Детективная экранизация "Мегрэ и таинственная девушка" французского режиссера и сценариста Патриса Леконта ("Ни минуты покоя", "Девушка на мосту") выделяется среди многочисленных лент о легендарном комиссаре полиции в первую очередь точностью постановки и лаконичностью нарратива. В 1989 году Леконт уже представлял "Мсье Ира" в программе Каннского фестиваля, снятого также по одному из произведений Жоржа Сименона. Однако даже спустя три десятка лет и призму огромного профессионального опыта режиссер пошел по пути риска, когда остался внутри консервативного, на первый взгляд, расследования, доверив главную роль Жюля Мегрэ Жерару Депардье ("Дом престарелых", "Шахматист"). Нарратив Леконта, созданный в соавторстве со сценаристом Жеромом Тоннером ("Поли", "Как прогулять школу с пользой"), имеет традиционную для жанра основу.
Герой Депардье расследует смерть 20-летней девушки Луизы Лувьер (Клара Антунс, сериал "Мунч") в Париже, которую первоначально крайне трудно идентифицировать и о которой никто не вспоминает. Парадоксально, но Мегрэ встречает такую же юную Бетти (Жад Лабест) странным образом очень похожую на убитую и внешне, и по манере поведения, это приводит комиссара к серии инсайтов и нестандартному подходу к расследованию, когда продуманное воскрешение призрака жертвы становится главным сюрпризом для легенды полиции. Для испытывавшего в последние несколько лет проблемы с запуском проектов Леконта фильм стал очевидной демонстрацией того, что талант постановщика по-прежнему может удивлять. Режиссерская формула, которая соединяет в себе криминальную интригу истории, идеально вписывающего в типаж в качестве главной звезды Депардье и аскетичность расследования без углубления в расширенные комментарии о протагонисте, работает со степенью сдержанной элегантности. Чувство меры не изменяет Леконту, когда его экранизация становится вещью в себе, не открывая франшизу о знаменитом сыщике и уходя от открытых оммажей в сторону более ранних адаптаций. Постановщик избегает открытых проекций в сторону современных основ, стремится выглядеть формальным по законам жанра и в то же самое время щедро выделяет множество эстетических смыслов для человека, который осознает, что большая часть его жизни уже прожита.
Актерское мастерство Депардье и его умение перевоплотиться в немногословного комиссара полиции, склонного к молчаливым размышлениям и избегающего проявлений эмоций показывает естественное обаяние опытного мужчины, который в силу особенностей профессии никого не осуждает, а пытается понять и реконструировать произошедшее. Жизнь Мегрэ на экране складывается из этих промежутков между фразами, взглядов и молчаливого участия, когда желание Леконта рассказать намного больше о прошлом десятилетии, когда Франция была оккупирована нацистами, накладывает визуальные отпечатки на мрачный город без солнца и яркого света в кадре. Поэтому "Мегрэ и таинственная девушка" стремится выглядеть максимально простой лентой, в создании которой нашли пересечение один из самых одаренных режиссеров, великий актер и легендарный полицейский персонаж. Однако подобный подход требует снять шляпу после вибраций простых эмоций на экране.
Поскольку "Мегрэ и таинственная девушка" всегда будет проектом, о котором будут вспоминать главным образом из-за участия Депардье, то Леконт выстраивает его по принципу некой звездной системы, когда события всегда вращаются относительно преступниц, жертвы и полицейской игры Мегрэ, следующего в большей степени по интуитивному пути. Режиссерская интерпретация избегает погружения в авторское метапроизведение и не манипулирует вновь обретенными смыслами, Леконт, не понижая градуса кажущейся легкости и традиционности проекта, предлагает зрителям некий ренессанс того, что хорошее кино не обязательно должно быть сложным или утонченным по части высказываний.
Далеко не голливудский эталон, комиссар Мегрэ имеет проблемы со здоровьем из-за курения, его легендарная трубка будет появляться в фильме преимущественно в комичных ситуациях. Но начатое с очередным бокалом белого вина расследование без всякого сомнения становится способом порассуждать о тех, кто пережил Вторую Мировую войну и кто привык прятаться как Лоран Клермон-Валуа (Пьер Мур, "Другая жизнь Ришара Кемпа") за поступками женщин. Тема отцов и детей у Леконта не стремится к резонированию, тем не менее, дети в фильме умирают или стремятся уехать подальше от своих родителей. Одиночество детей у постановщика оказывается не столько одиночеством в большом городе, сколько вопросом воплощения наивной мечты в связи с переменой мест и в надежде на лучшее. Характер Депардье, как выясняется, сожалеет о случившемся и в определенной степени вынужден сотрудничать Бетти, которая становится для него оживающим наваждением и призраком для реконструкции преступления и понимания поведения жертвы.
В среднем темпе Леконт показывает крошечный фрагмент мира Франции 60 лет назад и разобщает внутри семейного треугольника героя Пьера Мура, латентного богатого извращенца, чей покойный отец доставил крайне много сожалений его излишне терпеливой матери (Аврора Клеман, "Париж подождет") с его невестой Джанин (Мелани Бернье, "Тайна Сорбонны", "Мало, много, слепо"). Не секрет, что женщины у постановщика становятся причастными ко всему низменному и пассивному в сюжете, их бессилие, злоба и отчаяние в сочетании с приличными порциями алкоголя очень часто связываются с удовлетворением властного контроля над родным сыном или женихом. В то же самое время запретность и осуждением обществом любви женщины к женщине не выдвигается как нарушение социальных табу героиней Бернье, а делает из нее нимфоманку, постоянно ищущую острых ощущений с приехавшими в Париж девицами. И, кажется, что во времена тотальной власти мужчин Франция выживала только благодаря женской решительности.
Концепт призраков в "Мегрэ и таинственная девушка" у Патриса Леконта будет иметь решающее место не только в кульминации проекта, но и в целом определять настроение ленты и состояние самого персонажа Депардье, слишком остро переживающего будущую дряхлость и погружающегося время от времени в бессловесную апатию. Интересно, что все эти экзистенциальные моменты у режиссера проходят по касательной в нарративе и не уводят его в абстрактную драму о теряющем былую хватку полицейском. Для Леконта крайне важна именно психологическая, а не детективная сторона проекта, когда героиня Жад Лабест станет своеобразным живым зеркалом, ожившим зеркалом как для хода всего расследования, так и для воспоминаний из прошлого протагониста.
Атмосфера фильма создается очень часто за счет определенной цветовой гаммы в кадре, осознанно напоминающей благодаря камере Ива Анжело ("Президенты", "Ночной конвой") фотографии из прошлого, которое почему-то хочется забыть. От Жерара Депардье Мегрэ получает человеческую многомерность, и мифический комиссар полиции становится отражением коллективного бессознательного об идеальном копе в воображении зрителей. Расследование Леконт использует для главного героя как способ пообщаться с призраками из прошлого и пройти еще раз путь скорби по юной жертве от начала и до конца. Мир в 50-х, несущий на себе послевоенные отпечатки, у постановщика парадоксально печален и утратил всякую веру в будущее. Мегрэ, как следует из фильма Леконта, крайне трудно принять как перемены в себе, когда пошатнувшееся здоровье не оставляет шансов, так и перемены в обществе, которое погружено в страдания и где нет желания достигать новых горизонтов. Насколько себе это может позволить для жанрового проекта, режиссер смешивает абсурд бытия и социальную горечь, чтобы вслед за здоровьем комиссара усомниться в дыхании человечества как такового.
Меланхолия героя Депардье дает возможность Леконту концентрироваться в большей степени на атмосфере проекта, поведении и привычках самого протагониста, чем на том, что можно было бы назвать традиционным детективом, есть подозреваемые, алиби и блуждания по ложному следу. Поэтому "Мегрэ и таинственная девушка" становится опытом погружения в мир мрака и усталости, когда в ключевых моментах отключается режим легенды и на первом плане появляется тень сыщика, который способствует разоблачению идеализма молодых девушек, приезжающих в Париж с желанием продвинуться по социальной лестнице. В итоге Леконт отходит от канонического образа Мегрэ и предлагает как ожидаемых с точки зрения жанра нарратив и персонажей, так и выстраивает вокруг комиссара целую систему химер, которые подпитываются от ущербного общества и разочарований главного героя.
7
,0
2022, Детективы
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Детективная экранизация "Мегрэ и таинственная девушка" французского режиссера и сценариста Патриса Леконта ("Ни минуты покоя", "Девушка на мосту") выделяется среди многочисленных лент о легендарном комиссаре полиции в первую очередь точностью постановки и лаконичностью нарратива. В 1989 году Леконт уже представлял "Мсье Ира" в программе Каннского фестиваля, снятого также по одному из произведений Жоржа Сименона. Однако даже спустя три десятка лет и призму огромного профессионального опыта режиссер пошел по пути риска, когда остался внутри консервативного, на первый взгляд, расследования, доверив главную роль Жюля Мегрэ Жерару Депардье ("Дом престарелых", "Шахматист"). Нарратив Леконта, созданный в соавторстве со сценаристом Жеромом Тоннером ("Поли", "Как прогулять школу с пользой"), имеет традиционную для жанра основу. Герой Депардье расследует смерть 20-летней девушки Луизы Лувьер (Клара Антунс, сериал "Мунч") в Париже, которую первоначально крайне трудно идентифицировать и о которой никто не вспоминает. Парадоксально, но Мегрэ встречает такую же юную Бетти (Жад Лабест) странным образом очень похожую на убитую и внешне, и по манере поведения, это приводит комиссара к серии инсайтов и нестандартному подходу к расследованию, когда продуманное воскрешение призрака жертвы становится главным сюрпризом для легенды полиции. Для испытывавшего в последние несколько лет проблемы с запуском проектов Леконта фильм стал очевидной демонстрацией того, что талант постановщика по-прежнему может удивлять. Режиссерская формула, которая соединяет в себе криминальную интригу истории, идеально вписывающего в типаж в качестве главной звезды Депардье и аскетичность расследования без углубления в расширенные комментарии о протагонисте, работает со степенью сдержанной элегантности. Чувство меры не изменяет Леконту, когда его экранизация становится вещью в себе, не открывая франшизу о знаменитом сыщике и уходя от открытых оммажей в сторону более ранних адаптаций. Постановщик избегает открытых проекций в сторону современных основ, стремится выглядеть формальным по законам жанра и в то же самое время щедро выделяет множество эстетических смыслов для человека, который осознает, что большая часть его жизни уже прожита. Актерское мастерство Депардье и его умение перевоплотиться в немногословного комиссара полиции, склонного к молчаливым размышлениям и избегающего проявлений эмоций показывает естественное обаяние опытного мужчины, который в силу особенностей профессии никого не осуждает, а пытается понять и реконструировать произошедшее. Жизнь Мегрэ на экране складывается из этих промежутков между фразами, взглядов и молчаливого участия, когда желание Леконта рассказать намного больше о прошлом десятилетии, когда Франция была оккупирована нацистами, накладывает визуальные отпечатки на мрачный город без солнца и яркого света в кадре. Поэтому "Мегрэ и таинственная девушка" стремится выглядеть максимально простой лентой, в создании которой нашли пересечение один из самых одаренных режиссеров, великий актер и легендарный полицейский персонаж. Однако подобный подход требует снять шляпу после вибраций простых эмоций на экране. Поскольку "Мегрэ и таинственная девушка" всегда будет проектом, о котором будут вспоминать главным образом из-за участия Депардье, то Леконт выстраивает его по принципу некой звездной системы, когда события всегда вращаются относительно преступниц, жертвы и полицейской игры Мегрэ, следующего в большей степени по интуитивному пути. Режиссерская интерпретация избегает погружения в авторское метапроизведение и не манипулирует вновь обретенными смыслами, Леконт, не понижая градуса кажущейся легкости и традиционности проекта, предлагает зрителям некий ренессанс того, что хорошее кино не обязательно должно быть сложным или утонченным по части высказываний. Далеко не голливудский эталон, комиссар Мегрэ имеет проблемы со здоровьем из-за курения, его легендарная трубка будет появляться в фильме преимущественно в комичных ситуациях. Но начатое с очередным бокалом белого вина расследование без всякого сомнения становится способом порассуждать о тех, кто пережил Вторую Мировую войну и кто привык прятаться как Лоран Клермон-Валуа (Пьер Мур, "Другая жизнь Ришара Кемпа") за поступками женщин. Тема отцов и детей у Леконта не стремится к резонированию, тем не менее, дети в фильме умирают или стремятся уехать подальше от своих родителей. Одиночество детей у постановщика оказывается не столько одиночеством в большом городе, сколько вопросом воплощения наивной мечты в связи с переменой мест и в надежде на лучшее. Характер Депардье, как выясняется, сожалеет о случившемся и в определенной степени вынужден сотрудничать Бетти, которая становится для него оживающим наваждением и призраком для реконструкции преступления и понимания поведения жертвы. В среднем темпе Леконт показывает крошечный фрагмент мира Франции 60 лет назад и разобщает внутри семейного треугольника героя Пьера Мура, латентного богатого извращенца, чей покойный отец доставил крайне много сожалений его излишне терпеливой матери (Аврора Клеман, "Париж подождет") с его невестой Джанин (Мелани Бернье, "Тайна Сорбонны", "Мало, много, слепо"). Не секрет, что женщины у постановщика становятся причастными ко всему низменному и пассивному в сюжете, их бессилие, злоба и отчаяние в сочетании с приличными порциями алкоголя очень часто связываются с удовлетворением властного контроля над родным сыном или женихом. В то же самое время запретность и осуждением обществом любви женщины к женщине не выдвигается как нарушение социальных табу героиней Бернье, а делает из нее нимфоманку, постоянно ищущую острых ощущений с приехавшими в Париж девицами. И, кажется, что во времена тотальной власти мужчин Франция выживала только благодаря женской решительности. Концепт призраков в "Мегрэ и таинственная девушка" у Патриса Леконта будет иметь решающее место не только в кульминации проекта, но и в целом определять настроение ленты и состояние самого персонажа Депардье, слишком остро переживающего будущую дряхлость и погружающегося время от времени в бессловесную апатию. Интересно, что все эти экзистенциальные моменты у режиссера проходят по касательной в нарративе и не уводят его в абстрактную драму о теряющем былую хватку полицейском. Для Леконта крайне важна именно психологическая, а не детективная сторона проекта, когда героиня Жад Лабест станет своеобразным живым зеркалом, ожившим зеркалом как для хода всего расследования, так и для воспоминаний из прошлого протагониста. Атмосфера фильма создается очень часто за счет определенной цветовой гаммы в кадре, осознанно напоминающей благодаря камере Ива Анжело ("Президенты", "Ночной конвой") фотографии из прошлого, которое почему-то хочется забыть. От Жерара Депардье Мегрэ получает человеческую многомерность, и мифический комиссар полиции становится отражением коллективного бессознательного об идеальном копе в воображении зрителей. Расследование Леконт использует для главного героя как способ пообщаться с призраками из прошлого и пройти еще раз путь скорби по юной жертве от начала и до конца. Мир в 50-х, несущий на себе послевоенные отпечатки, у постановщика парадоксально печален и утратил всякую веру в будущее. Мегрэ, как следует из фильма Леконта, крайне трудно принять как перемены в себе, когда пошатнувшееся здоровье не оставляет шансов, так и перемены в обществе, которое погружено в страдания и где нет желания достигать новых горизонтов. Насколько себе это может позволить для жанрового проекта, режиссер смешивает абсурд бытия и социальную горечь, чтобы вслед за здоровьем комиссара усомниться в дыхании человечества как такового. Меланхолия героя Депардье дает возможность Леконту концентрироваться в большей степени на атмосфере проекта, поведении и привычках самого протагониста, чем на том, что можно было бы назвать традиционным детективом, есть подозреваемые, алиби и блуждания по ложному следу. Поэтому "Мегрэ и таинственная девушка" становится опытом погружения в мир мрака и усталости, когда в ключевых моментах отключается режим легенды и на первом плане появляется тень сыщика, который способствует разоблачению идеализма молодых девушек, приезжающих в Париж с желанием продвинуться по социальной лестнице. В итоге Леконт отходит от канонического образа Мегрэ и предлагает как ожидаемых с точки зрения жанра нарратив и персонажей, так и выстраивает вокруг комиссара целую систему химер, которые подпитываются от ущербного общества и разочарований главного героя.