Дебютный фантастический триллер "Рубикон" австрийского режиссера Магдалены Лаурич представляет взгляд на недалекое будущее через экологический апокалипсис и находит множество дискуссионных тем для обсуждения с точки зрения поведения и мотиваций трех астронавтов, запертых по воле судьбы на орбитальной станции. Гуманизм и последние надежды человечества на спасение с точки зрения постановщицы преломляются в плоскости намерений лживых корпораций, захвативших контроль над планетой и построивших для избранных биологические купола, которые позволяют долгое время существовать автономно. Спасение популяции землян у Лаурич оказывается в руках трех разнополярных персонажей - Ханны Вагнер (Джулия Франц Рихтер, "Ундина"), бывшей военной, которая послана на корабль для промышленного шпионажа, общественного активиста и химика Гэвина Эбботта (Джордж Благден, сериал "Версаль", "Кровавая луна") и биолога Дмитрия Крылова (Марк Иванир, сериал "Вдали", "Эсав").
Экранная история, написанная Лаурич в соавторстве со сценаристом Элизабет Шмид ("На пределе. История легенды"), стремится представить по-своему уникальный для b-movie взгляд на космос, и с визуальной точки зрения лента обладает особенной притягательностью стерильных клаустрофобных помещений. Если учесть, что искусственная гравитация в кадре существует по определению, то проект Лаурич в большей степени напоминает телеспектакль с малым актерским составом, обширной интригой и огромными надеждами на передовые технологии. В режиссерской интерпретации космическое путешествие становится экстремальным способом порассуждать на серьезные темы, а антураж пространства выводит на первый план все-таки очень тщательные исследования центральных персонажей и столкновения их жизненных ценностей.
Коллапс в глобальных событиях помогает Лаурич с настройками нарратива и не претендует на глубокое погружение в масштабы катастрофы. Гораздо в большей степени постановщицу интересуют вопросы человеческой морали и личного выбора каждого из характеров относительно спасения горстки выживших на Земле. Идея о спасении космическом ковчеге образцов водорослей для дальнейшего использования в генерации кислорода у Лаурич приобретает форму главного сюжетного переключателя и позволяют построить фильм как диалог между надеждой и отчаянием с множеством оттенков. Поэтому "Рубикон" оправдывает свое сакральное название и эксплуатирует климатический кризис с точки зрения возможностей спасения человечества и его дальнейшего выживания.
Благодаря "Рубикону" Лаурич очень четко разделяет два возможных варианта развития событий в проекте - готовность экипажа совершить самоубийственную по степени опасности миссию по возвращению на Землю с запасом водорослей или же полностью проигнорировать принятые сигналы и сосредоточиться только на собственном спасении, принимая нынешний статус обреченных отшельников. Благодаря режиссерской работе уровень готовности к риску у Ханны, Гэвина и Дмитрия оказывается далеко не одинаковым. И если героиня Рихтер выведена как прямолинейный типаж, то постоянно действующий подобно голосу разума персонаж Иванира оказывается тем самым противовесом истории, эгоистом, которого не интересуют возможности спасения тех, кто остался на Земле. Наиболее интересен в ленте характер Джорджа Благдена, готовый принять на себя груз ответственности за человечество, и в то же самое время тяготеющий к суициду тип, который слишком заражен благородными идеями.
Драматургия Лаурич вполне убедительна, из-за отсутствия спецэффектов она непрерывно дергает за невидимые ниточки персонажей, заставляя их в диалогах между собой выяснять как видение разного рода перспектив, так и обсуждать этические вопросы. В большей степени режиссера интересует уровень депрессии и разочарований у тех, кто ощущает себя последними представителями человечества. Очевидно, что романтическая линия между Ханной и Гэвином будет преподноситься Лаурич не как большая любовь, а прагматичная необходимость ради продолжения рода. Как ученый Дмитрий позволяет себе допустимую степень вольнодумства и никогда не скрывает иронии и сарказма по отношению к своим товарищам по космическому заточению.
Научно-фантастическая сторона проекта Лаурич остается некой ширмой, изящной по своей простоте, но именно она заставляет зрителей попытаться поставить себя на место персонажей и поразмышлять о том, что они сделали бы сами в такой ситуации. Набор ролевых моделей - привыкшая решать поставленные задачи карьеристка, восторженный гуманист и умный скептик - дает возможность задуматься об особенностях человеческой натуры при восприятии одних и тех же фатальных событий. Однако это не позволяет Лаурич выйти на уровень жанрового прорыва из-за относительно слабого саспенса, который в большей степени становится путем вопросов и ответов, где цинизм выживших на Земле ставит большой знак вопроса относительно возвратной миссии.
С точки зрения авторского послания "Рубикон" Магдалены Лаурич полностью справляется с поставленной задачей и рассказывает о настоящем страхе перед наступающими тревожными временами, передавая это беспокойство в нарративе. Постановщица постоянно апеллирует не столько к логике, сколько к чувствам и добивается в ленте необходимого присутствия недоверия - никто из оставшихся в живых в этой тройке никогда не будет доверять до конца другим. Мир, который сузился до пределов станции, будет мотивировать центральных персонажей и проверять их на значимость друг для друга, однако творческий метод Лаурич сродни методу психотерапевта, когда герои больше и больше говорят о проблемах, но осознают свою безнадежность бытия ввиду принципиальной разницы во взглядах.
Трое в космическом корабле по-прежнему, по мысли режиссера, оказываются заложниками принесенных с Земли социальных штампов и установок, тем не менее, Лаурич постоянно стремится продвинуть мысль о том, что необходимо отказаться от пестрящего привилегиями прошлого ради рискованного будущего. Мрачная история выносит приговор человеческому высокомерию по отношению к окружающей среде и в то же самое время старается изо всех сил найти положительные стороны в сосредоточенном на своем изобретении Дмитрии, который в большей степени, чем другие характеры является носителем острого экзистенциального кризиса. Структурно работа Лаурич движется от дилемм о выживании, когда Ханна, Гэвин и Дмитрий выступают первоначально как абсолютно чужие люди, в сторону углубления смыслов и поисков общности во втором акте. Хрупкие связи между протагонистами постоянно рвутся, однако в третьем акте взаимопонимание достигает апогея, что позволяет Лаурич ввести дополнительную порцию откровений от персонажа Рихтер и ввергнуть Гэвина в окончательный эмоциональный штопор.
Любопытно, что ход развития событий постановщица дважды направляет по пути deus ex machina и тем самым оставляет надежду на жестокие чудеса в существовании тех, кто бунтует против своей обреченности. Основой работы Лаурич становится не сам конец света как таковой, а его воздействие на фигуры главных персонажей. Это поднимает планку фильма и выдает ответственную работу, где межличностные конфликты подменяют собой саспенс и делают возможным представить ленту не как камерную антиутопию, а как определенный опыт проживания в напряженных условиях, где надежда полностью отсутствует. Поэтому "Рубикон" из морального выбора и экологических страхов отправляет сообщение о заигравшихся корпоративных богах, чьи жадность и беспринципность не имеют ничего общего с необходимостью спасения. Чистота намерений Лаурич оказывается серьезной заявкой на более откровенные и бескомпромиссные авторские высказывания.
5
,7
2022, Фантастика
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютный фантастический триллер "Рубикон" австрийского режиссера Магдалены Лаурич представляет взгляд на недалекое будущее через экологический апокалипсис и находит множество дискуссионных тем для обсуждения с точки зрения поведения и мотиваций трех астронавтов, запертых по воле судьбы на орбитальной станции. Гуманизм и последние надежды человечества на спасение с точки зрения постановщицы преломляются в плоскости намерений лживых корпораций, захвативших контроль над планетой и построивших для избранных биологические купола, которые позволяют долгое время существовать автономно. Спасение популяции землян у Лаурич оказывается в руках трех разнополярных персонажей - Ханны Вагнер (Джулия Франц Рихтер, "Ундина"), бывшей военной, которая послана на корабль для промышленного шпионажа, общественного активиста и химика Гэвина Эбботта (Джордж Благден, сериал "Версаль", "Кровавая луна") и биолога Дмитрия Крылова (Марк Иванир, сериал "Вдали", "Эсав"). Экранная история, написанная Лаурич в соавторстве со сценаристом Элизабет Шмид ("На пределе. История легенды"), стремится представить по-своему уникальный для b-movie взгляд на космос, и с визуальной точки зрения лента обладает особенной притягательностью стерильных клаустрофобных помещений. Если учесть, что искусственная гравитация в кадре существует по определению, то проект Лаурич в большей степени напоминает телеспектакль с малым актерским составом, обширной интригой и огромными надеждами на передовые технологии. В режиссерской интерпретации космическое путешествие становится экстремальным способом порассуждать на серьезные темы, а антураж пространства выводит на первый план все-таки очень тщательные исследования центральных персонажей и столкновения их жизненных ценностей. Коллапс в глобальных событиях помогает Лаурич с настройками нарратива и не претендует на глубокое погружение в масштабы катастрофы. Гораздо в большей степени постановщицу интересуют вопросы человеческой морали и личного выбора каждого из характеров относительно спасения горстки выживших на Земле. Идея о спасении космическом ковчеге образцов водорослей для дальнейшего использования в генерации кислорода у Лаурич приобретает форму главного сюжетного переключателя и позволяют построить фильм как диалог между надеждой и отчаянием с множеством оттенков. Поэтому "Рубикон" оправдывает свое сакральное название и эксплуатирует климатический кризис с точки зрения возможностей спасения человечества и его дальнейшего выживания. Благодаря "Рубикону" Лаурич очень четко разделяет два возможных варианта развития событий в проекте - готовность экипажа совершить самоубийственную по степени опасности миссию по возвращению на Землю с запасом водорослей или же полностью проигнорировать принятые сигналы и сосредоточиться только на собственном спасении, принимая нынешний статус обреченных отшельников. Благодаря режиссерской работе уровень готовности к риску у Ханны, Гэвина и Дмитрия оказывается далеко не одинаковым. И если героиня Рихтер выведена как прямолинейный типаж, то постоянно действующий подобно голосу разума персонаж Иванира оказывается тем самым противовесом истории, эгоистом, которого не интересуют возможности спасения тех, кто остался на Земле. Наиболее интересен в ленте характер Джорджа Благдена, готовый принять на себя груз ответственности за человечество, и в то же самое время тяготеющий к суициду тип, который слишком заражен благородными идеями. Драматургия Лаурич вполне убедительна, из-за отсутствия спецэффектов она непрерывно дергает за невидимые ниточки персонажей, заставляя их в диалогах между собой выяснять как видение разного рода перспектив, так и обсуждать этические вопросы. В большей степени режиссера интересует уровень депрессии и разочарований у тех, кто ощущает себя последними представителями человечества. Очевидно, что романтическая линия между Ханной и Гэвином будет преподноситься Лаурич не как большая любовь, а прагматичная необходимость ради продолжения рода. Как ученый Дмитрий позволяет себе допустимую степень вольнодумства и никогда не скрывает иронии и сарказма по отношению к своим товарищам по космическому заточению. Научно-фантастическая сторона проекта Лаурич остается некой ширмой, изящной по своей простоте, но именно она заставляет зрителей попытаться поставить себя на место персонажей и поразмышлять о том, что они сделали бы сами в такой ситуации. Набор ролевых моделей - привыкшая решать поставленные задачи карьеристка, восторженный гуманист и умный скептик - дает возможность задуматься об особенностях человеческой натуры при восприятии одних и тех же фатальных событий. Однако это не позволяет Лаурич выйти на уровень жанрового прорыва из-за относительно слабого саспенса, который в большей степени становится путем вопросов и ответов, где цинизм выживших на Земле ставит большой знак вопроса относительно возвратной миссии. С точки зрения авторского послания "Рубикон" Магдалены Лаурич полностью справляется с поставленной задачей и рассказывает о настоящем страхе перед наступающими тревожными временами, передавая это беспокойство в нарративе. Постановщица постоянно апеллирует не столько к логике, сколько к чувствам и добивается в ленте необходимого присутствия недоверия - никто из оставшихся в живых в этой тройке никогда не будет доверять до конца другим. Мир, который сузился до пределов станции, будет мотивировать центральных персонажей и проверять их на значимость друг для друга, однако творческий метод Лаурич сродни методу психотерапевта, когда герои больше и больше говорят о проблемах, но осознают свою безнадежность бытия ввиду принципиальной разницы во взглядах. Трое в космическом корабле по-прежнему, по мысли режиссера, оказываются заложниками принесенных с Земли социальных штампов и установок, тем не менее, Лаурич постоянно стремится продвинуть мысль о том, что необходимо отказаться от пестрящего привилегиями прошлого ради рискованного будущего. Мрачная история выносит приговор человеческому высокомерию по отношению к окружающей среде и в то же самое время старается изо всех сил найти положительные стороны в сосредоточенном на своем изобретении Дмитрии, который в большей степени, чем другие характеры является носителем острого экзистенциального кризиса. Структурно работа Лаурич движется от дилемм о выживании, когда Ханна, Гэвин и Дмитрий выступают первоначально как абсолютно чужие люди, в сторону углубления смыслов и поисков общности во втором акте. Хрупкие связи между протагонистами постоянно рвутся, однако в третьем акте взаимопонимание достигает апогея, что позволяет Лаурич ввести дополнительную порцию откровений от персонажа Рихтер и ввергнуть Гэвина в окончательный эмоциональный штопор. Любопытно, что ход развития событий постановщица дважды направляет по пути deus ex machina и тем самым оставляет надежду на жестокие чудеса в существовании тех, кто бунтует против своей обреченности. Основой работы Лаурич становится не сам конец света как таковой, а его воздействие на фигуры главных персонажей. Это поднимает планку фильма и выдает ответственную работу, где межличностные конфликты подменяют собой саспенс и делают возможным представить ленту не как камерную антиутопию, а как определенный опыт проживания в напряженных условиях, где надежда полностью отсутствует. Поэтому "Рубикон" из морального выбора и экологических страхов отправляет сообщение о заигравшихся корпоративных богах, чьи жадность и беспринципность не имеют ничего общего с необходимостью спасения. Чистота намерений Лаурич оказывается серьезной заявкой на более откровенные и бескомпромиссные авторские высказывания.