поучаствовавший в озвучивании фантастической комедии «Чужие на районе» /2011/, про лондонских гопников), конечно, не мог не опереться на проверенное, блестяще себя зарекомендовавшее решение. Опять же – драматургический конфликт выстроен, что называется, на грани фола, но остроумие спасает создателей фильма и здесь. Вопрос о том, кто победит в конфронтации, неизбежно вспыхивающей, как только сорванцы из неблагополучных семей заезжают в лагерь (в полном соответствии с хитрым планом Игоря), представляется глупым лишь на первый взгляд. На поверку друзья, выглядящие наивными, если не откровенно беспомощными (у кого-то низкий коэффициент интеллекта, кто-то прикован к инвалидной коляске), не обделены смекалкой – и могут ответить так, что мало не покажется. Вот только надо ли оно – враждовать, без устали подстраивая друг другу подлянки? Роман, очень колоритно (не без сарказма) сыгранный Максимом Виторганом, недаром держит бедовых подопечных в ежовых руковицах, доходчиво объясняя им, что такое хорошо и что такое плохо, всякий раз, когда те откалывают очередной номер… Не стану утверждать, будто перипетии провоцируют гомерический хохот (как у того же Климова) или что в ленте исчерпывающе раскрыты важные социальные, философские и т.д. проблемы. Но помимо хорошего настроения, с которым завершаешь сеанс, радует и достаточно глубокомысленный посыл, вложенный авторами. Ведь каждый из нас, что ни говори, втайне склонен считать себя единственным нормальным человеком на свете, думая об окружающих как о чокнутых или дураках. А зря! Ведь и те, кому жизнь вынесла суровый приговор, ограничив в возможностях (физических или умственных), имеют право быть принятыми в общество на равных. В конце концов вопрос заключается в том, что считать нормой, поскольку её, эту самую норму, устанавливают люди… И ещё режиссёр заслуживает комплимент за работу с артистами, благо изучил профессию изнутри. Правда, тут вне конкуренции оказывается не кто-то из юных дарований, а Константин Хабенский в обличии ушлого мэра Виктора Рюриковича (вот уж поистине «царское» отчество!), сперва согласовавшего Новожилову проект застройки, а затем лично контролирующего процесс, дабы инвестиции не утекли в песок – заявляющегося с проверками в неподходящие моменты. Лишнее подтверждение тому, что по-настоящему талантливому актёру зачастую и не требуется много экранного времени, чтобы сотворить яркий образ. _______ 1 – Никитин Никита. Антон Богданов: «Комедии рано или поздно вернутся на вершину, так как у общества сохраняется на них запрос» // Бюллетень кинопрокатчика. – 2002, 28 сентября.