Фильм снимали одновременно с картиной «Последний богатырь: Корень зла» (2021).Съемки проходили в городе Сочи, Республике Карелии, Москве, Подмосковье и Пермском крае.Специально для съемок фильма был построен небольшой городок с дворцом, избами и торговыми рядами.Идея «Последнего богатыря», в своем первоначальном варианте, была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссёру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало – «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже – в партнерстве с Yellow, Black and White. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, «взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом».Работа над фильмом «Последний богатырь: Посланник Тьмы» началась одновременно с работой над второй картиной «Последний богатырь: Корень зла» в 2017 году сразу после окончания съёмок первой части. На создание сценария, которым, как и прежде, занялась команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма «Кухня в Париже» – Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов под руководством Виталия Шляппо – ушло около двух лет. Съёмки второго и третьего фильма трилогии также проходили одновременно и заняли в общей сложности более ста съёмочных дней. «Во втором фильме мы глубоко проработали мифологию Белогорья и характер главного героя, который развивается как личность, превращается в богатыря и обретает сверхчеловеческую силу, – рассказывает режиссёр Дмитрий Дьяченко. – В завершающем трилогию фильме история становится более глубокой, и потому ещё интересней: теперь Ивану предстоит понять, как он сможет управиться с той силой, которую получил, какой путь для себя выберет. Это не только смешной приключенческий фильм, но и полное раскрытие всех линий, всех крючков, которые мы ранее везде насовали. Наконец, в финале, мы придём к полному пониманию всего происходящего».В поиске похищенной Галиной Василисы, а в результате и в поиске ответов на самые главные для себя вопросы, Иван и его верные друзья покидают Белогорье и отправляются в современную Москву. «Сюжет фильма преимущественно разворачивается в столице вовсе не потому, что мы больше не смогли придумать приключений в Белогорье – это сказочное пространство может бесконечно насыщаться какими-то историями, событиями, странными и страшными персонажами, тут царит полное раздолье, – поясняет Дмитрий Дьяченко. – Но захотелось, чтобы именно в финальной части был какой-то неожиданный поворот, новая история. Представив избушку на курьих ножках на фоне современного города, нам показалось, что это будет классный кадр. И от этого всё и пошло-поехало». С попаданием Ивана в Белогорье, зрители могли посмотреть на знакомые сказочные сюжеты глазами современного человека. В фильме же «Последний богатырь: Посланник Тьмы» зрителям, наоборот, выпадет возможность взглянуть на привычные нам вещи глазами Бабы Яги, Кощея, Водяного, Колобка... А заодно узнать, что в Москве XXI века также встречаются сказочные герои, давно и прочно ассимилировавшиеся и ставшие неотъемлемой частью этого мира. «Когда герои живут в сказке, зрителям интересна сама сказочная обстановка, поэтому мы ищем какие-то красивые леса, поля, строим невероятные декорации, создаём старинные костюмы и реквизит, – говорит Дмитрий Дьяченко. – А когда они оказываются в городе, который все уже много раз видели, тут, конечно, стоит постараться, чтобы показать знакомые улицы и дома в необычном виде, придумать что-то такое, что может зрителя удивить и поразить. Это сложнее, но, соответственно, и интереснее».Среди источников мифологии «Последнего богатыря» сказки и былины присутствуют на равных, но это не понятия-синонимы. Из былин, в которых богатыри бились с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, нечистая сила перекочевала в сказки, где сражаться со злодеями и чудищами – и их побеждать – приходилось уже простым людям. Общего в них было – хэппи-энд, который в более древних народных сказаниях – так называемых быличках или бывальщинах – никто не гарантировал, а чудеса, творимые нечистью, представлялись реальностью. Создатели «Последнего богатыря», таким образом, соединили сказки с былинами, переделав их на современный лад. Сочиняя спин-офф старой сказки, они подчинили сюжет современной логике, наделив чудовищ вполне человеческими свойствами характера, а людей наградив сверхъестественными талантами. «Мы постарались уйти от хрестоматийных богатырей, от рутинных представлений о персонажах сказки», – поясняет режиссёр Дмитрий Дьяченко. И герои фильма действительно мало напоминают самих себя в традиционном представлении. Добрая Баба Яга, жизнелюбивый Водяной, лихой и язвительный Колобок противопоставлены коварной Галине, которая из неприметного персонажа первой части выросла в одно из главных действующих лиц во второй, а в финальном фильме и вовсе стала главным антагонистом.Иван Найдёнов, наш современник, в начале первого фильма киноэпопеи – сирота, выросший в детском доме и ставший звездой телеэкрана в шоу «Битва магов», к началу второй части превратился в богатыря сказочного Белогорья. Он сын самого Ильи Муромца, и этим всё сказано. Иван обрёл все положенные ему по статусу богатырские права, хотя одновременно утратил значительную долю свойственного ему прежде цинизма, влюбившись в красивую и храбрую Василису. Но при этом он, как и находчивый Иванушка-дурачок из русских сказок, не потерял головы и не лишился чувства юмора. В фильме «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Ивану предстоит не только пройти новый квест, чтобы спасти Василису и побороть древнее зло, но и столкнуться с внутренними демонами, разобраться в себе и в своём прошлом.Вместе с внутренними изменениями меняется и внешний вид главного героя. «В первом фильме Иван – человек современного мира, очень модный, креативный в подборе одежды и аксессуаров. Во второй части Иван стал спокойнее, и его гардероб тоже. Однако так как Иван продолжал постоянно наведываться в современный мир, приносить оттуда какие-то бытовые предметы нынешнего времени, то и в одежде остался верен себе московскому: в подпоясанной рубахе ходить так и не стал, – рассказывает художник по костюмам Марина Ананьева, работавшая в соавторстве с Ириной Чепенко. – Но во втором фильме ещё всё равно было много сатиры: внедрение в сказочную историчность современных вещей казалось нам весьма забавным. В отличие от третьего фильма, где, конечно, юмора много, но затрагиваются и более глубокие темы». Поэтому в завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы. «Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил Виктор о своём персонаже по окончании съёмок первого фильма. «Иван – герой современной сказки, и сложно представить себе персонажа актуальнее, – продолжает Виктор. – Он, по сути, наше зеркало, мне вообще кажется, если герой фильма не является зеркалом своих современников, незачем снимать такое кино. Очень нужен этот герой сегодня, когда ощущается явная тоска по сказкам, особенно по сказкам с моралью. Все соскучились по хорошим сказочным историям, и не только потому, что там есть Баба Яга, Кощей и Колобок».Миниатюрная красавица Василиса, бойкая и находчивая, в русской сказочной традиции или царевна-лягушка, или дочь морского царя, принимавшая облик голубицы. «Ударилась о сыру-землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее! Долго Иван-царевич не мог отвести очей своих…» – повествует сказка «Василиса Премудрая». И хотя мифология Василисы в «Последнем богатыре» отличается от традиционной, характер героини абсолютно соблюден.Василиса – полная противоположность уверенному в себе Ивану. Воплощение самых чистых устремлений: она добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага её не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то семью Василисы и превратившие её в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках красавицы разит наповал так же, как её острый язык. Она умна и язвительна, умеет отойти на второй план, когда нужно, способна выбирать надежных союзников и готова встать на их защиту.В самом первом фильме, придумывая внешний облик Василисы, художники по костюмам отталкивались от её лягушачьего альтер-эго и нарядили героиню в платье изумрудно-бирюзового цвета. «В последующей картине мы сохранили её бирюзовый цвет, который, как показала история развития её сказочных путешествий, правильно работает, выделяя Василису на фоне рек, гор, лесов и всей остальной природы: она вся такая светящаяся и лучистая, живёт своей звонкой жизнью. Но сделали этот бирюзовый светлее, – рассказывает Марина Ананьева. – А в завершающем трилогию фильме мы встречаем Василису в самый разгар подготовки к свадьбе. И тут бирюзовый цвет её наряда мы решили высветлить до почти белого, который потом становится триумфально белым в свадебном платье». Прототипом для него стало реальное платье от Валентино – расклешённое, со вставками и широким станом.Работая над женскими нарядами, художники пересмотрели множество дизайнеров: Маккуина, Кензо, Лакруа, того же Валентино. «Современная мода перерабатывает народные традиции, модельеры часто использует фольклор в своих коллекциях, украшают свои наряды старинными вышивками, – поясняет Марина Ананьева. – Так как история у нас динамичная, для современного зрителя, то и сказочные костюмы у нас тоже модные и современные: мы несколько ушли от исторической достоверности в женских нарядах и трансформировали традиционный народный силуэт под те художественные и пластические задачи, которые стояли в сценарии. И создали такие костюмы, в которых Миле Сивацкой было удобно и бегать, и драться, и вскакивать на берёзы, и карабкаться невесть куда».Об актрисе Миле Сивацкой режиссёр в своё время говорил, что она «…вписалась в эту роль как деталь паззла, нашедшая свое место. Небольшого роста, крепкая, ловкая, яркая, очень эмоциональная и чёткая – именно такая должна быть Василиса, защищающая достоинства своей семьи». «Василиса в каком-то смысле отражает мой характер. А возможно, я наделила её своими чертами, – говорит Мила Сивацкая. – В русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, её надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. В наших фильмах Василиса – не жертва». Даже когда Василиса оказывается пленницей Галины, она не собирается сидеть сложа руки в ожидании подмоги, а готова сама противостоять злодейке, чтобы не только спастись самой, но и прийти на помощь Ивану. «Я буду, безусловно, счастлива, если молодые девчонки, посмотрев наши фильмы, будут пытаться Василисе в чём-то подражать. Она действительно крута!» – добавляет Мила Сивацкая.В первом фильме Галина была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но в продолжении истории коварная Галина возникла в новом качестве и новом статусе, превратившись из тихой простушки в настоящую фурию. «Образ строгой властной женщины, в принципе, появляется во многих сказочных произведениях, и мы его тоже не избежали. Во втором фильме Галина превратилась в могущественную, уверенную в себе женщину, способную быстро превратить друзей Ивана в его врагов. А в финальной части трилогии Галина и вовсе стала главным антагонистом», – говорит Дмитрий Дьяченко. С помощью магии она создала Посланника Тьмы – Чёрного богатыря, помогающего ей осуществлять её злодеяния и противостоящего главному герою. А также похитила Василису прямо накануне их с Иваном свадьбы. В том, чтобы понять мотивы её поступков и постичь её тайны, и заключается главная коллизия фильма. «Главное злодейство может приобретать разные формы, а главные злодеи – менять облик. Такова оказалась и моя Галина. Она может быть скромной домработницей, а потом в одночасье превратиться во властную хозяйку Вселенной, или, по крайней мере, вести себя как такая хозяйка…» – говорила Елена Валюшкина о своей героине перед премьерой второго фильма. «Галина постепенно набирала мощь, и вот, наконец, набрала. Играть это было очень интересно. Да и ведьм в моём репертуаре ещё не было. Эта роль расширила мою актёрскую палитру, ещё раз показав, что я артистка больших масштабов и масштабных полотен», – смеясь, признаётся теперь актриса. «Природа Галины была описана как дымное существо. И струи дыма стали для нас отправной точкой в создании её костюма. Чтобы придать Галине тягучесть, некую воздушность, загадочность мы придумали наряд, ушитый резаными шифоновыми лентами. Где-то они переплетаются, где-то расходятся, как будто струи дымных волнений, а в полёте на дымном волке магическим хвостом за ней развеваются», – говорит Марина Ананьева, добавляя, что наряд Галины сшит из уникальной ткани, специально привезённой из Индии. «Костюм был сложносочинённый: сначала надевался корсет, потом высоченные каблучищи, затем лосины и сверху платье, – подхватывает Елена Валюшкина. – Платье, конечно, было фантастическое. Всё такое чешуйчатое, скользящее с тоненькими шёлковыми полосочками. Как будто прямо из музея Бахрушина».В новом фильме Ивану и его друзьям предстоит встретиться лицом к лицу с таинственным Чёрным богатырём – порождением Зла, скрывающим свою личность. Отчасти его образ можно связать с убеждениями профессора истории русской литературы Ореста Миллера, утверждавшим, что богатыри – мифологические существа, некоторые из которых являлись образами диких, неукротимых сил природы, в том числе грозных и враждебных людям. Но большинство других исследователей былин и сказаний с ним не согласны, полагая, что богатыри – отражение и собирательный образ различных реальных людей, предания о которых передавались из уст в уста, а главнейшие черты русского богатыря – это совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав. Поэтому Чёрного богатыря можно сравнить, скорее, с Чёрным рыцарем – средневековым рыцарем, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, намеренно скрывая свою личность из-за участия в действиях, не соответствующих его высокому социальному статусу. Эти опытные и вооружённые воины являли собой достаточно могучую, непредсказуемую и опасную силу. «С Чёрным богатырём у нас была длинная концептуальная работа. Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии, – вспоминает художник по костюмам Марина Ананьева. – Так как он появляется из чёрной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа Тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла, с бороздками дамасской стали. Но броня его богатырская всё-таки не совсем русская – на грани западной эстетики военного доспеха. Чтобы создать его костюм, кузнецы сначала ковали форму, по ней потом отливался пластиковый доспех, который затем много фактурился, поджигался, чтобы появились эти «струйки», этот неоднородный рисунок, как на дамаске».В сказках Баба Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, чаще всего бывает резко отрицательным персонажем. Но иногда выступает и в качестве помощницы героя. Владимир Пропп выделяет три вида Бабы-яги: «дарительница» (дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); «похитительница детей»; «воительница», сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры. Она – хозяйка леса, которую надо задобрить, жрица, проводящая подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба Яга хочет съесть героя, но либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо же герой убегает сам.В трилогии «Последний богатырь» знахарка и колдунья, 600-летняя Баба Яга – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала всячески помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Незаменимы её заклинания и в финальном фильме – как во время подготовки к весёлой сказочной свадьбе, так и в борьбе со злом на московских проспектах. «Я и раньше работал с Леной Яковлевой, – говорит Дмитрий Дьяченко об исполнительнице роли главной Бабы Яги, – она прекрасна, она умеет быть смешной. Здесь же Лена фактически сама сделала своего персонажа, у которого не так много текста. А придумав характер героини, она деятельно участвовала и в создании грима, немного смягчив «злодейские» черты, сделав лицо чуть-чуть милее. В итоге мы получили совсем не зловредную Бабу Ягу. Можно с уверенностью сказать, что отныне в головах отечественных кинозрителей Баба Яга вовсе не такая сварливая, как когда-то в исполнении Георгия Милляра в киносказках Александра Роу». «На премьере первого фильма я своё первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа, – рассказывает Елена Яковлева. – Как только Баба Яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрители отреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало. На съёмках новых фильмов я уже знала все сложности, которые меня могли ожидать, все процедуры, которым меня должны подвергать гримеры, научилась не отвлекаться на эти моменты, и смогла, как мне кажется, расширить свой образ».Расширили образ Бабы Яги и художники по костюмам. «Конечно, концептуально мы её не меняли, но наполнили её одежду всякими знаками и символами, и чуть серьёзнее проработали её внутреннюю «начинку»: ведь в одной из сцен Баба Яга впервые предстанет без своей привычной накидки, в одном платье, – говорит Марина Ананьева. – Кстати, эта накидка сделана из валяной шерсти, над ней работал специально приглашенный мастер».Водяной – повелитель рек, озер и морских вод. «Чаще всего Водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком, – пишет знаменитая исследовательница русского фольклора Эрна Померанцева, – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и зелёными волосами. В некоторых местах портрет Водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т.д.». Померанцева указывает, что Водяной был одним из наиболее популярных образцов демонологии восточных славян. В XIX веке писали, что «…в Водяных верят так же, как в своё собственное существование».В «Последнем богатыре» Водяной, долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. А также обрёл любовь в лице Бабы Яги, что, впрочем, не мешает ему то и дело заглядываться на других девушек, и получать за это колдовские оплеухи от возлюбленной, давно мечтающей оказаться в статусе невесты. Но в финальном фильме их страстные, сварливые, сдобренные смешными словесными перепалками взаимоотношения, наконец, выйдут на новый уровень.В первых двух фильмах Водяной был полностью создан при помощи компьютерной графики. Но не секрет, что сыграл Водяного живой артист – Сергей Бурунов. Сначала сняли одетого в специальный костюм Сергея – он «прошёл» в живую все стадии роли. Потом на основе готовых кадров создали макет персонажа, дополнили его мышцами, суставами, способными двигаться под кожей. После этого снова вступал в действие артист, который начитывал не только свои реплики, но и полностью проговаривал все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. При этом на лбу у него в это время висела камера, снимающая мимику, которая затем методами компьютерной графики переносилась в кадр.Но в фильме «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Водяной впервые предстанет в человеческом обличии. Отчасти это было сделано потому, что довольно трудно «спрятать» Водяного в современной Москве, хотя создатели картины шутили, что в фонтане в день ВДВ он мог бы смотреться очень органично. Но прежде всего Водяного решили очеловечить из желания показать игру прекрасного артиста. «Серёжу Бурунова очень любят зрители, – говорит Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!». «Это же существо, которое никакого представления об одежде никогда не имело и как что надевать – не знает. Именно это стало отличным поводом для придумывания шуток: как и куда он будет напяливать на себя тот или иной предмет гардероба. Однако поиск одежды для этих гэгов, чтобы они смешно сработали, был весьма непрост, – добавляет Марина Ананьева. – Но Сергей – уникальный актёр и великолепно всё это сыграл».Кощей Бессмертный – хозяин подземного царства. Предположительно, имя его происходит от слова «кость», поэтому худоба – кожа да кости – свойственна его натуре. Но это только одна из версий. По другой, имя Кощея произошло от слова «стоянка» (в древнерусском «кошь» – «стан, обоз»). Как бы то ни было, слово «кощей» трижды упомянуто в «Слове о полку Игореве». В первом фильме про Белогорье мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твёрдыми принципами, и способного на сильные поступки. В продолжении волшебной сказки мы узнали о происхождении этого персонажа и секретах, таящихся в его прошлом. В завершающем трилогию фильме Кощей вновь удивит зрителей. В том числе и тем, что готов быстро освоить все современные технологии мегаполиса и вполне комфортно ощущать себя на улицах Москвы. «Оказалось, что сказочные персонажи в современной Москве достаточно органично смотрятся, потому что этот город принимает всё: и фриков, и карнавал, всё, что угодно. И Кощей в своем облачении идеально вписался в мир многоэтажек и новейших транспортных средств, – говорит Марина Ананьева. – Для создания костюма Кощея мы вновь обратились к мастеру из Болгарии, с которым работали во время первого фильма. Это уникальный специалист, который делал доспехи для таких голливудских фильмов, как «Геракл» и «Триста спартанцев». По нашим эскизам, рисункам и фотографиям он заочно сделал то, что нам было нужно. Да ещё и в нескольких экземплярах, потому что иногда у нас на площадке могло находиться до четырёх Кощеев: сам артист Константин Лавроненко и его дублёры-каскадёры». А главным соратником Кощея в московских приключениях стал Колобок, тем самым представив зрителям новый комедийный дуэт. Правда, на съёмках Константину Лавроненко приходилось взаимодействовать с мячом или шаром на палке, управляемым ассистентом режиссёра и изображавшим Колобка. Сам Колобок позже был воссоздан с помощью компьютерной графики.Знаменитый герой одноимённой русской народной сказки, которую обычно читают детям в младенческом возрасте, многократно был «оживлён» в мультипликации, рисованной и кукольной, но впервые стал героем игрового кино. Это тот самый Колобок, который «…по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, в печку сажён…». Но чтоб лиса его «…ам и съела», такому в новом фильме не бывать.В русском фольклоре «Колобок» представляет собой один из древнейших типов повествования, с кумулятивной, или цепевидной, структурой – характерной особенностью которой является повторение определенных действий, приводящее к катастрофическому финалу. Впрочем, в трилогии «Последний богатырь» Колобок как раз сторонится любых шаблонных действий, и крайне изобретателен – особенно в том, что касается драки. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – весёлый разбойник и авантюрист», – говорит об этом персонаже Дмитрий Дьяченко.Самой главной удачей при работе над образом Колобка Дмитрий Дьяченко считает приглашение Гарика Харламова, который озвучил этого персонажа: «Главная сложность с Колобком состояла в поиске актёра, способного его озвучить. Мы перепробовали очень много артистов, пока не остановили свой выбор на Гарике. Он идеально подошел для этой роли – не только в голосе, но в характере Гарика есть частица Колобка. Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передаёт этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку».Гарик Харламов несколько раз приходил на площадку, чтобы задать понимание того, как Колобок ведёт себя в той или иной ситуации, но основная работа артиста проходила всё же в студии. Но Харламов не просто озвучивал персонажа: специальные камеры тщательно фиксировали мимику Гарика, как он двигает бровью, как прищуривает глаза, как ухмыляется или даже просто открывает рот. А затем художники-аниматоры воссоздавали это всё уже при прорисовке персонажа.Жилище, которое может передвигаться таким оригинальным способом – уникальное явление в мировом фольклоре. В. И. Даль считал, что идея «куриных ног» родилась из обычая ставить дома в заболоченных местностях на сваи. Есть версия происхождения этого образа от охотничьих кладовок с припасами и трофеями, которые также ставили на высокие столбы, чтобы лесные хищники не могли до них добраться. Третья гипотеза выводит избушку на курьих ножках от «чамья», ритуальных амбарчиков угро-финских племен. Эти домики без окон и дверей на срубленных стволах деревьев ставили на укромных лесных полянках, окружали частоколом, а внутрь помещали деревянных идолов.Во всех трёх фильмах волшебного приключения «Последний богатырь» волшебная изба ведёт себя под стать своей хозяйке Яге, и обладает множеством особенностей, постоянно удивляя героев фильма. Это неслучайно – ведь исследователи-фольклористы считают, что в русских сказках избушка на курьих ножках выступает своего рода порталом в потусторонний мир. Художник-постановщик фильма Григорий Пушкин особенно гордится тем, что избушка на съёмках выступала полноценной декорацией: «Конечно, мы не стали делать механические бегущие курьи ноги: с помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее. Но это настоящая изба, с реальными предметами интерьера, реальной архитектурой». Вернее, избушек было три. Одна – полноценная изба, которую туда-сюда возили по Москве, ставили на газон во дворе дома, заваливали на бок на набережной напротив высотки на Котельнической набережной… Ещё одна – только часть избушки для съёмок сцен с героями внутри. И третья – полностью нарисованная избушка на курьих ножках, которая шустро бегала по улицам Москвы, перепрыгивая через автомобили, и поднималась в небо благодаря крыльям, наколдованным Бабой Ягой.В фильме «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Жар-птица и её прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличии. А именно – в облике знаменитого певца Филиппа Киркорова и артисток его кордебалета. Эта роль изначально писалась под Киркорова, и артист с огромной радостью согласился её сыграть. «Я Филиппа уже не первый раз снимаю. Он прекрасен, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Очень толковый, сообразительный, артистичный. Тут роль у него весьма эксцентричная, но она близка к его сценическому амплуа. Поэтому, мне кажется, получилось очень органично и смешно». «Роль Жар-птицы в фильме «Последний Богатырь» – это настоящий подарок, – добавляет Филипп Киркоров, – Исключительный случай, когда я мог «оторваться» по полной: я в этом образе буду максимально тем, кого от меня ждут, но при этом я целиком и полностью в роли. Я – Жар-Птица. Образ этого персонажа всегда был со мной. Жар-птица или птица-феникс в других культурах – это мое кредо, моя роль по жизни. Сколько раз я падал, почти сгорал, а потом взлетал с еще большим блеском, давал еще больше огня! Сколько раз Жар-птица спасала меня по жизни. Время отдать долг. И с каким удовольствием и страстью я это сделал!»Использовать в одной из сцен один из своих многочисленных сценических костюмов Филипп отказался, заявив, что обязательно нужен новый. «Поэтому мы вместе с его личным стилистом разрабатывали этот наряд, собирали референсы, обсуждали направление. И его мастера, художники, портные сами делали этот костюм, очень сложный по материалам и отделке, с какими-то перьями необыкновенными. Несколько месяцев ушло на его создание, – говорит Марина Ананьева. – Наша же задача была одевать его в специальный технологичный комбинезон, который потом помогал художникам-аниматорам создавать облик Жар-птицы с применением компьютерной графики». «Впервые я играл в таком электронном образе, представляя себе все эти перья… Да, там были костюмы, которые сделали наши мастерицы – художники по костюмам. Это были реальные костюмы. Но потом это все преображалось в мультипликацию», – рассказывает Филипп Киркоров. И с удовольствием вспоминает: «Сказать, что я получал удовольствие на съемках – это ничего не сказать. Я купался в своей стихии. Я кайфовал каждую минуту. Поэтому я не думал о том, что было сложно – все было сложно.»Еще одними сказочными героями, ассимилировавшимися в Москве, стали кикиморы. В народных поверьях кикиморы – персонажи преимущественно женского пола, которые обитают чаще всего в жилых домах, реже хозяйственных постройках, и причиняют различные неприятности людям и хозяйству. Больше всего кикимора любит прясть, ткать, вязать и плести кружева, но от неё, согласно пословице, не дождёшься рубахи, поскольку большей частью она рвёт, мусолит и путает шерсть и нитки. Люди говорят, что до какой бы работы не дотронулась кикимора, её потом будет сложно закончить. «В фильме «Последний богатырь: Посланник Тьмы» нам снова захотелось рассказать какие-то невиданные факты про хорошо знакомых нам по русским сказкам персонажей, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Так появились кикиморы, которые крадут у людей время». Но так как в современной культуре кикиморы чаще представляются не домашними духами, а болотными существами, то в своём истинном обличии они имеют нечто общее с рептилиями.В первых двух фильмах трилогии «Последний богатырь» перед художниками стояла очень непростая задача: с нуля создать сказочное Белогорье и вдохнуть в него жизнь, чтобы с первого взгляда ощущалось, что «там русский дух, там Русью пахнет». В итоге в районе подмосковных Химок нашлось подходящее место для огромной декорации древнерусского города, а за захватывающими дух панорамами сказочной страны создатели фильма отправились в путешествие по всей России: в Карелию, Пермский край, на Кавказ.В картине же «Последний богатырь: Посланник Тьмы» ничего нового придумывать не нужно было: Москва она и есть Москва. Но все красивые и узнаваемые места столицы, конечно же, хотелось показать с какой-то неожиданной стороны. И так же как авторы картины выискивали неизвестные факты биографии известных сказочных существ, они выискивали непривычные ракурсы и нестандартные виды московских достопримечательностей. «Но тут нам, конечно, помогало присутствие в кадре сказочных героев. Вроде бы Москву-Сити все уже неоднократно видели, её уже много раз снимали в кино, но в сочетании с летающими вокруг неё волшебными персонажами, Москва-Сити смотрится необычно и прикольно, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Или высотка на Котельнической набережной, тоже много раз появлявшаяся в разных фильмах, в сочетании с Кощеем Бессмертным и избушкой выглядит уже по-другому, намного интереснее. Так же, как и концертный зал «Барвиха Luxury Village»: когда мы узнаём, что там на самом деле расположено тайное логово Жар-птицы, то начинаем смотреть на него по-другому». При этом сам зал с золотым деревом посередине, на котором восседает Жар-птица, снимался и вовсе в Санкт-Петербурге в роскошных интерьерах Дома Половцева на Большой Морской улице.Одной из самых сложных и захватывающих сцен фильма стала воздушная погоня избушки за Галиной. «Она длинная, напряжённая, герои летают по всему городу. Мне кажется, получилось очень интересно, надеюсь, зрителям понравится, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Для того чтобы показать, как Галина летает на своем дымном волке, мы сделали гимбл-кран. Это специальная, расположенная на рельсах конструкция, которая поднимает сидящего на ней человека вверх, опускает вниз, двигает вправо-влево, наклоняет вперёд-назад или в сторону. Этот кран мы таскали с места на место по разным локациям, как в реальной Москве – по улицам и набережным, так и в павильоне, и поднимали Елену Валюшкину на приличную высоту, чтобы полностью создавалось ощущение реального полёта». «Страшно мне не было, хотя порой меня поднимали на высоту двухэтажного дома прямо в центре Москвы, над набережной к большому удивлению проезжающих мимо автомобилистов. А ещё впереди находилось вентиляционное сопло, которое развевало мне волосы и платье и… выдувало глаза, – смеясь, вспоминает Елена Валюшкина. – Сложность была в том, что нужно было уворачиваться от каких-то невидимых предметов, которые в меня метали другие персонажи, самой стрелять в них непонятно чем, потому что всё это потом дорисовывалось на компьютере. Это сложно, но это первый курс театрального института – работа с воображаемыми предметами, учебная программа, которую каждый актёр должен знать».Миле Сивацкой полёты на гимбл-кране тоже запомнились. «Летать привязанной на дымном волке было, пожалуй, самым сложным моментом во время съёмок фильма «Последний богатырь: Посланник Тьмы», – говорит актриса, рассказывая о сцене похищения своей героини Галиной. – Максимально неудобное положение – висеть вниз головой. И так целую смену! Но всё равно было весело».Прелести подвижной конструкции испытали на себе и другие артисты. Находясь внутри декорации избушки, поставленной на гимбл-платформу, актёров качало, подбрасывало, кидало из стороны в сторону именно так, как если бы они по-настоящему находились в избушке, которая бегает, прыгает и вытворяет невероятные воздушные кульбиты на улицах Москвы.Штаб-квартира Галины, где она держит в пленницах Василису, колдует и вершит свои злодеяния, была выстроена в павильоне. «Такого сказочного места нам в реальности найти не удалось, и наш художник Григорий Пушкин придумал это фантасмагорическое пространство – бесконечную колоннаду с факелами. Очень масштабная и красивая получилась декорация», – говорит Дмитрий Дьяченко.В павильоне также было сделано Чёрное озеро – водоём с тягучей жидкостью, из которой выходит Посланник Тьмы. «Мы долго подбирали, придумывали консистенцию этой жидкости, – рассказывает Дмитрий Дьяченко. – В итоге там очень сложный состав, что-то связанное с чернилами, но не химически активными, потому что в эту жидкость должны были с головой погружаться артисты, и она не должна была им навредить». «Из всех локаций мне больше всего понравилось это чёрное болото, где проходила финальная битва добра и зла, – признаётся Виктор Хориняк. – Этот выстроенный в павильоне бассейн с чёрной, липкой, тягучей, похожей на нефть жидкостью, произвёл на меня большое впечатление. И сама сцена была уникальна тем, что бой был невиданного размаха, очень технично оснащённый, с разным оружием, с множеством приспособлений, с различными техниками ведения боя. В связи с этим сцена получилась очень динамичной и зрелищной».Музыку к финальной части трилогии «Последний богатырь» вновь написал композитор Джордж Каллис, уроженец Кипра, работающий с создателями сказочного приключения с самого первого фильма. «Помню, тогда мы обратились к нему в самый последний момент, попробовав несколько известных композиторов. У всех них превосходно получились и лирические темы, и бодрый экшен, но ни один из них нас не устраивал полностью, – говорит Дмитрий Дьяченко. – И вдруг Джордж прислал прекрасную музыку, сделав всё четко, ярко, по-голливудски точно, абсолютно попав в жанр, передав и фэнтези, и экшен».Саундтрек к фильму «Последний богатырь: Посланник Тьмы» записывался в Венгрии с Будапештским художественным оркестром под руководством дирижера Петера Пейтсика. Оркестр был создан в 2009 году и участвовал в записи целого ряда известных саундтреков к фильмам, среди которых «Убийца» (номинация на «Оскар» за лучший саундтрек), «Аммонит», «Страна солнца», «Прогулка среди могил» и сериал «Ход королевы». Оркестр также участвовал в записи альбомов Моби «Reprise» и Дэнни Эльфмана «Big Mess».
Отзывы