Если детство на самом деле – самая счастливая пора жизни, почему ребятишки так торопятся вырасти? Может быть, взрослые со временем забывают о чем-то важном? Таким забывчивым папам и мамам, дяденькам и тетенькам советую для освежения памяти посмотреть фильм Анны Гороян «Тибра».
Небольшой поселок на опушке леса. Здесь со своими родителями и младшей сестрой живет тринадцатилетняя Лиза (Анна Пересильд). Она обречена на роль белой вороны в стае местных подростков. Ее пронзительная белобрысость (белые не только волосы на голове, но и брови с ресницами) обеспечивает юную мученицу кличкой Мука (ударение на втором слоге). Перед нами буллинг в полный рост: якобы подружка Лизы, Катя Зайцева (конечно же, Зайка), всячески троллит Лизу, а ее поклонник, вожак местных оболтусов Гвоздь, обеспечивает силовую составляющую вербальной агрессии со стороны своей подружки. В семье у Муки тоже все неладно. Здесь сложился своеобразный психологический многоугольник: младшая сестра Лизы любит маму, а та только делает вид; мама обожает папу, а тот только делает вид. Муку, как вы догадались, не любит никто. И даже вида не делает.
Разумеется, роль изгоя в период полового созревания впечатлительной девочки вызывает в ее сознании умеренную эмоциональную деформацию: у Лизы развивается шизофрения, ее alter ego – загадочное существо по имени Тибра. Так ее прозвали потому, что она по легенде тибрит девочек, делает из них куклы и играет с ними. Обитает Тибра в заброшенном доме, который расположен в лесу. Именно туда забредают Зайка и Мука, после чего Катя бесследно исчезает. В ее пропаже общественность и примкнувший к ней участковый Юрий (старший брат Гвоздя) склонны обвинять Алексея Шурупова по кличке Шуруп (Влад Коноплёв). Это инфантильный двадцатилетний геймер, оправдывающий свою никчемность и паразитирование на матери (неподражаемая Виктория Исакова) нестандартным сексуальным поведением родительницы. Персонаж Исаковой кормится сама и обихаживает сыночка за счет доходов от размещения своих интимных фото в сети.
Мука влюбляется в Шурупа, будучи младше предмета своего обожания на семь лет, а тот только делает вид. Сам он испытывает трогательные чувства к следователю Веронике Ворониной (она приехала из города для расследования дела об исчезновении Зайки), которая основательно старше воздыхателя. Он ей тоже приглянулся, но правоохранительница делает вид, что не склонна к педофилии. Вся эта любовная геометрия становится фундаментом для построения сюжета картины.
Несмотря на достаточно шаблонную интригу и на использование примитивной псевдомистической наживки для привлечения зрительского внимания, фильм удался. Причиной тому великолепный кастинг, прекрасная проработка характеров персонажей, делающая их психологически убедительными, а также аккуратные намеки на великих предшественников.
Откровенно порадовали юные актеры, особенно Анна Пересильд. Несмотря на свои 13 лет, перед нами уже сформировавшаяся актриса. Она работает очень уверенно, ей удалось создать сложный, многогранный образ. Это не классическая жертва коллективной подростковой агрессии, не затюканная золушка, не ошалевшая от гормонального шквала пубертатка, не влюбленная в отца ботанка, не озверевшая от неподъемной тяжести детских «печалек» будущая стерва. Мука – обычная девочка, из которой еще может получиться все что угодно. Ее личность только формируется, она на наших глазах превращается из ребенка во взрослую девицу. И первый шаг на пути взросления она уже сделала: рассталась с Тиброй. В общем, исполнительница главной роли не подвела своих именитых родителей.
Разрабатывая образ Муки, авторы картины не удержались от соблазна позаимствовать кое-какие детали из классического голливудского хита 1962 года «Убить пересмешника» по роману Харпер Ли. Ход был найден на удивление простой, но чрезвычайно эффективный: Мука большую часть экранного времени щеголяет в комбинезоне на лямках. Все. Перед нами реинкарнация Глазастика. Плюс сюжетные параллели: невиновного оговаривают в тяжком преступлении; подростки травят страшилки про загадочное и злобное существо. Жалко, замены Аттикусу Финчу у создателей «Тибры» не нашлось. Да и какой из Артема Быстрова (отец Муки) Грегори Пек?
Вроде бы совсем крохотная роль младшей сестры Муки (у нее даже имени по сценарию нет). Но когда юная Александра Пузанова проговаривает вложенный сценаристами в ее уста анализ семейных отношений (тот самый: один любит – другой вид делает, и так по цепочке), она ни капли не переигрывает. 99 процентов современных малолетних исполнителей смотрелись бы в этом эпизоде просто ужасно, а героиня Пузановой производит впечатление странноватой девочки, не более того. Такая простота дорогого стоит. Эти маленькие актеры, мне кажется, уже могут сыграть даже в серьезных трагедиях.
Виктория Исакова сделала то, чего от нее всегда ждешь. Ей дали второстепенную роль, а она умудрилась превратить ее в едва ли не самую яркую в картине. Вроде бы типичная несчастная родительница, которой сильно не повезло в личной жизни, а еще сильнее судьба наказала ее отпрыском, обвиняющим мать во всех своих бедах. Слышать ежедневные попреки в том, что мамаша-потаскуха не уделяла воспитанию благородного чада достаточно внимания, вставать грудью на его защиту от вполне себе вероятного самосуда и отдавать нерастраченные чувства бездомным животным – мадам Шурупова по идее должна была к своим сорока с хорошим хвостиком уже спиться. Но Исакова создала образ настоящей железной леди, которая готова превратиться в остервенелую суку (в смысле – в самку собаки), вставшую на защиту своего вздорного щеночка. Когда героиня Исаковой лает на очередное свое любовное разочарование – начинаешь верить, что она при необходимости порвет зубами любого.
Удачными можно признать работы Марины Васильевой в роли следователя Ворониной и Евгения Санникова в роли участкового Юры. Они вместе с Коноплёвым создали трогательный любовный треугольник.
Драматургическая изощренность (не побоюсь этого слова) создателей картины просто изумляет. Они когда-то прочитали первое предложение «Анны Карениной» и реализовали проект по завету классика: все семьи «Тибры» несчастливы, и все – по-разному. Правда, высокую планку, заданную такими отсылками к классике, создателям проекта выдержать до конца не удается. Отдельные сюжетные линии кажутся избыточными, иногда для подкрепления психологической убедительности того или иного характера сценарист заставляет героев проговаривать то, что нужно обозначить иными средствами, более деликатными.
Например, Юрий рассказывает Ворониной о том, что им с Гвоздем приходится по очереди ухаживать за лежачей матерью. Замечательно! Теперь даже самый тупой зритель поймет, что ребята на самом деле неплохие, гадости иногда творят в силу тяжелого стечения обстоятельств. Воронина не остается в долгу и тоже излагает участковому душещипательную историю из своего прошлого. Так вот почему она стала такой неравнодушной к чужим горестям! На душе ведь грех какой!
Создается впечатление, что авторы «Тибры» читали не только Льва Толстого и Харпер Ли. Они (будем надеяться, не по велению вкуса, а в силу профессиональной необходимости) на свое горе познакомились и с произведениями Виктории Платовой. Было бы здорово, если перед реализацией следующего проекта Анна Гороян обратится к творчеству других писателей.
5
,8
2022, Россия, Триллеры
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если детство на самом деле – самая счастливая пора жизни, почему ребятишки так торопятся вырасти? Может быть, взрослые со временем забывают о чем-то важном? Таким забывчивым папам и мамам, дяденькам и тетенькам советую для освежения памяти посмотреть фильм Анны Гороян «Тибра». Небольшой поселок на опушке леса. Здесь со своими родителями и младшей сестрой живет тринадцатилетняя Лиза (Анна Пересильд). Она обречена на роль белой вороны в стае местных подростков. Ее пронзительная белобрысость (белые не только волосы на голове, но и брови с ресницами) обеспечивает юную мученицу кличкой Мука (ударение на втором слоге). Перед нами буллинг в полный рост: якобы подружка Лизы, Катя Зайцева (конечно же, Зайка), всячески троллит Лизу, а ее поклонник, вожак местных оболтусов Гвоздь, обеспечивает силовую составляющую вербальной агрессии со стороны своей подружки. В семье у Муки тоже все неладно. Здесь сложился своеобразный психологический многоугольник: младшая сестра Лизы любит маму, а та только делает вид; мама обожает папу, а тот только делает вид. Муку, как вы догадались, не любит никто. И даже вида не делает. Разумеется, роль изгоя в период полового созревания впечатлительной девочки вызывает в ее сознании умеренную эмоциональную деформацию: у Лизы развивается шизофрения, ее alter ego – загадочное существо по имени Тибра. Так ее прозвали потому, что она по легенде тибрит девочек, делает из них куклы и играет с ними. Обитает Тибра в заброшенном доме, который расположен в лесу. Именно туда забредают Зайка и Мука, после чего Катя бесследно исчезает. В ее пропаже общественность и примкнувший к ней участковый Юрий (старший брат Гвоздя) склонны обвинять Алексея Шурупова по кличке Шуруп (Влад Коноплёв). Это инфантильный двадцатилетний геймер, оправдывающий свою никчемность и паразитирование на матери (неподражаемая Виктория Исакова) нестандартным сексуальным поведением родительницы. Персонаж Исаковой кормится сама и обихаживает сыночка за счет доходов от размещения своих интимных фото в сети. Мука влюбляется в Шурупа, будучи младше предмета своего обожания на семь лет, а тот только делает вид. Сам он испытывает трогательные чувства к следователю Веронике Ворониной (она приехала из города для расследования дела об исчезновении Зайки), которая основательно старше воздыхателя. Он ей тоже приглянулся, но правоохранительница делает вид, что не склонна к педофилии. Вся эта любовная геометрия становится фундаментом для построения сюжета картины. Несмотря на достаточно шаблонную интригу и на использование примитивной псевдомистической наживки для привлечения зрительского внимания, фильм удался. Причиной тому великолепный кастинг, прекрасная проработка характеров персонажей, делающая их психологически убедительными, а также аккуратные намеки на великих предшественников. Откровенно порадовали юные актеры, особенно Анна Пересильд. Несмотря на свои 13 лет, перед нами уже сформировавшаяся актриса. Она работает очень уверенно, ей удалось создать сложный, многогранный образ. Это не классическая жертва коллективной подростковой агрессии, не затюканная золушка, не ошалевшая от гормонального шквала пубертатка, не влюбленная в отца ботанка, не озверевшая от неподъемной тяжести детских «печалек» будущая стерва. Мука – обычная девочка, из которой еще может получиться все что угодно. Ее личность только формируется, она на наших глазах превращается из ребенка во взрослую девицу. И первый шаг на пути взросления она уже сделала: рассталась с Тиброй. В общем, исполнительница главной роли не подвела своих именитых родителей. Разрабатывая образ Муки, авторы картины не удержались от соблазна позаимствовать кое-какие детали из классического голливудского хита 1962 года «Убить пересмешника» по роману Харпер Ли. Ход был найден на удивление простой, но чрезвычайно эффективный: Мука большую часть экранного времени щеголяет в комбинезоне на лямках. Все. Перед нами реинкарнация Глазастика. Плюс сюжетные параллели: невиновного оговаривают в тяжком преступлении; подростки травят страшилки про загадочное и злобное существо. Жалко, замены Аттикусу Финчу у создателей «Тибры» не нашлось. Да и какой из Артема Быстрова (отец Муки) Грегори Пек? Вроде бы совсем крохотная роль младшей сестры Муки (у нее даже имени по сценарию нет). Но когда юная Александра Пузанова проговаривает вложенный сценаристами в ее уста анализ семейных отношений (тот самый: один любит – другой вид делает, и так по цепочке), она ни капли не переигрывает. 99 процентов современных малолетних исполнителей смотрелись бы в этом эпизоде просто ужасно, а героиня Пузановой производит впечатление странноватой девочки, не более того. Такая простота дорогого стоит. Эти маленькие актеры, мне кажется, уже могут сыграть даже в серьезных трагедиях. Виктория Исакова сделала то, чего от нее всегда ждешь. Ей дали второстепенную роль, а она умудрилась превратить ее в едва ли не самую яркую в картине. Вроде бы типичная несчастная родительница, которой сильно не повезло в личной жизни, а еще сильнее судьба наказала ее отпрыском, обвиняющим мать во всех своих бедах. Слышать ежедневные попреки в том, что мамаша-потаскуха не уделяла воспитанию благородного чада достаточно внимания, вставать грудью на его защиту от вполне себе вероятного самосуда и отдавать нерастраченные чувства бездомным животным – мадам Шурупова по идее должна была к своим сорока с хорошим хвостиком уже спиться. Но Исакова создала образ настоящей железной леди, которая готова превратиться в остервенелую суку (в смысле – в самку собаки), вставшую на защиту своего вздорного щеночка. Когда героиня Исаковой лает на очередное свое любовное разочарование – начинаешь верить, что она при необходимости порвет зубами любого. Удачными можно признать работы Марины Васильевой в роли следователя Ворониной и Евгения Санникова в роли участкового Юры. Они вместе с Коноплёвым создали трогательный любовный треугольник. Драматургическая изощренность (не побоюсь этого слова) создателей картины просто изумляет. Они когда-то прочитали первое предложение «Анны Карениной» и реализовали проект по завету классика: все семьи «Тибры» несчастливы, и все – по-разному. Правда, высокую планку, заданную такими отсылками к классике, создателям проекта выдержать до конца не удается. Отдельные сюжетные линии кажутся избыточными, иногда для подкрепления психологической убедительности того или иного характера сценарист заставляет героев проговаривать то, что нужно обозначить иными средствами, более деликатными. Например, Юрий рассказывает Ворониной о том, что им с Гвоздем приходится по очереди ухаживать за лежачей матерью. Замечательно! Теперь даже самый тупой зритель поймет, что ребята на самом деле неплохие, гадости иногда творят в силу тяжелого стечения обстоятельств. Воронина не остается в долгу и тоже излагает участковому душещипательную историю из своего прошлого. Так вот почему она стала такой неравнодушной к чужим горестям! На душе ведь грех какой! Создается впечатление, что авторы «Тибры» читали не только Льва Толстого и Харпер Ли. Они (будем надеяться, не по велению вкуса, а в силу профессиональной необходимости) на свое горе познакомились и с произведениями Виктории Платовой. Было бы здорово, если перед реализацией следующего проекта Анна Гороян обратится к творчеству других писателей.