Дебютная иммерсивная драма "Невидимый мир" бельгийского режиссера и сценариста Лауры Вандель на уровне тонких телесных сигналов и простых слов рассказывает о трудностях адаптации двух детей младшего возраста в самой обычной школе. Постановщица из сложного в жизни любого ребенка события создает ощущение погружения 7-летней Норы (Майя Вандербек) и ее старшего брата Абеля (Гюнтер Дюре) в новый мир, Вселенную с абсолютно иными основами существования. Было бы неверно интерпретировать проект Вандель как своевременный и художественно оформленный комментарий на тему школьного буллинга. В большей степени режиссеру интересен сам процесс социализации, когда в процессе практически естественного отбора происходит ломка идиллических стереотипов поведения.
По версии Вандель далеко не последнюю роль в формировании юных лицемеров и агрессоров играют сами взрослые, которые не всегда могут помочь ученикам и погасить конфликты. Уже сама экспозиция ленты, где дочь прощается с отцом (Карим Леклу, "Нас не догонят", "Мир принадлежит тебе") у ворот школы в первый день, настраивает на пугающую динамику ленты. Очевидно, что Нора не готова оказаться в первоначальном одиночестве среди таких же, как и она, и Вандель удается этот момент, когда у героини Вандербек в глазах смешиваются страх перед неизвестностью и то чувство, что буквально через несколько минут ее жизнь изменится навсегда. Благодаря операторской работе Фридерика Нуаромма ("Хороший доктор") практически сразу же фиксируется этот туннельный эффект и остальная часть фильма всегда будет показываться на уровне глаз Норы или ее ровесников.
Взрослые в проекте Вандель всегда будут напоминать гигантов, немного замотанных, но всегда готовых прийти на помощь, и лишь иногда для персонажей Вандербек и Дюре они будут гарантами справедливости. Постановщица, активно погружая зрителей в происходящее, стремится реконструировать именно ту самую школьную среду даже на уровне звуков и фоновых шумов оставаясь достоверной. Не вызывает сомнений, что эстетика Вандель испытывает огромное влияние от гиперреализма братьев Дарденнов, и благодаря этому лента получает дополнительное измерение относительно доверия происходящему, когда художественность задвинута на удаленный план. В режиссерском видении самая обычная школа оказывается чрезвычайно интересным объектом, где есть особая, зачастую трудно контролируемая энергетика, где в школьной столовой можно узнать много нового о социальных нравах и где за каждым углом всегда подстерегает опасность. Поэтому "Невидимый мир" избегает приторности семейных фильмов и демонстрирует отнюдь не сентиментальную проекцию на сообщество детей, которое стремится жить по волчьим законам взрослых.
Не будет преувеличением, если сказать, что в "Невидимом мире" Вандель осуществляет перезагрузку взглядов героини Майи Вандербек и заставляет ее меняться, искать подруг среди одноклассниц и в большей степени приобретать навыки поведения и выживания, чем знания из учебников. Интересно, что режиссер постоянно проводит сюжетные линии Норы и Абеля параллельно и показывает два способа встраивания в микросоциум, не забывая противопоставлять гендеры и показывать подруг девочки немного более лояльными и терпимыми, чем феноменально жестоких одноклассников ее брата. Поскольку для персонажа Вандербек спасение становится ключевым моментом в ленте, то она готова идти до конца и помогать Абелю с точки зрения устранения в первую очередь физического насилия.
По касательной постановщица проводит тему школьных изгоев, при помощи брата Норы она предлагает зрителям решать самим, что важнее - быть собой и постоянно ходить со следами побоев от долговязого Антуана (Симон Кодри) и его прихвостней или же научиться быть таким же, даже еще более изощренным, чем они. Поскольку Вандель делает основную ставку на нарративное изложение происходящего, то движения Норы, ее стремление найти точку опоры в лице учительницы мадам Аньес (Лаура Верлинден, "Хэппи-энд", "Новейший завет") в большей степени связаны с поисками материнской фигуры. Что характерно, мать Норы и Абеля так никогда и не появится на пороге школы, и непонятно существует она или нет. Однако Клеманс (Лена Жирар Восс), одна из новых подруг девочки, отпустит весьма серьезный комментарий в духе #MeToo относительно низкого социального положения слишком заботливого и эмпатичного героя Карима Леклу.
Парадоксально, но процесс встраивания характеров Вандербек и Дюре внутрь детской иерархии Вандель показывает не с точки зрения умения Норы принять реальность и приспособиться и не с точки зрения Абеля как не желающего прогибаться бунтаря. Экранная арка, которую получает главная героиня благодаря режиссеру, в третьем акте приводит к нервному срыву Норы и полному крушению с таким трудом набранных социальных баллов. При этом Вандель старается максимально оторваться от всевозможных клише детских фильмов и совершает прыжок в прагматичность, когда заставляет героиню Вандербек поставить под сомнение устойчивость добра как такового внутри тех людей, которым она доверяла.
Территория школы в "Невидимом мире" Лауры Вандель становится не только территорией войны, коллабораций и отвратительных предательств, в большей степени это - локация, где иногда нарушаются очевидные правила, а желание по примеру взрослых поиграть во взрослые игры с самоутверждением только чудом не приводит к трагическим последствиям. Нерв, на котором весьма виртуозно играет постановщица, будет оставаться натянутым до самого финала, а выступление Майи Вандербек может составить конкуренцию даже многоопытным актрисам. Девочка настолько погружена в роль, она настолько в этом странном для своего тела и разума экзистенциальном путешествии, что все время находится, по сути дела, в пограничном состоянии, где ее пластичное эго раз за разом трансформируется и находит поводы для эмоциональных взрывов.
Временами игра Вандербек может поставить в тупик, потому что в крайних проявлениях ее бесхитростность зашкаливает по части естественности и передачи всей гаммы внутренних состояний. С этой точки зрения, Вандель показывает, что зарождающаяся индивидуальность Норы проходит закалку в явно токсичных условиях, но это не значит, что душа девочки остается статичной и не развивается. Свежие шрамы на сердце от происходящего и огромнейшая тяга протагонистки к преодолению одиночества и объятиям выявляют у постановщицы еще один интересный аспект. Характер Вандербек у Вандель становится носителем расплаты за правду и желание помочь, вряд ли 7-летний ребенок способен воспринимать школьную жизнь с точки зрения компромиссов, и постановщица благодаря этому все время находит основания для продвижения сюжета. Нора не готова подставлять вторую щеку для удара, в ее желании помочь и спасти Авеля есть очевидное нарушение детских табу, когда вмешательство взрослых становится последним, к чему можно обратиться в ходе многоступенчатого конфликта.
Точка зрения Вандель в этой работе достаточно прозрачна: общество слишком быстро развивается и нет времени на то, чтобы бороться первоначальными причинами проблем. То же самое происходит и с внутренним и внешним мирами Норы, когда детское окружение постоянно генерирует различные неприятности и вызовы, а взрослые почему-то все время опаздывают и появляются, когда уже все случилось, когда брата Норы макнули несколько раз головой в унитаз или когда его же заперли в мусорном баке. Само собой, Вандель заставляет персонажа Вандербек решать многочисленные дилеммы на протяжении фильма и расставлять приоритеты относительно отношений с братом и друзьями. Тем не менее, режиссеру удалось снять именно фильм о детских ощущениях и страхах через серию эскизных ситуаций о поисках любви и преодолении отчуждения. Поэтому "Невидимый мир" так многослоен и универсален, когда подходит именно с позиции прогрессирующего приобретения опыта и чувств к тому, как трудно оставаться людьми внутри самих себя.
6
,8
2021, Драмы
69 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная иммерсивная драма "Невидимый мир" бельгийского режиссера и сценариста Лауры Вандель на уровне тонких телесных сигналов и простых слов рассказывает о трудностях адаптации двух детей младшего возраста в самой обычной школе. Постановщица из сложного в жизни любого ребенка события создает ощущение погружения 7-летней Норы (Майя Вандербек) и ее старшего брата Абеля (Гюнтер Дюре) в новый мир, Вселенную с абсолютно иными основами существования. Было бы неверно интерпретировать проект Вандель как своевременный и художественно оформленный комментарий на тему школьного буллинга. В большей степени режиссеру интересен сам процесс социализации, когда в процессе практически естественного отбора происходит ломка идиллических стереотипов поведения. По версии Вандель далеко не последнюю роль в формировании юных лицемеров и агрессоров играют сами взрослые, которые не всегда могут помочь ученикам и погасить конфликты. Уже сама экспозиция ленты, где дочь прощается с отцом (Карим Леклу, "Нас не догонят", "Мир принадлежит тебе") у ворот школы в первый день, настраивает на пугающую динамику ленты. Очевидно, что Нора не готова оказаться в первоначальном одиночестве среди таких же, как и она, и Вандель удается этот момент, когда у героини Вандербек в глазах смешиваются страх перед неизвестностью и то чувство, что буквально через несколько минут ее жизнь изменится навсегда. Благодаря операторской работе Фридерика Нуаромма ("Хороший доктор") практически сразу же фиксируется этот туннельный эффект и остальная часть фильма всегда будет показываться на уровне глаз Норы или ее ровесников. Взрослые в проекте Вандель всегда будут напоминать гигантов, немного замотанных, но всегда готовых прийти на помощь, и лишь иногда для персонажей Вандербек и Дюре они будут гарантами справедливости. Постановщица, активно погружая зрителей в происходящее, стремится реконструировать именно ту самую школьную среду даже на уровне звуков и фоновых шумов оставаясь достоверной. Не вызывает сомнений, что эстетика Вандель испытывает огромное влияние от гиперреализма братьев Дарденнов, и благодаря этому лента получает дополнительное измерение относительно доверия происходящему, когда художественность задвинута на удаленный план. В режиссерском видении самая обычная школа оказывается чрезвычайно интересным объектом, где есть особая, зачастую трудно контролируемая энергетика, где в школьной столовой можно узнать много нового о социальных нравах и где за каждым углом всегда подстерегает опасность. Поэтому "Невидимый мир" избегает приторности семейных фильмов и демонстрирует отнюдь не сентиментальную проекцию на сообщество детей, которое стремится жить по волчьим законам взрослых. Не будет преувеличением, если сказать, что в "Невидимом мире" Вандель осуществляет перезагрузку взглядов героини Майи Вандербек и заставляет ее меняться, искать подруг среди одноклассниц и в большей степени приобретать навыки поведения и выживания, чем знания из учебников. Интересно, что режиссер постоянно проводит сюжетные линии Норы и Абеля параллельно и показывает два способа встраивания в микросоциум, не забывая противопоставлять гендеры и показывать подруг девочки немного более лояльными и терпимыми, чем феноменально жестоких одноклассников ее брата. Поскольку для персонажа Вандербек спасение становится ключевым моментом в ленте, то она готова идти до конца и помогать Абелю с точки зрения устранения в первую очередь физического насилия. По касательной постановщица проводит тему школьных изгоев, при помощи брата Норы она предлагает зрителям решать самим, что важнее - быть собой и постоянно ходить со следами побоев от долговязого Антуана (Симон Кодри) и его прихвостней или же научиться быть таким же, даже еще более изощренным, чем они. Поскольку Вандель делает основную ставку на нарративное изложение происходящего, то движения Норы, ее стремление найти точку опоры в лице учительницы мадам Аньес (Лаура Верлинден, "Хэппи-энд", "Новейший завет") в большей степени связаны с поисками материнской фигуры. Что характерно, мать Норы и Абеля так никогда и не появится на пороге школы, и непонятно существует она или нет. Однако Клеманс (Лена Жирар Восс), одна из новых подруг девочки, отпустит весьма серьезный комментарий в духе #MeToo относительно низкого социального положения слишком заботливого и эмпатичного героя Карима Леклу. Парадоксально, но процесс встраивания характеров Вандербек и Дюре внутрь детской иерархии Вандель показывает не с точки зрения умения Норы принять реальность и приспособиться и не с точки зрения Абеля как не желающего прогибаться бунтаря. Экранная арка, которую получает главная героиня благодаря режиссеру, в третьем акте приводит к нервному срыву Норы и полному крушению с таким трудом набранных социальных баллов. При этом Вандель старается максимально оторваться от всевозможных клише детских фильмов и совершает прыжок в прагматичность, когда заставляет героиню Вандербек поставить под сомнение устойчивость добра как такового внутри тех людей, которым она доверяла. Территория школы в "Невидимом мире" Лауры Вандель становится не только территорией войны, коллабораций и отвратительных предательств, в большей степени это - локация, где иногда нарушаются очевидные правила, а желание по примеру взрослых поиграть во взрослые игры с самоутверждением только чудом не приводит к трагическим последствиям. Нерв, на котором весьма виртуозно играет постановщица, будет оставаться натянутым до самого финала, а выступление Майи Вандербек может составить конкуренцию даже многоопытным актрисам. Девочка настолько погружена в роль, она настолько в этом странном для своего тела и разума экзистенциальном путешествии, что все время находится, по сути дела, в пограничном состоянии, где ее пластичное эго раз за разом трансформируется и находит поводы для эмоциональных взрывов. Временами игра Вандербек может поставить в тупик, потому что в крайних проявлениях ее бесхитростность зашкаливает по части естественности и передачи всей гаммы внутренних состояний. С этой точки зрения, Вандель показывает, что зарождающаяся индивидуальность Норы проходит закалку в явно токсичных условиях, но это не значит, что душа девочки остается статичной и не развивается. Свежие шрамы на сердце от происходящего и огромнейшая тяга протагонистки к преодолению одиночества и объятиям выявляют у постановщицы еще один интересный аспект. Характер Вандербек у Вандель становится носителем расплаты за правду и желание помочь, вряд ли 7-летний ребенок способен воспринимать школьную жизнь с точки зрения компромиссов, и постановщица благодаря этому все время находит основания для продвижения сюжета. Нора не готова подставлять вторую щеку для удара, в ее желании помочь и спасти Авеля есть очевидное нарушение детских табу, когда вмешательство взрослых становится последним, к чему можно обратиться в ходе многоступенчатого конфликта. Точка зрения Вандель в этой работе достаточно прозрачна: общество слишком быстро развивается и нет времени на то, чтобы бороться первоначальными причинами проблем. То же самое происходит и с внутренним и внешним мирами Норы, когда детское окружение постоянно генерирует различные неприятности и вызовы, а взрослые почему-то все время опаздывают и появляются, когда уже все случилось, когда брата Норы макнули несколько раз головой в унитаз или когда его же заперли в мусорном баке. Само собой, Вандель заставляет персонажа Вандербек решать многочисленные дилеммы на протяжении фильма и расставлять приоритеты относительно отношений с братом и друзьями. Тем не менее, режиссеру удалось снять именно фильм о детских ощущениях и страхах через серию эскизных ситуаций о поисках любви и преодолении отчуждения. Поэтому "Невидимый мир" так многослоен и универсален, когда подходит именно с позиции прогрессирующего приобретения опыта и чувств к тому, как трудно оставаться людьми внутри самих себя.