Проект зародился, когда Василиса Кузьмина была студенткой Школы кино и телевидения «Индустрия». Василиса однажды прочитала статью о советских вундеркиндах, где, в частности, рассказывалось и о судьбе Ники Турбиной (1974-2002), и вдохновилась трагичной судьбой поэтессы.При написании сценария авторы опирались на биографическую книгу АлександраРатнера «Тайна жизни Ники Турбиной» 2018 г., документальные фильмы и рассказы знакомых Турбиной.Съемки картины проходили в мае-июне 2021 г.Работе на съемочной площадке предшествовало 1,5 месяца репетиций с исполнителями главных ролей.Картина снята 35 мм пленку.Практически все предметы быта, техника и одежда в кадре – подлинные вещи конца 1990-х-начала 2000-х гг.: художники и реквизиторы покупали их в интернете, собирали по друзьям и приносили из дома.Из-за сложностей с юридическими правами авторам не удалось получить разрешение на использование в картине стихов Ники, поэтому были выбраны произведения современных российских поэтов, близкие по духу поэзии Турбиной и идеально выполняющие творческие задачи.Мировая премьера фильма состоялась в марте 2022г. на кинофестивале South bySouthwest (SXSW) в г. Остин (США, штат Техас). «Ника» была единственным проектом на иностранном языке, участвующим в основной конкурсной программе (NarrativeFeatureCompetition) смотра.Елизавета Янковская, исполнительница главной роли в фильме «Ника», получила специальный приз жюри за выдающуюся актерскую работу на кинофестивале South bySouthwest (SXSW).Василиса Кузьмина, автор сценария и режиссер: «Четыре года назад я наткнулась на статью, в которой рассказывалось про детей-вундеркиндов в СССР, среди которых была и Ника Турбина. Меня поразило то, как эта девочка читает стихи, эта абсолютная недетскость взгляда и даже в какой-то степени демонизм. До этого я никогда про нее не слышала и пошла к маме с вопросом, знает ли она – кто это. Мама, конечно, знала, как и все, кто жил в Москве, Петербурге или Ялте в середине 1980-х. О Нике тогда писали все газеты, она собирала стадионы, ездила в Америку, получила в Венеции приз за поэзию (до нее такой приз вручался только Анне Ахматовой). После этого я прочла книгу Александра Ратнера«Тайна жизни Ники Турбиной». Это и биография, и расследование, попытка разобраться в том, что произошло на самом деле. Реальным толчком к написанию сценария стало начало пандемии. Сорвалась наша поездка на фестиваль South bySouthwest с пилотом сериала «Алиса», и мы с моим соавтором Юлией Гулян принялись за активный ресерч к «Нике». Меня очень волновала фигура Ники Турбиной – безусловно талантливой, удивительной девушки, которая будто всю жизнь сопротивлялась неумолимому року. Но одновременно с этим мы не хотели ограничивать себя частной историей о забытом ребенке-поэте. Неудивительно, что история Ники во многом симптоматична: многие позднесоветские дети-вундеркинды не нашли себе места в 1990-х, и их жизнь окончилась трагически. Потому и образ нашей Ники хоть и вдохновлен биографией Ники Турбиной, оказался в какой-то степени портретом эпохи и последнего поколения советских детей, которые в конце 1990-х искали счастье и самих себя на неузнаваемом ландшафте новой страны. Как оттепельные авторы осмысляли войну, а режиссеры «нулевых» оглядывались на эпоху застоя, так мы пытаемся разобраться во времени, на которое пришлось наше детство. Мы с Юлей Гулян – дети 1990-х, впитавшие безоглядный максимализм MTV, «Симпсонов» и «Гарри Поттера». Такой мы и написали Нику: трагически веселой, до боли растерянной и отчаянно верящей в любовь и жизнь после детства».Юлия Гулян, автор сценария: «История Ники, исчерпывающе описанная Александром Ратнером, привлекла меня возможностью поразмышлять о поиске потерянной идентичности – это универсальная проблема, с которой сталкивается каждое поколение во все времена. Плюс в каком-то смысле Ника – это портрет целой эпохи, растерянного на излете 1990-х поколения молодых людей, которые изо всех сил пытались собрать себя из всех доступных культурных кодов в диапазоне от «Гарри Поттера» до MTV. Собственно, опираясь на эти неоспоримые авторитеты тридцатилетних, мы с Василисой и писали сценарий».Василиса Кузьмина, автор сценария и режиссер: «Как для студентки киношколы «Индустрия» самым верным решением для меня было понести первые наработки своим педагогам – Саше Андрющенко, Мише Врубелю и Федору Сергеевичу Бондарчуку. Им магическим образом понравилось, они дали проекту «зеленый свет» и как менторы сопровождали его на всех этапах».Александр Андрющенко, Михаил Врубель, продюсеры (кинокомпания «Водород»): «Мы видели зарождение «Ники» в стенах Школы «Индустрия» и вели эту историю – сначала как преподаватели талантливой студентки режиссерского факультета Василисы Кузьминой, а после как продюсеры и коллеги – на всех этапах производства. Это действительно увлекательный детектив: почему Ника Турбина, будучи такой яркой звездой, так быстро угасла? В центре этой истории – сложные взаимоотношения между Никой и ее матерью. С одной стороны, казалось бы, в трагической судьбе девушки большая вина матери. Но их отношения очень неоднозначны, и здесь кроется глубокая драма. Герои неоднозначны, и мы полноценно исследуем этих людей. Давайте уже смотреть и серьезное кино тоже и не бояться своих чувств».Федор Бондарчук, продюсер (кинокомпания ArtPicturesStudio): «Встречается такой материал, мимо которого просто нельзя пройти. «Ника» – тот самый случай. Есть очень необычная история, есть интересное время, в котором происходит эта история. Есть невероятная энергия авторов и талантливый актерский ансамбль. Получается сильное эмоциональное кино о том, что знакомо и близко каждому. У нас не было сомнений, что фильм произведет впечатление на зрителя».Василиса Кузьмина, автор сценария и режиссер: «Мы понимали, что это полностью актерское кино, актеры – 80% успеха этого фильма. И у нас был огромный кастинг, который проходил долго и мучительно. Лиза Янковская, кстати, пришла на кастинг самая первая, и когда я ее увидела, то решила, что все – вот она, Ника. Потом я сама себя остановила: не может же быть, что первая же девушка – точное попадание! Но после десятков кандидатур в итоге мы все же вернулись к Лизе и не прогадали. Она очень тонко чувствующая и безумно органичная актриса, это оценили и на фестивале South bySouthwest, отдав ей главный приз, чем мы очень гордимся».Лиза Янковская, исполнительница роли Ники: «Этот замечательный, сделанный с большой любовью сценарий сразу в меня попал. Никогда так не стремиласьв проект, как в этот раз. Кстати, за год до съемок «Ники» мы с Ильей Носоченко должны были делать спектакль про Турбину. Так что я была полностью в материале и даже не поверила, когда меня позвали на пробы. Подумала: «Неужели снова Ника?!Ну, привет!». С Ваней Фоминовым мы подружились практически сразу. И я счастлива была работать с Аней Михалковой, она многому меня научила, она – фантастически тонкий партнер! Настоящая МАТЬ. Все вместе, сВасей, Ваней и Аней,мы месяц просидели со сценарием: репетировали, смотрели кино, читали, учили стихи, мучились снами о Нике, переписывались ночами. Не получится отделить, кто что сделал, в фильме много от каждого. Василиса всегда была открыта ко всем предложениям и без колебаний говорила «нет» на наши порой дурацкие идеи. И мы шли за Васей, которая фантастически уверенно вела нас. Как крейсер! Такая близость с режиссером очень помогла мне в работе. Спасибо Васе!»Анна Михалкова, исполнительница роли Майи, мамы Ники: «Я прочитала сценарий и сразу поняла, что хочу сыграть эту роль. Во-первых, потому что я помню Нику Турбину: я видела ее во ВГИКе как раз в тот период жизни, о котором мы снимали, – уже на излете того феномена, которым она была в детстве, раненую и сломленную. Ну и, конечно, мне было интересно разобраться в этих героях, понять драму взаимоотношений родителей и детей-вундеркиндов. Родители таких детей делают все ставки на ранний талант ребенка, искренне вкладываются в его судьбу, не понимая, что в конечном итоге ограничивают его мир. В то же время, они поднимают ребенка на такую вершину успеха, которую практически невозможно повторить после: когда человек взрослеет, умиление от забавного малыша проходит, а сверстники осваивают те же навыки часто лучше юных гениев. Потребность в повторении раннего, несвоевременного успеха никуда не исчезает, и это разрушает людей. Страдают в итоге обе стороны, это часто заканчивается трагедией. Так получилось и с Никой. Над фильмом работала очень талантливая команда. Несмотря на свой довольно юный возраст, это была команда настоящих профессионалов, не говоря уже о степени их эмоциональной вовлеченности в работу. Я восхищена талантом и трудолюбием Василисы Кузьминой, Юлии Гулян и всей группы. И я очень рада за Лизу Янковскую, для которой, как я считаю, фильм стал огромной творческой победой».Василиса Кузьмина, автор сценария и режиссер: «Нам важно было снимать это кино подвижной камерой и на 35 мм (несмотря на множество ограничений, связанных с пленкой), чтобы добиться живого, осязаемого изображения и сохранить высокую степень достоверности. Действие фильма происходит в 1990-е, поэтому картину хотелось обогатить духом этого времени, не только отчаянного и изломленного, но и безоглядного и крайне творческого. Это было время краха старых надежд и рождения новых, время свободного телевидения, запуска российского MTV, появления абсолютно новой музыки, под влияние которой мы все попали. Поэтому, кажется, саундтрек стал полноценным действующим лицом в этой истории».Александр Андрющенко, Михаил Врубель, продюсеры (кинокомпания «Водород»): «Это универсальная история, трогающая нас как родителей, которые ставят себя на место героев и задают себе вопрос – как бы поступил я? Не делаю ли я чего-то такого, что может травмировать моих детей?»Федор Бондарчук, продюсер (кинокомпания ArtPicturesStudio): «Биография Ники Турбиной – уникальный случай из истории нашей страны, сюжет о времени невероятных возможностей и удивительных героев. Вместе с тем это и универсальная тема сложных взаимоотношений между матерью и дочерью. Конфликт, к которому может подключиться зритель из любой геолокации».Лиза Янковская, исполнительница роли Ники: «Эта история – о взрослении, о детских травмах, о поиске себя в новом мире. О даровании как ответственности. О неуверенности, полном незнании куда идти и что делать. История о художнике, о поэте. Ника, как любой большой поэт, была голосом поколения. Что стало с этим голосом, когда она выросла?..»Василиса Кузьмина, автор сценария и режиссер: «Сможет ли Ника преодолеть прошлое и снова начать жить? Что это такое – быть восхваляемым всеми ребенком, а затем никому ненужной – даже собственной матери – девушкой? Что страшнее– нелюбовь толпы или нелюбовь самого близкого тебе человека? Человека, который должен был любить тебя безусловно? На все эти вопросы по ходу повествования зритель будет искать ответы вместе с героиней».
Отзывы