Голландская адаптация "Побег из брака" режиссера Йохана Нийенхейса ("Супер Майки", "Любовь и секс на Ибице") находит внутри сюжета чешского кинохита "Теория тигра" Радека Байгара немного иные, склонные к популярному философствованию интонации и представляет комедийную драму в виде "путешествия" героя, который сбегает тотального контроля от милой жены. Постановщик и автор сценария Герман Финкерс, снявшийся в главной мужской роли ветеринара Яна, в большей степени склонны рассматривать историю о возрастном мужчине, который имитирует деменцию ради обретения свободы от решающей все за него супруги Гедды (Иоханна тер Стехе, "Лучшее, что есть", "Лехаим"), с точки зрения магического реализма. Именно поэтому в нарративе ленты Нийенхейса появляются имена святых, многократные пересечения границ, таинственный домик в лесу и животные как индикаторы внутреннего инсайта персонажей. Эскапизм героя Финкерса, которого вдруг настигает позднее прозрение о том, что он последние тридцать лет в браке был напрочь лишен всяких намеков на свободу, в режиссерской интерпретации лишен всякого сексизма и очень напоминает пубертатный подростковый бунт мужчины и отца двоих взрослых детей.
Тезис о необходимости жить своей жизнью постановщик прекрасно обыгрывает в первом акте как гротескную "черную" комедию с похищением гроба с кладбища и началом внезапного Альцгеймера у Яна. Во втором акте происходящее в кадре превращается в сентиментальный экзистенциальный фарс, где Герман Финкерс оказывается вполне изобретателен как пациент, которому важно остаться нормальным среди психических девиантов. И наконец только в третьем акте у Нийенхейса появляются элементы драмы и столь необходимого для протагониста катарсиса, игра в свободу вдруг поворачивается оборотной стороной к Яну, решившему перезагрузить свой брак и все-таки исполнить последнюю волю покойного тестя. По сравнению с фильмом Байгара Финкерс представил второстепенных персонажей Питера (Стеф Ассен) и Лисбет (Леони тер Брак), детей Яна и Гедды, как прямых носителей всех издержек доминирующего женского воспитания, когда сын оказывается слишком инфантилен и доверчив, а дочь использует материнскую доминирующую модель поведения во взаимоотношениях с мужчинами.
Героиня Иоханны тер Стехе за прожитые годы привыкла во всем ограничивать мужа и из спасительницы в первые годы брака превратилась в суррогат матери, которая может рассказать урологу о проблемах Яна гораздо больше, чем он сам. Кроме того, прагматизм Гедды подкрепляется в проекте Нийенхейса ее статусом ученой дамы, преподающей в университете демографию и точно знающей, что одинокие мужчины обязательно будут жить на несколько лет меньше, чем женатые. Поэтому "Побег из брака" ни в коем случае не следует рассматривать как трендовый фильм о битве полов с акцентами на утверждение феминизма, в большей степени лента Нийенхейса стремится представить человека, который понимает, что жизнь прошла, чувство долга притупилось, а любовь к жене должна пройти серьезное испытание сфабрикованным обманом.
В "Побеге из брака" Нийенхейс рассматривает главного героя как объект благих манипуляций со стороны жены, которая желает Яну только добра и готова заботиться о нем в любое время суток. В то же самое время персонаж Иоханны тер Стехе находится в созависимых отношениях со своим благоверным, потому что именно он дает ей очевидное ощущение смысла жизни после того, как дети выросли и стали жить отдельно. Лукавое сопротивление характера Финкерса и актерская игра в того самого, кто поутру проснулся самым больным, обнажают все лучшие человеческие стороны Гедды, которая искренне верит в то, что в голове Яна после похорон свекра и наблюдения за странной козой в зоопарке не возник хитроумный план. Нийенхейс при этом старается избегать комедийных голливудских клише и минималистично показывает как смерть может стать триггером в понимании всей предыдущей жизни центральным персонажем. Как автор экранной истории Финкерс вводит в сценарий Юлию (Дафна Бунскук), фотографа на похоронах, которая становится свидетелем аферы Яна и которая со своей любовью к свободе не может в отличие от Гедды удержать около себя мужчин. Сюжетная линия с персонажем Бунскук позволяет Нийенхейсу еще раз показать, что в центре ленты - верный семьянин, а не возрастной романтик, использующий выдуманное слабоумие для любовных приключений на стороне.
Такой подход позволяет постановщику четко расставить акценты относительно главного героя, который очень хочет глотнуть в полной мере воздуха свободы, оставшись на время один, без пристального внимания Гедды, но не может почувствовать все это как в силу возраста, так и в силу того, что он давно уже перестал быть самостоятельной частью этого мира. Вслед за оригиналом Нийенхейс открыто показывает, почему в отношениях между Яном и Гедды, внешне выглядящих как отношения матери и сына, не возникло ни капли токсичности, но в то же самое время он концентрируется в первом акте на том, чтобы доказать, что даже самая большая любовь может быть удушающей и заставлять страдать. Поскольку характер Иоханны тер Стехе несмотря на всю свою прогрессивность копирует архаичные клише своей матери, то только благодаря Гедде ее брак оказался столь продолжительным по своевременным меркам. Актриса представляет роль так, что женщина не имеет практически ни капли сомнений, только она знает, что для ее мужа-подкаблучника будет по-настоящему хорошо и что он может сделать в следующий момент.
Вопросы гармонии семейных отношений в "Побеге из брака" Йохан Нийенхейс предпочитает декорировать многочисленными гэгами от обаятельного Германа Финкерса, предпочитающего сохранять невозмутимое лицо и разыгрывающего психически больного мужа с большой долей самоиронии. Благие намерения Гедды загоняют Яна в угол, однако контингент элитного санатория у постановщика выглядит именно так, что все пациенты без слов, интуитивно, договорились разыгрывать роли и состояния людей из медицинского справочника, чтобы никогда не покидать эту доброжелательную и подкрепляющую рай медикаментозно зону комфорта. Персонаж Финкерса только позже понимает, что, обманув жену и тещу, он оказался неспособен разрешить дилемму и начать новую жизнь за пределами брака. Тем не менее, отцовский пример и встреча с детьми в соседней Германии, в Бад-Бентхайме, там где был счастлив его свекр в непродолжительном свадебном путешествии 63 года назад, дают Нийенхейсу право утверждать, что в XXI веке взгляды на брак неизбежно трансформировались в сторону гибких компромиссов и уважения личного пространства партнера.
С этой точки зрения, Ян, будучи полностью поглощенным влиянием Гедды, выглядит ранимым и чувствительным, но не потерявшим вкуса к жизни. Он оказывается остроумен и сохранил способность действовать, но при этом его тактика поведения в фильме оказывается сомнительной и одновременно остроумной с точки зрения взрослого мужчины, который уже давно должен находиться только в поле гравитации своей жены. Мотивация героини Иоханны тер Стехе, которая тащит на себе много лет крест брака, оказывается хорошо понятной с точки зрения только одной фразы из фильма: "Мужчины ничего не смыслят об устройстве мира, а мы здесь для того, чтобы им это объяснить". В отличие от банальных романтических комедий лента Нийенхейса претендует на универсальность высказывания и дает право на странный поворот в семейных отношениях.
И то, что фильм начинается и заканчивается паломничеством к мощам святой Хильдегарды, давшей оригинально название для фильма, представляется вполне очевидным с точки зрения мужчины, слишком отягощенного счастьем от земной женщины. Прикосновение к святыне должно сотворить долгожданное чудо и заставить прозреть: в раю правят женщины, а за их любовь приходится расплачиваться личной свободой и покорностью. Поэтому "Побег из брака" выигрывает именно с точки зрения приверженности средней линии пути. Лента Нийенхейса никогда не впадает в крайности и не нагоняет беспросветной тоски по поводу Яна, который жил все время по законам своей жены, в то же самое время комедийная составляющая ленты вполне забавна понятна в первую очередь тем, кто уже на себе ощутил плюсы и минусы семейной жизни. Фильм в правильно выбранном темпе и особенным шармом рассказывает историю о любви к жизни, которая для Гедды, ее мужа и их детей имеет строго индивидуальные тона.
7
,2
2020, Комедии
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Голландская адаптация "Побег из брака" режиссера Йохана Нийенхейса ("Супер Майки", "Любовь и секс на Ибице") находит внутри сюжета чешского кинохита "Теория тигра" Радека Байгара немного иные, склонные к популярному философствованию интонации и представляет комедийную драму в виде "путешествия" героя, который сбегает тотального контроля от милой жены. Постановщик и автор сценария Герман Финкерс, снявшийся в главной мужской роли ветеринара Яна, в большей степени склонны рассматривать историю о возрастном мужчине, который имитирует деменцию ради обретения свободы от решающей все за него супруги Гедды (Иоханна тер Стехе, "Лучшее, что есть", "Лехаим"), с точки зрения магического реализма. Именно поэтому в нарративе ленты Нийенхейса появляются имена святых, многократные пересечения границ, таинственный домик в лесу и животные как индикаторы внутреннего инсайта персонажей. Эскапизм героя Финкерса, которого вдруг настигает позднее прозрение о том, что он последние тридцать лет в браке был напрочь лишен всяких намеков на свободу, в режиссерской интерпретации лишен всякого сексизма и очень напоминает пубертатный подростковый бунт мужчины и отца двоих взрослых детей. Тезис о необходимости жить своей жизнью постановщик прекрасно обыгрывает в первом акте как гротескную "черную" комедию с похищением гроба с кладбища и началом внезапного Альцгеймера у Яна. Во втором акте происходящее в кадре превращается в сентиментальный экзистенциальный фарс, где Герман Финкерс оказывается вполне изобретателен как пациент, которому важно остаться нормальным среди психических девиантов. И наконец только в третьем акте у Нийенхейса появляются элементы драмы и столь необходимого для протагониста катарсиса, игра в свободу вдруг поворачивается оборотной стороной к Яну, решившему перезагрузить свой брак и все-таки исполнить последнюю волю покойного тестя. По сравнению с фильмом Байгара Финкерс представил второстепенных персонажей Питера (Стеф Ассен) и Лисбет (Леони тер Брак), детей Яна и Гедды, как прямых носителей всех издержек доминирующего женского воспитания, когда сын оказывается слишком инфантилен и доверчив, а дочь использует материнскую доминирующую модель поведения во взаимоотношениях с мужчинами. Героиня Иоханны тер Стехе за прожитые годы привыкла во всем ограничивать мужа и из спасительницы в первые годы брака превратилась в суррогат матери, которая может рассказать урологу о проблемах Яна гораздо больше, чем он сам. Кроме того, прагматизм Гедды подкрепляется в проекте Нийенхейса ее статусом ученой дамы, преподающей в университете демографию и точно знающей, что одинокие мужчины обязательно будут жить на несколько лет меньше, чем женатые. Поэтому "Побег из брака" ни в коем случае не следует рассматривать как трендовый фильм о битве полов с акцентами на утверждение феминизма, в большей степени лента Нийенхейса стремится представить человека, который понимает, что жизнь прошла, чувство долга притупилось, а любовь к жене должна пройти серьезное испытание сфабрикованным обманом. В "Побеге из брака" Нийенхейс рассматривает главного героя как объект благих манипуляций со стороны жены, которая желает Яну только добра и готова заботиться о нем в любое время суток. В то же самое время персонаж Иоханны тер Стехе находится в созависимых отношениях со своим благоверным, потому что именно он дает ей очевидное ощущение смысла жизни после того, как дети выросли и стали жить отдельно. Лукавое сопротивление характера Финкерса и актерская игра в того самого, кто поутру проснулся самым больным, обнажают все лучшие человеческие стороны Гедды, которая искренне верит в то, что в голове Яна после похорон свекра и наблюдения за странной козой в зоопарке не возник хитроумный план. Нийенхейс при этом старается избегать комедийных голливудских клише и минималистично показывает как смерть может стать триггером в понимании всей предыдущей жизни центральным персонажем. Как автор экранной истории Финкерс вводит в сценарий Юлию (Дафна Бунскук), фотографа на похоронах, которая становится свидетелем аферы Яна и которая со своей любовью к свободе не может в отличие от Гедды удержать около себя мужчин. Сюжетная линия с персонажем Бунскук позволяет Нийенхейсу еще раз показать, что в центре ленты - верный семьянин, а не возрастной романтик, использующий выдуманное слабоумие для любовных приключений на стороне. Такой подход позволяет постановщику четко расставить акценты относительно главного героя, который очень хочет глотнуть в полной мере воздуха свободы, оставшись на время один, без пристального внимания Гедды, но не может почувствовать все это как в силу возраста, так и в силу того, что он давно уже перестал быть самостоятельной частью этого мира. Вслед за оригиналом Нийенхейс открыто показывает, почему в отношениях между Яном и Гедды, внешне выглядящих как отношения матери и сына, не возникло ни капли токсичности, но в то же самое время он концентрируется в первом акте на том, чтобы доказать, что даже самая большая любовь может быть удушающей и заставлять страдать. Поскольку характер Иоханны тер Стехе несмотря на всю свою прогрессивность копирует архаичные клише своей матери, то только благодаря Гедде ее брак оказался столь продолжительным по своевременным меркам. Актриса представляет роль так, что женщина не имеет практически ни капли сомнений, только она знает, что для ее мужа-подкаблучника будет по-настоящему хорошо и что он может сделать в следующий момент. Вопросы гармонии семейных отношений в "Побеге из брака" Йохан Нийенхейс предпочитает декорировать многочисленными гэгами от обаятельного Германа Финкерса, предпочитающего сохранять невозмутимое лицо и разыгрывающего психически больного мужа с большой долей самоиронии. Благие намерения Гедды загоняют Яна в угол, однако контингент элитного санатория у постановщика выглядит именно так, что все пациенты без слов, интуитивно, договорились разыгрывать роли и состояния людей из медицинского справочника, чтобы никогда не покидать эту доброжелательную и подкрепляющую рай медикаментозно зону комфорта. Персонаж Финкерса только позже понимает, что, обманув жену и тещу, он оказался неспособен разрешить дилемму и начать новую жизнь за пределами брака. Тем не менее, отцовский пример и встреча с детьми в соседней Германии, в Бад-Бентхайме, там где был счастлив его свекр в непродолжительном свадебном путешествии 63 года назад, дают Нийенхейсу право утверждать, что в XXI веке взгляды на брак неизбежно трансформировались в сторону гибких компромиссов и уважения личного пространства партнера. С этой точки зрения, Ян, будучи полностью поглощенным влиянием Гедды, выглядит ранимым и чувствительным, но не потерявшим вкуса к жизни. Он оказывается остроумен и сохранил способность действовать, но при этом его тактика поведения в фильме оказывается сомнительной и одновременно остроумной с точки зрения взрослого мужчины, который уже давно должен находиться только в поле гравитации своей жены. Мотивация героини Иоханны тер Стехе, которая тащит на себе много лет крест брака, оказывается хорошо понятной с точки зрения только одной фразы из фильма: "Мужчины ничего не смыслят об устройстве мира, а мы здесь для того, чтобы им это объяснить". В отличие от банальных романтических комедий лента Нийенхейса претендует на универсальность высказывания и дает право на странный поворот в семейных отношениях. И то, что фильм начинается и заканчивается паломничеством к мощам святой Хильдегарды, давшей оригинально название для фильма, представляется вполне очевидным с точки зрения мужчины, слишком отягощенного счастьем от земной женщины. Прикосновение к святыне должно сотворить долгожданное чудо и заставить прозреть: в раю правят женщины, а за их любовь приходится расплачиваться личной свободой и покорностью. Поэтому "Побег из брака" выигрывает именно с точки зрения приверженности средней линии пути. Лента Нийенхейса никогда не впадает в крайности и не нагоняет беспросветной тоски по поводу Яна, который жил все время по законам своей жены, в то же самое время комедийная составляющая ленты вполне забавна понятна в первую очередь тем, кто уже на себе ощутил плюсы и минусы семейной жизни. Фильм в правильно выбранном темпе и особенным шармом рассказывает историю о любви к жизни, которая для Гедды, ее мужа и их детей имеет строго индивидуальные тона.