Приключения Эвелин Ванг: Через несчётное множество измерений
В разгар рейганомики, летом 1984-го, на киноэкраны вышла картина, причудливый заголовок которой («Приключения Бакару Банзая: Через восьмое измерение») вполне отвечал экстравагантной эстетике зрелища. Дебютная постановка У.Д. Рихтера выдалась не просто драйвовой, но настолько дикой и сумасшедшей, что невольно отпугнула широкую публику (в отличие, скажем, от «Назад в будущее» /1985/ Роберта Земекиса, всё-таки державшего буйную фантазию в узде). Тем не менее вскорости лента заслуженно приобрела статус «культовой», оставшись одним из самых ярких кинематографических свидетельств своего времени. По-видимому, Джейми Ли Кёртис так и не смогла побороть досадное воспоминание о том, как, будучи сравнительно известной актрисой, согласилась на небольшую роль (Сандры Банзай, матери Бакару), однако на премьере обнаружила, что кадры с её участием в финальную версию не попали. Как бы то ни было, «звезда», достаточно придирчиво подходящая в последние годы к выбору проектов, ответила на предложение Дэниела Шайнерта и Дэна Квана согласием, косвенно восстановив таким образом попранную справедливость. Не так уж принципиально, что на сей раз артистке досталась партия не страдающей матери, а въедливой пожилой сотрудницы налоговых органов Дейдры Бобейрдры, никому не дающей спуску и точно не готовой сделать исключение для Эвелин Ванг – безалаберной владелицы небольшой прачечной самообслуживания.
Между прочим, пресловутая (отнюдь не «прекрасная», в пику англичанину Стивену Фрирзу) прачечная успевает основательно опостылеть, пока авторы знакомят нас с повседневными заботами членов семьи американцев китайского происхождения. Мама привычно капает на мозги Джой, заставляя дочь держать втайне от деда по имени Гон Гон роман с девушкой, и упорно не замечает терзаний благоверного Уэймонда, собирающегося с духом, чтобы попросить у дражайшей половины развод. Если ничего не прочесть о фильме заранее, пролог, скорее всего, покажется затянутым и перегруженным бытовухой, но… Но тем более мощного эффекта достигают режиссёры-сценаристы, фигурирующие в титрах под творческим псевдонимом Daniels (1), в момент внезапного преображения супруга в другую версию себя – в отважного воителя, прибывшего из параллельной Вселенной и предупреждающего избранницу о грядущей битве за всё хорошее против всего плохого. Очень, очень жаль, что создателям не удалось заинтересовать Джеки Чана, притом что Джонатан Ке Кван (в детстве запомнившийся в обличиях отчаянного Коротышки, помогавшего Индиане Джонсу в храме судьбы, и Ричарда Вана из компашки юных «балбесов») тоже раскрылся достойно. И, разумеется, вовсю блистает Мишель Йео, играючи доказывающая, что есть ещё порох в пороховницах, с удовольствием и колоссальной быстротой меняющая маски, вошедшая во вкус безумного приключения – приключения в измерениях, коим несть числа.
Разумеется, обозначенный мотив далеко не нов и частенько служил фантастическим допуском (среди свежих примеров – сериалы «Догоняя смерть» /2019/ и «Разрабы» /2020/). Но это нимало не заботит Шайнерта и Квана, предложивших ошарашенному зрителю причудливый жанровый коктейль, в котором чего только не намешано! Рукопашные поединки сочетаются с юмором (местами не просто грубоватым, а совершенно безбашенным и беспардонным), теснимым сантиментами и внезапно уступающим место философским рассуждениям о смысле жизни. И не забудем про откровенно пародийный характер весёлого действа, когда, скажем, альтернативой диснеевско-пиксаровскому Рататую выступает Енотатуй. Эвелин хочешь не хочешь предстоит услышать о себе горькую правду, приняв как данность судьбу хронической неудачницы, умудрившейся упустить в своей жизни все главные возможности. Парадокс заключается в том, что именно эта черта характера оказывается бесценной, позволив сосредоточить по периметру как раз те варианты миров, где миссис Вонг обладает исключительно нужными личными качествами, превращаясь то в кумира боевиков кун-фу (прозрачный намёк на биографию самой Мишель), то в оперную диву с абсолютным слухом, то… Как тут не загореться желанием заполучить «всё везде и сразу»?!
Тёзки-кинематографисты, получившие среди прочих поддержку братьев Руссо, выступивших продюсерами (кстати, Энтони и Джо, хотя и прославились благодаря дорогостоящим кинокомиксам, на заре карьеры отдавали предпочтение комедиям), демонстрируют завидное драматургическое чутьё. Поначалу кажется, что чем дальше, тем основательнее сюжет увязнет в сумбуре, практически неизбежном, когда повествование мечется между параллельными Вселенными – вплоть до пугающе абсурдного расклада, когда по прихоти эволюции Землю заселили люди с пальцами в форме… огромных сосисок. Однако почти каждый якобы случайный элемент оборачивается небезызвестным чеховским ружьём, от «выстрела» которого зал непременно содрогается от хохота. Авторам на удивление удаётся (удаётся лучше, чем тому же Рихтеру, вообще-то искушённому сценаристу) выдержать чёткую логику развития перипетий и, мало того, донести до аудитории вполне внятную – и, заметим, неглупую – мысль. Волей-неволей необходимо констатировать, что постмодернистская художественная метода, вопреки любым опасениям, продолжает давать впечатляющие результаты. Окружающая реальность по-прежнему остаётся сложносоставной, сочетая несочетаемые элементы и тая массу загадок. И даже в «примитивных» (с не появившимися на свет живыми существами) вариантах на поверку всё не так однозначно: камни тоже чувствуют! Что ж удивляться тому, что подчас приходится делать глупости (точнее, контролируемые глупости, как учил Карлос Кастанеда), чтобы достичь нужной цели…
Так к какому же выводу подводят нас Дэниел Шайнерт и Дэн Кван? Казалось бы, у Эвелин не должно остаться ни толики сомнений относительно того, с какими тёмными силами вынужденно ведёт борьбу. И Дейдра, и в ещё большей степени циничная молодая особа (партия досталась Стефани Хсу, хотя ранее предназначалась знаменитой Аквафине), каждым своим появлением сеющая хаос и смятение в умах, не несут ничего хорошего. А поди ж ты! У миссис Ванг хватает женской мудрости, чтобы разобраться в ситуации и не ставить крест на «неисправимых» злодеях, взамен этого – взяв на себя абсолютную, безоговорочную ответственность за совершённые поступки. За разочарованием в законах бытия и, соответственно, за стремлением поставить действительность с ног на голову при желании не так сложно разглядеть мелочную обиду на мать, с детства переусердствовавшую в плане воспитания. Никогда не поздно попытаться пробить воздвигнутый психологический барьер – сделать шаг навстречу примирению, протянуть близким руку, которые обязательно оценят великодушный жест. Ещё Козьма Прутков глубокомысленно предупреждал о невозможности объять необъятное – о бесперспективности потуг владеть всем везде и сразу. Человек отвечает лишь за ту частицу мироздания, к какой имеет непосредственное отношение. Но уж за неё – отвечает жизнью. Да и кто, скажите на милость, гарантирует, что эта самая частица однажды не окажется ключевым элементом сущего?!
_______
1 – На их совместном счету (помимо короткометражек и эпизодов в телесериалах) значится талантливая трагикомедия «Человек – швейцарский нож» /2016/.
6
,7
2022, США, Фантастика
133 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В разгар рейганомики, летом 1984-го, на киноэкраны вышла картина, причудливый заголовок которой («Приключения Бакару Банзая: Через восьмое измерение») вполне отвечал экстравагантной эстетике зрелища. Дебютная постановка У.Д. Рихтера выдалась не просто драйвовой, но настолько дикой и сумасшедшей, что невольно отпугнула широкую публику (в отличие, скажем, от «Назад в будущее» /1985/ Роберта Земекиса, всё-таки державшего буйную фантазию в узде). Тем не менее вскорости лента заслуженно приобрела статус «культовой», оставшись одним из самых ярких кинематографических свидетельств своего времени. По-видимому, Джейми Ли Кёртис так и не смогла побороть досадное воспоминание о том, как, будучи сравнительно известной актрисой, согласилась на небольшую роль (Сандры Банзай, матери Бакару), однако на премьере обнаружила, что кадры с её участием в финальную версию не попали. Как бы то ни было, «звезда», достаточно придирчиво подходящая в последние годы к выбору проектов, ответила на предложение Дэниела Шайнерта и Дэна Квана согласием, косвенно восстановив таким образом попранную справедливость. Не так уж принципиально, что на сей раз артистке досталась партия не страдающей матери, а въедливой пожилой сотрудницы налоговых органов Дейдры Бобейрдры, никому не дающей спуску и точно не готовой сделать исключение для Эвелин Ванг – безалаберной владелицы небольшой прачечной самообслуживания. Между прочим, пресловутая (отнюдь не «прекрасная», в пику англичанину Стивену Фрирзу) прачечная успевает основательно опостылеть, пока авторы знакомят нас с повседневными заботами членов семьи американцев китайского происхождения. Мама привычно капает на мозги Джой, заставляя дочь держать втайне от деда по имени Гон Гон роман с девушкой, и упорно не замечает терзаний благоверного Уэймонда, собирающегося с духом, чтобы попросить у дражайшей половины развод. Если ничего не прочесть о фильме заранее, пролог, скорее всего, покажется затянутым и перегруженным бытовухой, но… Но тем более мощного эффекта достигают режиссёры-сценаристы, фигурирующие в титрах под творческим псевдонимом Daniels (1), в момент внезапного преображения супруга в другую версию себя – в отважного воителя, прибывшего из параллельной Вселенной и предупреждающего избранницу о грядущей битве за всё хорошее против всего плохого. Очень, очень жаль, что создателям не удалось заинтересовать Джеки Чана, притом что Джонатан Ке Кван (в детстве запомнившийся в обличиях отчаянного Коротышки, помогавшего Индиане Джонсу в храме судьбы, и Ричарда Вана из компашки юных «балбесов») тоже раскрылся достойно. И, разумеется, вовсю блистает Мишель Йео, играючи доказывающая, что есть ещё порох в пороховницах, с удовольствием и колоссальной быстротой меняющая маски, вошедшая во вкус безумного приключения – приключения в измерениях, коим несть числа. Разумеется, обозначенный мотив далеко не нов и частенько служил фантастическим допуском (среди свежих примеров – сериалы «Догоняя смерть» /2019/ и «Разрабы» /2020/). Но это нимало не заботит Шайнерта и Квана, предложивших ошарашенному зрителю причудливый жанровый коктейль, в котором чего только не намешано! Рукопашные поединки сочетаются с юмором (местами не просто грубоватым, а совершенно безбашенным и беспардонным), теснимым сантиментами и внезапно уступающим место философским рассуждениям о смысле жизни. И не забудем про откровенно пародийный характер весёлого действа, когда, скажем, альтернативой диснеевско-пиксаровскому Рататую выступает Енотатуй. Эвелин хочешь не хочешь предстоит услышать о себе горькую правду, приняв как данность судьбу хронической неудачницы, умудрившейся упустить в своей жизни все главные возможности. Парадокс заключается в том, что именно эта черта характера оказывается бесценной, позволив сосредоточить по периметру как раз те варианты миров, где миссис Вонг обладает исключительно нужными личными качествами, превращаясь то в кумира боевиков кун-фу (прозрачный намёк на биографию самой Мишель), то в оперную диву с абсолютным слухом, то… Как тут не загореться желанием заполучить «всё везде и сразу»?! Тёзки-кинематографисты, получившие среди прочих поддержку братьев Руссо, выступивших продюсерами (кстати, Энтони и Джо, хотя и прославились благодаря дорогостоящим кинокомиксам, на заре карьеры отдавали предпочтение комедиям), демонстрируют завидное драматургическое чутьё. Поначалу кажется, что чем дальше, тем основательнее сюжет увязнет в сумбуре, практически неизбежном, когда повествование мечется между параллельными Вселенными – вплоть до пугающе абсурдного расклада, когда по прихоти эволюции Землю заселили люди с пальцами в форме… огромных сосисок. Однако почти каждый якобы случайный элемент оборачивается небезызвестным чеховским ружьём, от «выстрела» которого зал непременно содрогается от хохота. Авторам на удивление удаётся (удаётся лучше, чем тому же Рихтеру, вообще-то искушённому сценаристу) выдержать чёткую логику развития перипетий и, мало того, донести до аудитории вполне внятную – и, заметим, неглупую – мысль. Волей-неволей необходимо констатировать, что постмодернистская художественная метода, вопреки любым опасениям, продолжает давать впечатляющие результаты. Окружающая реальность по-прежнему остаётся сложносоставной, сочетая несочетаемые элементы и тая массу загадок. И даже в «примитивных» (с не появившимися на свет живыми существами) вариантах на поверку всё не так однозначно: камни тоже чувствуют! Что ж удивляться тому, что подчас приходится делать глупости (точнее, контролируемые глупости, как учил Карлос Кастанеда), чтобы достичь нужной цели… Так к какому же выводу подводят нас Дэниел Шайнерт и Дэн Кван? Казалось бы, у Эвелин не должно остаться ни толики сомнений относительно того, с какими тёмными силами вынужденно ведёт борьбу. И Дейдра, и в ещё большей степени циничная молодая особа (партия досталась Стефани Хсу, хотя ранее предназначалась знаменитой Аквафине), каждым своим появлением сеющая хаос и смятение в умах, не несут ничего хорошего. А поди ж ты! У миссис Ванг хватает женской мудрости, чтобы разобраться в ситуации и не ставить крест на «неисправимых» злодеях, взамен этого – взяв на себя абсолютную, безоговорочную ответственность за совершённые поступки. За разочарованием в законах бытия и, соответственно, за стремлением поставить действительность с ног на голову при желании не так сложно разглядеть мелочную обиду на мать, с детства переусердствовавшую в плане воспитания. Никогда не поздно попытаться пробить воздвигнутый психологический барьер – сделать шаг навстречу примирению, протянуть близким руку, которые обязательно оценят великодушный жест. Ещё Козьма Прутков глубокомысленно предупреждал о невозможности объять необъятное – о бесперспективности потуг владеть всем везде и сразу. Человек отвечает лишь за ту частицу мироздания, к какой имеет непосредственное отношение. Но уж за неё – отвечает жизнью. Да и кто, скажите на милость, гарантирует, что эта самая частица однажды не окажется ключевым элементом сущего?! _______ 1 – На их совместном счету (помимо короткометражек и эпизодов в телесериалах) значится талантливая трагикомедия «Человек – швейцарский нож» /2016/.