Триллер "Наёмник" режиссера Тарика Салеха ("Случай в отеле "Нил Хилтон", сериал "Мир Дикого Запада") балансирует между уверенным боевиком, стремящимся показать грязную изнанку деятельности частных военных компаний, и драматическим комментарием на тему взаимоотношений отцов и детей, когда жизнь сына трещит из-за следования родительским стереотипам. Постановщику без большого труда удается развернуть весь мир против старшего сержанта Джеймса Харпера (Крис Пайн, "Все старые ножи", "Чудо-женщина: 1984") и показать как желание бывшего "зеленого берета" остаться в строю становится точкой разлома в его жизни, приводя к личной катастрофе и переоценке ценностей. С точки зрения работы с нарративом экранной истории, написанной Дж.П. Дэвисом ("Сосед", "Бой Томми Райли"), Салех оказывается умеренным критиком звездно-полосатого патриотизма и вовлекает множество идей, от спекуляции человеческими жизнями до цинизма фармацевтических корпораций, чтобы создать максимальный экшн.
Герой Пайна слишком хорошо знает свое дело, он участвовал в нескольких операциях, чтобы просто так отказаться вне армейского строя. В то же самое время Салех не делает из протагониста машину для убийств. В представлении Пайна его Джеймс в большей степени оказывается человеком и заложником обстоятельств, который вынужден искать деньги для оплаты коммунальных счетов и стремится вылечить травмированное колено. Режиссеру вне всяких сомнений интересен молодой комиссованный ветеран, персонаж, четко привыкший делить мир на "своих" и "чужих", устойчивый к стрессам и без ярко выраженного посттравматического синдрома. Именно благодаря такому набору качеств лента Салеха помогает Пайну отойти от глянцевой супергероики и выйти на сложную территорию, где его немногословный характер будет действовать интуитивно, на уровне навыка. Постановщик стремится в полной мере исследовать все физические и моральные метаморфозы, которые происходят с центральным персонажем, когда из солдата, вызывающего уважение, Джеймс превращается в пешку в игре с нечеткими правилами и сталкивается с серией провалов и предательств.
Очевидно, что для усиления драматической стороны проекта должен был появиться еще один ветеран, куда более беспринципный Майк (Бен Фостер, "Гарри Хафт: Последний бой", "Не оставляй следов"), который станет главным джокером ленты и покажет характеру Пейна принципиальной иной способ зарабатывания реальных денег. Салех избегает громкой и пафосной риторики, но раз за разом сужает пространство вокруг относительно сложного вопроса о том, от кого в действительности защищают и во имя чьих интересов действуют такие мастера как Джеймс и Майк. Поэтому "Наёмник" несмотря на кажущиеся чрезвычайно знакомыми сюжетные арки и расставленные относительно бывших военных смысловые акценты оказывается по-своему амбивалентным проектом, где простой шифр высказывания накладывается на глобальную политику.
Далеко не случайно Салех исследует в "Наёмнике" пути развития лжи и манипуляций при помощи персонажа Кифера Сазерленда (сериал "Последний кандидат", "Заброшенный") и создает обобщенный типаж насквозь фальшивого Расти Дженнингса, который создает видимость армейского братства для готовых участвовать в сомнительных операциях ветеранов. Герой Сазерленда уверен в себе, уверенно распоряжается чужими жизнями и выглядит как типаж, который выполняет при помощи своей команды всю грязную работу для правительства. С точки зрения динамики развития сюжета и красноречивый пафосный Расти, который на своем ранчо выглядит умелым селекционером, адаптирующим бывших солдат к тайным миссиям при помощи речей и денежных чеков, и стремящийся выглядеть прекрасным семьянином Майк с неизлечимо больным ребенком на руках появляются у Салеха в нужное время и в нужных местах. Персонаж Фостера оказывается среди тех, кто стремится поддержать Джеймса после похорон близкого товарища и показывает ему, что подобные им забытые герои всегда могут найти себе щедрых хозяев. Расти только заканчивает перезагрузку приоритетов для характера Пейна и снабжает его солидным авансом, который позволяет закрыть протагонисту чувство вины перед женой-учительницей Брианной (Гиллиан Джейкобс, сериал "Улица страха").
Исходя из нарратива боевика, Салех предлагает зрителям понаблюдать за Джеймсом в Берлине во время охоты на идеальную с точки зрения американских спецслужб мишень - ученого-вирусолога из Сирии Салима Мохсина (Фарес Фарес, "Мистериум. Журнал 64", "Мистериум. Тьма в бутылке"). Подобные герою Фареса деятели науки представляются обычно для удобства управления группой захвата переродившимися космополитами, которые разочаровались в прелестях свободного мира и готовят биологические диверсии под патронажем идейных террористов. Раз за разом Салех очень продуманно раскачивает персонажа Пайна и во время напряженного устранения Салима создает трещину, необходимую для личной драмы Джеймса. Главный герой, ввязавшийся в итоге в войну против всех и умело расстрелявший немецких копов, по-прежнему не знает, на кого он работает на самом деле. Спасая раненого Майка в канализации Берлина и используя для этого свои армейские медицинские навыки, характер Пайна оказывается в метафорической ловушке, посреди нечистот его излишняя вера в армейское братство делает скачок жестокому безрассудству во имя выживания.
С точки зрения установок относительно героя Пайна Тарик Салех в "Наёмнике" делает очень интересный трюк: он позволяет главному герою пройти через стрельбу, грязные трубы, бег по набережным и запланированные взрывы, чтобы наконец-то закрыть гештальт относительно отношений с отцом, о которых ему постоянно напоминает татуировка на плече. Как постановщик Салех обладает отменным чутьем на подбор локаций и благодаря ему метания Джеймса в абсолютно чужом Берлине превращаются в почти тактильный трип о путешествии человека через чужеродное для себя пространство. Однако наличия только одной клаустрофобной атмосферы в проекте явно недостаточно для превращения личной истории об одном отставном солдате удачи в политический триллер. Изначально звонкая тема о заслуживающем сожаления отношении государства к бывшим солдатам получает зрелищную составляющую во втором акте и старается не выдвигать слишком громких комментариев.
Опыт Салеха позволяет ему все время очень точно и без двусмысленностей выставлять тональность нарратива и вовремя подмешивать флэшбэки из памяти персонажа Пайна. Режиссер стремится к частичному оправданию протагониста, который постоянно пачкает руки в крови ради собственного спасения и прояснения истинного положения вещей в мутном бизнесе Расти. Магнетизм взгляда Криса Пайна позволяет ленте без затруднений миновать трудности сюжета, в котором ближе к третьему акту у Джеймса остается все меньше и меньше шансов на правдоподобное продолжения его берлинского забега. Вирджил (Эдди Марсан, "Рэй Донован: Фильм", "Смертельный выбор"), возрастной участник военной операции в Афганистане, появляется у Салеха в запоминающемся эпизоде подобно deus ex machina и озвучивает в беседе с главным героем популярные философские ориентиры ленты. Именно бескорыстный персонаж Марсана становится для протагониста тем самым камертоном, который смог за короткое время озвучить все возможные душевные метания Джеймса для него самого. Спокойствие Вирджила и его осознание бытия человека, решившего ради спокойствия близких жить в одиночестве и не подвергать опасности их жизни, показывает модель последующего существования для характера Пайна и заставляет его усомниться в том, что ничего нельзя изменить в отношении с корпорацией зла под управлением Расти.
Оглушительное возвращение Джеймса на историческую родину предсказуемо становится своеобразным бумерангом обстоятельств и импортом справедливости для лицемерного дельца, которому крайне трудно совладать с героем Пайна. Поэтому "Наёмник" вызывает массу симпатий именно из-за Джеймса, который оказывается едва защищен от жестоких ударов судьбы, именно ощущение уязвимости делает его по-настоящему сильным. Протагонист, несмотря на поверхностную наивность, становится точно все решившим относительно того, что без глубокого страха не бывает такой важной для бывшего солдата осознанной храбрости.
6
,7
2022, США, Боевики
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Триллер "Наёмник" режиссера Тарика Салеха ("Случай в отеле "Нил Хилтон", сериал "Мир Дикого Запада") балансирует между уверенным боевиком, стремящимся показать грязную изнанку деятельности частных военных компаний, и драматическим комментарием на тему взаимоотношений отцов и детей, когда жизнь сына трещит из-за следования родительским стереотипам. Постановщику без большого труда удается развернуть весь мир против старшего сержанта Джеймса Харпера (Крис Пайн, "Все старые ножи", "Чудо-женщина: 1984") и показать как желание бывшего "зеленого берета" остаться в строю становится точкой разлома в его жизни, приводя к личной катастрофе и переоценке ценностей. С точки зрения работы с нарративом экранной истории, написанной Дж.П. Дэвисом ("Сосед", "Бой Томми Райли"), Салех оказывается умеренным критиком звездно-полосатого патриотизма и вовлекает множество идей, от спекуляции человеческими жизнями до цинизма фармацевтических корпораций, чтобы создать максимальный экшн. Герой Пайна слишком хорошо знает свое дело, он участвовал в нескольких операциях, чтобы просто так отказаться вне армейского строя. В то же самое время Салех не делает из протагониста машину для убийств. В представлении Пайна его Джеймс в большей степени оказывается человеком и заложником обстоятельств, который вынужден искать деньги для оплаты коммунальных счетов и стремится вылечить травмированное колено. Режиссеру вне всяких сомнений интересен молодой комиссованный ветеран, персонаж, четко привыкший делить мир на "своих" и "чужих", устойчивый к стрессам и без ярко выраженного посттравматического синдрома. Именно благодаря такому набору качеств лента Салеха помогает Пайну отойти от глянцевой супергероики и выйти на сложную территорию, где его немногословный характер будет действовать интуитивно, на уровне навыка. Постановщик стремится в полной мере исследовать все физические и моральные метаморфозы, которые происходят с центральным персонажем, когда из солдата, вызывающего уважение, Джеймс превращается в пешку в игре с нечеткими правилами и сталкивается с серией провалов и предательств. Очевидно, что для усиления драматической стороны проекта должен был появиться еще один ветеран, куда более беспринципный Майк (Бен Фостер, "Гарри Хафт: Последний бой", "Не оставляй следов"), который станет главным джокером ленты и покажет характеру Пейна принципиальной иной способ зарабатывания реальных денег. Салех избегает громкой и пафосной риторики, но раз за разом сужает пространство вокруг относительно сложного вопроса о том, от кого в действительности защищают и во имя чьих интересов действуют такие мастера как Джеймс и Майк. Поэтому "Наёмник" несмотря на кажущиеся чрезвычайно знакомыми сюжетные арки и расставленные относительно бывших военных смысловые акценты оказывается по-своему амбивалентным проектом, где простой шифр высказывания накладывается на глобальную политику. Далеко не случайно Салех исследует в "Наёмнике" пути развития лжи и манипуляций при помощи персонажа Кифера Сазерленда (сериал "Последний кандидат", "Заброшенный") и создает обобщенный типаж насквозь фальшивого Расти Дженнингса, который создает видимость армейского братства для готовых участвовать в сомнительных операциях ветеранов. Герой Сазерленда уверен в себе, уверенно распоряжается чужими жизнями и выглядит как типаж, который выполняет при помощи своей команды всю грязную работу для правительства. С точки зрения динамики развития сюжета и красноречивый пафосный Расти, который на своем ранчо выглядит умелым селекционером, адаптирующим бывших солдат к тайным миссиям при помощи речей и денежных чеков, и стремящийся выглядеть прекрасным семьянином Майк с неизлечимо больным ребенком на руках появляются у Салеха в нужное время и в нужных местах. Персонаж Фостера оказывается среди тех, кто стремится поддержать Джеймса после похорон близкого товарища и показывает ему, что подобные им забытые герои всегда могут найти себе щедрых хозяев. Расти только заканчивает перезагрузку приоритетов для характера Пейна и снабжает его солидным авансом, который позволяет закрыть протагонисту чувство вины перед женой-учительницей Брианной (Гиллиан Джейкобс, сериал "Улица страха"). Исходя из нарратива боевика, Салех предлагает зрителям понаблюдать за Джеймсом в Берлине во время охоты на идеальную с точки зрения американских спецслужб мишень - ученого-вирусолога из Сирии Салима Мохсина (Фарес Фарес, "Мистериум. Журнал 64", "Мистериум. Тьма в бутылке"). Подобные герою Фареса деятели науки представляются обычно для удобства управления группой захвата переродившимися космополитами, которые разочаровались в прелестях свободного мира и готовят биологические диверсии под патронажем идейных террористов. Раз за разом Салех очень продуманно раскачивает персонажа Пайна и во время напряженного устранения Салима создает трещину, необходимую для личной драмы Джеймса. Главный герой, ввязавшийся в итоге в войну против всех и умело расстрелявший немецких копов, по-прежнему не знает, на кого он работает на самом деле. Спасая раненого Майка в канализации Берлина и используя для этого свои армейские медицинские навыки, характер Пайна оказывается в метафорической ловушке, посреди нечистот его излишняя вера в армейское братство делает скачок жестокому безрассудству во имя выживания. С точки зрения установок относительно героя Пайна Тарик Салех в "Наёмнике" делает очень интересный трюк: он позволяет главному герою пройти через стрельбу, грязные трубы, бег по набережным и запланированные взрывы, чтобы наконец-то закрыть гештальт относительно отношений с отцом, о которых ему постоянно напоминает татуировка на плече. Как постановщик Салех обладает отменным чутьем на подбор локаций и благодаря ему метания Джеймса в абсолютно чужом Берлине превращаются в почти тактильный трип о путешествии человека через чужеродное для себя пространство. Однако наличия только одной клаустрофобной атмосферы в проекте явно недостаточно для превращения личной истории об одном отставном солдате удачи в политический триллер. Изначально звонкая тема о заслуживающем сожаления отношении государства к бывшим солдатам получает зрелищную составляющую во втором акте и старается не выдвигать слишком громких комментариев. Опыт Салеха позволяет ему все время очень точно и без двусмысленностей выставлять тональность нарратива и вовремя подмешивать флэшбэки из памяти персонажа Пайна. Режиссер стремится к частичному оправданию протагониста, который постоянно пачкает руки в крови ради собственного спасения и прояснения истинного положения вещей в мутном бизнесе Расти. Магнетизм взгляда Криса Пайна позволяет ленте без затруднений миновать трудности сюжета, в котором ближе к третьему акту у Джеймса остается все меньше и меньше шансов на правдоподобное продолжения его берлинского забега. Вирджил (Эдди Марсан, "Рэй Донован: Фильм", "Смертельный выбор"), возрастной участник военной операции в Афганистане, появляется у Салеха в запоминающемся эпизоде подобно deus ex machina и озвучивает в беседе с главным героем популярные философские ориентиры ленты. Именно бескорыстный персонаж Марсана становится для протагониста тем самым камертоном, который смог за короткое время озвучить все возможные душевные метания Джеймса для него самого. Спокойствие Вирджила и его осознание бытия человека, решившего ради спокойствия близких жить в одиночестве и не подвергать опасности их жизни, показывает модель последующего существования для характера Пайна и заставляет его усомниться в том, что ничего нельзя изменить в отношении с корпорацией зла под управлением Расти. Оглушительное возвращение Джеймса на историческую родину предсказуемо становится своеобразным бумерангом обстоятельств и импортом справедливости для лицемерного дельца, которому крайне трудно совладать с героем Пайна. Поэтому "Наёмник" вызывает массу симпатий именно из-за Джеймса, который оказывается едва защищен от жестоких ударов судьбы, именно ощущение уязвимости делает его по-настоящему сильным. Протагонист, несмотря на поверхностную наивность, становится точно все решившим относительно того, что без глубокого страха не бывает такой важной для бывшего солдата осознанной храбрости.