Иранский режиссёр Асгар Фархади - единственный из ныне режиссёров, имеющий на своём счету два «Оскара» за лучшие иноязычные фильмы. Как ни парадоксально, «Развод Надера и Симин», а тем более «Коммивояжёр» - далеко не лучшие картины Фархади, в отличие от «Среды фейерверков», «Прошлого» и «Героя», новой работы этого постановщика, вновь созданной в сотрудничестве с европейскими кинематографистами, конкретно с французскими.
Причём данная лента явно перекликается со вторым фильмом Асгара Фаргади - «Прекрасный город», снятым им в тридцать два года. И спустя семнадцать лет режиссёр как бы вернулся к той же морально-нравственной проблематике, которая продолжает его волновать, а вдобавок она получила дополнительные обертона, связанные с тем, что главный герой ещё вынужден пройти через своеобразное «испытание славой». В ранней картине речь шла, прежде всего, о вроде бы безнадёжной попытке вызволить восемнадцатилетнего парня из тюрьмы, вообще помочь ему избежать казни за совершённое в подростковом возрасте убийство собственной юной возлюбленной. А теперь получивший срок основной персонаж «Героя» может не только выйти на свободу, но и внезапно стать «медийной фигурой» из-за своего благородного поступка.
Даже можно предположить, что на изменение прежнего замысла и заострение исходной ситуации, когда надо во что бы то ни стало уговорить инициатора заключения провинившегося за решётку всё же согласиться на его помилование, как-то повлияла столь успешная судьба самого Фархади, оказавшегося «невольным героем», особенно на родине. Ведь известно о крайне напряжённых отношениях между США и Ираном, а присуждение этому постановщику сразу двух престижных наград Американской киноакадемии выглядит несколько двусмысленным с чьей-то точки зрения. И впору заподозрить, что Асгар Фархади мог воспользоваться конъюнктурными соображениями, как и его персонаж по имени Рахим, который не просто так пожелал вернуть владелице потерянную ею сумку с дорогими старинными монетами, поскольку это поспособствовало резкому росту его репутации и широкому признанию в обществе.
Тут возникают два важных мотива нравственного свойства: имеет ли человек личное право употребить благое деяние себе на пользу и вообще на своё прославление, а также значимо то, насколько далеко он способен зайти в непредумышленном обмане других людей, ещё прибегая к помощи близких: сестры, возлюбленной и сына, который страдает от заикания, но обязан выступать всюду в защиту отца. И вот окончательный выбор Рахима, который действительно становится истинным героем - в собственных глазах и тех, кто рядом с ним, позволяет говорить о ленте Фархади как о произведении, относящемся к «кинематографу морального беспокойства». Это особенно впечатляюще развивали в былые времена в социалистической Польше или Венгрии, а ещё в ряде советских фильмов, например, творческого тандема Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе (в частности, вспоминаются «Слово для защиты» и «Поворот»).
6
,2
2021, Драмы
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Иранский режиссёр Асгар Фархади - единственный из ныне режиссёров, имеющий на своём счету два «Оскара» за лучшие иноязычные фильмы. Как ни парадоксально, «Развод Надера и Симин», а тем более «Коммивояжёр» - далеко не лучшие картины Фархади, в отличие от «Среды фейерверков», «Прошлого» и «Героя», новой работы этого постановщика, вновь созданной в сотрудничестве с европейскими кинематографистами, конкретно с французскими. Причём данная лента явно перекликается со вторым фильмом Асгара Фаргади - «Прекрасный город», снятым им в тридцать два года. И спустя семнадцать лет режиссёр как бы вернулся к той же морально-нравственной проблематике, которая продолжает его волновать, а вдобавок она получила дополнительные обертона, связанные с тем, что главный герой ещё вынужден пройти через своеобразное «испытание славой». В ранней картине речь шла, прежде всего, о вроде бы безнадёжной попытке вызволить восемнадцатилетнего парня из тюрьмы, вообще помочь ему избежать казни за совершённое в подростковом возрасте убийство собственной юной возлюбленной. А теперь получивший срок основной персонаж «Героя» может не только выйти на свободу, но и внезапно стать «медийной фигурой» из-за своего благородного поступка. Даже можно предположить, что на изменение прежнего замысла и заострение исходной ситуации, когда надо во что бы то ни стало уговорить инициатора заключения провинившегося за решётку всё же согласиться на его помилование, как-то повлияла столь успешная судьба самого Фархади, оказавшегося «невольным героем», особенно на родине. Ведь известно о крайне напряжённых отношениях между США и Ираном, а присуждение этому постановщику сразу двух престижных наград Американской киноакадемии выглядит несколько двусмысленным с чьей-то точки зрения. И впору заподозрить, что Асгар Фархади мог воспользоваться конъюнктурными соображениями, как и его персонаж по имени Рахим, который не просто так пожелал вернуть владелице потерянную ею сумку с дорогими старинными монетами, поскольку это поспособствовало резкому росту его репутации и широкому признанию в обществе. Тут возникают два важных мотива нравственного свойства: имеет ли человек личное право употребить благое деяние себе на пользу и вообще на своё прославление, а также значимо то, насколько далеко он способен зайти в непредумышленном обмане других людей, ещё прибегая к помощи близких: сестры, возлюбленной и сына, который страдает от заикания, но обязан выступать всюду в защиту отца. И вот окончательный выбор Рахима, который действительно становится истинным героем - в собственных глазах и тех, кто рядом с ним, позволяет говорить о ленте Фархади как о произведении, относящемся к «кинематографу морального беспокойства». Это особенно впечатляюще развивали в былые времена в социалистической Польше или Венгрии, а ещё в ряде советских фильмов, например, творческого тандема Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе (в частности, вспоминаются «Слово для защиты» и «Поворот»).