Сверхъестественный триллер 2022 года "Не стучи" финских режиссеров Йонаса Паюнена и Макса Сеэка теперь онлайн смотрит на проблемы экологии и защиту лесов при помощи сочетания семейной драмы и традиционной мифологии, когда представляет историю о тайнах наследства и об одиноком доме в чаще. Постановщики концентрируются вокруг жутких воспоминаний Матильды (Саана Койвисто, сериал "Змей"), которую обнаружили в середине 2000-х дрожащей от ужаса в клетке после трагической смерти ее отца (Нико Саарела) и мистического исчезновения матери (Ольга Коскикаллио, "Половинка меня"). Спустя полтора десятка лет сюжет Паюнена и Сеэка отправляет взрослую и вполне социализированную девушку, уже давно простившуюся с родителями в своем подсознании, вместе с братом Микко (Пекка Странг, "Чемпион мира", "Собаки не носят штанов") и сестрой Марией (Инка Каллен, сериал "Полярный круг") обратно вглубь леса, туда, где раскроются самые невероятные семейные тайны.
В режиссерском представлении Микко и Мария существенно старше героини Койвисто. Причем персонаж Странга, который занимается дендрохронологией в соседней Швеции и изучает деревья, станет в нарративе одним из ключей к разгадке тайны наследства, когда установит парадоксальные факты для леса на огромном родительском участке. Режиссерские установки делают Микко главным заинтересованным лицом в разделении наследства, он стремится продать ферму и окружающий лес как можно скорее для решения своих финансовых проблем. Бесплодная Мария, которая прервала беременность в молодости из-за отцовского давления, немного колеблется, когда все трое опять оказались в лесной глухомани один на один с собственными воспоминаниями, и не готова принять исчезновение матери равносильным ее смерти.
В первом акте, в процессе поездки Паюнен и Сеэк будут приоткрывать карты относительно каждого из действующих лиц и открыто говорить как о диссоциативной амнезии Матильды, для которой те страшные события были стерты памятью, об увлечении Микко субфоссильными лесами и о галлюцинациях Марии, которая увидела знакомую матери рядом с автозаправкой. Тем не менее, зрителей не будет покидать ощущение, что внешне бодрая троица прямиком отправилась в ловушку неведомых сил то ли природы, то ли собственной памяти, и зло, и страх начнут вползать в дом из мрачного леса, напоминающего живой труп, сразу же после приезда и заставят всех чувствовать себя жертвами наваждения. Поэтому "Не стучи" реконструирует финский фольклор в первобытном лесу, выпускает духа деревьев и открыто говорит о защите и неприкосновенности темной территории, где мстящая топором сакральность будет воздавать по заслугам алчным и недалеким потомкам.
Арсенал приемов, которые используют в "Не стучи" Паюнен и Сеэк, с одной стороны не блещет особой новизной - скримеры, темнота, скрипящие полы, однако лес, превратившийся в особенного монстра, который способен при помощи атмосферы и массированных стуков вызвать панику даже при дневном свете. Желая уйти от жанровых клише, авторы разбивают вдребезги домашний уют и переходят во втором акте на территорию саспенса и страха от оживших детских воспоминаний о жестоком отце, с которым мать находилась в большей степени из чувства долга перед детьми. Тот самый лес оказывается у Паюнена и Сеэка подобен транслятору невыносимого беспокойства, без жалости готового защищать свои целостность и неприкосновенность, превращая людей даже не в прах, в годовые кольца внутри стволов деревьев, которые растут по собственным законам.
Режиссеры в соответствии с установками фильмов ужасов намеренно разрушают семью и создают лес как метафору мрака и своеобразного кладбища душ, которые решили пойти против природы и нарушили невидымые заповедные границы. Отчасти концепт проекта опирается на такие фильмы, как "Озеро Бодом" Танели Мустонена, и проецирует отношение к природе на отношения людей. Нельзя сказать, что Микко, Мария и Матильда выглядят как крепкая спайка, в большей степени это одиночки, которых объединяет только формальное родство и трагедия. Даже для старшей сестры, пытавшейся пережить семейную травму при помощи многочисленных посещений психиатра, трудно избежать катастрофы душевной стабильности, когда героиня Каллен разговаривает по телефону с нерожденным сыном или выкапывает руками коробку с похороненным тельцем.
В интерпретации постановщиков свойственная хоррору тема о стремлении вырваться из деструктивного фатального круга предоставляет возможность именно лесу как некой сущности манипулировать тупиками, в которых оказались центральные персонажи, и делать наиболее колеблющуюся Марию продолжательницей кровавых традиций и хранительницей территории в третьем акте. Серьезность представления экранного материала Паюненом и Сеэком не позволяет им склониться к гротеску классического "Сияния" Стэнли Кубрика и уходит в большей степени к иррациональному представлению об изменении окружающей среды в духе недавнего "Цвета из иных миров" Ричарда Стэнли. Поэтому "Не стучи" стремится следовать современным трендам фильмов о сверхъестественном и представить малобюджетный экспортный вариант финских легенд леса, что само по себе выглядит похвальным с точки зрения расширения представлений о невидимых чудовищах, которые повсюду следят за нами внутри огромных природных пространств.
4
,8
2022, Ужасы
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный триллер 2022 года "Не стучи" финских режиссеров Йонаса Паюнена и Макса Сеэка теперь онлайн смотрит на проблемы экологии и защиту лесов при помощи сочетания семейной драмы и традиционной мифологии, когда представляет историю о тайнах наследства и об одиноком доме в чаще. Постановщики концентрируются вокруг жутких воспоминаний Матильды (Саана Койвисто, сериал "Змей"), которую обнаружили в середине 2000-х дрожащей от ужаса в клетке после трагической смерти ее отца (Нико Саарела) и мистического исчезновения матери (Ольга Коскикаллио, "Половинка меня"). Спустя полтора десятка лет сюжет Паюнена и Сеэка отправляет взрослую и вполне социализированную девушку, уже давно простившуюся с родителями в своем подсознании, вместе с братом Микко (Пекка Странг, "Чемпион мира", "Собаки не носят штанов") и сестрой Марией (Инка Каллен, сериал "Полярный круг") обратно вглубь леса, туда, где раскроются самые невероятные семейные тайны. В режиссерском представлении Микко и Мария существенно старше героини Койвисто. Причем персонаж Странга, который занимается дендрохронологией в соседней Швеции и изучает деревья, станет в нарративе одним из ключей к разгадке тайны наследства, когда установит парадоксальные факты для леса на огромном родительском участке. Режиссерские установки делают Микко главным заинтересованным лицом в разделении наследства, он стремится продать ферму и окружающий лес как можно скорее для решения своих финансовых проблем. Бесплодная Мария, которая прервала беременность в молодости из-за отцовского давления, немного колеблется, когда все трое опять оказались в лесной глухомани один на один с собственными воспоминаниями, и не готова принять исчезновение матери равносильным ее смерти. В первом акте, в процессе поездки Паюнен и Сеэк будут приоткрывать карты относительно каждого из действующих лиц и открыто говорить как о диссоциативной амнезии Матильды, для которой те страшные события были стерты памятью, об увлечении Микко субфоссильными лесами и о галлюцинациях Марии, которая увидела знакомую матери рядом с автозаправкой. Тем не менее, зрителей не будет покидать ощущение, что внешне бодрая троица прямиком отправилась в ловушку неведомых сил то ли природы, то ли собственной памяти, и зло, и страх начнут вползать в дом из мрачного леса, напоминающего живой труп, сразу же после приезда и заставят всех чувствовать себя жертвами наваждения. Поэтому "Не стучи" реконструирует финский фольклор в первобытном лесу, выпускает духа деревьев и открыто говорит о защите и неприкосновенности темной территории, где мстящая топором сакральность будет воздавать по заслугам алчным и недалеким потомкам. Арсенал приемов, которые используют в "Не стучи" Паюнен и Сеэк, с одной стороны не блещет особой новизной - скримеры, темнота, скрипящие полы, однако лес, превратившийся в особенного монстра, который способен при помощи атмосферы и массированных стуков вызвать панику даже при дневном свете. Желая уйти от жанровых клише, авторы разбивают вдребезги домашний уют и переходят во втором акте на территорию саспенса и страха от оживших детских воспоминаний о жестоком отце, с которым мать находилась в большей степени из чувства долга перед детьми. Тот самый лес оказывается у Паюнена и Сеэка подобен транслятору невыносимого беспокойства, без жалости готового защищать свои целостность и неприкосновенность, превращая людей даже не в прах, в годовые кольца внутри стволов деревьев, которые растут по собственным законам. Режиссеры в соответствии с установками фильмов ужасов намеренно разрушают семью и создают лес как метафору мрака и своеобразного кладбища душ, которые решили пойти против природы и нарушили невидымые заповедные границы. Отчасти концепт проекта опирается на такие фильмы, как "Озеро Бодом" Танели Мустонена, и проецирует отношение к природе на отношения людей. Нельзя сказать, что Микко, Мария и Матильда выглядят как крепкая спайка, в большей степени это одиночки, которых объединяет только формальное родство и трагедия. Даже для старшей сестры, пытавшейся пережить семейную травму при помощи многочисленных посещений психиатра, трудно избежать катастрофы душевной стабильности, когда героиня Каллен разговаривает по телефону с нерожденным сыном или выкапывает руками коробку с похороненным тельцем. В интерпретации постановщиков свойственная хоррору тема о стремлении вырваться из деструктивного фатального круга предоставляет возможность именно лесу как некой сущности манипулировать тупиками, в которых оказались центральные персонажи, и делать наиболее колеблющуюся Марию продолжательницей кровавых традиций и хранительницей территории в третьем акте. Серьезность представления экранного материала Паюненом и Сеэком не позволяет им склониться к гротеску классического "Сияния" Стэнли Кубрика и уходит в большей степени к иррациональному представлению об изменении окружающей среды в духе недавнего "Цвета из иных миров" Ричарда Стэнли. Поэтому "Не стучи" стремится следовать современным трендам фильмов о сверхъестественном и представить малобюджетный экспортный вариант финских легенд леса, что само по себе выглядит похвальным с точки зрения расширения представлений о невидимых чудовищах, которые повсюду следят за нами внутри огромных природных пространств.