По состоянию на «доковидный» 2019-й год, 44% индийского кинорынка занимали фильмы на хинди, а за второе место упорно боролись картины на тамильском языке и на телугу, доли которых составляли по 13%. Цифры можно счесть незначительными лишь по недомыслию: если сделать поправку на численность населения, каждая из этих киноиндустрий по масштабу – значительно превосходит киноотрасль Российской Федерации. Предположение подтверждает и объём кассовых сборов: доход, принесённый «Бахубали: Рождением легенды» /2017/, установившим рекорд объединивших усилия Колливуда (1) и Толливуда, заметно превышает показатели (в долларовом эквиваленте) и «Холопа» /2019/, и «Движения вверх» /2019/, и «Сталинграда» /2013/… Вот и в уходящем году не обошлось без приятных сюрпризов для зрителей, говорящих по-тамильски. Хотя в лидеры уверенно выбились конкуренты, представившие роскошные исторические (точнее, как бы исторические) постановки «RRR: Рядом ревёт революция» /2022/ и «Золотые прииски Колара: Глава 2» /2022/, снятые соответственно на языках телугу и каннада, «Викрам» прошёл в прокате достойно и, кстати, заслужил положительные отзывы критиков.
Последнее обстоятельство, пожалуй, не менее принципиально, чем первое. В своё время «Викрам» /1986/ преподносился прорывом тамошнего кинопропрома – на том основании, что израсходованная на съёмки солидная сумма INR1 крор (10 млн. рупий по тогдашнему курсу соответствовали $700-800 тыс.) восьмикратно окупилась в прокате. Причём, если судить по косвенным признакам (например, по оценкам пользователей сайта Internet Movie Database), индийцы по-прежнему придерживаются высокого мнения о картине Раджасекара, малоизвестной за рубежом. Вместе с тем доступные в Интернете материалы (рекламный ролик, краткие фрагменты и т.д.) исчерпывающе объясняют скептический настрой рецензентов. Волей-неволей напрашивается предположение, что лента представляла из себя столь же бесхитростное и убогое подражание «бондиане», как болливудский «Коммандос» /1988/ Баббара Субхаша – заокеанским боевикам (от «Коммандо» /1985/ до «Американского ниндзя» /1985/). Камалу Хассану, держащему пистолет с глушителем, походить на Шона Коннери удавалось не лучше, чем Митхуну Чакраборти – имитировать сразу Арнольда Шварценеггера и Майкла Дудикоффа. Стоило ли вообще возвращаться к таким сомнительным истокам?
Как ни странно, стоило, и дело отнюдь не только в ностальгических порывах относительно молодого Локеша Канагараджа. Сам факт того, что затраты на нового «Викрама» (правда, получившего статус не полноценного сиквела, а условного продолжения; в англоязычном киноведении используется термин «spiritual successor», то есть ‘преемник по духу’) составили, по разным данным, в 120-150 раз больше, чем у старого, куда как красноречив! Это действительно выход на качественно иной уровень зрелищности. Конечно, говорить о радикальном избавлении от западного влияния некорректно (да и авторы вряд ли преследовали подобную цель), но вот об усвоении чужих наработок – вполне. Режиссёр-кинодраматург сохраняет толику сознательной наивности в трактовке окружающей реальности, без чего коммерческую кинопродукцию Индии никто не представляет. При этом не сказать, чтобы музыкально-танцевальные номера, носящие обязательный, почти ритуальный характер, выражающие национальную культуру, не гармонировали с перипетиями типичного полицейско-криминального детектива. В «Викраме» хватает перестрелок со взрывами, а в первую очередь – замысловатых рукопашных поединков (в том числе массовых), отвечающих по сложности и виртуозности хореографии всем современным стандартам. И стандартам по части натурализма тоже: теперь (после зубодробительных хитов с тайцем Тони Джаа и индонезийцем Ико Ювайсом – точно) без сломанных конечностей и раскрошенных черепов не обойтись. Забавно, что от брутальных мужчин не отстаёт, вступая в схватку с нападающими, пожилая женщина, скрывавшая от знакомых, что является агентом Тиной.
Нельзя не отдать Локешу, написавшему сценарий на пару с Ратной Кумаром, должное в умении грамотно выстроить действие, что особенно важно при внушительном хронометраже (на сеансе даже предполагается антракт, как на двухсерийных кинолентах). Первая половина фабулы сосредоточена на деятельности отряда, занимающегося тайными операциями («black ops») и привлечённого по инициативе начальника полиции, чтобы установить личности и нейтрализовать злоумышленников в чёрных масках, учиняющих самовольные расправы на камеру. Амару, возглавляющему подразделение, не даёт покоя прошлое некоего Карнана, чьи родственники сообщают противоречивые сведения. Интуиция подсказывает ему, что не может индивид сочетать в себе качества алкоголика, наркомана, развратника, регулярно наведывающегося в публичный дом, и примерного семьянина, заботящегося о малыше своего приёмного сына, страдающем редким заболеванием. Дальнейшее расследование подтверждает правильность догадки… Не стану утверждать, будто сюрприз, припасённый создателями аккурат на середину повествования, поражает так же, как развязка «Психо» /1960/ Альфреда Хичкока или «Подозрительных лиц» /1995/ Брайана Сингера, тем более что название ленты недвусмысленно обещает: Викрам вернётся. Обязан вернуться. Не может не вернуться. Но сюжетный ход всё равно срабатывает неплохо. То, к чему публика подспудно готовилась, наконец-то случается.
Хасан, исполнивший свыше двух сотен (!) киноролей, с возрастом не только не утратил харизмы – напротив, смотрится настолько убедительно, что как раз тут параллель с персоной сэра Коннери (на позднем этапе карьеры, вовсе не ставшем «закатом») представляется уместной. Агент Викрам играючи доказывает, что есть ещё порох в пороховницах – и что готов в одиночку одолеть с дюжину противников за раз. Но главным является, конечно, не физическая сила. Узнав, кто скрывается под фамилией Карнан, Амар официально заявляет, что умывает руки – что не собирается вступать в конфронтацию с безмерно почитаемым человеком-легендой. И тот в свою очередь не обманывает надежд. Теневой оперативник собрал команду профессионалов не просто лояльных, а хорошо мотивированных, воспринимающих борьбу с преступниками как персональную миссию. Он резонно разъясняет подопечным, что месть конкретным виновникам не поможет коренным образом переломить ситуацию – очистить индийское общество от тяги к дурману: надо нанести удар в болевую точку организованной преступности, тесно связанной с представителями правоохранительных органов и властей. По ассоциации это вызывает в памяти давний американский боевик «Организация» /1971/, где темнокожий лейтенант полиции Сан-Франциско Вирджил Тиббс (в исполнении Сидни Пуатье) обнаруживал существование группы сознательных граждан, объединившихся по зову совести, как и люди Викрама, дабы пресечь разгул наркомафии – методами городских революционеров. Правда, Канагарадж, в отличие от коллеги из-за океана, не стремится к реалистичности – не скрывает демонстративно мифологизированный (почти сказочный) характер действа. Запрещённые законом психоактивные химические вещества не помогут негодяям одолеть того, кто движим высокими, благородными мотивами. Локешу хватает таланта, чтобы пафос звучал заразительно, но не воспринимался лобовым. Любопытно, что режиссёр вознамерился сотворить кинематографическую Вселенную имени себя, проанонсировав премьеры ещё минимум пяти фильмов, действие которых будет разворачиваться в той же художественной реальности, где произошли события «Викрама» и «Узника» /2019/.
_______
1 – Термин возник по аналогии с Голливудом – от наименования района Кодамбаккам города Ченаи, расположенного на юге страны.
7
,1
2022, Боевики
171 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
По состоянию на «доковидный» 2019-й год, 44% индийского кинорынка занимали фильмы на хинди, а за второе место упорно боролись картины на тамильском языке и на телугу, доли которых составляли по 13%. Цифры можно счесть незначительными лишь по недомыслию: если сделать поправку на численность населения, каждая из этих киноиндустрий по масштабу – значительно превосходит киноотрасль Российской Федерации. Предположение подтверждает и объём кассовых сборов: доход, принесённый «Бахубали: Рождением легенды» /2017/, установившим рекорд объединивших усилия Колливуда (1) и Толливуда, заметно превышает показатели (в долларовом эквиваленте) и «Холопа» /2019/, и «Движения вверх» /2019/, и «Сталинграда» /2013/… Вот и в уходящем году не обошлось без приятных сюрпризов для зрителей, говорящих по-тамильски. Хотя в лидеры уверенно выбились конкуренты, представившие роскошные исторические (точнее, как бы исторические) постановки «RRR: Рядом ревёт революция» /2022/ и «Золотые прииски Колара: Глава 2» /2022/, снятые соответственно на языках телугу и каннада, «Викрам» прошёл в прокате достойно и, кстати, заслужил положительные отзывы критиков. Последнее обстоятельство, пожалуй, не менее принципиально, чем первое. В своё время «Викрам» /1986/ преподносился прорывом тамошнего кинопропрома – на том основании, что израсходованная на съёмки солидная сумма INR1 крор (10 млн. рупий по тогдашнему курсу соответствовали $700-800 тыс.) восьмикратно окупилась в прокате. Причём, если судить по косвенным признакам (например, по оценкам пользователей сайта Internet Movie Database), индийцы по-прежнему придерживаются высокого мнения о картине Раджасекара, малоизвестной за рубежом. Вместе с тем доступные в Интернете материалы (рекламный ролик, краткие фрагменты и т.д.) исчерпывающе объясняют скептический настрой рецензентов. Волей-неволей напрашивается предположение, что лента представляла из себя столь же бесхитростное и убогое подражание «бондиане», как болливудский «Коммандос» /1988/ Баббара Субхаша – заокеанским боевикам (от «Коммандо» /1985/ до «Американского ниндзя» /1985/). Камалу Хассану, держащему пистолет с глушителем, походить на Шона Коннери удавалось не лучше, чем Митхуну Чакраборти – имитировать сразу Арнольда Шварценеггера и Майкла Дудикоффа. Стоило ли вообще возвращаться к таким сомнительным истокам? Как ни странно, стоило, и дело отнюдь не только в ностальгических порывах относительно молодого Локеша Канагараджа. Сам факт того, что затраты на нового «Викрама» (правда, получившего статус не полноценного сиквела, а условного продолжения; в англоязычном киноведении используется термин «spiritual successor», то есть ‘преемник по духу’) составили, по разным данным, в 120-150 раз больше, чем у старого, куда как красноречив! Это действительно выход на качественно иной уровень зрелищности. Конечно, говорить о радикальном избавлении от западного влияния некорректно (да и авторы вряд ли преследовали подобную цель), но вот об усвоении чужих наработок – вполне. Режиссёр-кинодраматург сохраняет толику сознательной наивности в трактовке окружающей реальности, без чего коммерческую кинопродукцию Индии никто не представляет. При этом не сказать, чтобы музыкально-танцевальные номера, носящие обязательный, почти ритуальный характер, выражающие национальную культуру, не гармонировали с перипетиями типичного полицейско-криминального детектива. В «Викраме» хватает перестрелок со взрывами, а в первую очередь – замысловатых рукопашных поединков (в том числе массовых), отвечающих по сложности и виртуозности хореографии всем современным стандартам. И стандартам по части натурализма тоже: теперь (после зубодробительных хитов с тайцем Тони Джаа и индонезийцем Ико Ювайсом – точно) без сломанных конечностей и раскрошенных черепов не обойтись. Забавно, что от брутальных мужчин не отстаёт, вступая в схватку с нападающими, пожилая женщина, скрывавшая от знакомых, что является агентом Тиной. Нельзя не отдать Локешу, написавшему сценарий на пару с Ратной Кумаром, должное в умении грамотно выстроить действие, что особенно важно при внушительном хронометраже (на сеансе даже предполагается антракт, как на двухсерийных кинолентах). Первая половина фабулы сосредоточена на деятельности отряда, занимающегося тайными операциями («black ops») и привлечённого по инициативе начальника полиции, чтобы установить личности и нейтрализовать злоумышленников в чёрных масках, учиняющих самовольные расправы на камеру. Амару, возглавляющему подразделение, не даёт покоя прошлое некоего Карнана, чьи родственники сообщают противоречивые сведения. Интуиция подсказывает ему, что не может индивид сочетать в себе качества алкоголика, наркомана, развратника, регулярно наведывающегося в публичный дом, и примерного семьянина, заботящегося о малыше своего приёмного сына, страдающем редким заболеванием. Дальнейшее расследование подтверждает правильность догадки… Не стану утверждать, будто сюрприз, припасённый создателями аккурат на середину повествования, поражает так же, как развязка «Психо» /1960/ Альфреда Хичкока или «Подозрительных лиц» /1995/ Брайана Сингера, тем более что название ленты недвусмысленно обещает: Викрам вернётся. Обязан вернуться. Не может не вернуться. Но сюжетный ход всё равно срабатывает неплохо. То, к чему публика подспудно готовилась, наконец-то случается. Хасан, исполнивший свыше двух сотен (!) киноролей, с возрастом не только не утратил харизмы – напротив, смотрится настолько убедительно, что как раз тут параллель с персоной сэра Коннери (на позднем этапе карьеры, вовсе не ставшем «закатом») представляется уместной. Агент Викрам играючи доказывает, что есть ещё порох в пороховницах – и что готов в одиночку одолеть с дюжину противников за раз. Но главным является, конечно, не физическая сила. Узнав, кто скрывается под фамилией Карнан, Амар официально заявляет, что умывает руки – что не собирается вступать в конфронтацию с безмерно почитаемым человеком-легендой. И тот в свою очередь не обманывает надежд. Теневой оперативник собрал команду профессионалов не просто лояльных, а хорошо мотивированных, воспринимающих борьбу с преступниками как персональную миссию. Он резонно разъясняет подопечным, что месть конкретным виновникам не поможет коренным образом переломить ситуацию – очистить индийское общество от тяги к дурману: надо нанести удар в болевую точку организованной преступности, тесно связанной с представителями правоохранительных органов и властей. По ассоциации это вызывает в памяти давний американский боевик «Организация» /1971/, где темнокожий лейтенант полиции Сан-Франциско Вирджил Тиббс (в исполнении Сидни Пуатье) обнаруживал существование группы сознательных граждан, объединившихся по зову совести, как и люди Викрама, дабы пресечь разгул наркомафии – методами городских революционеров. Правда, Канагарадж, в отличие от коллеги из-за океана, не стремится к реалистичности – не скрывает демонстративно мифологизированный (почти сказочный) характер действа. Запрещённые законом психоактивные химические вещества не помогут негодяям одолеть того, кто движим высокими, благородными мотивами. Локешу хватает таланта, чтобы пафос звучал заразительно, но не воспринимался лобовым. Любопытно, что режиссёр вознамерился сотворить кинематографическую Вселенную имени себя, проанонсировав премьеры ещё минимум пяти фильмов, действие которых будет разворачиваться в той же художественной реальности, где произошли события «Викрама» и «Узника» /2019/. _______ 1 – Термин возник по аналогии с Голливудом – от наименования района Кодамбаккам города Ченаи, расположенного на юге страны.