Сверхъестественный триллер "Проклятая" режиссера и сценариста Уилла Клипстайна ("Эволюция Эндрю Эндрюса") неожиданно оказывается внутри определенного тренда этого года, внутри страшных историй, сюжеты которых предполагают присутствие ребенка в качестве центрального персонажа. И если "Чёрный телефон" Скотта Дерриксона и "Скрежет" Ханны Бергхольм имели отчетливый драматический оттенок, то ужасы от Клипстайна в большей степени склоняются к готической мистике с намеком на лавкрафтовские мотивы.
Пугающее начало знакомит зрителей со страховым агентом Даниэлем Снайдером, в роли которого снялся сам постановщик, и делает его свидетелем суицида в офисе его партнера по бизнесу. После этого Дэниэль и его жена Тереза (Аманда МакДональд, сериалы "Вегас" и "Менталист") вместе с юной дочерью Розали (Мадлен Макгроу, сериал "Тайны Салфер-Спрингс") отправляются в затяжное путешествие по городам Америки из-за работы отца и из-за проблем дочери, у которой взгляд на мир лишен всякого сочувствия. Уже в эти минуты Клипстайн ясно дает понять, что с девочкой что-то не так, что она может быть одержима и цель частых переездов - это попытка защитить ребенка, с трудом находящего контакт с другими детьми. Режиссер при помощи сцены на детской площадке ясно показывает, что Розали способна привить страх другим детям и не склонна к сожалениям относительно смерти, когда Снайдеры оказываются в городке Сент-Херальдсон, населенном с виду добродушными жителями.
Использование гротеска для показа местных обывателей дает Клипстайну возможность смягчить нарратив, написанный совместно со сценаристом Эми Миллс, и увести его в сторону ретро-хоррора, когда практически на следующий день после появления семейства открывается серия загадочных самоубийств. В лучших традициях фильмов ужасов постановщик размещает несколько посланий от местных для Дэниэля и подвергает семью Снайдеров остракизму со стороны соседей, быстро сбросивших маски гостеприимства. В конце первого акта медленно тлеющий сюжет Клипстайна проходит свою первую точку закипания, когда по абсолютно необъяснимым причинам ситуация в Сент-Херальдсоне грозит выйти из-под контроля.
Проблему постановщик решает неожиданным для фильмов об экзорцизме способом: он отправляет семью в индейскую резервацию и знакомит с ясновидящей по прозвищу "Парящий ястреб" (Ирен Бедард, "Жесткое прошлое"), которая открывает все тайны относительно Розали и шокирует словами про ритуальную жертву ради спасения. Поскольку работа Клипстайна следует традиции триллеров, то персонаж Макгроу становится ключевым элементом в создании паутины интриги, которая основана в большей степени на нуаре, чем на характерных для жанра скримерах и джампскейрах. Поэтому "Проклятая" в пределах b-movie имеет ряд отличных идей, особенно когда Клипстайн смешивает традиционные христианские элементы с мистическими техниками индейцев и показывает странную демоническую локацию в виде города на Среднем Западе.
Фильм "Проклятая" Клипстайн создавал с очевидной оглядкой на работы Хичкока, стремясь смешать паранойю Даниэля, все больше и больше запутывающегося в происходящем, с холодной отстраненностью Розали, которая вынуждена смотреть на мир глазами дьявола. Безусловно, талант Мадлен Макгроу раскрывается в ленте через минимализм выступления, когда она разыгрывает невинность с абсолютным бездушием внутри и тем самым создает что-то по-настоящему тревожное для аудитории проекта. Однако постепенное оттягивание Клипстайном основного внимания на себя приводит к тому, что именно Даниэля и его видения из времен "сухого закона" и колонизации американских земель можно считать основным компасом проекта.
Складывается впечатление, что иногда постановщика переполняло слишком много идей, и это не позволило ему в полной мере выстроить стройный нарратив, который в третьем акте пародирует из-за малого бюджета сагу об Индиане Джонсе и сталкивает отца семейства с карикатурно выглядящим злодеем из преисподней (Брюс Боне). Тем не менее, далеко не в каждом инди-фильме авторам удается объединить сделку в духе "Фауста" Гете с индейским спиритизмом и создать пограничную территорию, недоступную для дьявола-переселенца из Старого Света, который выведен в большинстве сцен под красноречивым именем Люк (Чарльз Хаббелл, "Вирус страха"). В интерпретации Клипстайна проект приобретает черты фильма о трудностях кармы и наказания за мошенничество для Даниэля, слишком увлеченного получением гигантского профита при помощи финансовых пирамид. Религиозность Терезы, выведенная в ленте пунктирно, вне всяких сомнений создает основу для конфликта, когда с дочерью начинают происходить странные вещи и когда родителей накрывает ошеломляющая правда о произошедшем с Розали.
Такие установки дают возможность Клипстайну сделать шаг в сторону от традиционного хоррора и еще раз продемонстрировать мысль о том, что фильмы ужасов как современная разновидность сказок обладают огромным потенциалом для высказываний о происходящем в мире. Из фильма о "злом" ребенке лента трансформируется в рассказ о нравах резервации для духовных ренегатов, внешне благополучных, но вынужденных доживать и уходить из жизни под контролем лукавого. Поэтому "Проклятая" эксплуатирует элементы фольклора, вымышленные артефакты и богословские вопросы, чтобы доказать зрителям, что в самых благополучных местах чаще всего и появляются предзнаменования сил могущественного зла, схватка с которым всегда будет неизбежной.
5
,2
2022, США, Ужасы
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный триллер "Проклятая" режиссера и сценариста Уилла Клипстайна ("Эволюция Эндрю Эндрюса") неожиданно оказывается внутри определенного тренда этого года, внутри страшных историй, сюжеты которых предполагают присутствие ребенка в качестве центрального персонажа. И если "Чёрный телефон" Скотта Дерриксона и "Скрежет" Ханны Бергхольм имели отчетливый драматический оттенок, то ужасы от Клипстайна в большей степени склоняются к готической мистике с намеком на лавкрафтовские мотивы. Пугающее начало знакомит зрителей со страховым агентом Даниэлем Снайдером, в роли которого снялся сам постановщик, и делает его свидетелем суицида в офисе его партнера по бизнесу. После этого Дэниэль и его жена Тереза (Аманда МакДональд, сериалы "Вегас" и "Менталист") вместе с юной дочерью Розали (Мадлен Макгроу, сериал "Тайны Салфер-Спрингс") отправляются в затяжное путешествие по городам Америки из-за работы отца и из-за проблем дочери, у которой взгляд на мир лишен всякого сочувствия. Уже в эти минуты Клипстайн ясно дает понять, что с девочкой что-то не так, что она может быть одержима и цель частых переездов - это попытка защитить ребенка, с трудом находящего контакт с другими детьми. Режиссер при помощи сцены на детской площадке ясно показывает, что Розали способна привить страх другим детям и не склонна к сожалениям относительно смерти, когда Снайдеры оказываются в городке Сент-Херальдсон, населенном с виду добродушными жителями. Использование гротеска для показа местных обывателей дает Клипстайну возможность смягчить нарратив, написанный совместно со сценаристом Эми Миллс, и увести его в сторону ретро-хоррора, когда практически на следующий день после появления семейства открывается серия загадочных самоубийств. В лучших традициях фильмов ужасов постановщик размещает несколько посланий от местных для Дэниэля и подвергает семью Снайдеров остракизму со стороны соседей, быстро сбросивших маски гостеприимства. В конце первого акта медленно тлеющий сюжет Клипстайна проходит свою первую точку закипания, когда по абсолютно необъяснимым причинам ситуация в Сент-Херальдсоне грозит выйти из-под контроля. Проблему постановщик решает неожиданным для фильмов об экзорцизме способом: он отправляет семью в индейскую резервацию и знакомит с ясновидящей по прозвищу "Парящий ястреб" (Ирен Бедард, "Жесткое прошлое"), которая открывает все тайны относительно Розали и шокирует словами про ритуальную жертву ради спасения. Поскольку работа Клипстайна следует традиции триллеров, то персонаж Макгроу становится ключевым элементом в создании паутины интриги, которая основана в большей степени на нуаре, чем на характерных для жанра скримерах и джампскейрах. Поэтому "Проклятая" в пределах b-movie имеет ряд отличных идей, особенно когда Клипстайн смешивает традиционные христианские элементы с мистическими техниками индейцев и показывает странную демоническую локацию в виде города на Среднем Западе. Фильм "Проклятая" Клипстайн создавал с очевидной оглядкой на работы Хичкока, стремясь смешать паранойю Даниэля, все больше и больше запутывающегося в происходящем, с холодной отстраненностью Розали, которая вынуждена смотреть на мир глазами дьявола. Безусловно, талант Мадлен Макгроу раскрывается в ленте через минимализм выступления, когда она разыгрывает невинность с абсолютным бездушием внутри и тем самым создает что-то по-настоящему тревожное для аудитории проекта. Однако постепенное оттягивание Клипстайном основного внимания на себя приводит к тому, что именно Даниэля и его видения из времен "сухого закона" и колонизации американских земель можно считать основным компасом проекта. Складывается впечатление, что иногда постановщика переполняло слишком много идей, и это не позволило ему в полной мере выстроить стройный нарратив, который в третьем акте пародирует из-за малого бюджета сагу об Индиане Джонсе и сталкивает отца семейства с карикатурно выглядящим злодеем из преисподней (Брюс Боне). Тем не менее, далеко не в каждом инди-фильме авторам удается объединить сделку в духе "Фауста" Гете с индейским спиритизмом и создать пограничную территорию, недоступную для дьявола-переселенца из Старого Света, который выведен в большинстве сцен под красноречивым именем Люк (Чарльз Хаббелл, "Вирус страха"). В интерпретации Клипстайна проект приобретает черты фильма о трудностях кармы и наказания за мошенничество для Даниэля, слишком увлеченного получением гигантского профита при помощи финансовых пирамид. Религиозность Терезы, выведенная в ленте пунктирно, вне всяких сомнений создает основу для конфликта, когда с дочерью начинают происходить странные вещи и когда родителей накрывает ошеломляющая правда о произошедшем с Розали. Такие установки дают возможность Клипстайну сделать шаг в сторону от традиционного хоррора и еще раз продемонстрировать мысль о том, что фильмы ужасов как современная разновидность сказок обладают огромным потенциалом для высказываний о происходящем в мире. Из фильма о "злом" ребенке лента трансформируется в рассказ о нравах резервации для духовных ренегатов, внешне благополучных, но вынужденных доживать и уходить из жизни под контролем лукавого. Поэтому "Проклятая" эксплуатирует элементы фольклора, вымышленные артефакты и богословские вопросы, чтобы доказать зрителям, что в самых благополучных местах чаще всего и появляются предзнаменования сил могущественного зла, схватка с которым всегда будет неизбежной.