У нас как-то не собрал большого количества поклонников фарс «Три брата» /1995/ – то ли по причине обилия эксцентрики и невероятно стремительного (бешеного!) развёртывания сюжета, то ли из-за смелого, брызжущего сарказмом комикования исполнителей. А между тем за рубежом, в первую очередь во Франции, фильм вызвал нешуточный ажиотаж у публики и вскоре – стал по-настоящему «культовым». Ещё бы! Соотечественники долго ждали, когда трио юмористов, известных как Les Inconnus, то есть ‘неизвестные’ (1), стяжавших славу по всей стране благодаря театру, телевидению и радио, но на заре карьеры не очень удачно попробовавших силы в киноиндустрии, вернётся на большой экран. Впрочем, впоследствии с друзьями произошло примерно то же, что с конкурентами из таких славных трупп, как Le Splendid (‘великолепный’) и Les Nuls (‘нули’ или ‘ничтожества’): получили бурное развитие их сольные актёрские карьеры. Бернар Кампан не только не уступил Дидье Бурдону или Паскалю Лежитимюсу пальму первенства, но во многих отношениях – превзошёл единомышленников, заслужив репутацию в том числе талантливого драматического артиста.
В принципе, лента «Этому быть!» сравнительно неплохо прошла в национальном прокате (485,3 тыс. проданных билетов), если учесть, что в январе 2022-го ситуация в кинотеатральной сети оставалась сложной. Но зрители, особенно за пределами Франции и Швейцарии, наверняка недоумевали на сеансах, зачем «звезде» потребовалось помимо того что выступать в тандеме с неким Александром Жольеном, вдобавок – делить с новичком обязанности режиссёра? Неужели сам бы не справился?.. А к процессу написания сценария они привлекли и Элен Гремийон, чьи романы «Доверенное лицо» /2011/ (в России издан в 2013-м году под названием «Кто-то умер от любви») и «Гарсоньерка» /2013/ стали бестселлерами. Между тем не так уж трудно догадаться, что мало кому даже из выдающихся лицедеев (как Дэниелу Дэй-Льюису в «Моей левой ноге» /1989/) удавалось добиться столь достоверного перевоплощения в образ человека, поражённого детским церебральным параличом. Разве под силу такое дебютанту?! В англоязычных странах картине присвоили заголовок «Beautiful Minds» (правда, намёк на драму Рона Ховарда «Игры разума» /2001/, в оригинале «A Beautiful Mind», не совсем корректен) – и хочется верить, что роль привлечёт к личности исполнителя дополнительное внимание.
Впрочем, в Европе всё-таки многие – по крайней мере в узких кругах – слышали об этом швейцарском философе и писателе, добившемся широкого профессионального признания на рубеже веков. Он, к слову сказать, регулярно появлялся на телевидении, благодаря чему наработал навыки естественного существования перед камерой. Но игровой кинематограф – совсем другое дело! Александр отчасти остаётся собой, показывая, что главные трудности для Игора заключаются не в выполнении физических действий, каждое из которых (от приёма пищи до развоза экологически чистых продуктов на трёхколёсном велосипеде) требует специфических умений и изрядных усилий. Гораздо хуже, что у мужчины не получается наладить элементарного контакта с окружающими. Знакомые (например, продавец в бакалейной лавке) стараются вести себя вежливо, но, стоит ему предложить продолжить общение, например, по-дружески пропустить вечером по стакану спиртного в баре, как стыдливо отводят глаза и находят неубедительный повод, чтобы отказаться. Никто не задумывается, что априорное отношение к людям с диагнозом ДЦП, как у умственно неполноценным, является, что греха таить, несправедливым. Вот и Луи Каретти ничем не лучше и не хуже прочих обывателей. Сбив незнакомца машиной, месье не скрывается с места происшествия – наоборот, доставляет пострадавшего в больницу, лично убеждается в отсутствии серьёзных травм. И… считает на этом свой долг исполненным, а от дальнейших разговоров деликатно уклоняется. Но тут вмешивается Его величество случай.
Вряд ли есть основания не верить Игору, оправдывающемуся, будто не хотел засыпать, а просто устал и прилёг ненадолго, сомкнув веки. Да и проступок не Бог весть какой серьёзный. Луи, конечно, не может бросить незваного (так сказать, проехавшегося зайцем) пассажира посреди дороги, но довезти его до вокзала в Монпелье и посадить на поезд до Лозанны – задача не из невыполнимых. К тому же, сразу понятно, что события не будут развиваться по законам чистой комедии положений, когда неприятности внезапно начинают сыпаться как из рога изобилия. Каретти, конечно, не в восторге от того, что приходится взять в попутчицы ещё и Кати, а устроенная вечером, в разгар девичника, весёлая езда (на автомобиле, оборудованном под катафалк, с телом покойной старушки в гробу!) справедливо вызывает чувство негодования. Но в какой-то момент происходит перелом. Уже немолодой индивид, вроде бы не ждущий от реальности ничего экстраординарного, давно привыкший к работе гробовщика (пусть не являвшейся пределом мечтаний в детстве, но как-никак перешедшей по наследству от родителя), понимает, что обижаться – контрпродуктивно и просто глупо. Наоборот, подстроенная судьбой встреча на поверку одарила обоих редкостным шансом.
Жольен с готовностью прививает персонажу автобиографические черты, рассказывая о том, что послужило причиной двигательных нарушений, делясь наблюдениями об отношении других индивидов, наконец, рассуждая о заботе матери, искренне старающейся помочь, однако склонной к чрезмерной опеке. Цитируемые по памяти сентенции мудрецов (древнегреческих, средневековых и т.д.) красноречиво свидетельствуют, что философия дала интеллектуальную опору в жизни, позволила найти ответы на мучающие вопросы. Тем не менее центральным поворотным пунктом становится «откровение» иного свойства, почерпнутое не в теории, а на практике – в, фигурально выражаясь, тесном общении с проституткой, нанятой Луи, однако в итоге (так уж получилось без чьего-либо умысла…) оставшейся в соседнем номере. Да и дело не только в преодолении комплексов, мешавших установлению нормальных контактов с женщинами. Помимо прочего Игор обнаруживал признаки ипохондрии, озвучивая, в частности, нелепый страх заразиться от лис. В итоге же восторжествовала «дружба от всех болезней», если перефразировать название популярной, хотя и малоудачной, французской комедии (с участием Дани Буна и Када Мерада). И это – лишь одна сторона медали.
Даже если не догадываться, что Кампан знаком с Александром Жольеном не одно десятилетие, трудно не уловить чувство благодарности к сорежиссёру-новичку, в своё время поддержавшему артиста в стремлении выйти за рамки сложившегося амплуа. Последние сомнения развеиваются под занавес, когда выясняется, что поездка была для Каретти не очередной служебной командировкой, а отчасти – делом личным… Без доверия и привязанности к кому-то, с кем духовно близок, существование становится серым и унылым. Луи и Игор теперь уже точно не станут прежними. Фильм завершается на трогательной, по-доброму ироничной ноте.
_______
1 – Изначально творческий коллектив состоял из пяти членов и назывался Les Cinq (‘Пятёрка’), после ухода Смайна был переименован в Les Quatre Quarts (‘Четыре четверти’), но и Сеймур Брюссель в итоге покинул товарищей.
8
,3
2021, Драмы
91 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
У нас как-то не собрал большого количества поклонников фарс «Три брата» /1995/ – то ли по причине обилия эксцентрики и невероятно стремительного (бешеного!) развёртывания сюжета, то ли из-за смелого, брызжущего сарказмом комикования исполнителей. А между тем за рубежом, в первую очередь во Франции, фильм вызвал нешуточный ажиотаж у публики и вскоре – стал по-настоящему «культовым». Ещё бы! Соотечественники долго ждали, когда трио юмористов, известных как Les Inconnus, то есть ‘неизвестные’ (1), стяжавших славу по всей стране благодаря театру, телевидению и радио, но на заре карьеры не очень удачно попробовавших силы в киноиндустрии, вернётся на большой экран. Впрочем, впоследствии с друзьями произошло примерно то же, что с конкурентами из таких славных трупп, как Le Splendid (‘великолепный’) и Les Nuls (‘нули’ или ‘ничтожества’): получили бурное развитие их сольные актёрские карьеры. Бернар Кампан не только не уступил Дидье Бурдону или Паскалю Лежитимюсу пальму первенства, но во многих отношениях – превзошёл единомышленников, заслужив репутацию в том числе талантливого драматического артиста. В принципе, лента «Этому быть!» сравнительно неплохо прошла в национальном прокате (485,3 тыс. проданных билетов), если учесть, что в январе 2022-го ситуация в кинотеатральной сети оставалась сложной. Но зрители, особенно за пределами Франции и Швейцарии, наверняка недоумевали на сеансах, зачем «звезде» потребовалось помимо того что выступать в тандеме с неким Александром Жольеном, вдобавок – делить с новичком обязанности режиссёра? Неужели сам бы не справился?.. А к процессу написания сценария они привлекли и Элен Гремийон, чьи романы «Доверенное лицо» /2011/ (в России издан в 2013-м году под названием «Кто-то умер от любви») и «Гарсоньерка» /2013/ стали бестселлерами. Между тем не так уж трудно догадаться, что мало кому даже из выдающихся лицедеев (как Дэниелу Дэй-Льюису в «Моей левой ноге» /1989/) удавалось добиться столь достоверного перевоплощения в образ человека, поражённого детским церебральным параличом. Разве под силу такое дебютанту?! В англоязычных странах картине присвоили заголовок «Beautiful Minds» (правда, намёк на драму Рона Ховарда «Игры разума» /2001/, в оригинале «A Beautiful Mind», не совсем корректен) – и хочется верить, что роль привлечёт к личности исполнителя дополнительное внимание. Впрочем, в Европе всё-таки многие – по крайней мере в узких кругах – слышали об этом швейцарском философе и писателе, добившемся широкого профессионального признания на рубеже веков. Он, к слову сказать, регулярно появлялся на телевидении, благодаря чему наработал навыки естественного существования перед камерой. Но игровой кинематограф – совсем другое дело! Александр отчасти остаётся собой, показывая, что главные трудности для Игора заключаются не в выполнении физических действий, каждое из которых (от приёма пищи до развоза экологически чистых продуктов на трёхколёсном велосипеде) требует специфических умений и изрядных усилий. Гораздо хуже, что у мужчины не получается наладить элементарного контакта с окружающими. Знакомые (например, продавец в бакалейной лавке) стараются вести себя вежливо, но, стоит ему предложить продолжить общение, например, по-дружески пропустить вечером по стакану спиртного в баре, как стыдливо отводят глаза и находят неубедительный повод, чтобы отказаться. Никто не задумывается, что априорное отношение к людям с диагнозом ДЦП, как у умственно неполноценным, является, что греха таить, несправедливым. Вот и Луи Каретти ничем не лучше и не хуже прочих обывателей. Сбив незнакомца машиной, месье не скрывается с места происшествия – наоборот, доставляет пострадавшего в больницу, лично убеждается в отсутствии серьёзных травм. И… считает на этом свой долг исполненным, а от дальнейших разговоров деликатно уклоняется. Но тут вмешивается Его величество случай. Вряд ли есть основания не верить Игору, оправдывающемуся, будто не хотел засыпать, а просто устал и прилёг ненадолго, сомкнув веки. Да и проступок не Бог весть какой серьёзный. Луи, конечно, не может бросить незваного (так сказать, проехавшегося зайцем) пассажира посреди дороги, но довезти его до вокзала в Монпелье и посадить на поезд до Лозанны – задача не из невыполнимых. К тому же, сразу понятно, что события не будут развиваться по законам чистой комедии положений, когда неприятности внезапно начинают сыпаться как из рога изобилия. Каретти, конечно, не в восторге от того, что приходится взять в попутчицы ещё и Кати, а устроенная вечером, в разгар девичника, весёлая езда (на автомобиле, оборудованном под катафалк, с телом покойной старушки в гробу!) справедливо вызывает чувство негодования. Но в какой-то момент происходит перелом. Уже немолодой индивид, вроде бы не ждущий от реальности ничего экстраординарного, давно привыкший к работе гробовщика (пусть не являвшейся пределом мечтаний в детстве, но как-никак перешедшей по наследству от родителя), понимает, что обижаться – контрпродуктивно и просто глупо. Наоборот, подстроенная судьбой встреча на поверку одарила обоих редкостным шансом. Жольен с готовностью прививает персонажу автобиографические черты, рассказывая о том, что послужило причиной двигательных нарушений, делясь наблюдениями об отношении других индивидов, наконец, рассуждая о заботе матери, искренне старающейся помочь, однако склонной к чрезмерной опеке. Цитируемые по памяти сентенции мудрецов (древнегреческих, средневековых и т.д.) красноречиво свидетельствуют, что философия дала интеллектуальную опору в жизни, позволила найти ответы на мучающие вопросы. Тем не менее центральным поворотным пунктом становится «откровение» иного свойства, почерпнутое не в теории, а на практике – в, фигурально выражаясь, тесном общении с проституткой, нанятой Луи, однако в итоге (так уж получилось без чьего-либо умысла…) оставшейся в соседнем номере. Да и дело не только в преодолении комплексов, мешавших установлению нормальных контактов с женщинами. Помимо прочего Игор обнаруживал признаки ипохондрии, озвучивая, в частности, нелепый страх заразиться от лис. В итоге же восторжествовала «дружба от всех болезней», если перефразировать название популярной, хотя и малоудачной, французской комедии (с участием Дани Буна и Када Мерада). И это – лишь одна сторона медали. Даже если не догадываться, что Кампан знаком с Александром Жольеном не одно десятилетие, трудно не уловить чувство благодарности к сорежиссёру-новичку, в своё время поддержавшему артиста в стремлении выйти за рамки сложившегося амплуа. Последние сомнения развеиваются под занавес, когда выясняется, что поездка была для Каретти не очередной служебной командировкой, а отчасти – делом личным… Без доверия и привязанности к кому-то, с кем духовно близок, существование становится серым и унылым. Луи и Игор теперь уже точно не станут прежними. Фильм завершается на трогательной, по-доброму ироничной ноте. _______ 1 – Изначально творческий коллектив состоял из пяти членов и назывался Les Cinq (‘Пятёрка’), после ухода Смайна был переименован в Les Quatre Quarts (‘Четыре четверти’), но и Сеймур Брюссель в итоге покинул товарищей.