Локализованный российский вариант названия, бесспорно, соответствует сюжету и по-своему эффектен. Речь действительно идёт о практике клонирования, получившей в гипотетическом (и, судя по антуражу, не слишком отдалённом) грядущем широкое распространение. Авторы исходят из предпосылки, что постепенно действующий во многих странах мира (не менее, чем в семидесяти по состоянию на 2015-й год) запрет на соответствующие опыты с человеком будет снят. Мало того, технологии достигнут такого впечатляющего уровня, что позволят в кратчайшие сроки создавать из образцов ДНК индивида и при необходимости пускать в расход («decommission», ‘списывать’) взрослых особей – как мужского, так и женского пола. Однако в оригинальном заголовке заложен принципиальный скрытый смысл. «Dual» в английском языке является одновременно именем прилагательным (‘двойной’, ‘удвоенный’, ‘сдвоенный’), существительным (‘двойственная форма’) и глаголом (‘принимать двойственное решение’, а также… ‘устанавливать двустороннее движение <на дороге>’ (1)). Но что важнее – слово произносится ровно так же (['djuːəl]), как «duel», то есть ‘дуэль’. И чтобы у зрителя не осталось ни грана сомнений в том, что ассоциация не является случайной, нам тут же, прямо в прологе, показывают, как двое сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть – на глазах у любопытствующей толпы. Иными словами, участвуют в дуэли, уцелеет в которой только один…
Любопытно, что из-за ограничений, введённых в разгар пандемии COVID-19, съёмки, стартовав в октябре 2020-го, прошли преимущественно в городе Тампере – в Финляндии, и продюсерам даже удалось привлечь к частичному финансированию проекта местную венчурную компанию IPR.VC. Конечно, «Клон» вряд ли поразит воображение тех, кто ждёт от научно-фантастических картин величественных – футуристического толка – декораций и изощрённых визуальных эффектов. В этом смысле какой-нибудь «Остров» /2005/, также повествующий о судьбе искусственно выведенного двойника, внезапно осознавшего безрадостную перспективу, выглядит не в пример богаче. Вместе с тем у независимого американского режиссёра-сценариста, сумевшего обойтись, в пику Майклу Бэю, скромной величиной производственных затрат (€4,5 млн.), получилось создать куда более умное произведение, которое было не стыдно показать в рамках кинофестиваля «Сандэнс». В своей третьей полнометражной постановке Рори Стернс по-своему продолжает мотивы, прозвучавшие в предыдущих работах. В частности, тех, кто помнит Аарона Пола исключительно по роли Джесси Пинкмана (жалкого торчка, которого суровая жизнь заставила собрать волю в кулак и отчаянно бороться, чтобы не сдохнуть), изрядно удивит новая роль актёра, сыгравшего личного тренера Сары, обучающего подопечную «искусству самообороны». Но, пожалуй, ещё существеннее, что кинематографист строго придерживается выработанного стиля, сохраняя внешнюю невозмутимость и как бы серьёзность интонации, притом что сатирический подтекст периодически прорывается сквозь, казалось бы, отнюдь не смешные предлагаемые обстоятельства.
Вряд ли кто-то захочет спорить с утверждением, что в ряде аспектов Рори оказывается, что называется, на грани правдоподобия. Так, сложно поверить, что выращиваемая учёными «в пробирке» особа сразу обладает ключевыми навыками (говорит, связно мыслит, контролирует эмоции и т.п.), но при этом не знает ничего о привычках и пристрастиях того, кого предстоит полностью заменить. И создатели, думается, напрасно не вдаются в подробности, какое именно редкое заболевание (с пугающими симптомами – внезапно исторгаемыми из горла потоками крови) выявили у девушки, сначала ошарашив её вестью о неотвратимости скорой смерти, а затем удивив новостью, что недуг внезапно прошёл. Понятно, что фантастический допуск потребовался не по соображениям зрелищности (как тому же Бэю – во всяком случае в значительной степени), послужив поводом для рассуждений на предмет того, как в таких обстоятельствах будут вести себя граждане и функционировать социальные институты. Резонно предположить, что законодательно всё же останутся ограничения – что преемников разрешат заводить лишь тем, кто знает, что вскоре умрёт по любой причине (даже если, к примеру, совершит акт суицида). Нельзя же, дескать, санкционировать бесконтрольное увеличение населения. А для урегулирования неизбежно возникающих конфликтных ситуаций принят отдельный закон, описывающий порядок проведения пресловутых дуэлей.
Сложно не оценить скрытого сарказма авторов, невозмутимо исследующих двойственность природы современной западной цивилизации, с одной стороны поднявшей на щит идеалы гуманизма, но с другой – чётко блюдущей интересы правящего класса, не позволяющей нарушить устойчивое равновесие. Компания, специализирующаяся на предоставлении необычных услуг, не спешит посвящать клиента во все юридические тонкости – не сообщает о рисках отказа от первоначального плана. С определённого момента клон получает права – и помимо обязанностей материально содержать свою генетическую копию человеку предстоит побороться за место под солнцем (буквально, не фигурально). На самом-то деле, если вдуматься, ничего кардинально нового нет. Старое доброе гоббсово понятие войны всех против всех по-прежнему актуально – и государство, точно библейский Левиафан, принижает личность, вынуждая в прямом смысле сражаться на выживание. Конкуренция в чистом виде! Между прочим, прежде чем приступить к длительному курсу, Трент подробно опрашивает потенциальную клиентку, выясняя, готова ли она идти до конца – вместо того, чтобы потратить оставшееся время (год, как постановил суд) на разного рода развлечения. Сара обнаруживает твёрдое намерение, пусть для этого придётся наступить на горло собственной песне – подавить естественное отвращение к виду трупов и изувеченных тел.
Впрочем, двойственный (dual) характер стернсовского замысла приводит к тому, что социально-критические мотивы всё-таки лежат на поверхности. Гораздо интереснее, как ни странно, наблюдать за поведением главной героини, разбираться в её психологии – и как раз не составляет секрета, что привлекло в роли актрису Карен Гиллан, тоже пытающуюся избавиться от шлейфа навязанного киноиндустрией имиджа безжалостных, как бы бездушных, «роботизированных» существ. Без болезни Сара бы, скорее всего, ещё долго не стала задумываться над причинами усиливающегося кризиса в коммуникациях с окружением, начиная с близких людей. Появление той, кто демонстрирует готовность быть сущим ангелом во плоти в отношениях и с возлюбленным по имени Питер, и с пожилой мамой, вечно недовольной недостатком внимания со стороны дочери, резко меняет расклад. Иметь более дружелюбную «замену» оказывается всем удобнее! Вот так парадоксально и получается: двойник, призванный стать носителем лучших качеств натуры дублируемой персоны, на поверку – оборачивается зловещим Доппельгангером… Развязка, конечно, может разочаровать часть аудитории, ждавшую обещанного эффектного поединка с применением холодного и огнестрельного оружия, однако по существу очень точна: ранние признаки портящегося темперамента – налицо.
_______
1 – Если вспомним заключительные кадры фильма, то и это значение не покажется лишним.
4
,9
2022, США, Фантастика
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Локализованный российский вариант названия, бесспорно, соответствует сюжету и по-своему эффектен. Речь действительно идёт о практике клонирования, получившей в гипотетическом (и, судя по антуражу, не слишком отдалённом) грядущем широкое распространение. Авторы исходят из предпосылки, что постепенно действующий во многих странах мира (не менее, чем в семидесяти по состоянию на 2015-й год) запрет на соответствующие опыты с человеком будет снят. Мало того, технологии достигнут такого впечатляющего уровня, что позволят в кратчайшие сроки создавать из образцов ДНК индивида и при необходимости пускать в расход («decommission», ‘списывать’) взрослых особей – как мужского, так и женского пола. Однако в оригинальном заголовке заложен принципиальный скрытый смысл. «Dual» в английском языке является одновременно именем прилагательным (‘двойной’, ‘удвоенный’, ‘сдвоенный’), существительным (‘двойственная форма’) и глаголом (‘принимать двойственное решение’, а также… ‘устанавливать двустороннее движение <на дороге>’ (1)). Но что важнее – слово произносится ровно так же (['djuːəl]), как «duel», то есть ‘дуэль’. И чтобы у зрителя не осталось ни грана сомнений в том, что ассоциация не является случайной, нам тут же, прямо в прологе, показывают, как двое сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть – на глазах у любопытствующей толпы. Иными словами, участвуют в дуэли, уцелеет в которой только один… Любопытно, что из-за ограничений, введённых в разгар пандемии COVID-19, съёмки, стартовав в октябре 2020-го, прошли преимущественно в городе Тампере – в Финляндии, и продюсерам даже удалось привлечь к частичному финансированию проекта местную венчурную компанию IPR.VC. Конечно, «Клон» вряд ли поразит воображение тех, кто ждёт от научно-фантастических картин величественных – футуристического толка – декораций и изощрённых визуальных эффектов. В этом смысле какой-нибудь «Остров» /2005/, также повествующий о судьбе искусственно выведенного двойника, внезапно осознавшего безрадостную перспективу, выглядит не в пример богаче. Вместе с тем у независимого американского режиссёра-сценариста, сумевшего обойтись, в пику Майклу Бэю, скромной величиной производственных затрат (€4,5 млн.), получилось создать куда более умное произведение, которое было не стыдно показать в рамках кинофестиваля «Сандэнс». В своей третьей полнометражной постановке Рори Стернс по-своему продолжает мотивы, прозвучавшие в предыдущих работах. В частности, тех, кто помнит Аарона Пола исключительно по роли Джесси Пинкмана (жалкого торчка, которого суровая жизнь заставила собрать волю в кулак и отчаянно бороться, чтобы не сдохнуть), изрядно удивит новая роль актёра, сыгравшего личного тренера Сары, обучающего подопечную «искусству самообороны». Но, пожалуй, ещё существеннее, что кинематографист строго придерживается выработанного стиля, сохраняя внешнюю невозмутимость и как бы серьёзность интонации, притом что сатирический подтекст периодически прорывается сквозь, казалось бы, отнюдь не смешные предлагаемые обстоятельства. Вряд ли кто-то захочет спорить с утверждением, что в ряде аспектов Рори оказывается, что называется, на грани правдоподобия. Так, сложно поверить, что выращиваемая учёными «в пробирке» особа сразу обладает ключевыми навыками (говорит, связно мыслит, контролирует эмоции и т.п.), но при этом не знает ничего о привычках и пристрастиях того, кого предстоит полностью заменить. И создатели, думается, напрасно не вдаются в подробности, какое именно редкое заболевание (с пугающими симптомами – внезапно исторгаемыми из горла потоками крови) выявили у девушки, сначала ошарашив её вестью о неотвратимости скорой смерти, а затем удивив новостью, что недуг внезапно прошёл. Понятно, что фантастический допуск потребовался не по соображениям зрелищности (как тому же Бэю – во всяком случае в значительной степени), послужив поводом для рассуждений на предмет того, как в таких обстоятельствах будут вести себя граждане и функционировать социальные институты. Резонно предположить, что законодательно всё же останутся ограничения – что преемников разрешат заводить лишь тем, кто знает, что вскоре умрёт по любой причине (даже если, к примеру, совершит акт суицида). Нельзя же, дескать, санкционировать бесконтрольное увеличение населения. А для урегулирования неизбежно возникающих конфликтных ситуаций принят отдельный закон, описывающий порядок проведения пресловутых дуэлей. Сложно не оценить скрытого сарказма авторов, невозмутимо исследующих двойственность природы современной западной цивилизации, с одной стороны поднявшей на щит идеалы гуманизма, но с другой – чётко блюдущей интересы правящего класса, не позволяющей нарушить устойчивое равновесие. Компания, специализирующаяся на предоставлении необычных услуг, не спешит посвящать клиента во все юридические тонкости – не сообщает о рисках отказа от первоначального плана. С определённого момента клон получает права – и помимо обязанностей материально содержать свою генетическую копию человеку предстоит побороться за место под солнцем (буквально, не фигурально). На самом-то деле, если вдуматься, ничего кардинально нового нет. Старое доброе гоббсово понятие войны всех против всех по-прежнему актуально – и государство, точно библейский Левиафан, принижает личность, вынуждая в прямом смысле сражаться на выживание. Конкуренция в чистом виде! Между прочим, прежде чем приступить к длительному курсу, Трент подробно опрашивает потенциальную клиентку, выясняя, готова ли она идти до конца – вместо того, чтобы потратить оставшееся время (год, как постановил суд) на разного рода развлечения. Сара обнаруживает твёрдое намерение, пусть для этого придётся наступить на горло собственной песне – подавить естественное отвращение к виду трупов и изувеченных тел. Впрочем, двойственный (dual) характер стернсовского замысла приводит к тому, что социально-критические мотивы всё-таки лежат на поверхности. Гораздо интереснее, как ни странно, наблюдать за поведением главной героини, разбираться в её психологии – и как раз не составляет секрета, что привлекло в роли актрису Карен Гиллан, тоже пытающуюся избавиться от шлейфа навязанного киноиндустрией имиджа безжалостных, как бы бездушных, «роботизированных» существ. Без болезни Сара бы, скорее всего, ещё долго не стала задумываться над причинами усиливающегося кризиса в коммуникациях с окружением, начиная с близких людей. Появление той, кто демонстрирует готовность быть сущим ангелом во плоти в отношениях и с возлюбленным по имени Питер, и с пожилой мамой, вечно недовольной недостатком внимания со стороны дочери, резко меняет расклад. Иметь более дружелюбную «замену» оказывается всем удобнее! Вот так парадоксально и получается: двойник, призванный стать носителем лучших качеств натуры дублируемой персоны, на поверку – оборачивается зловещим Доппельгангером… Развязка, конечно, может разочаровать часть аудитории, ждавшую обещанного эффектного поединка с применением холодного и огнестрельного оружия, однако по существу очень точна: ранние признаки портящегося темперамента – налицо. _______ 1 – Если вспомним заключительные кадры фильма, то и это значение не покажется лишним.