Фильм «День слепого Валентина» долго шёл к своему зрителю и мог бы никогда не дойти, если бы продюсер Марина Петренко и её компания «Маруся» не обратили внимания на этот проект, изначально придуманный режиссёром Александром Баршаком и сценаристом Юрием Эпштейном. «Я была в поиске проектов, которыми будет заниматься моя компания. И Саша Баршак прислал мне эту историю, которую я несколько лет назад читала ещё как актриса, – рассказывает Марина Петренко. – И уже тогда она меня зацепила. С одной стороны это романтическая комедия, но с героями мы знакомимся не в начале романтических отношений, а в момент, когда все они находятся в некоем кризисе. И через преодоление трудностей, через понимание своих ошибок, через прощение пытаются что-то исправить и к чему-то прийти».История «Дня слепого Валентина» началась несколько лет назад и поначалу к Дню влюблённых не имела никакого отношения. Сценарист Юрий Эпштейн как-то прочитал своему другу, режиссёру Александру Баршаку три придуманные им разрозненные новеллы. Вместе они придумали ещё одну, и так появилась идея снять состоящий из четырёх частей фильм «Времена года Москвы», действие которого происходило бы примерно в одном и том же месте, но в разные времена года и с разными героями. С этим проектом они ходили много лет, пока, наконец, не встретили Марину Петренко и её компанию «Маруся», которые поверили в эту историю, вложили деньги, собрали команду и в экстремально короткие сроки подготовились к съёмкам.«Все вместе мы решили несколько изменить форму и сделать фильм, в котором в один день совершенно причудливым образом переплетаются судьбы незнакомых людей, оказывая друг на друга иногда романтическое, а иногда катастрофическое влияние», – вспоминает Александр Баршак. Марина Петренко признаётся, что один из самых любимых её романов – «Доктор Живаго». И именно это литературное произведение натолкнуло её на мысль предложить Александру Баршаку и Юрию Эпштейну переплести судьбы героев их фильма. «Ты идёшь по улице, а мимо проходит человек, который, возможно, когда-то сыграет в твоей жизни важную роль. Или уже сыграл, а ты даже и не знаешь. И вот такие моменты мне захотелось добавить сюда, показать, насколько мы все связаны друг с другом, – говорит Марина Петренко. – У нас все четыре новеллы завязаны. Герои из первой новеллы случайно пересекаются с героями из второй, но если в первой они – случайные прохожие, то во второй эти случайные прохожие уже становятся главными героями. И все эти совершенно разные персонажи, так или иначе, встречаются в этом одном дне». Изначально «этим одним днём» должен был стать Новый год. Но, не смотря на весьма быстрый подготовительный процесс, начать съёмки в середине зимы не было никакой возможности. И «этим днём» стал День святого Валентина. «И уже потом, дописывая и корректируя сценария, я понял, что это и неплохо: День святого, или в нашем случае слепого Валентина подарил нам ещё множество идей и находок», – говорит Александр Баршак.Не смотря на жизненность и правдивость историй в фильме, все они в большей степени – выдумка. «С самого начала замыслом фильма была идея сделать абсолютно разножанровые истории, которые будут как-то между собой связаны, – поясняет режиссёр. – Я давно грезил тем, чтобы совместить жанры, может даже отчасти несовместимые, в рамках одного кино: когда от смешного до страшного, от страшного до романтического, от романтического до бытового – один шаг. Потому что и в жизни всё это всегда тоже очень рядом. И мне хотелось в рамках одного двухчасового пространства столкнуть абсолютно разные жанровые ситуации, показать, что они могут сосуществовать. И тогда, практически одна и та же сцена в разных новеллах выглядят абсолютно по-разному, по-разному решается по свету, по актёрскому воплощению и т.д. Это была наша большая и режиссёрская, и одновременно сценарная задача, чтобы всё это не выглядело натянуто и неправдоподобно».В «Дне слепого Валентина» собрался настоящий звёздный ансамбль: Александр Яценко, Максим Виторган, Анна Цуканова-Котт, Юрий Чурсин, Марина Петренко, Валентина Мазунина, Олеся Судзиловская, Антон Васильев, Кирилл Плетнев, Роман Мадянов, Марк Богатырев, Наталья Земцова, Вероника Тимофеева, Александр Яцко, Мария Шалаева и многие другие. «Это актёрское кино, и здесь очень важно было найти ярких исполнителей этих ярких, придуманных нами образов, собрать тот калейдоскоп людей, которые создадут на экране уникальную атмосферу, – объясняет Александр Баршак. – Большого кастинга, такого, чтобы мы ездили по городам и весям в поисках актёров, у нас не было. На выбор артистов сильно повлиял сам замысел, и мы изначально примерно понимали, какого рода нам нужны артисты. А нужны были артисты очень пластичные, которые могут «прыгать» из жанра в жанр, которые были бы убедительны и в комедии, и в лирике, и в комедии положений, и в трагедии положений, как мы шутили. Чтобы всё это было им подвластно. На самом деле не так много артистов обладает таким умением, сохраняя при этом убедительность и жанровую достоверность. Возможно, это прозвучит нескромно, но мне кажется, что мы в целом угадали с выбором, а в паре-тройке случаев даже открыли у некоторых наших исполнителей новые грани». «У нас был очень штучный кастинг, а кого-то мы вообще не пробовали – сразу предлагали роль, – подхватывает Марина Петренко. – И парадокс в том, что нам не пришлось никого уговаривать. Видимо, история зацепила, тронула, не смотря на то, что у всех – небольшие роли. Но все артисты, которые прочли эту историю, были согласны». «Мне позвонили: «Саша, вот есть такая роль, вас заинтересует?» Я прочитал, подумал, что вроде интересно, можно сыграть. А потом всё оказалось гораздо веселее. Моя новелла – лёгкая, комедийная, романтическая. И такое же настроение было на съёмках, – вспоминает Александр Яценко. – С режиссёром Сашей Баршаком мы давно знаем друг друга, но поработали вместе в первый раз. У меня было совсем немного съёмочных дней, но это был приятный опыт, мы остались довольны друг другом, все прошло прекрасно». «Каким я увидел своего героя? А какой он получится на экране, таким я его и увидел. Как-то особо сам я не импровизировал, я пытался слушать и понять режиссёра и партнёра. Короче, действовал интуитивно, как всегда», – смеясь, добавляет Александр Яценко.«Саша Баршак – мой хороший друг, мы давно знакомы. И когда он позвал меня на пробы, я с радостью пошла, – рассказывает Анна Цуканова-Котт. – Я очень люблю жанровое кино. Этот фильм – лёгкая комедия, но при этом со смыслом. И, конечно, привлекло в проекте также то, что моим партнёром был Саша Яценко. Мне кажется, каждая актриса в России мечтает о том, чтобы когда-нибудь сыграть с Сашей, потому что это артист очень высокого уровня. И я, безусловно, безумно была горда, что работаю именно с Яценко, что у меня с ним любовная история, весёлая, смешная. Это очень меня вдохновляло. Он такой органичный, что с ним надо очень тонко играть, чтобы на его фоне не было видно твоей игры, поэтому я просто старалась максимально копировать его правду». «У нас была очень смешная съёмка постельной сцены. Люди, которые не знают, как такие сцены снимаются, думают, что там почти всё по-настоящему. Но на самом деле, когда два человека, обклеенных скотчем, пытаются что-то изображать, это всегда очень смешно. А тут же ещё надо не наиграть на фоне Яценко, соответствовать его уровню. В общем, это было очень весело», – смеясь, вспоминает Анна Цуканова-Котт.«Я, честно признаюсь, не очень хотела сниматься, потому что у меня тут очень маленькая роль. Но я люблю Сашу Баршака, дружу с ним, и, конечно, тот ансамбль, который он собрал в фильме, сделали свое дело: я согласилась, – рассказывает Мария Шалаева. – Моя героиня – мудрая женщина. Женщина, смотрящая сквозь время, которая, не смотря ни на что, делает свой выбор. Я ее отчасти понимаю, но сама – не такая!» «Роль настолько небольшая, что как-то на съёмочной площадке кто-то из осветителей сказал, показав на меня: «Вон там девочка стоит. Ну вот пусть она походит, а вы на неё свет поставьте». Я обалдела, думаю: всё, выхожу в тираж, – смеясь, продолжает Мария Шалаева. – Да, мне совсем мало было что играть, но у меня был чудесный партнер Саша Лойе, от которого я просто в восторге. У нас с ним был шикарный танец. Мы с Сашей не были знакомы, впервые увиделись в тот день на площадке, и я думала, как же всё мы будем это снимать. Я вообще по жизни такая, что всегда всё сама, всё контролирую и всё решаю. А тут даже не пришлось что-то придумывать и репетировать: мне достался партнёр, который взял всю инициативу на себя, мне оставалось только следовать за ним. Я была счастлива».«Проект «День слепого Валентина» привлёк меня, конечно, своей историей. Но в большей степени даже всё-таки персонажем, который поначалу вызвал у меня бурю не самых хороших эмоций. У меня было очень много вопросов к этому герою: что им движет, что для него самое главное, почему он так живет, почему люди вообще так живут. Мне кажется, его история во многом характеризует наше общество, – признается Марк Богатырёв. – И мне больше всего врезался в память даже не какой-то момент со съёмок, а то, как мы в первый раз встретились с Сашей Баршаком и моей партнёршей Наташей Земцовой, и пытались разобраться в наших персонажах и их отношениях. Мне было интересно найти для себя какую-то точку опоры, оправдать своего героя, понять, почему он так существует. И то, куда всё в итоге выплыло, как всё разрешилось, было очень любопытно».«С режиссёром Сашей Баршаком мы давно знакомы. Я ходила к нему на пробы в разные проекты раз шесть, наверное, но всё как-то не получалось. А тут, наконец, звёзды сошлись, – рассказывает Наталья Земцова. – Но сложность была в том, что у меня параллельно шли съёмки «Эпидемии», где меня должны были очень криво остричь, что совсем не сочеталось бы с классическим образом моей героини в «Дне слепого Валентина»: прилежной девочки с длинными волосами, в белом пальто, брючном костюме. Но мне так хотелось сыграть в этом фильме, так я чувствовала, что эта роль – моя, что мы с художником по гриму стали придумывать, что можно сделать. Готовы даже были пойти на крайние меры и надеть на меня парик. Но в итоге образ очень сильно поменялся: мы сделали её модной девчонкой, которая работает, как мы себе придумали, в каком-то рекламном агентстве, очень живая, подвижная. Сделали ей трессы и подкрепляли их под моими остриженными волосами. И я очень рада, что у нас всё получилось». «Что касается моей героини, я не считаю её плохой. Может кто-то её осудит, кто-то скажет, что она неправильно себя ведёт, но я очень хорошо её понимаю в каких-то моментах. Девушки, которым не хватает внимания, любви, очень часто совершают какие-то необдуманные поступки, они как дети, которые балуются, чтобы на них обратили внимание, – продолжает Наталья Земцова. – И вообще история классная, мне очень понравилась. Там есть что играть. Не очень люблю истории, где ничего не происходит, а тут в один день происходит так много всего. Это было интересно».«Моя героиня – современная, ухоженная, всё имеющая, кроме любви, женщина. Одинокая. На образ моей героини очень сильно повлиял костюм: белое полупальто с буклированными петлями сделало её похожей на раненного лебедя. Так благодарна художнику по костюмам за эту придуманную историю: героиня белая и пушистая, как мы женщины часто говорим про себя, и при этом раненная, – признаётся Олеся Судзиловская. – Но при всей драматичности ситуации, не трагичности, а именно драматичности, она удивительно смешная, трогательная. Я её сразу полюбила». «На съёмках было очень весело. Наш первый съёмочный день с Марком Богатырёвым начался с эротического танца моей героини перед его персонажем, – вспоминает Олеся Судзиловская. – Мы не были толком знакомы. Но у артистов часто бывает, что они впрыгивают в сцену, как в прорубь – с головой. И чтобы нам расслабиться, мы долго подбирали мелодию, прямо со своих телефонов включали музыку на свой вкус – так как сцена была без текста, мы могли себе это спокойно позволить. Это было очень забавно». «С Наташей Земцовой мы познакомились чуть позже. Такая тонкая актриса, я видела её в «Эпидемии». У нас сразу по-человечески сложился такой контакт! Помню, была тяжёлая ночная смена, был какой-то страшный мороз, сыпал снег, а нам нужно было разгуливать в вечерних платьях на открытой веранде. Но нам было весело, мы хохотали всю ночь, что режиссёр уже едва мог нас успокоить, – продолжает Олеся Судзиловская. – И на сладкое в роли супруга моей героини появился Саша Яцко: я даже не знала, что он будет играть моего мужа. Мы уже имели опыт общения на экране, поэтому нам не пришлось ни о чем договариваться, мы сразу придумали, как всё сделаем. В общем, съёмки были сплошным удовольствием, было радостью работать со всеми партнёрами».«У меня было несколько составляющих, которые привлекли меня в этом проекте. Во-первых, роль предложили прекрасную, комедийную. Я очень люблю комедийные роли, но мне не так часто дают их играть, а тут прямо повезло. Во-вторых, я достаточно давно знаю Марину Петренко, чья продюсерская компания «Маруся» снимала этот проект. И знаю режиссёра Сашу Баршака, несколько раз был у него на кастингах, но как-то у нас не получалось поработать вместе. А тут получилось. В общем, всё – по связям, – смеясь, говорит Кирилл Плетнёв. – Что касается моего героя, то на пробах мы сделали только один дубль, и мне сказали: достаточно, всё хорошо. Как-то он сам вылез из меня. Я потом уже думал, что он – нормальный мужик. Да, у него есть жена, есть любовница, но он искренен в отношениях, что с одной, что с другой, пытается быть честным и с одной, и с другой. В общем, полная неразбериха у него. Но происходит ситуация, которая расставляет всё по местам. Вот такое чудо на День святого Валентина».Решив перенести сюжет фильма с Нового года на День святого Валентина, и готовясь к началу съёмок в конце зимы, Александр Баршак думал, что в этом есть свои плюсы: «Значит, у нас будет европейская зима – тёплая, почти бесснежная», – рассуждал режиссёр. Но, не смотря на очень активный подготовительный период, съёмки фильма начались лишь 2 апреля, а закончились уже почти европейским летом – 7 мая. «К маю расцвело всё, что только могло, – вспоминает Марина Петренко. – У нас в кадре снег должен лежать, а везде тюльпаны растут. Оператор изловчался, как мог, да и художники засыпали буйную растительность всем, чем только можно было, конечно, не вредя природе». «Да, под конец съёмок мы уже вовсю прятались от листвы и травы, но если внимательно, придирчиво смотреть, то в некоторых моментах, конечно, можно увидеть зелёные листья, хотя мы их старательно закрашивали, – признаётся режиссер. – Да и велосипедистов, проезжающих на бодрой, весенней скорости мимо по-зимнему одетого Яценко можно увидеть. А пальто это потом было – хоть выжимай. Но это такие приключения, которые постоянно случаются с киношниками во время съёмок, и в итоге все эти сложности, а вернее их преодоление, приносят потом радость».Погода вообще преподносила сюрпризы. Во время съёмок одной из сцен, в которой участвовали Марк Богатырев, Наталья Земцова и Антон Васильев, была жуткая метель. Сняв несколько эпизодов, группа ушла на обед. А после вышло солнце, и всё вокруг так изменилось, что доснимать не имело смысла: абсолютно всю сцену пришлось снимать заново.Сложностей добавляло и то, что съёмки велись в Москве и ближайших окрестностях практически без перекрытий для прохожих. Например, герои Максима Виторгана и Марины Петренко прогуливались по Столешникову и Камергерскому переулкам и Большой Дмитровке. «И мы, пытаясь скрыть наших артистов от зевак, окружали их массовкой и снимали чуть ли не скрытой камерой, чтобы не привлекать лишнего внимания», – вспоминает Александр Баршак.Торговый центр, в котором разворачивается половина сюжета третьей новеллы и происходит пара сцен второй, снимали в ТЦ под Шереметьево. Работу магазинов также не ограничивали, позволяя покупателям наслаждаться шопингом, и лишь во время съёмок того или иного эпизода просили людей войти в положение и подождать окончания дубля, на что те любезно и с долей здорового любопытства соглашались.Но самым непредсказуемым и волнительным оказался самый первый съёмочный день. Получив все положенные разрешения на съёмку, группа расположилась около памятника Энгельсу возле метро Кропоткинская. То ли какой-то прохожий пожаловался на то, что участвовавшая в съёмках машина стояла в неположенном месте, то ли кто-то решил, что съёмочная группа является организаторами несанкционированного митинга, но в какой-то момент на съёмочную площадку пожаловали все возможные подразделения и чины полиции с намерением всех эвакуировать и оштрафовать. С некоторыми затруднениями создателям картины всё-таки удалось урегулировать все разногласия, а некоторые стражи порядка и вовсе прониклись киношным духом и помогли авторам фильма довести съёмочную смену до конца.«У каждого режиссёра есть фильм, который он мечтает снять. И это действительно «моё Кино». Кино моего поколения, моих друзей, моих близких, кино с нашим юмором. Кино с рязановской интонацией, как бы нескромно это не прозвучало. Наверное, каким-то нашим внутренним ориентиром было продолжить традиции Эльдара Александровича, говорить о жизни с его иронией. Нам очень хотелось снять кино, подспудной основой которого была бы вера в Человека… С внутренней установкой на порядочность и любовь, не смотря на все провокации окружающей жизни. Ведь сейчас в нашем ритме и вечной погоней за ржакой и псведо-хайпом этого, к сожалению, очень не хватает. И если получится так, что зритель у этого фильма найдётся, мне кажется, что, возможно, я и не зря прожил свои 15 лет в Кино. Могу считать миссию выполненной… Шучу! Надо ещё многое постараться успеть!» – улыбаясь, подытоживает Александр Баршак.«Мне этот проект дорог тем, что помог мне справиться с некоторыми личными ситуациями и посмотреть на какие-то вещи в своей жизни с новой стороны. Я уверена, что этот фильм заставит задуматься зрителя, кого-то триггернет, кого-то зацепит, кто-то узнает себя, и возможно пересмотрит какие-то свои поступки, – убеждена Марина Петренко. – Это фильм о любви, о прощении, о том, что нужно не бояться прощать, даже если это кажется невозможным. О том, что когда человек искренне раскаивается в своих поступках, нужно дать ему шанс. И о том, что нужно быть открытым к новому. Ты никогда не знаешь, где и когда встретишь свою судьбу. Ты планируешь одно, но в итоге все может быть совершенно иначе, и нужно не бояться этого: нужно попробовать двигаться в этом направлении. Это фильм, который не проходит в пустую, который оставляет некий след. Это фильм, который, возможно, захочется пересмотреть ещё раз. И для меня это важно». «Идея фильма, на мой взгляд, в том, что случайности – не случайны, что круговорот событий приводит к приятным встречам. Кажется, что это ошибка или выглядит как ошибка, но это не ошибка, это – судьба. Это стечение обстоятельств, которые происходят сами по себе и выстраиваются в итоге в какую-то логическую цепочку, и вроде так и должно было быть», – говорит Анна Цуканова-Котт. «Это фильм про любовь. Про её разные стороны и проявления, про то что, в любом случае, при всех обстоятельствах каждый человек, наверное, ищет любовь», – убеждена Мария Шалаева.«Наверное, смысл фильма в том, что любовь – слепа, и может произойти всё, что угодно, – говорит Кирилл Плетнёв. – А что касается меня, то благодаря проекту «День слепого Валентина» я приобрёл актрису. На съёмках мы познакомились с Валей Мазуниной, которая сыграла жену моего персонажа. Мне она очень понравилась, с ней было очень комфортно работать. И после я позвал Валю к себе в фильм, который снимал как режиссёр. Вот так всё интересно обернулось».«Мне очень дорог этот проект тем, что я познакомился с Сашей Баршаком. И у меня первый раз такой проект, когда я через сопротивление поменял свою точку зрения, и теперь очень жду выхода фильма, потому что мне очень интересно, что получилось. И ещё мне кажется, у нас получилось снять историю про настоящую, честную, искреннюю любовь, которую все ищут, – признаётся Марк Богатырёв. – Этот фильм про способность любить, способность отдавать, способность делиться чем-то. Мне кажется, это очень важная сейчас вещь, которую мы не то чтобы потеряли, но все сложнее нам это даётся – умение отдавать». «Это фильм о любви, об одиночестве, о долге, – говорит Олеся Судзиловская. – А дорог он мне моей ролью и, конечно, самим съёмочным процессом – я очень люблю свою работу, и под хештэгом «я люблю свою работу» проходит одно из моих самых счастливых времяпрепровождений».«Мне кажется, в фильме в итоге у всех всё получается так, как должно быть. И, наверное, главное то, чтобы люди разговаривали друг с другом, – рассуждает Наталья Земцова. – Я много думала про нашу историю: если бы муж и жена чаще разговаривали друг с другом, рассказывали о своих проблемах, о том, что их не устраивает, возможно, всех этих историй можно было бы избежать. Все было бы хорошо. Но, возможно, есть такая судьба и такое течение жизни, которое всё равно приведёт тебя в правильное место, хотя и через какие-то трудности. Но посыл главный в том, что всё будет хорошо. И, как говорит моя мама, если это настоящее, оно обязательно к тебе вернётся, а если нет, то зачем тебе это надо». «На мой взгляд, главный посыл фильма – любите друг друга, не предавайте, не врите. А чем мне дорог этот проект? Я понял, что люблю свою жену. Так мне подсказывает супруга», – смеясь, подытоживает Александр Яценко.
Отзывы