Передача «Улица Сезам», ставшая в последствие главным международным детским шоу, была запущена на американском телевидении в 1969 году.
По оценкам тогдашних соцопросов, ребёнок в среднем проводил половину своего времени перед телевизором, а значит был частью целевой аудитории зрителей, для которой необходимо было создать собственную передачу. Основной идеей «Улицы Сезам» было дать возможность детям из разных социальных групп равный доступ к образованию и информации.
Чтобы привлечь внимание такой требовательной аудитории, как дети, создатели тщательно подошли к реализации инновационного проекта: были придуманы забавные герои: лягушонок Кермит, Большая Птица, любитель печенья Коржик и др. –, а также тщательно продуманы темы каждого эпизода шоу. Вместе с «Улицей Сезам» дети учили алфавит, узнавали больше о разных странах, о культуре и науке, передача затрагивала важные этические и социальные вопросы.
Сегодня «Улица Сезам» транслируется в 140 странах мира, и стала неотъемлемой частью детства нескольких поколений людей.
Если вы хотите узнать историю легендарного детского шоу, приглашаем вас посмотреть онлайн документальный фильм «Как мы попали на улицу Сезам» на нашем сайте.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Документальные, Семейные, Зарубежные |
Премьера в мире | 30 января 2021 |
Время | 1 ч. 47 мин. |
Режиссёры | Мэрлин Агрело |
---|---|
Продюсеры | Тревор Крафтс, Лиза Даймонд |
Актёры | Линда Бове, Фрэн Брилл, Нортерн Кэллоуэй, Кристофер Эрф, Дэвид Д. Коннелл, Джоан Ганз Куни, Эмилио Делгадо, Джейн Хенсон, Джим Хенсон, Ричард Хант, Эмили Перл Кингсли, Соня Манзано |
Сценаристы | Майкл Дэвис |
Операторы | Люк Гейссбухлер |
Композиторы | Т. Гриффин |
Фильм представляет собой набор интервью, студийных записей, кадров хроники, диалогов авторов и актеров, принимающих участие в создании знаменитого детского познавательного шоу «Улица Сезам».
Нью-Йорк, 1981 год. В студии проходит запись очередного выпуска программы «Улица Сезам».
Выпуск на испанском языке. Говорит кукла официант Гровер.
Закадровый голос. По данным исследовательской компании Нильсен ежедневно более 12 миллионов американских детей в возрасте до шести лет наблюдают за тем, что происходит в этой комнате.
Ключевую роль в разработке программы «Улица Сезам» сыграл Джон Стоун. Он был первым продюсером программы, и сегодня является продюсером половины всех программ. Вопрос журналиста Джону Стоуну: вы когда-нибудь перестаете улыбаться, работая со всеми этими персонажами? Джон Стоун: я бы давно бросил это занятие, если бы мне было скучно. Я очень люблю это шоу.
Пожалуйста, поприветствуйте создателя маппетов (кукол) господина Джима Хенсона.
На руке Джима Хенсона лягушонок Кермит. Он сообщает интервьюеру, что был вместе с Хенсоном при создании первых выпусков «Улицы Сезам». Вопрос Джону Стоуну: откуда взялась идея создания такого шоу? Ее нам подала Джоан Куни.
Джоан Куни: безусловно, люди, добивающиеся успеха, читают.
Ведущий: перед вами Джоан Куни, женщина, создавшая эту замечательную программу. Она создала телевидение, которое любит детей, а не пытается им что-то продать. И в этом вся разница.
Заставка к шоу «Улица Сезам». Персонажи программы демонстрируют маленьким зрителям буквы алфавита.
Одна из кукол (Оскар) выбирается из мусорного бака. Я должен ответить вам на поступивший мне, в этот бак, вопрос: почему вы любите «Улицу Сезам»? Не знаю, как вы, а я это шоу просто ненавижу.
Кристофер Серф, композитор, поэт, писатель. Без Джона Стоуна «Улица Сезам» не состоялась бы. Именно благодаря ему шоу стало таким успешным. Он был отличным писателем и прекрасным режиссером. Он был душой этого шоу.
Сценка «Телефон» в исполнении персонажей «Улицы Сезам» на испанском языке.
Роско Орман Гордон. Именно Джон создал вселенную этого шоу, придумал, каким оно будет, создал концепцию.
Соня Мансано Мария. Во многих передачах с детьми говорили, как с маленькими. Джон такое не признавал. Он хотел создать такое шоу, которое могло бы удержать у экранов и их родителей.
Джон Стоун. Я уже 25 лет проработал на телевидении в Нью-Йорке. Так что я видел очень много самых разнообразных передач и шоу. Я видел просто огромное количество ужасных детских шоу. Там продавали игрушки, хлопья и всякое такое. Я видеть этого не хотел.
Отрывки из детских передач, в которых рекламировались различные товары: скажи папе или маме, что хочешь «Тутси Роллс»!
Кейт Стоун Лукас: наш отец видел мир исключительно в черно-белых красках. Он делил людей на плохих и хороших. Хороших он любил всем сердцем, а плохих… Полутонов не было.
Полли Стоун. Отец был очень хорошим человеком, время, в которое он рос, наложило на него свой неизгладимый отпечаток. У него были твердые убеждения, он был активным гражданином.
Джон Стоун. Война во Вьетнаме была в самом разгаре, наша страна стала очень политизированной, все друг на друга кричали, невозможно было оставаться нейтральным.
Кейт Стоун Лукас. Отец носил в себе буквально всю мировую боль. Большинство людей предпочитает о таком просто не задумываться.
Джон Стоун. Я решил уйти из бизнеса. Я решил, что сделал на телевидении все, что только возможно.
Полли Стоун. Отцу позвонила продюсер. Она сказала, что собирается создать новое шоу для детей и хочет с ним по этому поводу пообщаться.
Джон Стоун. Джоан Куни позвонила мне и сказала, что набирает команду для нового детского шоу. Она предложила мне поучаствовать в этом проекте. Я сказал ей, что больше не желаю работать на телевидении. Но она оказалась очень обаятельной дамой. Она умеет убеждать.
Кейт Стоун Лукас. Я думаю, отца привлекла ее активная гражданская позиция. Она говорила ему о детях из бедных кварталов, которые смотрят по телевидению всякую ерунду, пока их родители на работе. Именно этим она его и подкупила.
Джоан Куни. Я работала в Нью-Йорке на государственном телевизионном канале. Мы снимали документальные фильмы. Так я прониклась движением за гражданские права, как его идеями, так и духом. Но я не думала о детях. «Улица Сезам» появилась только благодаря Ллойду Моррисетту. Именно он стал отцом этой программы.
Ллойд Моррисетт, соучредитель. Детская телевизионная мастерская. Я работал психологом. Мы уделяли большое внимание расслоению, которое возникало в школах. Мы отмечали, что в школах отсутствуют равные возможности для получения образования для негров. Причем это было не расовое, а социально-экономическое расслоение. Мы узнали, что таких детей принимают в школу на три месяца позже, а потому к концу первого класса они отстают от своих сверстников из благополучных семей уже на год. Я захотел помочь таким детям при помощи телевидения, но мои коллеги меня не поддержали. Их телевидение не интересовало, в их домах не было телевизоров, этих зомбоящиков. Я знал, что Джоан работает на телевидении. Как-то раз она созвала гостей. Мы с ней разговорились, и я предложил обучать детей через телевизор.
Джоан Куни. Я сразу согласилась на такое предложение. Дети откуда-то знали песенку из рекламы пива. Они узнавали в магазинах продукты – стиральный порошок, хлеб. Они видели их в рекламе. Для меня было очевидно, что дети обожают телевизор. Значит, надо наладить обучение детей именно через телевизор.
Ллойд Моррисетт. Мы привлекли Джоан к аналитической работе. Она сделал доклад для фонда Карнеги о влиянии телевидения на образовательные процессы для детей.
Джоан Куни. Телевизор заменяет детям реальный мир. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет половину времени бодрствования проводит у экрана телевизора. Больше времени уходит лишь на сон.
Джон Стоун. У Джоан возникал просто блестящая идея. Во-первых, надо узнать, что дети любят смотреть по телевизору. И, во-вторых, узнать, что им полезно смотреть по телевизору. Потом надо соединить два этих аспекта – вот и готовое шоу. Мы планировали, что будем находиться в эфире 130 часов в год. Исходя из этого, мы разработали бюджет. Вышло восемь миллионов долларов. А сегодня наш бюджет составляет почти 60 миллионов долларов в год. Немалая сумма. Большую часть предоставляет министерство образования США, федеральные власти.
Джоан Куни. Все говорили, что у проекта во главе с женщиной ничего не получится. Но у меня уже весь план был в голове. А через некоторое время газета «Нью-Йорк таймс» написала, что я со временем стану самой влиятельной женщиной на американском телевидении.
Шарон Лернер, координатор учебной программы. Я училась тогда в Колумбийском университете, изучала психологию. Я узнала от своего профессора, что на телевидении готовится программа для социально ущемленных детей. Я встретилась с Джоан Куни, и она взяла меня к себе в команду. Она хотела, чтобы сценаристы и режиссеры работали вместе с педагогами. Такого раньше никогда не было. Так и возникла наша мастерская детских телепрограмм. Когда я туда влилась, нас было около 10 человек. Сценаристы, режиссеры и педагоги вместе придумывали программу. Непревзойденная идея!
Джон Стоун. Нам предложили разработать концепцию когнитивной программы для нашего шоу. Я такого никогда не писал. Да такого вообще никто никогда не писал. У нас были государственные деньги для реализации проекта, но у нас не было ни декораций, ни названия, ни формата. Вообще ничего.
Ллойд Моррисетт. Джон Стоун предложил проконсультироваться с Джимом Хенсоном.
Джоан Куни. И вот мы сидим в переговорной комнате, заходит мужчина с длинными волосами и с бородой в кожаных штанах клеш, садится где-то в уголке. Я спрашиваю: а это что за хиппи? Мне говорят: да ты что, это же сам Джим Хенсон! Так я с ним и познакомилась. Он был невероятным.
Лиза Хенсон. «Маппеты» начиналась как программа, которая выходила поздно вечером. По нынешним стандартам она бы считалась малоформатным комедийным шоу. Она шла сразу после выпуска новостей, и там перепевались песни. Это были программы для взрослых. Когда я в детстве рассказывала приятелям, что мой отец – кукловод, они думали, что он выступает на днях рождения или дает представления в церкви. Детям было жалко меня, когда они об этом слышали.
Архивные записи 1957 году с шоу «Маппеты».
Брайан Хенсон. Мой отец был спокойным человеком, но он в то же время хотел казаться крутым. Он хотел, чтобы «Маппет-шоу» воспринималось как нечто стильное и очень крутое. Он снимал отличные рекламные ролики, немного даже странные, с нотками черного юмора, в стиле битников. Они хотели выделяться, делать что-то большее, чем просто шоу с куклами. На самом деле отец и не думал развлекать детей.
Интервью с Джимом Хенсоном.
Большая часть нашей работы бала очень тонкой, в ней всегда был оттенок черного юмора. Наше шоу было в основном для людей студенческого возраста, а мне предложили делать программу для детей. И я проникся этой идеей: соединить методы рекламы и детского шоу. Мы должны были продавать дошкольникам алфавит.
Джон Стоун. Мы общались с очень многими профессорами колледжей, родителями, авторами-педагогами. Мы пытались учесть всю полученную нами информацию, для того, чтобы наше шоу было одновременно и интересным, и содержательным. Было очень интересно, мы много экспериментировали, создавали новое. Мы показывали отрывки шоу детям. Рядом с экраном мы ставили монитор, который демонстрировал слайды. Когда детям не нравилось то, что им показывали на экране, они больше внимания обращали именно на эти слайды. Мы выясняли их реакцию, интересовались, что они поняли, постоянно опрашивали их.
Дэвид Коннелл, продюсер. Вот здесь мы должны анимировать букву «джей» в рыболовный крючок.
Джим Хенсон. Телевидение оказывает огромное влияние на детей. Хотя наша отрасль не несет такой ответственности, как школа, церковь или семья.
Пробный выпуск программы. Маппеты обсуждают, какое название нужно дать программе. Может быть, «Серьезное шоу для малышни»? Но ведь эти дети не умеют ни читать, ни писать. Тогда, может быть, назовем шоу «Привет, дурачье!»?
Джон Стоун. Нашей аудиторией были дети из бедных семей. Приоритетом – чернокожие дети. Мы долго не могли определиться с антуражем программы, пока я не увидел один рекламный ролик. Это были натурные съемки в Гарлеме. И тогда я понял, что нам нужно отразить всю эту энергию Нью-Йорка. Потому что для трехлеток, которые ютятся в тесных каморках наверху, все действие должно происходить именно на улицах.
Название «Улица Сезам» предлагает лягушонок Кермит.
В ноябре 1969 года шоу появляется на телеэкранах.
Шоу сразу начинает пользоваться огромной популярностью. Его создатели совершают гастроли по США, вживую выступают перед зрителями.
Актеры и создатели шоу рассказывают, как постепенно менялась концепция, какими чертами характера наделялись персонажи «Улицы Сезам»: Большая Птица; Оскар; Берт и Эрни; Гровер; Граф фон Знак; лягушонок Кермит, Коржик.
Создатели шоу рассказывают, какие методики они использовали для обучения детей письму и счету, как знакомили маленьких зрителей с концепцией смерти.
Большая Птица исполняет песню на поминальной службе по Джиму Бенсону.
Сущность «Улицы Сезам» состоит в том, что это шоу помогает зрителям осознать свою сущность, гордиться тем, кто ты есть и стать тем, кем захочешь.
Джон Стоун. Я много лет уговаривал Джоан Куни снять фильм про закулисную атмосферу на «Улице Сезам». Кажется, сейчас мы именно это и сделали.
Отзывы