Парадоксально, но за сериальным фасадом драмы "Три семьи" итальянский режиссер и сценарист Нанни Моретти ("Моя мама", "Комната сына") скрывает целый микрокосм страстей и конфликтов внутри кондоминимума в Риме, где переплетаются различные связи и судьбы на протяжении целого десятилетия в 2010-х. Простота схемы рассказа постановщика, включающего в себя три части, которые разделены пятилетними промежутками, отчасти следует схеме оригинала романа "Три этажа" израильского писателя Эшколя Нево. Прививая нарратив на итальянскую почву, Моретти с авторами экранной истории Федерикой Понтремоли ("Благодать Люсии", "Я убила Наполеона") и Валией Сантелла ("Предатель", "Неаполь под пеленой") сознательно добивается эффекта универсальности событий и их предопределенности, когда экранные арки большинства персонажей представляются относительно статичными. Не будет преувеличением, если отметить желание режиссера в интимной и тихой по своему предназначению ленте о лабиринте отношений между людьми рассказать историю, где любовь и боль идут, взявшись за руки.
В определенном смысле проект отражает эволюцию самого Моретти, который уже не смотрит на мир с критической язвительностью, а предпочитает делать подробную рентгенограмму того, что происходит с жителями Италии в последнее время. При этом постановщик разрабатывает адаптированные для кино характеры с очевидным фрейдистским звучанием и за великолепной игрой всего актерского ансамбля говорит и об инстинктах поведения внешне порядочных обывателей, и том, как можно заточить свою зависимость и принести в жертву собственному мужу, и, наконец, о том, как странности восприятия становятся аберрациями для семейных отношений. Дом, где живут герои Риккардо Скамарчо ("Безжалостный", "Переводчики"), Маргериты Буй ("Мушкетеры. Неизвестная миссия", "Я там"), Альбы Рорвахер ("Порочная связь", "Дочь моя") и Денис Тантуччи ("Равнодушные", "Убрать лайк"), оказывается у Моретти неким трансцендентным образованием, опутанным сетью семейных, чувственных и сексуальных связей. Режиссер разрабатывает множество вопросов о природе материнства, о дистанции, которая может существовать между супругами или родными братьями, о доверии, возникающем между людьми благодаря опыту, и всегда уходит от прямых комментариев и указаний на правильный путь. Обретение свободы и преодоление многочисленных ошибок прошлого становятся для Моретти важнейшей темой для разговора со зрителями. Поэтому "Три семьи" рассказывают не столько о пересекающихся биографиях соседей по дому, сколько выдвигают множество дилемм, нравственных и моральных, для персонажей, которые выглядят внешне абсолютно благополучными представителями среднего класса.
Тихое ночное начало "Трех семей" у Моретти неожиданно выходит из равновесия, когда подвыпивший молодой человек Андреа (Алессандро Спердути, сериалы "Леонардо" и "Великолепные Медичи") не справляется с управлением и сбивает женщину на пешеходном переходе прямо около собственного дома. Для большей символичности постановщик отправляет машину на таран стены на первом этаже, закрытой стеклянной плиткой, чем ввергает в шок 7-летнюю Франческу, которая была в это время в комнате. Беременная Моника (Альба Рорвахер), вызвавшая такси в роддом за несколько минут до этого, стала свидетельницей событий и возможной причиной аварии, становится первой, кто испытал шок от увиденного. Дора (Маргерита Буй) приходит в ужас, когда видит с балкона заднюю часть машины сына, въехавшую в комнату семейства Лучио (Риккардо Скамарчо) и Сары (Элена Льетти). Вместе с мужем Витторио (Нанни Моретти) она выбегает на улицу и во время разговора с сыном понимает, что Андреа совершил наезд в абсолютно невменяемом состоянии. Родители Франчески, понимая, что впереди их ждет трудная ночь, отводят дочь к престарелым соседям по этажу Ренато (Паоло Грациози, "Пиноккио", "Итальянская гонщица") и Джованне (Анна Бонаюто, "Банан", "Да здравствует свобода").
Внешне у Моретти все складывается по-своему уравновешенно: женщина, сбитая Андреа, умирает во время приезда врачей, героиня Рорвахер рожает первенца в больнице. Жизнь за смерть, утром будет новый день, но режиссер собирает для зрителей целый ворох деталей, который будет постоянно держать в напряжении сюжетные линии. У персонажа Грациози - прогрессирующая болезнь Альцгеймера, достигшая уже такой фазы, что даже ребенок понимает, что со стариком явно что-то не в порядке. Моника, чей муж-строитель почти всегда находится в командировках, видит дома черного ворона и боится, что ей передалась по наследству шизофрения от матери и что после рождения ребенка ее психическая девиация будет только прогрессировать. Моретти провоцирует внимание зрителей при помощи мелких деталей и на их основе рассказывает о характерах как можно больше. Вернувшуюся из роддома Монику с ребенком поджидает у двери подарок не от родного отца-беглеца Джорджио (Адриано Джаннини, "Порочная связь"), а от его брата Роберто (Стефано Дионизи), с которым они в открытой ссоре уже много лет. Когда на следующий день Франческа, которую отец, торопящийся на тренировку в спортзал, оставил на попечение Ренато, пропадает вместе со стариком, проект набирает окончательные обороты для развития сюжета, наращивая насыщенность и смысловые ценности.
Вряд ли случайно Нанни Моретти оставил для себя в "Трех семьях" роль безэмоционального судьи Витторио, постановщик становится носителем одной из трудных дилемм фильма и своим примером выражает мысль о том, что в мире самые большие приверженцы справедливости очень часто заканчивают как самые злостные преступники. Причем для постановщика абсолютно не важно, будет ли подобный его герою персонаж отбывать реальный срок или поместит сам себя во внутреннее заточение и поставит перед трудным выбором мать собственного сына. Путь Моретти как постановщика ленты, которую он первый раз снял по адаптированному сценарию, оказывается гораздо более сложен и извилист, чем это может показаться при поверхностном просмотре. Складывается впечатление, что режиссер стремится принципом "понять и простить" измерить большую часть коллизий этого проекта. Конечно, Моретти требует эмпатии к чужим ошибкам, загоняет персонажей во всевозможные ловушки, создает наваждения для героини Альбы Рорвахер и постоянно подбрасывает разнообразные житейские травмы для всех и каждого. Однако в его действиях есть требование снисходительности для характеров, деформированных под влиянием собственных страхов и обстоятельств, и есть надежда, что дети смогут прожить свою жизнь чище и достойнее.
Стремление обратиться как можно к большей аудитории и быть универсальным автором обязывает Моретти сглаживать острые углы и максимально разгонять действие при помощи соответствующего динамичного монтажа Клелио Беневенто. При таком подходе режиссер ориентируется в первую очередь на взаимодействие с публикой, на сострадательные реакции во время просмотра и понимание, что выстрелит или нет условное ружье в очередном акте нашей жизни зависит толь от нас самих. Сознательно неглубоко Моретти прорабатывает большую часть характеров, оставляя повод для размышлений. И если герой Риккардо Скамарчо, с виду интеллигентный и адекватный мужчина, начинает открыто подозревать соседа, деда в маразме, в педофилии и буквально сходит с ума от навязчивой мысли, то это не останавливает его от мимолетного секса с Шарлоттой (Денис Тантуччи), внучкой старика, которая открыто манипулирует уязвимостью Лучио, такого страдающего и желающего поставить всех на место. Очевидно, что Моретти выстраивает действие ленты так, что стремится показать насколько является тонкой грань между формальной правдой предписываемых правил и настоящим умением действовать по совести.
Глубокий гуманистический посыл "Трех семей" Моретти может показаться даже местами старомодным, но именно такой подход наделяет персонажей ленты глубиной и надеждой на прощение. И когда такой гуманизм приходит через смерть, сложности в семейных отношениях и трудности повседневного бытия, то это заставляет в большей степени смотреть картину на уровне сердца, а не разума. В работе Моретти театральность практически незаметна, на перекрестках жизней характеров постановщик проявляет крайне много такта и деликатности, не позволяя сложному материалу уйти в традиционную итальянскую мелодраму. Режиссер предпочитает лучше всяких слов показывать отношение Витторио к Андреа как сыну, не оправдывающему высоких отцовских надежд, иллюстрировать неудовлетворенность жизнью Джорджио, который не умеет быть счастливым и стремится убежать в очередную командировку от семьи. Феноменально точна игра Альбы Рорвахер, названную соседями за глаза вдовой и вынужденную постоянно выпрашивать у мужа внимание к себе и детям.
Хрупкость существования и множественные детали бытия у Моретти постоянно актуализируются, что позволяет ему настраивать диалог между всеми сюжетными линиями и показывать пессимизм людей, которые вынуждены постоянно находиться внутри собственных рамок. Благодаря музыке Франко Пьерсанти, ее отточенной фразировке и безусловному попаданию в каждый момент, лента приобретает еще одну степень говорящей эмоциями невербальности и заставляет чувствовать грусть этих приличных людей, которые творят красивые и ужасные вещи. Далеко не случайно в кульминации у Моретти возникает milonga clandestina, подпольный уличный флэшмоб, где все участники танцуют танго прямо на проезжей части напротив кондоминимума на глазах его жителей. Трудно быть свободным, когда давят общество, обязанности и ответственности, точно так же трудно признаваться себе в своих поражениях и пытаться что-то исправить, как это делает в финале героиня великолепной Маргериты Буй. Но всегда есть возможность построить бытие по своим трудным правилам, как это делает персонаж Алессандро Спердути, остепенившийся после бурной молодости и стремящийся жить своей жизнью. Поэтому "Три семьи" остаются у Моретти примером того, как можно мастерски снимать кино для всех, не снижая артхаусных оборотов и находя сложные уроки в самых простых, на первый взгляд, историях.
7
,0
2021, Драмы
115 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Парадоксально, но за сериальным фасадом драмы "Три семьи" итальянский режиссер и сценарист Нанни Моретти ("Моя мама", "Комната сына") скрывает целый микрокосм страстей и конфликтов внутри кондоминимума в Риме, где переплетаются различные связи и судьбы на протяжении целого десятилетия в 2010-х. Простота схемы рассказа постановщика, включающего в себя три части, которые разделены пятилетними промежутками, отчасти следует схеме оригинала романа "Три этажа" израильского писателя Эшколя Нево. Прививая нарратив на итальянскую почву, Моретти с авторами экранной истории Федерикой Понтремоли ("Благодать Люсии", "Я убила Наполеона") и Валией Сантелла ("Предатель", "Неаполь под пеленой") сознательно добивается эффекта универсальности событий и их предопределенности, когда экранные арки большинства персонажей представляются относительно статичными. Не будет преувеличением, если отметить желание режиссера в интимной и тихой по своему предназначению ленте о лабиринте отношений между людьми рассказать историю, где любовь и боль идут, взявшись за руки. В определенном смысле проект отражает эволюцию самого Моретти, который уже не смотрит на мир с критической язвительностью, а предпочитает делать подробную рентгенограмму того, что происходит с жителями Италии в последнее время. При этом постановщик разрабатывает адаптированные для кино характеры с очевидным фрейдистским звучанием и за великолепной игрой всего актерского ансамбля говорит и об инстинктах поведения внешне порядочных обывателей, и том, как можно заточить свою зависимость и принести в жертву собственному мужу, и, наконец, о том, как странности восприятия становятся аберрациями для семейных отношений. Дом, где живут герои Риккардо Скамарчо ("Безжалостный", "Переводчики"), Маргериты Буй ("Мушкетеры. Неизвестная миссия", "Я там"), Альбы Рорвахер ("Порочная связь", "Дочь моя") и Денис Тантуччи ("Равнодушные", "Убрать лайк"), оказывается у Моретти неким трансцендентным образованием, опутанным сетью семейных, чувственных и сексуальных связей. Режиссер разрабатывает множество вопросов о природе материнства, о дистанции, которая может существовать между супругами или родными братьями, о доверии, возникающем между людьми благодаря опыту, и всегда уходит от прямых комментариев и указаний на правильный путь. Обретение свободы и преодоление многочисленных ошибок прошлого становятся для Моретти важнейшей темой для разговора со зрителями. Поэтому "Три семьи" рассказывают не столько о пересекающихся биографиях соседей по дому, сколько выдвигают множество дилемм, нравственных и моральных, для персонажей, которые выглядят внешне абсолютно благополучными представителями среднего класса. Тихое ночное начало "Трех семей" у Моретти неожиданно выходит из равновесия, когда подвыпивший молодой человек Андреа (Алессандро Спердути, сериалы "Леонардо" и "Великолепные Медичи") не справляется с управлением и сбивает женщину на пешеходном переходе прямо около собственного дома. Для большей символичности постановщик отправляет машину на таран стены на первом этаже, закрытой стеклянной плиткой, чем ввергает в шок 7-летнюю Франческу, которая была в это время в комнате. Беременная Моника (Альба Рорвахер), вызвавшая такси в роддом за несколько минут до этого, стала свидетельницей событий и возможной причиной аварии, становится первой, кто испытал шок от увиденного. Дора (Маргерита Буй) приходит в ужас, когда видит с балкона заднюю часть машины сына, въехавшую в комнату семейства Лучио (Риккардо Скамарчо) и Сары (Элена Льетти). Вместе с мужем Витторио (Нанни Моретти) она выбегает на улицу и во время разговора с сыном понимает, что Андреа совершил наезд в абсолютно невменяемом состоянии. Родители Франчески, понимая, что впереди их ждет трудная ночь, отводят дочь к престарелым соседям по этажу Ренато (Паоло Грациози, "Пиноккио", "Итальянская гонщица") и Джованне (Анна Бонаюто, "Банан", "Да здравствует свобода"). Внешне у Моретти все складывается по-своему уравновешенно: женщина, сбитая Андреа, умирает во время приезда врачей, героиня Рорвахер рожает первенца в больнице. Жизнь за смерть, утром будет новый день, но режиссер собирает для зрителей целый ворох деталей, который будет постоянно держать в напряжении сюжетные линии. У персонажа Грациози - прогрессирующая болезнь Альцгеймера, достигшая уже такой фазы, что даже ребенок понимает, что со стариком явно что-то не в порядке. Моника, чей муж-строитель почти всегда находится в командировках, видит дома черного ворона и боится, что ей передалась по наследству шизофрения от матери и что после рождения ребенка ее психическая девиация будет только прогрессировать. Моретти провоцирует внимание зрителей при помощи мелких деталей и на их основе рассказывает о характерах как можно больше. Вернувшуюся из роддома Монику с ребенком поджидает у двери подарок не от родного отца-беглеца Джорджио (Адриано Джаннини, "Порочная связь"), а от его брата Роберто (Стефано Дионизи), с которым они в открытой ссоре уже много лет. Когда на следующий день Франческа, которую отец, торопящийся на тренировку в спортзал, оставил на попечение Ренато, пропадает вместе со стариком, проект набирает окончательные обороты для развития сюжета, наращивая насыщенность и смысловые ценности. Вряд ли случайно Нанни Моретти оставил для себя в "Трех семьях" роль безэмоционального судьи Витторио, постановщик становится носителем одной из трудных дилемм фильма и своим примером выражает мысль о том, что в мире самые большие приверженцы справедливости очень часто заканчивают как самые злостные преступники. Причем для постановщика абсолютно не важно, будет ли подобный его герою персонаж отбывать реальный срок или поместит сам себя во внутреннее заточение и поставит перед трудным выбором мать собственного сына. Путь Моретти как постановщика ленты, которую он первый раз снял по адаптированному сценарию, оказывается гораздо более сложен и извилист, чем это может показаться при поверхностном просмотре. Складывается впечатление, что режиссер стремится принципом "понять и простить" измерить большую часть коллизий этого проекта. Конечно, Моретти требует эмпатии к чужим ошибкам, загоняет персонажей во всевозможные ловушки, создает наваждения для героини Альбы Рорвахер и постоянно подбрасывает разнообразные житейские травмы для всех и каждого. Однако в его действиях есть требование снисходительности для характеров, деформированных под влиянием собственных страхов и обстоятельств, и есть надежда, что дети смогут прожить свою жизнь чище и достойнее. Стремление обратиться как можно к большей аудитории и быть универсальным автором обязывает Моретти сглаживать острые углы и максимально разгонять действие при помощи соответствующего динамичного монтажа Клелио Беневенто. При таком подходе режиссер ориентируется в первую очередь на взаимодействие с публикой, на сострадательные реакции во время просмотра и понимание, что выстрелит или нет условное ружье в очередном акте нашей жизни зависит толь от нас самих. Сознательно неглубоко Моретти прорабатывает большую часть характеров, оставляя повод для размышлений. И если герой Риккардо Скамарчо, с виду интеллигентный и адекватный мужчина, начинает открыто подозревать соседа, деда в маразме, в педофилии и буквально сходит с ума от навязчивой мысли, то это не останавливает его от мимолетного секса с Шарлоттой (Денис Тантуччи), внучкой старика, которая открыто манипулирует уязвимостью Лучио, такого страдающего и желающего поставить всех на место. Очевидно, что Моретти выстраивает действие ленты так, что стремится показать насколько является тонкой грань между формальной правдой предписываемых правил и настоящим умением действовать по совести. Глубокий гуманистический посыл "Трех семей" Моретти может показаться даже местами старомодным, но именно такой подход наделяет персонажей ленты глубиной и надеждой на прощение. И когда такой гуманизм приходит через смерть, сложности в семейных отношениях и трудности повседневного бытия, то это заставляет в большей степени смотреть картину на уровне сердца, а не разума. В работе Моретти театральность практически незаметна, на перекрестках жизней характеров постановщик проявляет крайне много такта и деликатности, не позволяя сложному материалу уйти в традиционную итальянскую мелодраму. Режиссер предпочитает лучше всяких слов показывать отношение Витторио к Андреа как сыну, не оправдывающему высоких отцовских надежд, иллюстрировать неудовлетворенность жизнью Джорджио, который не умеет быть счастливым и стремится убежать в очередную командировку от семьи. Феноменально точна игра Альбы Рорвахер, названную соседями за глаза вдовой и вынужденную постоянно выпрашивать у мужа внимание к себе и детям. Хрупкость существования и множественные детали бытия у Моретти постоянно актуализируются, что позволяет ему настраивать диалог между всеми сюжетными линиями и показывать пессимизм людей, которые вынуждены постоянно находиться внутри собственных рамок. Благодаря музыке Франко Пьерсанти, ее отточенной фразировке и безусловному попаданию в каждый момент, лента приобретает еще одну степень говорящей эмоциями невербальности и заставляет чувствовать грусть этих приличных людей, которые творят красивые и ужасные вещи. Далеко не случайно в кульминации у Моретти возникает milonga clandestina, подпольный уличный флэшмоб, где все участники танцуют танго прямо на проезжей части напротив кондоминимума на глазах его жителей. Трудно быть свободным, когда давят общество, обязанности и ответственности, точно так же трудно признаваться себе в своих поражениях и пытаться что-то исправить, как это делает в финале героиня великолепной Маргериты Буй. Но всегда есть возможность построить бытие по своим трудным правилам, как это делает персонаж Алессандро Спердути, остепенившийся после бурной молодости и стремящийся жить своей жизнью. Поэтому "Три семьи" остаются у Моретти примером того, как можно мастерски снимать кино для всех, не снижая артхаусных оборотов и находя сложные уроки в самых простых, на первый взгляд, историях.