Документальный фильм о жизни, карьере и борьбе прекрасной и талантливой Риты Морено. Звезда Голливуда и Бродвея рассказывает об изнанке славы и кинобизнеса, о скрытой и явной дискриминации, о пути женщины и иммигрантки к вершинам американской фабрики грез ХХ века. Выход картины приурочен к 90-летию знаменитой актрисы. В числе исполнительных продюсеров – лауреат Пулитцеровской премии, создатель хитовых мюзиклов «На высотах» и «Гамильтон» Лин-Мануэль Миранда.
Рита Морено – одна из немногих обладательниц всех главных премий шоу-бизнеса: «Эмми», «Тони», «Грэмми» и «Оскара». Последний она получила за роль в классическом киномюзикле 1961 года «Вестсайдская история», после выхода которого стала мировой звездой. Но этому предшествовало множество испытаний: столкновение со стереотипами и предубеждениями против латиноамериканцев, притеснения со стороны продюсеров и студий, непростые отношения с Марлоном Брандо и даже попытка самоубийства. Кроме откровенной и вдохновляющей истории, фильм включает интервью со звездными коллегами Морено: Морганом Фрименом, Глорией Эстефан, Вупи Голдберг и многими другими.
Любителям искренних биографических картин предлагаем посмотреть онлайн документальный фильм-портрет «Рита Морено: Девушка, решившая рискнуть», заслуживший высокие оценки критиков.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Документальные, Биография, Зарубежные |
Премьера в мире | 29 января 2021 |
Время | 1 ч. 30 мин. |
Рита Морено, обладательница всех самых престижных наград в шоу-бизнесе, готовится отмечать свое 87-летие. Она хочет организовать костюмированную вечеринку в кубинском стиле.
Жустина Мачадо, актриса: Рита Морено самая настоящая дива в мире кинематографа.
Норман Лир, продюсер: Рита Морено – настоящее воплощение американской мечты.
Вечеринка в честь 87-летия Риты Морено.
Барак Обама: 80 лет тому назад Рита Морено увидела статую Свободы, она была типичной колониальной мигранткой, но смогла реализовать все свои мечты. Она доказала, что в Америке каждый может реализовать себя, несмотря на происхождение, национальность или внешние данные.
Френсис Негрон-Мунтанер, Колумбийский университет: на ее пути стояли преграды, которые были вызваны ее происхождением.
Джулия Фоулкс, культуролог: Рита Морено подражала очень немногим людям. В их числе – Рита Хейворт, которой некоторым образом приходилось скрывать свое латиноамериканское происхождение. Это приходилось делать и Рите Морено. Разве у Морено была возможность сыграть саму себя?
Рита Морено: мама меня называла куколкой. И это стало моей основной ролью. Мама часто что-то бормотала себе под нос по-испански. И я тоже часто говорю сама с собой. Я делаю это с самого детства. Иногда смеюсь собственным шуткам.
Идет подборка ролей Риты Морено, звучат песни в ее исполнении, показаны награды, которые актриса получила за свою долгую карьеру (Оскар, Золотой глобус, Грэмми, Эмми).
Рита Морено: родилась я в Умакао, Пуэрто-Рико. Это был единственный город, где была больница. 1931 год! У меня был братик Франциско и отец Пако Аверио. Я редко носила обувь, она была не нужна. Помню, как мама стирала вещи в местной речке. Все женщины там пели и кричали друг другу истории (Рита Морено по-испански передает разговор прачек в Пуэрто-Рико). А дети играли в воде. Это – счастливые воспоминания. После развода родителей мы с мамой переехали к деду. Он постоянно заставлял меня танцевать, хотя я этому была очень рада. Уже тогда я поняла, насколько может быть приятно внимание зрителей. Все изменилось, когда мы переехали в США за хорошей жизнью.
Отрывок из фильма «Вестсайдская история» 1961 года, где речь идет о том, можно ли считать иммигрантов настоящими американцами.
Рита Морено: мы поплыли на корабле, который назывался «Карабобо». Это очень смешно, ведь в переводе с испанского это значит «глупое лицо». Это, кстати, был знак, ведь мы тут же угодили в шторм. Нас тошнило, мутило, люди валялись. Вот так мы и вступили в так называемую хорошую жизнь. Очень скоро я поняла, что мы уехали из Пуэрто-Рико навсегда, оставив там папу и братика Франциско. Больше я его никогда не видела. Путешествие из Пуэрто-Рико в Нью-Йорк – это путешествие в страну Оз наоборот. Мы уехали из чудесного, полного ярких красок мира, вот сюда. Я взглянула на эту огромную зеленую даму, которая держит в вытянутой руке рожок мороженого. Я подумала, что она и есть президент США.
Френсис Негрон-Мунатор: эмигранты 30-х годов прибыли в США во время Великой депрессии. И они столкнулись с неприязнью местных жителей, когда пытались занять и так не очень многочисленные рабочие места.
Рита Морено: мы приехали в Нью-Йорк в феврале, было очень холодно.
Гектор Элизондо, актер: в Пуэрто-Рико тогда тоже был кризис. Но выходцы оттуда обладали своим особенным стилем, они выделялись, они как бы говорили: смотрите на меня!
Рита Морено: мама сшила для меня особую одежду, она одевала меня, как куколку.
Детские фотографии Риты Морено.
Рита Морено: тогда в Нью-Йорке царила самая настоящая сегрегация. Я старалась не ходить по некоторым улицам, потому что там обитали подростковые банды, и эти парни называли меня ныне неизвестными словами. Они подбирали очень обидные для мигрантов слова.
Лин-Мануэль Миранда, актер: здесь ходить можно, а вот здесь – нельзя. Самая настоящая дискриминация только потому, что ты идешь не по своему району. Это было ужасно!
Рита Морено: я выросла в Нью-Йорке, где мне внушили, что я ничего не стою. Я жила с ощущением того, что я ноль без палочки, долгие годы. Я увлекалась испанскими танцами, и танец стал для меня самым сильным лекарством. Мой профессиональный дебют состоялся в Гринвич-Виллидж, когда мне было шесть лет.
Тони Такконе, театральный режиссер: почти все свои детские годы она училась выживать. Уже в раннем возрасте она поняла, что ей помогут танцы.
Рита Морено: я ушла из школы в 15 лет и сразу начала работать в клубах. Уже в 16 лет я стала главной кормилицей семьи. Помню, как я выступала перед парнями на набережной. Я спела им «Ром и кока-колу» в костюме Кармен Миранды, который сшила мама, как и все остальные мои костюмы. И прозвенел колокол, как звонок в школе. И парни отправились на фронт. Я тогда не понимала трагизма этой ситуации, ведь почти половина из них так и не вернулась домой.
Тони Такконе: эти выступления помогали ей справиться со своими проблемами.
Рита Морено: с самых ранних лет я мечтала стать актрисой. Это было моей самой заветной мечтой, главной целью всей жизни. В конечном итоге я хотела попасть на экраны. И когда на одном из выступлений меня заприметил скаут из Голливуда, я чуть не умерла от счастья. Он зашел за кулисы, дал моей маме визитку и рассказал ей про Луи Мейера, главу компании MGM. Он отвечал за «Волшебника из страны Оз». Он сказал, чтобы мы обязательно встретились с Мейером. Мы приехали в гостиницу Уолдорф-Астория, но не могли понять, как к нему попасть. Ведь мы тогда не знали, что такое пентхаус или даже лифт. Мы подошли к администратору и сказали, что нам назначена встреча с Луи Мейером. Как нам к нему попасть? И нам сказали: нажмите на кнопку «Пентхаус». Мама нажала, и мы поднялись прямиком в апартаменты. Это был наш первый отель. Мне было 16 лет, я была наряжена, как Элизабет Тейлор. На мне был корсет, чтобы сузить талию. И грудь мне сделали попышнее, а еще у меня была такая же, как у нее прическа и брови. Было очень весело! Я хотела быть точно такой же, как Тейлор. Она была моим кумиром. И таких, как я, тогда никого не было. И подражала я только ей, ведь она тоже тогда была подростком.
Мы пришли, он осмотрел меня с головы до ног и сказал: боже мой! Это же испанская Элизабет Тейлор! Я была в восторге. Так я получила контракт, ничего не делая. Так вот случается в жизни: сначала ты работаешь, и все напрасно. А потом получаешь буквально все только благодаря знакомству. Невероятно!
Примерно через полгода после этого мы с мамой сели на поезд и отправились в Голливуд. Мы поселились в городке под названием Калвер-Сити вблизи студии, чтобы я могла ходить туда пешком. Ведь мы не умели водить, да и машины у нас не было. Вы только подумайте: маленькая пуэрто-американка, которую никто не признавал – с контрактом MGM! Это было невероятно круто. Я ведь приезжала на студию каждый день. Поначалу встретили меня не очень. Я здоровалась, а люди от меня отворачивались. Я сразу решила, что это случается из-за моего происхождения. У меня сложилось ощущение, что с этим ничего поделать нельзя, что так будет всегда.
Рита Морено ест блинчики со сметаной и смотрит передачу по телевизору, которая посвящена проблеме сексуального насилия. Диктор сообщает, что в США каждая третья женщина и один из шести мужчин хотя бы раз в жизни сталкивается с сексуальным насилием.
Рита Морено: меня очень часто считали обыкновенной вещью. Департамент рекламы нередко отправлял меня на встречу с человеком, которому просто нужна была картинка.
Митци Гейнор, актриса и певица: студия часто отправляла нас на ненастоящие свидания. И в журналах вместе с фото упоминали студию и фильмы. Если у тебя контракт со студией – ты принадлежишь ей. Я и многие другие девушки это прекрасно понимали.
Рита Морено: мне было слегка за 20. Мне сказали, что должна состояться вечеринка, на которой будет много очень важных людей. Я должна буду пойти туда с одним очень известным мужчиной. И тебе это будет очень на руку. Я сказала: хорошо, я пойду. Хозяин, владелец крупного бренда виски, подошел ко мне и сказал: пойдем, я тебя познакомлю. Он представил меня Гарри Кону, главе студии «Коламбия», очень некультурному и похабному мужчине. Он буквально сразу же сказал мне: я бы тебя трахнул. Я слышала это слово, наверное, в третий раз в жизни. И что я сделала? Я посмеялась, как дура, и тут же отошла. Хозяин встречи, мистер Виски, сказал мне: потанцуем? Я говорю: давайте. Мы начали танцевать, и он тут же прижался ко мне, очень-очень тесно. У него выступили капли пота на верхней губе, он тяжко задышал, и я поняла, что он не просто прижимается ко мне, а трется об меня. Он сказал: какая ты сексуальная сучка! Я вышла в сад к мексиканским садовникам, дело было днем. Я вся в слезах обратилась к ним: помогите мне! Они не стали спрашивать, что со мной случилось. Они накинули на меня куртку и отвели домой в Калвер-Сити. Это были первые джентльмены, которых я встретила за день.
Я была молодой начинающей актрисой. Тогда в Голливуде такие девушки, как я, играли индианок. Акцент был обязателен. Их показывали неграмотными и глупыми. Они считались экзотикой для мужчин.
Кадры из вестерна, в котором Рита Морено играет глупую индианку.
Я актриса, я должна уметь играть все. И сначала я приняла это как норму.
Карен Оливо, актриса, певица. Наш бизнес создан в основном мужчинами. И актрисам надо очень многое держать в себе, иначе их могут просто не понять, это будет слишком. Я знаю ее по «Вестсайдской истории», но еще она мне очень нравится в «Поющих под дождем». Она тоже там была.
Эпизод из «Поющих под дождем» с участием Риты Морено.
Карен Оливо: в этом мюзикле у нее были прекрасные реплики и очень запоминающийся персонаж – Зельда. Нельзя сказать, что она – латиноамериканская актриса. Она просто идеально вписывается в типаж актрис-танцовщиц.
После этого фильма Рита Морено долгие годы играет второстепенных персонажей.
Рита Морено рассказывает о своих отношениях с Марлоном Брандо: мы с ним сходились и расходились восемь лет, он стал для меня настоящим проклятием. Таких актеров очень немного. И он любил меня. Он был папочкой, которому невозможно угодить. Я так хотела за него замуж! Вы когда-нибудь любили кого-то до такой степени, что не могли даже дышать? Вот так Марлон любил себя. Вспоминаю его и думаю: а что там было любить? Но что-то меня в нем заводило. Я от него забеременела. Мне нашли доктора для аборта.
Рита Морено выступает на акциях за право женщин делать аборты, за запреты на испытания ядерного оружия.
Рита Морено рассказывает о съемках мюзикла «Вестсайдская история». Она говорит, что ее персонаж – Анита – стала для нее настоящим примером для подражания, какого у нее в реальной жизни никогда не было. Она не отступала, как я иногда делаю это в жизни.
Рита Морено рассказывает о своей попытке совершить самоубийство. Она не могла больше терпеть издевательства Марлона Брандо: но когда я вернулась из клиники, то поняла, что изгнала его из своей жизни. Но через семь лет после этого мы снялись с ним в одном фильме. И старые раны открылись. Но я с этим справилась.
Документальные кадры вручения Оскара Рите Морено, которая победила саму Джуди Гарленд. Вся речь Риты Морено состоит их трех слов: я не верю!
После этого Рита Морено не снималась в кино семь лет. Она выступала на телевидении, играла в Бродвейских постановках.
Рита Морено рассказывает о своем знакомстве с будущим мужем – Ленни.
Рита Морено рассказывает о том, как играла в сериале «Электрическая компания». Она утверждает, что это были самые счастливые годы в ее жизни.
Рита Морено выступает на мероприятии Ассоциации телевизионных критиков: искупавшись в лучах славы, можно очень быстро оказаться в тени. Но я так счастлива! К черту тень, да будет свет!
Отзывы