Психологический триллер "Таинственная комната" итальянского режиссера и сценариста Стефано Лодовичи (сериал "В погоне за мафией", "В глубине леса") в гротескной и полной жизненного трагизма форме стремится осмыслить последствия в дальнейшей жизни тех, кто стремится изолироваться от всего мира в комфортабельном мирке отдельно взятой комнаты. Постановщик стремится осмыслить последствия первого этапа продолжающейся пандемии и прививает концепт японских городских отшельников и социофобов хикикомори на европейскую почву. Вдохновившись "Сиянием" Кубрика и "Психо" Хичкока, Лодовичи обостряет мелодраматические акценты и заставляет зависнуть действие ленты внутри небольшой гостиницы, где уже давно не сдаются номера. Секреты обычной семьи препарирует повзрослевший сын (Гуидо Каприно, сериал "Чудо: Слезы Мадонны", "Молодой Годар"), которому есть о чем поговорить с родителями (Камилла Филиппи, "Полет за мечтой", "Любовь несовершенна" и Эдоардо Пеше, "Равнодушные", "Догмэн"), устроив для них настоящую охоту за призраками правды и любви. В фантастическом видении режиссера время останавливается только для того, чтобы все члены семьи успели завершить свои земные дела и сказать друг другу самое важное внутри обшарпанных клаустрофобных пространств старого дома.
Работа Лодовичи впитывает в себя множество жанровых влияний и оказывается сверхъестественной пьесой не только о токсичных героях Филиппи и Пеше, которые тянутся к саморазрушению и стремятся обретать счастье на стороне, а в большей степени о деформированных долгой изоляцией детях, высматривающих мир из окон и дырок в стенах. Комната, ставшая для в детстве для центрального персонажа и ловушкой, и тюрьмой, и целым королевством благодаря режиссеру становится метафорой для особого вида эскапизма, когда семейная дисфункция не предлагает никаких других вариантов, кроме добровольного заточения от злого мира с монстрами снаружи. Лодовичи вполне сознательно максимально дистанцируется от навязывания зрителям собственной точки зрения на детство, которое проведено внутри игрушечного домика, и на душевное банкротство излишне невротичных родителей, маскирующих собственную несостоятельность. Постановщик предпочитает перемену ролей для тех, кто находится у экрана, и дает им почувствовать дикий скрежет настоящей психологической пытки, чтобы немного позже превратить в палачей, полностью принимающих сторону характера Каприно и оправдывающих его маниакальное поведение. Поэтому "Таинственная комната" всегда стремится к яркости выражения эмоций и к театральности готического представления, где призраки из плоти и крови жестоки и готовы вырваться на свободу только через открытое окно.
Лодовичи начинает действие "Таинственной комнаты" с представления Стеллы (Камилла Филиппи), женщины средних лет, стоящей в свадебном наряде на краю распахнутого окна второго этажа, между жизнью и смертью, и готовой сделать шаг в серое пространство снаружи. Льет дождь, гремит гром, героиня Филиппи ищет повод, чтобы остаться здесь и сейчас, избежав суицида, раздается спасительный звонок в дверь. Изрядно промокшая, Стелла идет открывать и встречает на пороге незнакомца (Гуидо Каприно) в очках и темном плаще, который позже представится как Джулио. Мужчина забронировал комнату в этом доме, он показывает объявление, но Стелла все равно стремится закрыть дверь. Информация о букинге давно устарела, Джулио проявляет чудеса настойчивости, он хочет заплатить больше, потому что во что бы то ни стало стремится оказаться внутри этого дома, с которым его по всей видимости что-то связывает. Последним аргументом в разговоре персонажа Каприно становится просьба о стакане воды. Пока Стелла набирает воду Джулио подобно призраку без шума появляется неподалеку от нее. Мужчина жадно пьет из стакана и открыто намекает характеру Филиппи, что он давно искал повода оказаться именно здесь. Кроме того, Джулио знаком с Сандро (Эдоардо Пеше), мужем Стеллы, и это окончательно ставит хозяйку дома в тупик. Гремящий рядом гром у Лодовичи намекает, что первая молния в сюжете ударит совсем скоро. Стелла принимает решение предоставить мужчине кров на время непогоды и останавливает его перед выходом.
Неприхотливость незнакомца и огоньки в его глазах, когда он увидел ту самую комнату, которую предлагают гостям, свидетельствуют о первоначальном успехе. Персонаж Каприно даже слишком интеллигентен и учтив, для него слишком важно оказаться сейчас в этом месте, чтобы позже дать выход воспоминаниям, узнать больше о Стелле и Сандро, чтобы сыграть с этими людьми в сеанс правды и поговорить о деформированном прошлом, об их жизнях и жизни их сына, которого также зовут Джулио. В голове Карины мелькает флэшбэк о недавних намерениях покончить с собой, она спешно закрывает окно, из которого готовилась прыгнуть несколько минут назад, и наводит порядок. Ссора женщины с мужем заставляет писать ему десятки сообщений с предложениями о возвращении. Джулио старается сократить дистанцию со Стеллой, не очень-то склонной к новым знакомствам, и предлагает перейти на "ты". Он даже слишком хорошо осведомлен об устройстве дома, настолько хорошо, что это начинает настораживать домовладелицу и сеять в ней смутные сомнения о сюрпризе, который заготовил для нее Джулио.
Ситуация семейного взлома, жестокого и беспощадного, который Стефано Лодовичи в "Таинственной комнате" сочетает с эстетикой современного хоррора, когда внутри людей намного страшнее, чем снаружи, дает ему возможности для различных экспериментов и заставляет увлечься страшной пыткой в формате непутевых отцов и спрятанных детей. Постановщик заставляет в первом акте поверить в некую страшную тайну, где в комнате, отделенной от гостевой, по-вуайеристски бесстрашно кем-то пробито в стене. Этот странный мальчик - Джулио - нашел для себя дополнительный канал взаимодействия с окружающим миром, выхолащивая действительность и заставляя зрителей поверить, что сын Стеллы и Сандро стремится к построению собственного мира, микровселенной, где он будет чувствовать себя в полной безопасности от родителей и других внешних факторов. Лодовичи конструирует холодные отношения между персонажами, которые поддерживаются также мрачной атмосферой проекта, что неизбежно ведет к общей потере равновесия в нарративе практически в любом месте фильма. Режиссерское умение распределять твисты и создавать сюрпризы, используя условность времени и места, позволяет понять, что герой Гуидо Каприно так и не смог справиться с психологической травмой детства даже после поездки в Японию, на родину хикикомори, фальшивых родственников и ограниченных жизненных пространств.
Потеря родителей, которые умерли много лет назад, только укрепляет Джулио в чувстве, что он по-прежнему нуждается в словах матери и ее поддержке. С точки зрения Лодовичи важность родителей для любого ребенка заключается в формировании реальности, способной оказаться не такой правдивой, как это может показаться на первый взгляд, и привести к деформациям психики. Однако внутри среды дома, где жил юный персонаж Каприно существует единство жизненного пространства, которое даже спустя много лет не претерпело никаких изменений и в котором Джулио так удобно реконструировать прошлое, чтобы закрыть свои множественные гештальты и показать именно родителям шрамы на теле, служащие для отсчета его возраста. Благодаря производственному дизайну Массимилиано Стуриале именно старый дом становится еще одним персонажем экранной истории и позволяет подчеркнуть идентичность микромира, где вырос персонаж Каприно. Кажется, что бывшая гостиница находится в состоянии глубокого сна, на ее обшарпанных стенах отражаются боль прошлого и бесполезные годы, внутри нее также есть свои шрамы на стенах, полах и в отражениях зеркал. Мир, где не было настоящей любви между Стеллой, Джулио и Сандро, обветшал, но не забыл ровным счетом абсолютно ничего.
Парадоксально, но "Таинственная комната" у Лодовичи против всяких правил способствует разрушению расхожих клише о том, что дома помогают даже стены и что именно собственная комната, личное пространство, способна помочь укрыться от угроз внешнего мира. В уникальном и свежем видении постановщика именно в том месте, которое должно стать местом защиты, возникает параллельная Вселенная без любви, с пустотой изоляции и сегрегации. Требуется целое фантастическое путешествие во времени для Джулио, чтобы выйти наконец из комнаты, где он был обречен на одиночество, выйти и пережить трудный опыт, способный помочь ему стать мужчиной. Естественно, Лодовичи расхожий миф об эдиповом комплексе превращает в кульминации в мрачный смертоносный фарс, и характер Эдоардо Пеше покидает этот мир не без изобретательности его отпрыска, который ревнует плодовитого папашу ко всем его детям, появившимся на свет вне брака.
Тихий, камерный ужас у постановщика пересекается с семейной драмой и позволяет себе неслыханный уровень откровенности для зрителей, когда кажется, что видны нервы у каждого из трех персонажей, играющих на пределе и с максимальной отдачей в метафизическом пространстве картины. Несмотря на всю экзистенциальность и терапевтическую вовлеченность в происходящее в кадре работа Лодовичи остается настоящей вещью в себе с огромным количеством цитат и культурных кодов. Режиссер целится в гиперреализм и чувствует отвращение к утешительному тону подобных произведений, когда крайнее разочарование в обществе и жестокости существования превращается в крик о помощи во времена, когда теория заговоров грозит превратить большую часть мира в комьюнити, своеобразный интеллектуальный мицелий, из хикикомори, которым по душе ограничения и обнуление всех свобод. Поэтому "Таинственная комната" хотя и занимается по максимуму срыванием всех масок с каждого из персонажей, но при этом только подчеркивает амбивалентность каждого из героев, когда в определенные моменты возникает вера в реальность происходящего и остается только свобода верить в личную версию правды о тех, кто смог пройти через мучительное чистилище прошлого и спасти собственную душу.
5
,0
2021, Триллеры
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологический триллер "Таинственная комната" итальянского режиссера и сценариста Стефано Лодовичи (сериал "В погоне за мафией", "В глубине леса") в гротескной и полной жизненного трагизма форме стремится осмыслить последствия в дальнейшей жизни тех, кто стремится изолироваться от всего мира в комфортабельном мирке отдельно взятой комнаты. Постановщик стремится осмыслить последствия первого этапа продолжающейся пандемии и прививает концепт японских городских отшельников и социофобов хикикомори на европейскую почву. Вдохновившись "Сиянием" Кубрика и "Психо" Хичкока, Лодовичи обостряет мелодраматические акценты и заставляет зависнуть действие ленты внутри небольшой гостиницы, где уже давно не сдаются номера. Секреты обычной семьи препарирует повзрослевший сын (Гуидо Каприно, сериал "Чудо: Слезы Мадонны", "Молодой Годар"), которому есть о чем поговорить с родителями (Камилла Филиппи, "Полет за мечтой", "Любовь несовершенна" и Эдоардо Пеше, "Равнодушные", "Догмэн"), устроив для них настоящую охоту за призраками правды и любви. В фантастическом видении режиссера время останавливается только для того, чтобы все члены семьи успели завершить свои земные дела и сказать друг другу самое важное внутри обшарпанных клаустрофобных пространств старого дома. Работа Лодовичи впитывает в себя множество жанровых влияний и оказывается сверхъестественной пьесой не только о токсичных героях Филиппи и Пеше, которые тянутся к саморазрушению и стремятся обретать счастье на стороне, а в большей степени о деформированных долгой изоляцией детях, высматривающих мир из окон и дырок в стенах. Комната, ставшая для в детстве для центрального персонажа и ловушкой, и тюрьмой, и целым королевством благодаря режиссеру становится метафорой для особого вида эскапизма, когда семейная дисфункция не предлагает никаких других вариантов, кроме добровольного заточения от злого мира с монстрами снаружи. Лодовичи вполне сознательно максимально дистанцируется от навязывания зрителям собственной точки зрения на детство, которое проведено внутри игрушечного домика, и на душевное банкротство излишне невротичных родителей, маскирующих собственную несостоятельность. Постановщик предпочитает перемену ролей для тех, кто находится у экрана, и дает им почувствовать дикий скрежет настоящей психологической пытки, чтобы немного позже превратить в палачей, полностью принимающих сторону характера Каприно и оправдывающих его маниакальное поведение. Поэтому "Таинственная комната" всегда стремится к яркости выражения эмоций и к театральности готического представления, где призраки из плоти и крови жестоки и готовы вырваться на свободу только через открытое окно. Лодовичи начинает действие "Таинственной комнаты" с представления Стеллы (Камилла Филиппи), женщины средних лет, стоящей в свадебном наряде на краю распахнутого окна второго этажа, между жизнью и смертью, и готовой сделать шаг в серое пространство снаружи. Льет дождь, гремит гром, героиня Филиппи ищет повод, чтобы остаться здесь и сейчас, избежав суицида, раздается спасительный звонок в дверь. Изрядно промокшая, Стелла идет открывать и встречает на пороге незнакомца (Гуидо Каприно) в очках и темном плаще, который позже представится как Джулио. Мужчина забронировал комнату в этом доме, он показывает объявление, но Стелла все равно стремится закрыть дверь. Информация о букинге давно устарела, Джулио проявляет чудеса настойчивости, он хочет заплатить больше, потому что во что бы то ни стало стремится оказаться внутри этого дома, с которым его по всей видимости что-то связывает. Последним аргументом в разговоре персонажа Каприно становится просьба о стакане воды. Пока Стелла набирает воду Джулио подобно призраку без шума появляется неподалеку от нее. Мужчина жадно пьет из стакана и открыто намекает характеру Филиппи, что он давно искал повода оказаться именно здесь. Кроме того, Джулио знаком с Сандро (Эдоардо Пеше), мужем Стеллы, и это окончательно ставит хозяйку дома в тупик. Гремящий рядом гром у Лодовичи намекает, что первая молния в сюжете ударит совсем скоро. Стелла принимает решение предоставить мужчине кров на время непогоды и останавливает его перед выходом. Неприхотливость незнакомца и огоньки в его глазах, когда он увидел ту самую комнату, которую предлагают гостям, свидетельствуют о первоначальном успехе. Персонаж Каприно даже слишком интеллигентен и учтив, для него слишком важно оказаться сейчас в этом месте, чтобы позже дать выход воспоминаниям, узнать больше о Стелле и Сандро, чтобы сыграть с этими людьми в сеанс правды и поговорить о деформированном прошлом, об их жизнях и жизни их сына, которого также зовут Джулио. В голове Карины мелькает флэшбэк о недавних намерениях покончить с собой, она спешно закрывает окно, из которого готовилась прыгнуть несколько минут назад, и наводит порядок. Ссора женщины с мужем заставляет писать ему десятки сообщений с предложениями о возвращении. Джулио старается сократить дистанцию со Стеллой, не очень-то склонной к новым знакомствам, и предлагает перейти на "ты". Он даже слишком хорошо осведомлен об устройстве дома, настолько хорошо, что это начинает настораживать домовладелицу и сеять в ней смутные сомнения о сюрпризе, который заготовил для нее Джулио. Ситуация семейного взлома, жестокого и беспощадного, который Стефано Лодовичи в "Таинственной комнате" сочетает с эстетикой современного хоррора, когда внутри людей намного страшнее, чем снаружи, дает ему возможности для различных экспериментов и заставляет увлечься страшной пыткой в формате непутевых отцов и спрятанных детей. Постановщик заставляет в первом акте поверить в некую страшную тайну, где в комнате, отделенной от гостевой, по-вуайеристски бесстрашно кем-то пробито в стене. Этот странный мальчик - Джулио - нашел для себя дополнительный канал взаимодействия с окружающим миром, выхолащивая действительность и заставляя зрителей поверить, что сын Стеллы и Сандро стремится к построению собственного мира, микровселенной, где он будет чувствовать себя в полной безопасности от родителей и других внешних факторов. Лодовичи конструирует холодные отношения между персонажами, которые поддерживаются также мрачной атмосферой проекта, что неизбежно ведет к общей потере равновесия в нарративе практически в любом месте фильма. Режиссерское умение распределять твисты и создавать сюрпризы, используя условность времени и места, позволяет понять, что герой Гуидо Каприно так и не смог справиться с психологической травмой детства даже после поездки в Японию, на родину хикикомори, фальшивых родственников и ограниченных жизненных пространств. Потеря родителей, которые умерли много лет назад, только укрепляет Джулио в чувстве, что он по-прежнему нуждается в словах матери и ее поддержке. С точки зрения Лодовичи важность родителей для любого ребенка заключается в формировании реальности, способной оказаться не такой правдивой, как это может показаться на первый взгляд, и привести к деформациям психики. Однако внутри среды дома, где жил юный персонаж Каприно существует единство жизненного пространства, которое даже спустя много лет не претерпело никаких изменений и в котором Джулио так удобно реконструировать прошлое, чтобы закрыть свои множественные гештальты и показать именно родителям шрамы на теле, служащие для отсчета его возраста. Благодаря производственному дизайну Массимилиано Стуриале именно старый дом становится еще одним персонажем экранной истории и позволяет подчеркнуть идентичность микромира, где вырос персонаж Каприно. Кажется, что бывшая гостиница находится в состоянии глубокого сна, на ее обшарпанных стенах отражаются боль прошлого и бесполезные годы, внутри нее также есть свои шрамы на стенах, полах и в отражениях зеркал. Мир, где не было настоящей любви между Стеллой, Джулио и Сандро, обветшал, но не забыл ровным счетом абсолютно ничего. Парадоксально, но "Таинственная комната" у Лодовичи против всяких правил способствует разрушению расхожих клише о том, что дома помогают даже стены и что именно собственная комната, личное пространство, способна помочь укрыться от угроз внешнего мира. В уникальном и свежем видении постановщика именно в том месте, которое должно стать местом защиты, возникает параллельная Вселенная без любви, с пустотой изоляции и сегрегации. Требуется целое фантастическое путешествие во времени для Джулио, чтобы выйти наконец из комнаты, где он был обречен на одиночество, выйти и пережить трудный опыт, способный помочь ему стать мужчиной. Естественно, Лодовичи расхожий миф об эдиповом комплексе превращает в кульминации в мрачный смертоносный фарс, и характер Эдоардо Пеше покидает этот мир не без изобретательности его отпрыска, который ревнует плодовитого папашу ко всем его детям, появившимся на свет вне брака. Тихий, камерный ужас у постановщика пересекается с семейной драмой и позволяет себе неслыханный уровень откровенности для зрителей, когда кажется, что видны нервы у каждого из трех персонажей, играющих на пределе и с максимальной отдачей в метафизическом пространстве картины. Несмотря на всю экзистенциальность и терапевтическую вовлеченность в происходящее в кадре работа Лодовичи остается настоящей вещью в себе с огромным количеством цитат и культурных кодов. Режиссер целится в гиперреализм и чувствует отвращение к утешительному тону подобных произведений, когда крайнее разочарование в обществе и жестокости существования превращается в крик о помощи во времена, когда теория заговоров грозит превратить большую часть мира в комьюнити, своеобразный интеллектуальный мицелий, из хикикомори, которым по душе ограничения и обнуление всех свобод. Поэтому "Таинственная комната" хотя и занимается по максимуму срыванием всех масок с каждого из персонажей, но при этом только подчеркивает амбивалентность каждого из героев, когда в определенные моменты возникает вера в реальность происходящего и остается только свобода верить в личную версию правды о тех, кто смог пройти через мучительное чистилище прошлого и спасти собственную душу.