Логично, что основную величину производственного бюджета (58,63% от общей суммы €7,5 млн.) обеспечила австрийская кинокомпания Film AG Produktion, и примерно по 10% добавили Германия и Франция. Оставшуюся часть выделил люксембургский кинофонд, что, между прочим, спровоцировало обвинения в адрес президента этой организации Боба Крипса, который подозрительно часто санкционирует финансирование проектов с участием своей дочери Вики (в том числе – снятых за пределами великого герцогства). Впрочем, как раз в данном случае решение о копродукции не вызывает удивления, поскольку фигура Елизаветы Баварской давно стала (говоря языком коммерции) общеевропейским брендом. Кинематографисты без устали эксплуатировали феномен непреходящей популярности Сиси (1), в облачении которой, в частности, прославилась юная Роми Шнайдер, годы спустя – вернувшаяся к образу в висконтиевском «Людвиге» /1973/. Можно вспомнить и «Майерлинг» /1968/ Теренса Янга, пользовавшийся успехом в том числе в советском кинопрокате, и даже мультфильм «Переполох в Гималаях» /2007/ Михаэля Хербига. Но Мари Кройцер (или Крютцер, хотя такое написание фамилии противоречит правилам немецкого языка) заинтриговала потенциальных инвесторов, предложив принципиально новую трактовку всем известного характера. Настолько новую, что, будучи ещё и автором сценария, затруднилась чётко ответить на заданный в интервью вопрос, сколько места в сюжете занимают факты, а сколько – откровенный вымысел?
Необычный подход, заметим, принёс любопытные плоды. Разумеется, рассчитывать на триумф у зрителей (по аналогии с трилогией Эрнста Маришки, где блистала Роми) было бы наивно, но «Корсаж» вызвал повышенный интерес на 75-м Каннском международном кинофестивале, притом что оказался включён лишь в секцию «Особый взгляд». Наблюдатели не без возмущения писали, что Крипс, отмеченная жюри под председательством актрисы Валерии Голино, удостоилась большей информационной поддержки со стороны новостных агентств (особенно американских), чем иранка Зар Амир Эбрахими, награждённая за роль в триллере «Убийца «Святой паук» /2022/, участвовавшем в основном конкурсе. Симптоматичным выглядит и скандал с обвинением художников, создавших официальный австрийский постер картины, в откровенном – на грани плагиата! – заимствовании основных элементов (цветов, шрифтов текста, общей стилистики) с рекламного плаката знаменитой «Фаворитки» /2018/. Это, конечно, не говорит о подражательстве самой Кройцер греку Йоргосу Лантимосу, но косвенно – свидетельствует о том, что коллега из Австрии мыслит в схожем направлении. Тоже считает, что при обращении к прошлому можно рассуждать на злободневные темы, смело вводя анахронизмы (от музыкальных сочинений до предметов реквизита) и придавая действующим лицам «современную» мотивацию.
Экспозиция фильма грозит показаться затянутой, но Мари постаралась по максимуму погрузить нас в дворцовый быт, давно лишившийся лоска в глазах императрицы, дать прочувствовать монотонность заведённых придворных порядков, а зачастую – и вопиющую абсурдность великосветского этикета. Елизавета Баварская вроде бы должна привыкнуть к строго регламентированному существованию, включая ограниченное общение с венценосным супругом Францем Иосифом I и с детьми. Она – уже совсем не та юная, пылающая свежестью Сиси, но… хочешь не хочешь обязана продолжать поддерживать репутацию первой красавицы новообразованной империи (Австро-Венгрии), чьей стройной талии завидуют представительницы слабого пола. С готовностью ежедневно проходит ритуал облачения в корсет, требуя у служанок (камер-юнгфрау) по максимуму затягивать шнуровку. А корсаж (часть платья, покрывающая бюст) предназначен, соответственно, для того, чтобы услаждать взоры подданных. Но неужели Елизавета, женщина неглупая, проницательная, тонко чувствующая, удовлетворится подобным положением вещей? Безропотно примет долю дражайшей половины властителя, напрочь отстранённой от политических и идеологических вопросов?
Мари Кройцер не отрицала, что в действительности никакой встречи с Луи Лепренсом, естественно, не было, однако снятые талантливым изобретателем кадры потребовались не только как зримое доказательство того, что императрица навсегда осталась в Истории. Перед объективом хронофотографической камеры (прототипа киноаппарата, который с лёгкой руки братьев Люмьер вскорости покорит мир) она вновь ощущает себя Сиси, раскованной, полной энергии и задора. Елизавета стремится ощутить полноту бытия и благодаря другим вещам. Например, пытается вступить в адюльтерную связь (неудачно), в меру возможностей старается способствовать распространению венгерской культуры в противовес мощному германскому влиянию, наконец, регулярно посещает дома для умалишённых, а также армейские госпитали, где морально поддерживает тех, кто потерял здоровье, воюя за отчизну. Проблема, по мнению авторов, заключается в том, что окружение (и аристократия, и консервативно настроенные широкие народные массы, и даже близкие) в силу инерции мышления воспринимает её в прежнем ключе, не одобряя эксцентричных выходок. Чем дальше, тем бесспорнее видится уподобление своего рода соловью в золотой клетке, даже если эта самая «клетка» находится лишь в головах людей.
Режиссёр-кинодраматург не настаивает, что императрица стала жертвой изощрённого заговора. Во всяком случае ничто прямо не указывает на злой умысел лекаря, прописывающего августейшей пациентке верное средство подлечить расстроенные нервы – регулярно принимать новый полусинтетический опиоид, очень действенный и абсолютно-де безвредный. Вещество, известное как героин. Но зритель-то с высоты сегодняшнего знания понимает горькую иронию ситуации, мысленно ставя крест на дальнейшей судьбе Сиси, после первой же дозы обречённой пребывать в ожидании очередной эйфории, стремительно утрачивающей волю, деградирующей физически – словом, превращающейся в наркоманку со всеми вытекающими последствиями. Парадоксально, но чуть ли не последним жестом той, почитаемой Австро-Венгрией Елизаветы Баварской кажется её сознательный выбор выпестовать фигуру двойника. Ситуация, трактовавшаяся с трагическим надрывом, допустим, Роберто Росселини в «Генерале Делла Ровере» /1959/, Акирой Куросавой в «Кагемуся: Тени воина» /1980/, приобретает курьёзные обертоны. Как результат, Кройцер явно не могло устроить то, что властительница погибла по роковому стечению обстоятельств, пав жертвой итальянского анархиста Луиджи Лукени, воспользовавшегося заточенным трёхгранным напильником. Нет, она покинула наш бренный мир (на экране) красиво, поистине царственно – и по собственному желанию. Ничего общего с актом суицида полковника Редля (блестяще сыгранного Клаусом Марией Брандауэром у Иштвана Сабо), пустившим себе пулю в лоб под жёстким прессингом, после тяжёлой душевной борьбы!.. Разумеется, предложенная трактовка тенденциозна – и наверняка спровоцирует полемику, вызвав несогласие тех, кто противится опорочиванию памяти о женщине, оставшейся одним из олицетворений могущества и изящества империи, пусть раздираемой изнутри межнациональными и межклассовыми противоречиями, зато сохранявшей величие и грацию, пока не рухнула.
_______
1 – Также получил распространение другой вариант (вместо правильного, Sisi) уменьшительно-ласкательного имени – Sissi, по-русски Сисси или Зисси.
6
,1
2022, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Логично, что основную величину производственного бюджета (58,63% от общей суммы €7,5 млн.) обеспечила австрийская кинокомпания Film AG Produktion, и примерно по 10% добавили Германия и Франция. Оставшуюся часть выделил люксембургский кинофонд, что, между прочим, спровоцировало обвинения в адрес президента этой организации Боба Крипса, который подозрительно часто санкционирует финансирование проектов с участием своей дочери Вики (в том числе – снятых за пределами великого герцогства). Впрочем, как раз в данном случае решение о копродукции не вызывает удивления, поскольку фигура Елизаветы Баварской давно стала (говоря языком коммерции) общеевропейским брендом. Кинематографисты без устали эксплуатировали феномен непреходящей популярности Сиси (1), в облачении которой, в частности, прославилась юная Роми Шнайдер, годы спустя – вернувшаяся к образу в висконтиевском «Людвиге» /1973/. Можно вспомнить и «Майерлинг» /1968/ Теренса Янга, пользовавшийся успехом в том числе в советском кинопрокате, и даже мультфильм «Переполох в Гималаях» /2007/ Михаэля Хербига. Но Мари Кройцер (или Крютцер, хотя такое написание фамилии противоречит правилам немецкого языка) заинтриговала потенциальных инвесторов, предложив принципиально новую трактовку всем известного характера. Настолько новую, что, будучи ещё и автором сценария, затруднилась чётко ответить на заданный в интервью вопрос, сколько места в сюжете занимают факты, а сколько – откровенный вымысел? Необычный подход, заметим, принёс любопытные плоды. Разумеется, рассчитывать на триумф у зрителей (по аналогии с трилогией Эрнста Маришки, где блистала Роми) было бы наивно, но «Корсаж» вызвал повышенный интерес на 75-м Каннском международном кинофестивале, притом что оказался включён лишь в секцию «Особый взгляд». Наблюдатели не без возмущения писали, что Крипс, отмеченная жюри под председательством актрисы Валерии Голино, удостоилась большей информационной поддержки со стороны новостных агентств (особенно американских), чем иранка Зар Амир Эбрахими, награждённая за роль в триллере «Убийца «Святой паук» /2022/, участвовавшем в основном конкурсе. Симптоматичным выглядит и скандал с обвинением художников, создавших официальный австрийский постер картины, в откровенном – на грани плагиата! – заимствовании основных элементов (цветов, шрифтов текста, общей стилистики) с рекламного плаката знаменитой «Фаворитки» /2018/. Это, конечно, не говорит о подражательстве самой Кройцер греку Йоргосу Лантимосу, но косвенно – свидетельствует о том, что коллега из Австрии мыслит в схожем направлении. Тоже считает, что при обращении к прошлому можно рассуждать на злободневные темы, смело вводя анахронизмы (от музыкальных сочинений до предметов реквизита) и придавая действующим лицам «современную» мотивацию. Экспозиция фильма грозит показаться затянутой, но Мари постаралась по максимуму погрузить нас в дворцовый быт, давно лишившийся лоска в глазах императрицы, дать прочувствовать монотонность заведённых придворных порядков, а зачастую – и вопиющую абсурдность великосветского этикета. Елизавета Баварская вроде бы должна привыкнуть к строго регламентированному существованию, включая ограниченное общение с венценосным супругом Францем Иосифом I и с детьми. Она – уже совсем не та юная, пылающая свежестью Сиси, но… хочешь не хочешь обязана продолжать поддерживать репутацию первой красавицы новообразованной империи (Австро-Венгрии), чьей стройной талии завидуют представительницы слабого пола. С готовностью ежедневно проходит ритуал облачения в корсет, требуя у служанок (камер-юнгфрау) по максимуму затягивать шнуровку. А корсаж (часть платья, покрывающая бюст) предназначен, соответственно, для того, чтобы услаждать взоры подданных. Но неужели Елизавета, женщина неглупая, проницательная, тонко чувствующая, удовлетворится подобным положением вещей? Безропотно примет долю дражайшей половины властителя, напрочь отстранённой от политических и идеологических вопросов? Мари Кройцер не отрицала, что в действительности никакой встречи с Луи Лепренсом, естественно, не было, однако снятые талантливым изобретателем кадры потребовались не только как зримое доказательство того, что императрица навсегда осталась в Истории. Перед объективом хронофотографической камеры (прототипа киноаппарата, который с лёгкой руки братьев Люмьер вскорости покорит мир) она вновь ощущает себя Сиси, раскованной, полной энергии и задора. Елизавета стремится ощутить полноту бытия и благодаря другим вещам. Например, пытается вступить в адюльтерную связь (неудачно), в меру возможностей старается способствовать распространению венгерской культуры в противовес мощному германскому влиянию, наконец, регулярно посещает дома для умалишённых, а также армейские госпитали, где морально поддерживает тех, кто потерял здоровье, воюя за отчизну. Проблема, по мнению авторов, заключается в том, что окружение (и аристократия, и консервативно настроенные широкие народные массы, и даже близкие) в силу инерции мышления воспринимает её в прежнем ключе, не одобряя эксцентричных выходок. Чем дальше, тем бесспорнее видится уподобление своего рода соловью в золотой клетке, даже если эта самая «клетка» находится лишь в головах людей. Режиссёр-кинодраматург не настаивает, что императрица стала жертвой изощрённого заговора. Во всяком случае ничто прямо не указывает на злой умысел лекаря, прописывающего августейшей пациентке верное средство подлечить расстроенные нервы – регулярно принимать новый полусинтетический опиоид, очень действенный и абсолютно-де безвредный. Вещество, известное как героин. Но зритель-то с высоты сегодняшнего знания понимает горькую иронию ситуации, мысленно ставя крест на дальнейшей судьбе Сиси, после первой же дозы обречённой пребывать в ожидании очередной эйфории, стремительно утрачивающей волю, деградирующей физически – словом, превращающейся в наркоманку со всеми вытекающими последствиями. Парадоксально, но чуть ли не последним жестом той, почитаемой Австро-Венгрией Елизаветы Баварской кажется её сознательный выбор выпестовать фигуру двойника. Ситуация, трактовавшаяся с трагическим надрывом, допустим, Роберто Росселини в «Генерале Делла Ровере» /1959/, Акирой Куросавой в «Кагемуся: Тени воина» /1980/, приобретает курьёзные обертоны. Как результат, Кройцер явно не могло устроить то, что властительница погибла по роковому стечению обстоятельств, пав жертвой итальянского анархиста Луиджи Лукени, воспользовавшегося заточенным трёхгранным напильником. Нет, она покинула наш бренный мир (на экране) красиво, поистине царственно – и по собственному желанию. Ничего общего с актом суицида полковника Редля (блестяще сыгранного Клаусом Марией Брандауэром у Иштвана Сабо), пустившим себе пулю в лоб под жёстким прессингом, после тяжёлой душевной борьбы!.. Разумеется, предложенная трактовка тенденциозна – и наверняка спровоцирует полемику, вызвав несогласие тех, кто противится опорочиванию памяти о женщине, оставшейся одним из олицетворений могущества и изящества империи, пусть раздираемой изнутри межнациональными и межклассовыми противоречиями, зато сохранявшей величие и грацию, пока не рухнула. _______ 1 – Также получил распространение другой вариант (вместо правильного, Sisi) уменьшительно-ласкательного имени – Sissi, по-русски Сисси или Зисси.