Не нужно много ума, чтобы сыронизировать по поводу Марка Фридмана, добившегося весьма достойных результатов на продюсерской ниве, будучи в той или иной степени ответственным за выпуск заметных картин разных жанров (от боевика «Точка кипения» /1993/ и остросоциальной драмы «Не глотать» /1997/ до завораживающего триллера «Пиджак» /2005/), но внезапно испытавшего тягу к сочинительству. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Правда, его дебют на данном поприще являлся адаптацией чужого материала – перипетий французского телефильма Кристиана Фора. И кинематографиста, судя по всему, удовлетворил результат «Чёрной бабочки» /2017/, не вызвавшей коммерческого резонанса, но заслужившей достаточно высокие оценки. Во всяком случае осуществить постановку своего второго – уже оригинального – сценария Марк опять доверил Брайану Гудману, который в свою очередь около десяти лет проработал актёром, прежде чем попробовал силы в режиссуре. Знаменательным представляется и участие в проекте Джерарда Батлера (1), не иначе как для разнообразия пожелавшего исполнить роль обычного – среднестатистического – гражданина, оказавшегося в экстремальной ситуации. Для поклонников «звезды» это послужит своеобразным аперитивом в предвкушении долгожданного основного «блюда» – премьеры четвёртой части «Падения Олимпа» /2013/, посвящённой подвигам агента Секретной службы США Майка Бэннинга. Причём не исключено, что в нашей стране картину ждёт даже более тёплый приём, чем за рубежом, – по причине сохраняющегося в кинопрокате дефицита голливудских блокбастеров.
В принципе, зрители не должны испытать разочарование, несмотря на то, что предыдущие гудмановские ленты были всё же посильнее: чувствуется уверенная рука режиссёра, а артист – находится в хорошей творческой форме. Любопытно, что дословный перевод названия («Местонахождение неизвестно» или «Виденная живой в последний раз») заставляет вспомнить старый французский фильм «Последнее известное место жительства» /1970/, а локализованный российский вариант наверняка вызовет в памяти «Исчезнувшую» /2014/. И, что самое забавное, обе ассоциации оказываются ложными. Здесь совсем иная драматическая ситуация, чем у Жозе Джованни, поведавшего о попытках полицейского инспектора Марсо Леонетти найти свидетеля давнего преступления, совершённого членом мафии. И Лиза Спанн, поисками которой занимается благоверный Уилл, к счастью, не вынашивает изощрённый план подобно Эми Данн (в триллере Дэвида Финчера), тоже однажды как сквозь землю провалившейся. Бизнесмен средней руки, не связанный ни с криминалом, ни с правоохранительными органами (зарабатывающий на жизнь в качестве подрядчика в строительной сфере), не верит глазам своим: супруга буквально на несколько минут отлучилась купить воду в магазинчике при автозаправочной станции и… сгинула! Как такое возможно?
Есть изрядная доля истины в утверждениях в том духе, что кинодраматургам всё труднее сочинять привычные для широкого зрителя истории об ограблениях, киднэппинге, убийствах и т.д.: при существующих ныне технических средствах арестовать злоумышленников не представляет для полиции особых проблем. С одной стороны отдавая дань правдоподобию, а с другой – стремясь по максимуму усилить напряжение, авторы начинают повествование с фрагмента импровизированного допроса, учинённого подозреваемому прямо в салоне автомобиля. Тот раскалывается, но предупреждает детектива Патерсона (актёр Расселл Хорнсби далеко не впервые примеряет на себя партию блюстителя закона), что несчастная женщина, скорее всего, уже мертва. Фридман небезосновательно полагает, что, зная о печальном исходе, мы будем иначе смотреть на поведение четы Спаннов, направляющихся (всего за несколько часов до инцидента!) на машине к родителям супруги. Тем более жалко становится Уилла, не теряющего надежду найти Лизу, не желая внимать не лишённым резонов доводам, что она могла сбежать. К тому же, накануне имел место разлад в отношениях, обернувшийся изменой… Герой, к счастью, не позволяет ввести себя в заблуждение, прислушивается к интуиции – и быстро обнаруживает «зацепки».
Лично мне видится не очень достоверной мотивировка персонажа, принявшего решение отправиться в логово преступников на свой страх и риск, без подкрепления, – то ли из нежелания терять время, то ли из смутных опасений, что ему категорически запретят вмешиваться в ход оперативно-розыскных мероприятий, заставив ждать. Мало того, Уилл сам идёт на нарушение закона, фактически похищая смутного (пусть и уверяющего в собственной невиновности) типа, которого считает причастным к исчезновению дражайшей половины. Но в целом Гудман, признаем, неплохо нагнетает саспенс, а Батлер – вполне убедительно показывает преображение человека, собирающего волю в кулак и действующего неистово, без оглядки на нормы необходимой самообороны. С учётом финального поворота становится понятно, ради чего создатели фильма старательно закручивали интригу, осторожно, но настойчиво внушая зрителю мысль, что надежды мужчины тщетны, что в лучшем случае – удастся утолить жажду мести… И всё-таки не сеансе не покидает ощущение, что кинематографисты пытались вложить в историю более глубокий подтекст – спровоцировать на небесполезные рассуждения философского толка.
Вряд ли Марк Фридман и Брайан Гудман не знакомы с блистательным нидерландско-французским психологическим триллером «Исчезновение» /1988/ – или, как минимум, с одноимённым американским римейком (точнее, с повторной экранизацией романа Тима Краббе «Золотое яйцо»), снятым тем же Георгом Слёйзером. Вот и они прибегают к отчасти схожей сюжетной предпосылке, наблюдая, точно в чудовищном психологическом эксперименте, за реакцией индивида, столкнувшегося с тем, что считал нереальным даже теоретически – в сегодняшней-то Америке, где улицы с дорогами забиты камерами видеонаблюдения и у каждого есть смартфон! Разница заключается в том, что в «Пропавшей» нет никакого самозваного мудреца, надеющегося выяснить (на манер Родиона Раскольникова у Фёдора Михайловича Достоевского), является ли тварью дрожащей или право имеет, чуть ли не бросающего вызов основам мироздания, продумавшего всё до мелочей и скрупулёзно анализирующего слабую людскую природу. Мало того, бедная Лиза стала в известном смысле жертвой стечения обстоятельств, показавшихся удачными кучке дерзких провинциалов, вознамерившихся сорвать куш. А посему авторы ближе по духу, скорее, соотечественникам Джону Бэдэму и сценаристу Патрику Шину Дункану, чей замечательный (сильно недооценённый, на мой взгляд) фильм «В последний момент» /1995/ вспоминается незадолго до развязки – почти что в последний момент. Сложно не согласиться с кинематографистами, подводящими к выводам, что, во-первых, слишком наивно исключать вероятность любых, в том числе ужасных, событий, а во-вторых, что отчаиваться – худший вариант того, как можно поступить. В Библии (Книга Екклесиаста, глава 9, стих 4) недаром сказано, что «кто находится между живыми, тому есть ещё надежда». Да и обратное утверждение зачастую верно!
_______
1 – Значащегося в титрах, заметим уж кстати, продюсером (одним из многих).
7
,1
2022, США, Триллеры
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не нужно много ума, чтобы сыронизировать по поводу Марка Фридмана, добившегося весьма достойных результатов на продюсерской ниве, будучи в той или иной степени ответственным за выпуск заметных картин разных жанров (от боевика «Точка кипения» /1993/ и остросоциальной драмы «Не глотать» /1997/ до завораживающего триллера «Пиджак» /2005/), но внезапно испытавшего тягу к сочинительству. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Правда, его дебют на данном поприще являлся адаптацией чужого материала – перипетий французского телефильма Кристиана Фора. И кинематографиста, судя по всему, удовлетворил результат «Чёрной бабочки» /2017/, не вызвавшей коммерческого резонанса, но заслужившей достаточно высокие оценки. Во всяком случае осуществить постановку своего второго – уже оригинального – сценария Марк опять доверил Брайану Гудману, который в свою очередь около десяти лет проработал актёром, прежде чем попробовал силы в режиссуре. Знаменательным представляется и участие в проекте Джерарда Батлера (1), не иначе как для разнообразия пожелавшего исполнить роль обычного – среднестатистического – гражданина, оказавшегося в экстремальной ситуации. Для поклонников «звезды» это послужит своеобразным аперитивом в предвкушении долгожданного основного «блюда» – премьеры четвёртой части «Падения Олимпа» /2013/, посвящённой подвигам агента Секретной службы США Майка Бэннинга. Причём не исключено, что в нашей стране картину ждёт даже более тёплый приём, чем за рубежом, – по причине сохраняющегося в кинопрокате дефицита голливудских блокбастеров. В принципе, зрители не должны испытать разочарование, несмотря на то, что предыдущие гудмановские ленты были всё же посильнее: чувствуется уверенная рука режиссёра, а артист – находится в хорошей творческой форме. Любопытно, что дословный перевод названия («Местонахождение неизвестно» или «Виденная живой в последний раз») заставляет вспомнить старый французский фильм «Последнее известное место жительства» /1970/, а локализованный российский вариант наверняка вызовет в памяти «Исчезнувшую» /2014/. И, что самое забавное, обе ассоциации оказываются ложными. Здесь совсем иная драматическая ситуация, чем у Жозе Джованни, поведавшего о попытках полицейского инспектора Марсо Леонетти найти свидетеля давнего преступления, совершённого членом мафии. И Лиза Спанн, поисками которой занимается благоверный Уилл, к счастью, не вынашивает изощрённый план подобно Эми Данн (в триллере Дэвида Финчера), тоже однажды как сквозь землю провалившейся. Бизнесмен средней руки, не связанный ни с криминалом, ни с правоохранительными органами (зарабатывающий на жизнь в качестве подрядчика в строительной сфере), не верит глазам своим: супруга буквально на несколько минут отлучилась купить воду в магазинчике при автозаправочной станции и… сгинула! Как такое возможно? Есть изрядная доля истины в утверждениях в том духе, что кинодраматургам всё труднее сочинять привычные для широкого зрителя истории об ограблениях, киднэппинге, убийствах и т.д.: при существующих ныне технических средствах арестовать злоумышленников не представляет для полиции особых проблем. С одной стороны отдавая дань правдоподобию, а с другой – стремясь по максимуму усилить напряжение, авторы начинают повествование с фрагмента импровизированного допроса, учинённого подозреваемому прямо в салоне автомобиля. Тот раскалывается, но предупреждает детектива Патерсона (актёр Расселл Хорнсби далеко не впервые примеряет на себя партию блюстителя закона), что несчастная женщина, скорее всего, уже мертва. Фридман небезосновательно полагает, что, зная о печальном исходе, мы будем иначе смотреть на поведение четы Спаннов, направляющихся (всего за несколько часов до инцидента!) на машине к родителям супруги. Тем более жалко становится Уилла, не теряющего надежду найти Лизу, не желая внимать не лишённым резонов доводам, что она могла сбежать. К тому же, накануне имел место разлад в отношениях, обернувшийся изменой… Герой, к счастью, не позволяет ввести себя в заблуждение, прислушивается к интуиции – и быстро обнаруживает «зацепки». Лично мне видится не очень достоверной мотивировка персонажа, принявшего решение отправиться в логово преступников на свой страх и риск, без подкрепления, – то ли из нежелания терять время, то ли из смутных опасений, что ему категорически запретят вмешиваться в ход оперативно-розыскных мероприятий, заставив ждать. Мало того, Уилл сам идёт на нарушение закона, фактически похищая смутного (пусть и уверяющего в собственной невиновности) типа, которого считает причастным к исчезновению дражайшей половины. Но в целом Гудман, признаем, неплохо нагнетает саспенс, а Батлер – вполне убедительно показывает преображение человека, собирающего волю в кулак и действующего неистово, без оглядки на нормы необходимой самообороны. С учётом финального поворота становится понятно, ради чего создатели фильма старательно закручивали интригу, осторожно, но настойчиво внушая зрителю мысль, что надежды мужчины тщетны, что в лучшем случае – удастся утолить жажду мести… И всё-таки не сеансе не покидает ощущение, что кинематографисты пытались вложить в историю более глубокий подтекст – спровоцировать на небесполезные рассуждения философского толка. Вряд ли Марк Фридман и Брайан Гудман не знакомы с блистательным нидерландско-французским психологическим триллером «Исчезновение» /1988/ – или, как минимум, с одноимённым американским римейком (точнее, с повторной экранизацией романа Тима Краббе «Золотое яйцо»), снятым тем же Георгом Слёйзером. Вот и они прибегают к отчасти схожей сюжетной предпосылке, наблюдая, точно в чудовищном психологическом эксперименте, за реакцией индивида, столкнувшегося с тем, что считал нереальным даже теоретически – в сегодняшней-то Америке, где улицы с дорогами забиты камерами видеонаблюдения и у каждого есть смартфон! Разница заключается в том, что в «Пропавшей» нет никакого самозваного мудреца, надеющегося выяснить (на манер Родиона Раскольникова у Фёдора Михайловича Достоевского), является ли тварью дрожащей или право имеет, чуть ли не бросающего вызов основам мироздания, продумавшего всё до мелочей и скрупулёзно анализирующего слабую людскую природу. Мало того, бедная Лиза стала в известном смысле жертвой стечения обстоятельств, показавшихся удачными кучке дерзких провинциалов, вознамерившихся сорвать куш. А посему авторы ближе по духу, скорее, соотечественникам Джону Бэдэму и сценаристу Патрику Шину Дункану, чей замечательный (сильно недооценённый, на мой взгляд) фильм «В последний момент» /1995/ вспоминается незадолго до развязки – почти что в последний момент. Сложно не согласиться с кинематографистами, подводящими к выводам, что, во-первых, слишком наивно исключать вероятность любых, в том числе ужасных, событий, а во-вторых, что отчаиваться – худший вариант того, как можно поступить. В Библии (Книга Екклесиаста, глава 9, стих 4) недаром сказано, что «кто находится между живыми, тому есть ещё надежда». Да и обратное утверждение зачастую верно! _______ 1 – Значащегося в титрах, заметим уж кстати, продюсером (одним из многих).