Драма "Падение Токио" режиссера и сценариста Оливье Пейона ("Жизнь в другом месте") представляет взгляд изнутри глазами сотрудницы одного из французских банков на катастрофу в Японии на атомной станции Фукусима в марте 2011 года и показывает особенности поведения людей во время кризиса с точки зрения чувства долга и менталитета. Постановщик буквально заставляет главную героиню Александру (Карин Вьяр, "Фантазии для взрослых", "Идеальная няня"), специалиста по оценке банковских рисков, разрываться между приказами руководства и стремлением защитить собственную семью и коллег из японского филиала. Многогранная в своих проявлениях протагонистка пытается управлять ситуацией и оказывается заложницей идей о долге и чести, которые позволяют ей выйти из нестандартной ситуации с достоинством и на время стать метафорическим капитаном корабля, который вот-вот пойдет ко дну в результате панических настроений. Как режиссер фильма о драматических событиях, которые вполне сравнимы с катастрофой в Чернобыле, Пейон снимает отчасти глубоко личное, основанное на реальной истории кино, где находится место и сентиментальным эпизодам, и комичности, однако именно благодаря персонажу Вьяр фильм создает целую сеть акцентов относительно поведения людей в чрезвычайных обстоятельствах.
Постановщику важно сделать Токио еще одним персонажем проекта, это - привлекательный мегаполис, где, тем не менее, в офисе небоскреба Александра впервые ощущает всю непредсказуемость сейсмологической обстановки и вместе со всеми прячется под столом. Тревожность у Пейона хорошо сочетается с ритмом жизни японцев, живущих по своим, отличных от европейских, правилам и от этого кажущихся немного странными и закрытыми. В режиссерской интерпретации персонаж Вьяр не может сделать выбор между своими профессиональными обязанностями и остается на служебном посту, до последнего оказывая поддержку дисциплинированным и склонным к порядку коллегам. Само общество у Пейона оказывается относительно контрастным и в меру корыстным, с одной стороны взрыв на атомной станции спровоцировал ситуацию растревоженного муравейника во власти иррациональных страхов перед радиацией, а с другой - более склонные держаться вместе японцы не поддаются панике, делают вид, что все под контролем, и готовы держать удар судьбы со стоическим достоинством в духе кодекса бусидо. Поэтому "Падение Токио" в первую очередь с разных сторон иллюстрирует особенности человеческой природы, когда каждый пытается оказаться в зоне безопасности в соответствии со своим разумом и общественными традициями.
В изображении в самом начале "Падения Токио" корпоративного хора из японских девушек, которые исполняют на французском песню Поля Мизраки "Всё хорошо, прекрасная маркиза", у Пейона есть прямолинейная ирония и намек на предзнаменование. Как бы то ни было, хоровое искусство помогает японкам избавиться от стресса и стать более продуктивными. Прибывшая не так давно в Токио Александра, мать двоих детей-подростков, уже завоевала авторитет у молодых сотрудников и без всяких служебных романов вызывает восхищение своим профессионализмом у темнокожего ассистента Амани (Стефан Бак, "Одни"). Без всяких двусмысленностей постановщик при помощи Карин Вьяр показывает женщину с комплексом школьной отличницы, которая очень многого добилась благодаря личным способностям. Однако новое назначение Александры входит абсолютно негативный функционал: она должна произвести оптимизацию токийского офиса по следам финансового кризиса 2008 года и сократить часть персонала в течение года.
Экранная история, написанная Пейоном вместе со сценаристом Сирил Броди ("Маленькие каникулы"), притворяется первоначальной легкой производственной драмой, где сочетаются серьезность происходящего, когда у банка есть серьезные финансовые трудности, и комедийная подача персонажей, которые первоначально выглядят относительно клишированными. Александра вне всяких сомнений выделяется в японской уличной толпе и в метро, однако она - далеко не та самая блондинка-руководитель, готовая плести интриги вокруг себя и своего слишком лицемерного шефа Доминика (Филипп Юшан, "Счастливо оставаться", "Приговор"), прирожденного технократа и формалиста. Смотрящая на героиню Вьяр ее помощница Кимико (Юми Нарита), выросшая в одном из токийских кварталов, активно намекает на феминистские настроения и обожает французскую культуру. Тем не менее, из-за серьезнейшего по уровню опасности землетрясения и неопределенности относительно его последствий Пейон показывает характеры фильма с другой, абсолютно неожиданной стороны, и такая серьезность делает ленту ярким художественным пересказом со слов очевидца, оказавшегося в условиях, где риск получить облучение даже на расстоянии 240 километров от Фукусимы был у всех без исключения слишком велик.
В отличие от многих других авторов, Оливье Пейон в "Падении Токио" предпочитает больше концентрироваться на внутренних переживаниях персонажей, не эксплуатируя концепт фильма-катастрофы и отдавая предпочтения закрытым помещениям без внешнего размаха, который будет постоянно мелькать в противоречивых теленовостях. Очень важно понимать, что постановщику без всяких видимых усилий удается сочетать обманчивую легкость нарратива и концептуальность документального проекта, где есть саспенс относительно людей, оказавшихся абсолютно не готовыми к техногенному коллапсу и оттого лента иногда показывает признаки хаоса под открытым небом, где нет разрушенных от мощного удара зданий, но существует колоссальная внутренняя дезориентация персонажей. Пейон предпочитает постоянно поднимать ставки и чаще всего держит героиню Вьяр, с трудом справляющуюся со взбунтовавшимися от частых переездов детьми, на расстоянии вытянутой руки от множества угроз.
В то же самое время Александра слишком человечна и эмоциональна для обычной и готовой на все карьеристки, благодаря этому режиссер находит возможности для соединения чувства долга и личной порядочности протагонистки, чтобы соединить его с культурными стереотипами японцев. Благодаря превосходному саундтреку Мануэля Роланда лента Пейона обрастает мелодраматическими эпизодами и уходит как от ярко окрашенной социальной драмы, так и от откровенно сатирических насмешек над французами, которые в истеричной спешке стремятся покинуть побыстрее Японию на арендованном самолете. На этом пути у постановщика нет никаких проблем, автор очень взвешенно выстраивает рассказ с точки зрения ритма и документальности, постоянно стремится разграничить правду и ложь, когда доверие к властям и специалистам по атомной энергетике в лице соседа Мишеля (Жан Франсуа Кэйри, "Мясо", "Все пары делают это") делают ожидания на благоприятный исход событий в высшей степени безнадежным. Ложь, которая вместе с пеплом витает в воздухе, для характера Вьяр активизирует состояние взаимопомощи, когда в сложной реальности личная ответственность за сотрудников заставляет протагонистку преодолевать высший барьер благородства и превращать ее жизнь на несколько дней в ответственную миссию без тени пафоса.
С точки зрения наблюдения состояний в экстремальных ситуациях "Падение Токио" Пейона выдает Карин Вьяр не просто полный карт-бланш на роль женщины в состоянии полной эмоциональной неустойчивости и зашкаливающих сомнений, но и еще без всякого сопротивления празднует победу на территории феминизма. Александра иногда - даже слишком настоящая и от этого вызывающая еще больше доверия. Жизнь очень часто спрашивает с таких женщин даже больше, она более требовательна по отношению к ним. В этом случае Пейона очень беспокоит вопрос о том, как остаться живым, чувствующим человеком в мире бизнеса, зачастую слишком дистанцирующегося от повседневного гуманизма. Талант Вьяр показывает сомнительную победу женщины, которая приняла вызов и ориентировалась в первую очередь на человеческий фактор при принятии координационных решений. В то же самое время Александра слишком поздно осознает, что она уже давно находится в заключении у системы ложных привилегий. От этого работа Пейона оправданно использует контрасты между французской суетливостью и беспринципностью и японским смирением и стоицизмом.
Винтик финансовой системы, характер Вьяр, у постановщика становится высказыванием на тему принятия ответственных решений теми, кто занимал чаще всего миноритарное положение в бизнесе в силу гендерных особенностей. Кроме того, культурный удар, который Пейон наносит в столкновении между Востоком и Западом, в интерпретации режиссера явно не в пользу последнего. Столкновение воспитанной поколениями японцев солидарности и индивидуализма, эмпатии и жестокости показывают суровую критику постановщиком своих соотечественников и дискриминирующую сотрудников позицию корпораций, бросающих своих сотрудников на произвол обстоятельств в условиях наползающей катастрофы. Благодаря чуткому исполнению роли Вьяр становится тем самым человеком, который оказывается гораздо ближе к культурным и этическим традициям Японии, чем это может показаться ей в первом приближении. Верность, честь, достоинство и профессионализм Пейон практически идентифицирует как приближение к кодексу самурая, делая эти качества выше личных или экономических интересов. Поэтому "Падение Токио" в полной мере отвечает требованиям фильма о гражданской позиции человека, который готов служить другим, быть честным и искренним, уверенно проводя тех, кто находится в зоне ответственности героини Вьяр через самые пугающие и рискованные моменты в жизни.
7
,1
2021, Драмы
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драма "Падение Токио" режиссера и сценариста Оливье Пейона ("Жизнь в другом месте") представляет взгляд изнутри глазами сотрудницы одного из французских банков на катастрофу в Японии на атомной станции Фукусима в марте 2011 года и показывает особенности поведения людей во время кризиса с точки зрения чувства долга и менталитета. Постановщик буквально заставляет главную героиню Александру (Карин Вьяр, "Фантазии для взрослых", "Идеальная няня"), специалиста по оценке банковских рисков, разрываться между приказами руководства и стремлением защитить собственную семью и коллег из японского филиала. Многогранная в своих проявлениях протагонистка пытается управлять ситуацией и оказывается заложницей идей о долге и чести, которые позволяют ей выйти из нестандартной ситуации с достоинством и на время стать метафорическим капитаном корабля, который вот-вот пойдет ко дну в результате панических настроений. Как режиссер фильма о драматических событиях, которые вполне сравнимы с катастрофой в Чернобыле, Пейон снимает отчасти глубоко личное, основанное на реальной истории кино, где находится место и сентиментальным эпизодам, и комичности, однако именно благодаря персонажу Вьяр фильм создает целую сеть акцентов относительно поведения людей в чрезвычайных обстоятельствах. Постановщику важно сделать Токио еще одним персонажем проекта, это - привлекательный мегаполис, где, тем не менее, в офисе небоскреба Александра впервые ощущает всю непредсказуемость сейсмологической обстановки и вместе со всеми прячется под столом. Тревожность у Пейона хорошо сочетается с ритмом жизни японцев, живущих по своим, отличных от европейских, правилам и от этого кажущихся немного странными и закрытыми. В режиссерской интерпретации персонаж Вьяр не может сделать выбор между своими профессиональными обязанностями и остается на служебном посту, до последнего оказывая поддержку дисциплинированным и склонным к порядку коллегам. Само общество у Пейона оказывается относительно контрастным и в меру корыстным, с одной стороны взрыв на атомной станции спровоцировал ситуацию растревоженного муравейника во власти иррациональных страхов перед радиацией, а с другой - более склонные держаться вместе японцы не поддаются панике, делают вид, что все под контролем, и готовы держать удар судьбы со стоическим достоинством в духе кодекса бусидо. Поэтому "Падение Токио" в первую очередь с разных сторон иллюстрирует особенности человеческой природы, когда каждый пытается оказаться в зоне безопасности в соответствии со своим разумом и общественными традициями. В изображении в самом начале "Падения Токио" корпоративного хора из японских девушек, которые исполняют на французском песню Поля Мизраки "Всё хорошо, прекрасная маркиза", у Пейона есть прямолинейная ирония и намек на предзнаменование. Как бы то ни было, хоровое искусство помогает японкам избавиться от стресса и стать более продуктивными. Прибывшая не так давно в Токио Александра, мать двоих детей-подростков, уже завоевала авторитет у молодых сотрудников и без всяких служебных романов вызывает восхищение своим профессионализмом у темнокожего ассистента Амани (Стефан Бак, "Одни"). Без всяких двусмысленностей постановщик при помощи Карин Вьяр показывает женщину с комплексом школьной отличницы, которая очень многого добилась благодаря личным способностям. Однако новое назначение Александры входит абсолютно негативный функционал: она должна произвести оптимизацию токийского офиса по следам финансового кризиса 2008 года и сократить часть персонала в течение года. Экранная история, написанная Пейоном вместе со сценаристом Сирил Броди ("Маленькие каникулы"), притворяется первоначальной легкой производственной драмой, где сочетаются серьезность происходящего, когда у банка есть серьезные финансовые трудности, и комедийная подача персонажей, которые первоначально выглядят относительно клишированными. Александра вне всяких сомнений выделяется в японской уличной толпе и в метро, однако она - далеко не та самая блондинка-руководитель, готовая плести интриги вокруг себя и своего слишком лицемерного шефа Доминика (Филипп Юшан, "Счастливо оставаться", "Приговор"), прирожденного технократа и формалиста. Смотрящая на героиню Вьяр ее помощница Кимико (Юми Нарита), выросшая в одном из токийских кварталов, активно намекает на феминистские настроения и обожает французскую культуру. Тем не менее, из-за серьезнейшего по уровню опасности землетрясения и неопределенности относительно его последствий Пейон показывает характеры фильма с другой, абсолютно неожиданной стороны, и такая серьезность делает ленту ярким художественным пересказом со слов очевидца, оказавшегося в условиях, где риск получить облучение даже на расстоянии 240 километров от Фукусимы был у всех без исключения слишком велик. В отличие от многих других авторов, Оливье Пейон в "Падении Токио" предпочитает больше концентрироваться на внутренних переживаниях персонажей, не эксплуатируя концепт фильма-катастрофы и отдавая предпочтения закрытым помещениям без внешнего размаха, который будет постоянно мелькать в противоречивых теленовостях. Очень важно понимать, что постановщику без всяких видимых усилий удается сочетать обманчивую легкость нарратива и концептуальность документального проекта, где есть саспенс относительно людей, оказавшихся абсолютно не готовыми к техногенному коллапсу и оттого лента иногда показывает признаки хаоса под открытым небом, где нет разрушенных от мощного удара зданий, но существует колоссальная внутренняя дезориентация персонажей. Пейон предпочитает постоянно поднимать ставки и чаще всего держит героиню Вьяр, с трудом справляющуюся со взбунтовавшимися от частых переездов детьми, на расстоянии вытянутой руки от множества угроз. В то же самое время Александра слишком человечна и эмоциональна для обычной и готовой на все карьеристки, благодаря этому режиссер находит возможности для соединения чувства долга и личной порядочности протагонистки, чтобы соединить его с культурными стереотипами японцев. Благодаря превосходному саундтреку Мануэля Роланда лента Пейона обрастает мелодраматическими эпизодами и уходит как от ярко окрашенной социальной драмы, так и от откровенно сатирических насмешек над французами, которые в истеричной спешке стремятся покинуть побыстрее Японию на арендованном самолете. На этом пути у постановщика нет никаких проблем, автор очень взвешенно выстраивает рассказ с точки зрения ритма и документальности, постоянно стремится разграничить правду и ложь, когда доверие к властям и специалистам по атомной энергетике в лице соседа Мишеля (Жан Франсуа Кэйри, "Мясо", "Все пары делают это") делают ожидания на благоприятный исход событий в высшей степени безнадежным. Ложь, которая вместе с пеплом витает в воздухе, для характера Вьяр активизирует состояние взаимопомощи, когда в сложной реальности личная ответственность за сотрудников заставляет протагонистку преодолевать высший барьер благородства и превращать ее жизнь на несколько дней в ответственную миссию без тени пафоса. С точки зрения наблюдения состояний в экстремальных ситуациях "Падение Токио" Пейона выдает Карин Вьяр не просто полный карт-бланш на роль женщины в состоянии полной эмоциональной неустойчивости и зашкаливающих сомнений, но и еще без всякого сопротивления празднует победу на территории феминизма. Александра иногда - даже слишком настоящая и от этого вызывающая еще больше доверия. Жизнь очень часто спрашивает с таких женщин даже больше, она более требовательна по отношению к ним. В этом случае Пейона очень беспокоит вопрос о том, как остаться живым, чувствующим человеком в мире бизнеса, зачастую слишком дистанцирующегося от повседневного гуманизма. Талант Вьяр показывает сомнительную победу женщины, которая приняла вызов и ориентировалась в первую очередь на человеческий фактор при принятии координационных решений. В то же самое время Александра слишком поздно осознает, что она уже давно находится в заключении у системы ложных привилегий. От этого работа Пейона оправданно использует контрасты между французской суетливостью и беспринципностью и японским смирением и стоицизмом. Винтик финансовой системы, характер Вьяр, у постановщика становится высказыванием на тему принятия ответственных решений теми, кто занимал чаще всего миноритарное положение в бизнесе в силу гендерных особенностей. Кроме того, культурный удар, который Пейон наносит в столкновении между Востоком и Западом, в интерпретации режиссера явно не в пользу последнего. Столкновение воспитанной поколениями японцев солидарности и индивидуализма, эмпатии и жестокости показывают суровую критику постановщиком своих соотечественников и дискриминирующую сотрудников позицию корпораций, бросающих своих сотрудников на произвол обстоятельств в условиях наползающей катастрофы. Благодаря чуткому исполнению роли Вьяр становится тем самым человеком, который оказывается гораздо ближе к культурным и этическим традициям Японии, чем это может показаться ей в первом приближении. Верность, честь, достоинство и профессионализм Пейон практически идентифицирует как приближение к кодексу самурая, делая эти качества выше личных или экономических интересов. Поэтому "Падение Токио" в полной мере отвечает требованиям фильма о гражданской позиции человека, который готов служить другим, быть честным и искренним, уверенно проводя тех, кто находится в зоне ответственности героини Вьяр через самые пугающие и рискованные моменты в жизни.