Фильм ужасов 2022 года "Заклятие Абизу" режиссера Оливера Парка ("Страшные истории, рассказанные на ночь") дает отличный шанс онлайн смотреть на трансформацию еврейских мистических традиций внутри трагической истории о том, как можно запечатать страшного демона внутри человеческого тела. Постановщик использует концепт жертвоприношения, подобного по масштабам тому, как хотел совершить библейский Авраам, чтобы пролить собственную кровь ради стремления к очищению духа, и очень точно показывает живучесть подобных моментов внутри коллективного бессознательного. Для Парка характерно изменение направления нарратива, он движется от одержимых голодных тварей и мертвых детей в гораздо более темные области иудейской мифологии.
Режиссер вместе со сценаристами Хэнком Хоффманом и Джонатаном Юнгером находит вдохновение внутри Каббалы, сакральных геометрических построений и мифа, посвященного демону Абизу, вызывающему выкидыши у беременных женщин. Внешняя канва проекта Парка совсем не похожа на фильмы ужасов и могла бы послужить основой для инди-драмы, когда внутрь замкнутого еврейского сообщества в Бруклине пытается проникнуть посторонняя, беременная Клэр (Эмили Вайсман, сериал "Сумерки", "Винчестер. Дом, который построили призраки"), которая замужем за Артуром (Ник Блад, сериалы "Андор" и "Эйфория"), молодым агентом по продаже недвижимости. В режиссерском представлении конфликт возникает на уровне протыкания некого религиозного пузыря, когда появление новой женщины в традиционном еврейском доме сродни появлению язычницы, в стремлении героя Блада вернуться к утерянным строгим хасидским традициям.
Блудный сын Артур, женившийся на шиксе Клэр, вызвал гнев ортодоксального отца Сола (Аллан Кордунер, "Тар", "Операция "Финал"), владеющего похоронным бюро и построившим морг в подвале собственного дома. Само собой, такое отдаление от общества и ожидание первенца приводят персонажа Блада вновь в родительский дом и внешне у постановщика все выглядит так, будто бы виноватый сын появился на пороге, где его не ждут, чтобы загладить свою вину и пойти на примирение с помудревшим с возрастом отцом. Однако в налаживающиеся семейные отношения Парк вколачивает очевидный клин - Артур фактически жил несколько лет в долг, скрывая этот факт даже от жены, и теперь его последней надеждой становится только закладная на дом отца, где ждет демон в подвальном морге, выпущенный по преступной неосторожности самого возвращенца.
Режиссерские тайны о пропавшей недавно молодой еврейской девочке Саре Шейндал (София Уэлдон, "Красотка на взводе"), тщательно продуманном ритуальном самоубийстве исследователя обрядов Йосселе Фишбэйна (Антон Трендафилов) и желании характера Блада сформировать более здоровые отношения с отцом дают неожиданный эффект, который разгоняет фильм и ужасы в нем к финалу до сверхъестественного напряжения. Поэтому "Заклятие Абизу" из семейной драмы с национальным колоритом постепенно превращается в проект о страхах за будущую жизнь ребенка и объединении ради выполнения шокирующего каббалистического ритуала как последней надежды на выживание.
Формальное желание главного героя держаться своих корней Парк в "Заклятии Абизу" превращает в роковую ошибку Артура, которая происходит при вскрытии тела Йосселе и выпускании монстра наружу. Визуализация существа на уровне появления традиционного для жанра хоррора козла с рогами и мрачная атмосферность действия, заключенного по большей части внутри одной локации, фамильного дома Сола, идут у постановщика вразрез с более глубокими внутренними тактическими смыслами проекта. У Парка древний демон выстраивает коммуникацию непосредственно с разумом жертв, обманом убеждает их, что они видят нечто такое, чего нет в действительности, и не прекращает управлять добычей, пока не получит желаемого, ребенка или кровь, для насыщения.
Через выдающийся производственный дизайн художника-постановщика Филипа Мерфи ("Зона 414", "Вивариум") создается локация, которая трансформирует типичную готическую атмосферу оформления в нечто такое, что очень напоминает место, где остановилось время. Благодаря этому фильм с темой заклятия приобретает черты высказывания о человеке, возвращающемся в привычный мир детства и юности, который уже изжил себя для Артура, тем не менее, заставляющий мужчину пересмотреть многие жизненные ценности. Та титаническая задача, которая стояла перед Парком превращала эзотерическую по своей сути древнюю систему верований в нечто доступное для широкой аудитории зрителей, оказалась очень хорошо реализованной.
Постановщик использует некоторые части Каббалы как стилистическое оформление более универсального нарратива о том, какую роль может сыграть в жизни человека принадлежность к определенному вероисповеданию. Благодаря режиссуре Парка высекается искра между двумя мирами, миром древних традиций и современностью, для которой мифология и традиции оказываются непонятными и зачастую ненужными. С одной стороны, персонажем Блада двигало желание уйти как можно дальше и полностью слиться с обычной жизнью, с другой - его неотвратимо тянет к чему-то более глубокому, связанному с верой предков.
Таким образом у Парка сталкиваются еще и прагматизм с иррациональностью и создают поле для борьбы Артура, который оказался фактически в роли жертвы между двух пылающих берегов, причем в интерпретации постановщика миссия главного героя не обязательно сделает его победителем в борьбе с древним злом. Поэтому фильму "Заклятие Абизу" крайне важно двумя ногами оттолкнуться от тезиса о том, что страх по своей сути универсален и не обязательно глубоко владеть основами религиозной догматики, чтобы адекватно воспринимать мотивацию сверхъестественных злодеев.
6
,1
2022, США, Ужасы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм ужасов 2022 года "Заклятие Абизу" режиссера Оливера Парка ("Страшные истории, рассказанные на ночь") дает отличный шанс онлайн смотреть на трансформацию еврейских мистических традиций внутри трагической истории о том, как можно запечатать страшного демона внутри человеческого тела. Постановщик использует концепт жертвоприношения, подобного по масштабам тому, как хотел совершить библейский Авраам, чтобы пролить собственную кровь ради стремления к очищению духа, и очень точно показывает живучесть подобных моментов внутри коллективного бессознательного. Для Парка характерно изменение направления нарратива, он движется от одержимых голодных тварей и мертвых детей в гораздо более темные области иудейской мифологии. Режиссер вместе со сценаристами Хэнком Хоффманом и Джонатаном Юнгером находит вдохновение внутри Каббалы, сакральных геометрических построений и мифа, посвященного демону Абизу, вызывающему выкидыши у беременных женщин. Внешняя канва проекта Парка совсем не похожа на фильмы ужасов и могла бы послужить основой для инди-драмы, когда внутрь замкнутого еврейского сообщества в Бруклине пытается проникнуть посторонняя, беременная Клэр (Эмили Вайсман, сериал "Сумерки", "Винчестер. Дом, который построили призраки"), которая замужем за Артуром (Ник Блад, сериалы "Андор" и "Эйфория"), молодым агентом по продаже недвижимости. В режиссерском представлении конфликт возникает на уровне протыкания некого религиозного пузыря, когда появление новой женщины в традиционном еврейском доме сродни появлению язычницы, в стремлении героя Блада вернуться к утерянным строгим хасидским традициям. Блудный сын Артур, женившийся на шиксе Клэр, вызвал гнев ортодоксального отца Сола (Аллан Кордунер, "Тар", "Операция "Финал"), владеющего похоронным бюро и построившим морг в подвале собственного дома. Само собой, такое отдаление от общества и ожидание первенца приводят персонажа Блада вновь в родительский дом и внешне у постановщика все выглядит так, будто бы виноватый сын появился на пороге, где его не ждут, чтобы загладить свою вину и пойти на примирение с помудревшим с возрастом отцом. Однако в налаживающиеся семейные отношения Парк вколачивает очевидный клин - Артур фактически жил несколько лет в долг, скрывая этот факт даже от жены, и теперь его последней надеждой становится только закладная на дом отца, где ждет демон в подвальном морге, выпущенный по преступной неосторожности самого возвращенца. Режиссерские тайны о пропавшей недавно молодой еврейской девочке Саре Шейндал (София Уэлдон, "Красотка на взводе"), тщательно продуманном ритуальном самоубийстве исследователя обрядов Йосселе Фишбэйна (Антон Трендафилов) и желании характера Блада сформировать более здоровые отношения с отцом дают неожиданный эффект, который разгоняет фильм и ужасы в нем к финалу до сверхъестественного напряжения. Поэтому "Заклятие Абизу" из семейной драмы с национальным колоритом постепенно превращается в проект о страхах за будущую жизнь ребенка и объединении ради выполнения шокирующего каббалистического ритуала как последней надежды на выживание. Формальное желание главного героя держаться своих корней Парк в "Заклятии Абизу" превращает в роковую ошибку Артура, которая происходит при вскрытии тела Йосселе и выпускании монстра наружу. Визуализация существа на уровне появления традиционного для жанра хоррора козла с рогами и мрачная атмосферность действия, заключенного по большей части внутри одной локации, фамильного дома Сола, идут у постановщика вразрез с более глубокими внутренними тактическими смыслами проекта. У Парка древний демон выстраивает коммуникацию непосредственно с разумом жертв, обманом убеждает их, что они видят нечто такое, чего нет в действительности, и не прекращает управлять добычей, пока не получит желаемого, ребенка или кровь, для насыщения. Через выдающийся производственный дизайн художника-постановщика Филипа Мерфи ("Зона 414", "Вивариум") создается локация, которая трансформирует типичную готическую атмосферу оформления в нечто такое, что очень напоминает место, где остановилось время. Благодаря этому фильм с темой заклятия приобретает черты высказывания о человеке, возвращающемся в привычный мир детства и юности, который уже изжил себя для Артура, тем не менее, заставляющий мужчину пересмотреть многие жизненные ценности. Та титаническая задача, которая стояла перед Парком превращала эзотерическую по своей сути древнюю систему верований в нечто доступное для широкой аудитории зрителей, оказалась очень хорошо реализованной. Постановщик использует некоторые части Каббалы как стилистическое оформление более универсального нарратива о том, какую роль может сыграть в жизни человека принадлежность к определенному вероисповеданию. Благодаря режиссуре Парка высекается искра между двумя мирами, миром древних традиций и современностью, для которой мифология и традиции оказываются непонятными и зачастую ненужными. С одной стороны, персонажем Блада двигало желание уйти как можно дальше и полностью слиться с обычной жизнью, с другой - его неотвратимо тянет к чему-то более глубокому, связанному с верой предков. Таким образом у Парка сталкиваются еще и прагматизм с иррациональностью и создают поле для борьбы Артура, который оказался фактически в роли жертвы между двух пылающих берегов, причем в интерпретации постановщика миссия главного героя не обязательно сделает его победителем в борьбе с древним злом. Поэтому фильму "Заклятие Абизу" крайне важно двумя ногами оттолкнуться от тезиса о том, что страх по своей сути универсален и не обязательно глубоко владеть основами религиозной догматики, чтобы адекватно воспринимать мотивацию сверхъестественных злодеев.