Меланхоличная и полная смысловых нюансов драма "Сезон дождей" сингапурского режиссера и сценариста Энтони Чэня ("Год вечной бури", "Илоило") блещет проницательностью наблюдений за жизнью женщины в высокотехнологичном государстве как с точки зрения морали, так и с точки зрения гендерного регламента и поныне практикуемого в Сингапуре. Постановщик не стремится к контрверсии набоковской "Лолиты" на азиатский манер, а показывает нечто такое, эфемерное по своей простоте и лежащее на стыке между романтической лентой о чувствах, которые никогда не смогут раскрыться, и проектом о взрослении одного из главных героев. Кроме того, Чэню благодаря главной героине Лин (Ео Яннянн) удается еще и высказаться на тему измен и нарушения запретов, когда он рассматривает особенности брака между урожденным сингапурцем и его женой-китаянкой, которая родилась в соседней Малайзии. В режиссерском видении скрывается тяга к тщательному и немногословному исследованию вопросов о том, что может сделать женщину по-настоящему счастливой, при этом у Чэня симпатии между людьми разных поколений преломляются, как правило, через жесты и взгляды, через окружающие пространства и появление многочисленных знаков, чем через вербализацию мыслей в кадре. Постановщик организует целый круг испытаний и забот для персонажа Ео, он буквально подтасовывает ее судьбу на протяжении всего фильма и уверенно провозглашает мысль о том, что несчастная в личной жизни и задвинутая на профессиональные задворки женщина может получить желаемое благодаря спонтанности.
Ученик старшей школы Вэйлунь (Ко Цзяле) у Чэня становится тем самым темпераментным компонентом фильма, характером, который со страстью юного вуайериста фантазирует об учительнице и пытается найти для этого любые точки соприкосновения. Далеко не случайно режиссер размещает сцену знакомства между Лин и Вэйлунем в поликлинике, где женщина регулярно навещает гинеколога и пытается забеременеть при помощи ЭКО, а юноша серьезно травмировал ногу перед соревнованиями по у-шу. На первый взгляд, Чэнь делает широкий намек на будущий школьный роман с привлечением женского доминирования от героини Ео, однако тонкие настройки ленты, которые постановщик искусно выстраивает на протяжении первой половины картины, постоянно будут убеждать зрителей в обратном. Зрелость авторского взгляда, находящего массу общего у покорной и преданной жены Лин и яркого и не сдерживающего эмоций в силу возрастных особенностей Вэйлуня, позволяет создать экранную химию в паре без нарушения общественных табу как некий симбиоз двух бесконечно одиноких людей. Поэтому "Сезон дождей" показывает путь тех, кому не хватает заботы, тех, кто готов отдавать и принимать душевное тепло, когда сомнительная природа возникших отношений проверяет пределы классной комнаты и движется в сторону устранения границ между центральными персонажами.
Действие "Сезона дождей" Чэня происходит в то время, когда по Сингапуру проносятся проливные муссонные дожди, в декабре-январе, это очень сильно влияет на цветовую палитру ленты, которая в уличных локациях и при естественном свете выглядит депрессивно в оттенках серого. Лин, которой уже в районе 40 лет, преподает никому не нужный китайский язык в школе для мальчиков. И ученики, которые являются детьми обеспеченных родителей, и педагоги, симпатизирующие точным и естественным наукам, и директор видят в персонаже Ео Яннянн женщину без амбиций. Протагонистке крайне сложно принять, что она слышит о ненужности и бесперспективности изучения китайского. Личная жизнь миссис Лин также складывается не лучшим образом. Мечтающая о собственных детях учительница живет с законным мужем Эндрю (Кристофер Ли, "Душа", "Связанные поцелуем") и пытается забеременеть от него на протяжении последних 8 лет как естественным, так и искусственным путем. Героя Ли вполне устраивает такое существование, потому что Лин ухаживает за прикованным к инвалидной коляске и лишенным дара речи свекром (Ян Шибинь), который все время смотрит по ТВ азиатские боевики и стремится не доставлять лишних хлопот.
Постановщик так выстраивает первый акт проекта, что Эндрю, лишенный какой бы то ни было связности с персонажем Ео, выглядит то ли сексуально бессильным из-за финансового бизнеса, то ли просто перестал иметь с женой физическую близость и нашел связь на стороне. В любом случае жизнь Лин для ее малазийских родственников кажется налаженной и обеспеченной, в глазах матери она вытянула счастливый билет, когда вышла замуж за небедного сингапурца. В режиссерском прочтении характер Ео выглядит готовящейся к старости женщиной с предклимактерическими тревогами, которая вынуждена постоянно помнить об ответственности и прогибаться под мужским сексистским натиском. Поскольку ученикам Лин предстоит написать выпускную контрольную работу по китайскому в конце учебного года, то она организует дополнительные занятия для тех, кто с трудом осваивает программу. Именно там она обращает внимание Вэйлуня, парня, занимающегося восточными единоборствами, который сразу отвел для миссис Лин единственное место в своих фантазиях. Экранный дуэт из наставницы и ученика начинает набирать обороты, герой Ко Цзяле снимает наставницу на телефон во время занятий и ведет себя как обычный подросток-пубертат, втайне мечтающий замутить с училкой.
Неторопливое развитие нарратива "Сезона дождей" у Энтони Чэня позволяет узнать как можно больше об экранных характеров перед тем, как начнется активная фаза драмы, и построить собственные версии развития событий как в сторону эротоманского триллера, так и в сторону истории о сексуальном просвещении тинейджера при помощи знакомства с принципиальной знаковостью китайской культуры. Само собой, постановщик через непрекращающиеся потоки дождя доводит при помощи общей сюжетной атмосферы мысль о том, что в Сингапуре намного более суровые порядки в отличие от либеральной Европы, где ученик может жениться на учительнице по достижении некоторого возраста и тем самым легализовать запретные отношения. В ленте Чэня присутствует огромное количество визуальных метафор, которые только подчеркивают период общего беспокойства для странно встретившихся Вэйлуня и Лин. В исполнении Ео Яннянн образ той, кто хочет любым способом стать обладательницей материнского инстинкта, получился эфемерным и в то же самое время очень насыщенным. Лин не лишена приземленности, умеренна и осторожна, но ее материнские чувства на островке собственного спокойствия среди водных потоков, в личном автомобиле, по отношению к характеру Ко Цзяле только усиливаются из-за того, что родители Вэйлуня постоянно находятся в разъездах и не имеют для воспитания парня ни времени, ни желания.
Как автору экранной истории Чэню удается совместить в амбивалентном образе учительницы первую подружку и первую влюбленность для старшеклассника, что-то тайное и плотское, и в то же самое время показать как готова терпеть Лин, как далеко, без открытого нравственного осуждения, может зайти женщина, чья профессия менее всего ассоциируется с сексом. Через процесс культурного отторжения сингапурцев от китайского языка режиссер формирует определенный подтекст и показывает как могут оказаться связаны вместе такие разные типажи Лин и Вэйлуня, чувствующие себя в равной степени несчастными. Разлом, который возникает в платонических отношениях главных героев, Чэнь деликатно подчеркивает через иероглиф "помощь", залитый яркой красной каплей при проверке работы ученика и немного позже через поток крови из носа персонажа Ко. В любом случае постановщику удается передать сердечную боль через поток эмоций накрывающих с головой парня и вывести в итоге общее испытание в наиболее компромиссную точку, когда разрушенная внешне жизнь Лин обретает новый и долгожданный смысл.
Личная турбулентность протагонистки "Сезона дождей" связывается Чэнем также и с общественной ситуацией в Малайзии, когда телевизионные репортажи все больше фиксируют то, что жизнь в стране все больше и больше выходит из-под контроля. На перемены в жизни Лин накладываются перемены в жизни на ее исторической родине. Освобождение в виде развода с Эндрю не лишено саркастичных курьезов об использовании его биоматериалов, однако жизненное пространство, которое открыл для женщины Вэйлунь оказывается намного шире, чтобы пожертвовать всем ради новой жизни в прямом и переносном смысле. Персонаж Ео Яннянн получает нестандартную экранную арку в проекте Чэня, ее личностный рост, ее движение от посредственности с зияющими душевными ранами в сторону света среди расходящихся туч в открытом финале внушает оптимизм.
Тонально постановщик воздерживается от открытых комментариев, однако, тем не менее, он проводит в третьем акте вполне очевидные мысли о том, что дети не всегда укрепляют брак и не всегда делают родителей счастливыми. Точно так же, нахлынувшие подобно тропическому ливню чувства нужно уметь пережить, чтобы потом адекватно посмотреть в лицо реальности. Любовная интрига в интерпретации Чэня становится настоящим жизненным уроком Лин для Вэйлуня. Зрелости и сдержанности учительницы режиссер противопоставляет ученика, готового пройти точку невозврата. Отсутствие лицемерия у персонажа Ео первоначально выглядит пессимистичным слепком с действительности, которую Лин принимает чаще всего с дополнительными (и во многом традиционными) культурными настройками. Тем не менее, режиссерский прагматизм Чэня и его следование жизненной мудрости, основанное на личном опыте, делают ленту фильмом, где спрятанный за потоками жидкости феминизм получает уверенное звучание на фоне социальных и эмоциональных норм, диктуемых мужецентричным социумом. Поэтому "Сезон дождей" представляет бескомпромиссное проявление авторской хватки Чэня, уходя от сентиментального развития в направлении того, что мечты должны сбываться при хорошо выстроенном стечении обстоятельств.
6
,2
2019, Драмы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Меланхоличная и полная смысловых нюансов драма "Сезон дождей" сингапурского режиссера и сценариста Энтони Чэня ("Год вечной бури", "Илоило") блещет проницательностью наблюдений за жизнью женщины в высокотехнологичном государстве как с точки зрения морали, так и с точки зрения гендерного регламента и поныне практикуемого в Сингапуре. Постановщик не стремится к контрверсии набоковской "Лолиты" на азиатский манер, а показывает нечто такое, эфемерное по своей простоте и лежащее на стыке между романтической лентой о чувствах, которые никогда не смогут раскрыться, и проектом о взрослении одного из главных героев. Кроме того, Чэню благодаря главной героине Лин (Ео Яннянн) удается еще и высказаться на тему измен и нарушения запретов, когда он рассматривает особенности брака между урожденным сингапурцем и его женой-китаянкой, которая родилась в соседней Малайзии. В режиссерском видении скрывается тяга к тщательному и немногословному исследованию вопросов о том, что может сделать женщину по-настоящему счастливой, при этом у Чэня симпатии между людьми разных поколений преломляются, как правило, через жесты и взгляды, через окружающие пространства и появление многочисленных знаков, чем через вербализацию мыслей в кадре. Постановщик организует целый круг испытаний и забот для персонажа Ео, он буквально подтасовывает ее судьбу на протяжении всего фильма и уверенно провозглашает мысль о том, что несчастная в личной жизни и задвинутая на профессиональные задворки женщина может получить желаемое благодаря спонтанности. Ученик старшей школы Вэйлунь (Ко Цзяле) у Чэня становится тем самым темпераментным компонентом фильма, характером, который со страстью юного вуайериста фантазирует об учительнице и пытается найти для этого любые точки соприкосновения. Далеко не случайно режиссер размещает сцену знакомства между Лин и Вэйлунем в поликлинике, где женщина регулярно навещает гинеколога и пытается забеременеть при помощи ЭКО, а юноша серьезно травмировал ногу перед соревнованиями по у-шу. На первый взгляд, Чэнь делает широкий намек на будущий школьный роман с привлечением женского доминирования от героини Ео, однако тонкие настройки ленты, которые постановщик искусно выстраивает на протяжении первой половины картины, постоянно будут убеждать зрителей в обратном. Зрелость авторского взгляда, находящего массу общего у покорной и преданной жены Лин и яркого и не сдерживающего эмоций в силу возрастных особенностей Вэйлуня, позволяет создать экранную химию в паре без нарушения общественных табу как некий симбиоз двух бесконечно одиноких людей. Поэтому "Сезон дождей" показывает путь тех, кому не хватает заботы, тех, кто готов отдавать и принимать душевное тепло, когда сомнительная природа возникших отношений проверяет пределы классной комнаты и движется в сторону устранения границ между центральными персонажами. Действие "Сезона дождей" Чэня происходит в то время, когда по Сингапуру проносятся проливные муссонные дожди, в декабре-январе, это очень сильно влияет на цветовую палитру ленты, которая в уличных локациях и при естественном свете выглядит депрессивно в оттенках серого. Лин, которой уже в районе 40 лет, преподает никому не нужный китайский язык в школе для мальчиков. И ученики, которые являются детьми обеспеченных родителей, и педагоги, симпатизирующие точным и естественным наукам, и директор видят в персонаже Ео Яннянн женщину без амбиций. Протагонистке крайне сложно принять, что она слышит о ненужности и бесперспективности изучения китайского. Личная жизнь миссис Лин также складывается не лучшим образом. Мечтающая о собственных детях учительница живет с законным мужем Эндрю (Кристофер Ли, "Душа", "Связанные поцелуем") и пытается забеременеть от него на протяжении последних 8 лет как естественным, так и искусственным путем. Героя Ли вполне устраивает такое существование, потому что Лин ухаживает за прикованным к инвалидной коляске и лишенным дара речи свекром (Ян Шибинь), который все время смотрит по ТВ азиатские боевики и стремится не доставлять лишних хлопот. Постановщик так выстраивает первый акт проекта, что Эндрю, лишенный какой бы то ни было связности с персонажем Ео, выглядит то ли сексуально бессильным из-за финансового бизнеса, то ли просто перестал иметь с женой физическую близость и нашел связь на стороне. В любом случае жизнь Лин для ее малазийских родственников кажется налаженной и обеспеченной, в глазах матери она вытянула счастливый билет, когда вышла замуж за небедного сингапурца. В режиссерском прочтении характер Ео выглядит готовящейся к старости женщиной с предклимактерическими тревогами, которая вынуждена постоянно помнить об ответственности и прогибаться под мужским сексистским натиском. Поскольку ученикам Лин предстоит написать выпускную контрольную работу по китайскому в конце учебного года, то она организует дополнительные занятия для тех, кто с трудом осваивает программу. Именно там она обращает внимание Вэйлуня, парня, занимающегося восточными единоборствами, который сразу отвел для миссис Лин единственное место в своих фантазиях. Экранный дуэт из наставницы и ученика начинает набирать обороты, герой Ко Цзяле снимает наставницу на телефон во время занятий и ведет себя как обычный подросток-пубертат, втайне мечтающий замутить с училкой. Неторопливое развитие нарратива "Сезона дождей" у Энтони Чэня позволяет узнать как можно больше об экранных характеров перед тем, как начнется активная фаза драмы, и построить собственные версии развития событий как в сторону эротоманского триллера, так и в сторону истории о сексуальном просвещении тинейджера при помощи знакомства с принципиальной знаковостью китайской культуры. Само собой, постановщик через непрекращающиеся потоки дождя доводит при помощи общей сюжетной атмосферы мысль о том, что в Сингапуре намного более суровые порядки в отличие от либеральной Европы, где ученик может жениться на учительнице по достижении некоторого возраста и тем самым легализовать запретные отношения. В ленте Чэня присутствует огромное количество визуальных метафор, которые только подчеркивают период общего беспокойства для странно встретившихся Вэйлуня и Лин. В исполнении Ео Яннянн образ той, кто хочет любым способом стать обладательницей материнского инстинкта, получился эфемерным и в то же самое время очень насыщенным. Лин не лишена приземленности, умеренна и осторожна, но ее материнские чувства на островке собственного спокойствия среди водных потоков, в личном автомобиле, по отношению к характеру Ко Цзяле только усиливаются из-за того, что родители Вэйлуня постоянно находятся в разъездах и не имеют для воспитания парня ни времени, ни желания. Как автору экранной истории Чэню удается совместить в амбивалентном образе учительницы первую подружку и первую влюбленность для старшеклассника, что-то тайное и плотское, и в то же самое время показать как готова терпеть Лин, как далеко, без открытого нравственного осуждения, может зайти женщина, чья профессия менее всего ассоциируется с сексом. Через процесс культурного отторжения сингапурцев от китайского языка режиссер формирует определенный подтекст и показывает как могут оказаться связаны вместе такие разные типажи Лин и Вэйлуня, чувствующие себя в равной степени несчастными. Разлом, который возникает в платонических отношениях главных героев, Чэнь деликатно подчеркивает через иероглиф "помощь", залитый яркой красной каплей при проверке работы ученика и немного позже через поток крови из носа персонажа Ко. В любом случае постановщику удается передать сердечную боль через поток эмоций накрывающих с головой парня и вывести в итоге общее испытание в наиболее компромиссную точку, когда разрушенная внешне жизнь Лин обретает новый и долгожданный смысл. Личная турбулентность протагонистки "Сезона дождей" связывается Чэнем также и с общественной ситуацией в Малайзии, когда телевизионные репортажи все больше фиксируют то, что жизнь в стране все больше и больше выходит из-под контроля. На перемены в жизни Лин накладываются перемены в жизни на ее исторической родине. Освобождение в виде развода с Эндрю не лишено саркастичных курьезов об использовании его биоматериалов, однако жизненное пространство, которое открыл для женщины Вэйлунь оказывается намного шире, чтобы пожертвовать всем ради новой жизни в прямом и переносном смысле. Персонаж Ео Яннянн получает нестандартную экранную арку в проекте Чэня, ее личностный рост, ее движение от посредственности с зияющими душевными ранами в сторону света среди расходящихся туч в открытом финале внушает оптимизм. Тонально постановщик воздерживается от открытых комментариев, однако, тем не менее, он проводит в третьем акте вполне очевидные мысли о том, что дети не всегда укрепляют брак и не всегда делают родителей счастливыми. Точно так же, нахлынувшие подобно тропическому ливню чувства нужно уметь пережить, чтобы потом адекватно посмотреть в лицо реальности. Любовная интрига в интерпретации Чэня становится настоящим жизненным уроком Лин для Вэйлуня. Зрелости и сдержанности учительницы режиссер противопоставляет ученика, готового пройти точку невозврата. Отсутствие лицемерия у персонажа Ео первоначально выглядит пессимистичным слепком с действительности, которую Лин принимает чаще всего с дополнительными (и во многом традиционными) культурными настройками. Тем не менее, режиссерский прагматизм Чэня и его следование жизненной мудрости, основанное на личном опыте, делают ленту фильмом, где спрятанный за потоками жидкости феминизм получает уверенное звучание на фоне социальных и эмоциональных норм, диктуемых мужецентричным социумом. Поэтому "Сезон дождей" представляет бескомпромиссное проявление авторской хватки Чэня, уходя от сентиментального развития в направлении того, что мечты должны сбываться при хорошо выстроенном стечении обстоятельств.