Восторг за отечество или режиссерский дебют Ладо Кватании «Казнь» — ретро-триллер о поиске маньяка.
Ладо Кватания известен своими клипами для Хаски, Оксимирона, Дельфина.
Действия ленты (юг России), время (перестройка) и даже внешний вид маньяка (а инфернальный Даниил Спиваковский носит очки, плащ и шляпу с полями) могут заставить зрителя подумать, что Кватания предлагает новую киноверсию поимки Андрея Чикатило. Но чем дальше развиваются события, тем меньше у этих историй общего. Здешний серийный убийца — собирательный образ.
Сам Кватания говорит, что вместе с соавторкой сценария Ольгой Городецкой они изучили дела всех советских душегубов с конца 1950-х. К тому же режиссер не настолько прост, чтобы показать на первых минутах убийцу, а дальше флешбэками приводить сюжет к настоящему моменту. Приём, который был новаторским в «Сансет бульваре» Билли Уайлдера, сегодня уже порядком поднадоел.
Триллер поделен на семь глав, но в них нет семи смертных грехов, хотя мрачная атмосфера, построение кадра и относительность диспозиции добро/зло напоминают о шедевре Дэвида Финчера середины 90-х. Кватания уверенно перепрыгивает из прошлого в настоящее и обратно, не теряя нити повествования, а метко подкидывая подсказки и постепенно раскрывая всю многомерность истории. Заявленные маньяк и следователь могут меняться ролями, а страж порядка за долгие годы работы способен потерять все моральные ориентиры.
Средние и дальние планы поля с колосящейся травой, машина и мирно беседующие напарники отсылают и к «Воспоминаниям об убийстве» Пон Джун-хо, и к первому сезону «Настоящего детектива». Но все эти сравнения вовсе не говорят о вторичности «Казни», наоборот — об умелом заимствовании. А может быть, чтобы сделать сегодня интересный и хорошо скроенный ретро-триллер, никак не обойтись без классики жанра с жестокими преступлениями, стильной операторской работой, точной передачей духа времени и неоднозначными героями.
Кватания точно воспроизводит советские 80-е, а особую роль во флешбэках играют аудио- и видеозаписи на кассетах. Через потрескивающие звуки из прошлого и изображения, записанные на VHS, режиссер показывает, как долго длится это дело, как все действующие лица лишились нормальной жизни и стали героями одного нескончаемого кошмара с увеличивающимся числом жертв. Давыдов спешит покончить с этим надоевшим наваждением, хватается за любую соломинку и сам начинает верить в собственные фантастические версии. Как будто если посадить за решетку или расстрелять хоть кого-нибудь, убийства сами собой прекратятся. Правосудие же свершилось, пусть и в извращенной форме.
При большом желании можно сказать, что маньяк в «Казни» — порождение эпохи, загнивающего Союза. Но, в отличие от Балабанова в «Грузе 200», Кватания не выписывает приговор времени. Если бы не сеттинг и костюмы, СССР 80-х здесь бы и не угадывался. Зло универсально и не проявляется только в критические моменты истории страны. Возможно, 30 лет становятся для режиссера безопасным расстоянием, с которого можно спокойно оглянуться назад, выйти на уровень обобщения и не задеть чувств ранимых современников. Ретро и ретро.
Вспомните, когда вы в последний раз видели качественно сделанный отечественный триллер, который легко можно перепутать с европейскими или американскими аналогами. Не получается? И дело тут не в короткой памяти. В современной России нет проблем с недостатком авторских фильмов, но с захватывающими и удивляющими жанровыми картинами все гораздо хуже. Надеюсь «Казнь» станет началом новой тенденции в нашем кино.
7
,2
2021, Россия, Триллеры
137 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ладо Кватания известен своими клипами для Хаски, Оксимирона, Дельфина. Действия ленты (юг России), время (перестройка) и даже внешний вид маньяка (а инфернальный Даниил Спиваковский носит очки, плащ и шляпу с полями) могут заставить зрителя подумать, что Кватания предлагает новую киноверсию поимки Андрея Чикатило. Но чем дальше развиваются события, тем меньше у этих историй общего. Здешний серийный убийца — собирательный образ. Сам Кватания говорит, что вместе с соавторкой сценария Ольгой Городецкой они изучили дела всех советских душегубов с конца 1950-х. К тому же режиссер не настолько прост, чтобы показать на первых минутах убийцу, а дальше флешбэками приводить сюжет к настоящему моменту. Приём, который был новаторским в «Сансет бульваре» Билли Уайлдера, сегодня уже порядком поднадоел. Триллер поделен на семь глав, но в них нет семи смертных грехов, хотя мрачная атмосфера, построение кадра и относительность диспозиции добро/зло напоминают о шедевре Дэвида Финчера середины 90-х. Кватания уверенно перепрыгивает из прошлого в настоящее и обратно, не теряя нити повествования, а метко подкидывая подсказки и постепенно раскрывая всю многомерность истории. Заявленные маньяк и следователь могут меняться ролями, а страж порядка за долгие годы работы способен потерять все моральные ориентиры. Средние и дальние планы поля с колосящейся травой, машина и мирно беседующие напарники отсылают и к «Воспоминаниям об убийстве» Пон Джун-хо, и к первому сезону «Настоящего детектива». Но все эти сравнения вовсе не говорят о вторичности «Казни», наоборот — об умелом заимствовании. А может быть, чтобы сделать сегодня интересный и хорошо скроенный ретро-триллер, никак не обойтись без классики жанра с жестокими преступлениями, стильной операторской работой, точной передачей духа времени и неоднозначными героями. Кватания точно воспроизводит советские 80-е, а особую роль во флешбэках играют аудио- и видеозаписи на кассетах. Через потрескивающие звуки из прошлого и изображения, записанные на VHS, режиссер показывает, как долго длится это дело, как все действующие лица лишились нормальной жизни и стали героями одного нескончаемого кошмара с увеличивающимся числом жертв. Давыдов спешит покончить с этим надоевшим наваждением, хватается за любую соломинку и сам начинает верить в собственные фантастические версии. Как будто если посадить за решетку или расстрелять хоть кого-нибудь, убийства сами собой прекратятся. Правосудие же свершилось, пусть и в извращенной форме. При большом желании можно сказать, что маньяк в «Казни» — порождение эпохи, загнивающего Союза. Но, в отличие от Балабанова в «Грузе 200», Кватания не выписывает приговор времени. Если бы не сеттинг и костюмы, СССР 80-х здесь бы и не угадывался. Зло универсально и не проявляется только в критические моменты истории страны. Возможно, 30 лет становятся для режиссера безопасным расстоянием, с которого можно спокойно оглянуться назад, выйти на уровень обобщения и не задеть чувств ранимых современников. Ретро и ретро. Вспомните, когда вы в последний раз видели качественно сделанный отечественный триллер, который легко можно перепутать с европейскими или американскими аналогами. Не получается? И дело тут не в короткой памяти. В современной России нет проблем с недостатком авторских фильмов, но с захватывающими и удивляющими жанровыми картинами все гораздо хуже. Надеюсь «Казнь» станет началом новой тенденции в нашем кино.