Амбициозный и местами неоднозначный боевик "Последний шанс" режиссера и сценариста Джеймса Нанна ("Челюсти. Столкновение", "Ликвидаторы") преподносит для b-movie неожиданный сюрприз и в целом производит впечатление снятой в реальном времени с одного дубля ленты. Постановщик подпитывает адреналином Скотта Эдкинса ("Падение замка", "Заложник") относительно простой по содержанию нарратив, где террористы захватывают остров a-la Гуантанамо в Восточной Европе с одной-единственной целью - расправиться с одним из заключенных, бизнесменом по продаже медицинского оборудования Амином Мансуром (Вильям Эль Гарди, "Код 355"). Проект Нанна, сумевшего вслед за нашумевшим "1917" Сэма Мендеса повторить иммерсивную иллюзию полного погружения внутрь ближнего боя, естественно, основан на 20-дневном съемочном периоде. Однако, при помощи монтажа Ливиу Джейпеску и операторской работы Джонатана Айлза ("Класс 92") режиссер усиливает впечатления и отталкивается именно от общей непосредственности восприятия ленты, где есть ощущение свидетельской сопричастности при просмотре.
Нанн совместно со сценаристом Джейми Расселом продумал ленту, в которой персонажей с риском для жизни лихорадит практически с самого начала и где условна глубина характеров раскрывается в моментах непродолжительных диалогов. Постановщику, безусловно, трудно отказать в умении снимать динамично и, в то же самое время, концептуально, в сочетании невероятной энергетики Эдкинса и его сверхчеловеческих способностей в кадре открывается множество возможностей для изобретательных мест внутри нарратива. Лента Нанна после экспозиции, где во время полета на вертолете психоаналитик из ЦРУ Зои Андерсон (Эшли Грин, "Не в том месте", "Отзвуки") нехотя знакомит отряд с целью миссии, достаточно быстро рискует превратиться в подобие компьютерного шутера от первого лица. Однако, благодаря Эдкинсу в роли лейтенанта Харриса, фильм получает протагониста, который в лучших моментах фильма отточенными движениями и меткими выстрелами находится внутри "армии одного". Заслугой Нанна является более амбивалентная, относительно других жанровых лент, проработка характеров и создание конфликтов относительно героя Эль Гарди, остающегося почти до самого конца третьего акта человеком с личной тайной и страданием.
Первоначально постановщик представляет Мансура активно возражающим против своей виновности и считающим себя случайной жертвой в лагере для особо опасных террористов. Синдром "9/11", который появился у американцев после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке в 2001 году, эксплуатируется Нанном при помощи начальника тюрьмы Джека Йорка (Райан Филипп, "Хозяйка поместья", сериал "МакГрубер"), который потерял в тогда свою жену и теперь готов мстить боевикам до последнего. Из-за этого возникает недопонимание между ним и героиней Грин, внезапно прибывшей за ничем не примечательным мужчиной, который по версии спецслужб напрямую причастен к производству "грязной" ядерной бомбы. Поэтому "Последний шанс", снятый на военной базе в Саффолке, когда рассказывает о кровопролитном столкновении ради одного человека в оранжевой тюремной робе между морпехами и джихадистами очень тщательно обходит вопросы политики и ограничивается только общей риторикой. В большей степени Нанна интересуют летящие со всех сторон пули, натурализм боев и рукопашных схваток и общие ощущения от долгого боя у тех, кто вместо 20-минутного "школьного бала" попал в кровопролитную с обеих сторон мясорубку.
Используя в "Последнем шансе" гладко отредактированные элементы съемок с одного дубля, Нанн не размазывает действие внутри локации, а концентрирует его в небольших областях пространств. Постановщик усиливает ощущения от непрекращающегося боя за счет перестрелок, гильзы только успевают отлетать в сторону, когда люди из отряда алчного и жадного до денег Хакима Шарефа (Джесс Лиодин, сериал "Ирма Веп", "Анна") непрерывно гибнут под пулями и успевают освободить всех, кто сидел в застенках на острове. Нельзя не отметить, что доблестный спецназ по сюжету по большей части ведет себя как обычные смертные и погибает от пуль и взрывов в схватке с вероломными нападающими. Нанн с тактической точностью маневрирует за протагонистами и углубляет беспокойство и напряжение, когда подопечные Шарефа на время теряют след персонажа Эль Гарди и его конвойной команды.
В полной мере режиссер использует все больше концентрирующееся время, потому что вооруженные до зубов головорезы жаждут крови и не дают возможности группе лейтенанта Харриса принимать абсолютно верные решения. Темп Нанна продвигает нарратив и мешает развивать большую часть персонажей, кроме персонажей Грин и Эдкинса. Тем не менее, мастерства Вильяма Эль Гарди оказывается достаточно, чтобы заставить зрителей сомневаться в том, что он является террористом, что весь ужас происходящего в ленте связан с ошибочным опознанием. Поскольку Нанн связывает ключевой конфликт проекта с Мансуром, то Зои Андерсон ни на секунду не сомневается в истинности составленного ей психологического портрета преступника, который будет раскрываться во всей своей подлинности в третьем акте фильма.
Эдкинс, постоянно оказывающийся в центре внимания, как выдающаяся звезда жанра предоставляет поклонникам боевиков намного больше экшна, чем это может быть в традиционном b-movie. Лейтенант Харрис все время оказывается мастером стратегии и тактики стрельбы и рукопашного боя, он воплощает на экране образ бородача, о котором мало что известно на всем протяжении фильма, но который лучше всего проявляет свои человеческие качества через действия. Персонаж Эдкинса проявляет максимальную ответственность за подчиненных и в то же самое время разрывается между чувством долга и правдой, только после многочисленных потерь он понимает, что аналитик Андерсон была права до мельчайших деталей. Несмотря на усталость, ранения и надвигающееся отчаяние лейтенант Харрис находит внутри себя аргументы человечности для кульминационного диалога с Мансуром и перестает быть только машиной для истребления.
В "Последнем шансе" Джеймс Нанн старается высказаться на темы радикализации, мученичества, незаконного лишения свободы, пыток и фанатизма, однако далеко не всегда он бывает убедителен по сравнению с экшном Скотта Эдкинса. Начальник тюрьмы Йорк представлен как отъявленный расист, для которого все зло в мире исходит от мусульман. С другой стороны, сын мусульманина Мансура погиб во время ошибочного удара американского беспилотника. Где-то посередине оказывается героиня Эшли Грин, проявляющая по мнению Йорка слишком много сочувствия к другим, к тем, кто его недостоин, к террористам. Зои хорошо понимает, что не только то, что плохо сажать людей в тюрьму без судебного разбирательства или подвергать задержанных жестоким пыткам, полученные таким образом доказательства дискредитируют саму тактику.
Однако Нанн не рассматривает эти контрастные позиции в диалогах, а предпочитает лишь обозначать то, что его, по всей видимости, волнует как постановщика. Из-за этого постановщик не пытает в проекте удачи с драмой, а оставляет вопросы открытыми, полностью концентрируясь на выживании лейтенанта Харриса. Тем не менее, Нанн предлагает зрителям сцену с особенно тревожными открытиями, когда Хаким готовит одного из головорезов к участи террориста-смертника. Герой Лиодина не привык ни перед чем останавливаться и с очень большой убедительностью он излагает фундаменталистские идеи для колеблющегося и покорного парня, на которого надевают пояс смертника. С большинства точек зрения на персонажей и на происходящее в кадре жестокий проект Нанна, где большая часть актерского состава будет убита в перестрелках и в рукопашных, оказывается критикой американского вмешательства в политическую жизнь государств на Ближнем Востоке и не боится признаться в том, что звездно-полосатые распространители демократии сами виноваты в своих проблемах.
Нить рассказа постановщика исследует проявления патриотизма против национализма и показывает всю тяжесть безответственного выбора политиков, когда страдают и гибнут ни в чем неповинные люди. Нанн подвергает сомнению необходимость именно такого кровавого патриотизма и бросает ему вызов, старается хотя бы немного его улучшить, когда в финале Мансур и Харрис все-таки приходят к трудному согласию и тем самым спасают жизни сотен возможных жертв. Есть большая польза от того, чтобы понять, что важно не только остановить возможную угрозу, но и открыто не признать террористические требования, которые далеки от идеалов американской демократии. Поэтому "Последний шанс" исследует травму нескольких поколений глобального террора через призму американских ценностей и тех, кто разрабатывал планы по свержению правительства в Штатах. Как постановщик Нанн позволяет себе усомниться в твердости идеалов обеих сторон и застает врасплох зрителей благодаря нехарактерной для b-movie глубине высказывания.
5
,6
2021, США, Боевики
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Амбициозный и местами неоднозначный боевик "Последний шанс" режиссера и сценариста Джеймса Нанна ("Челюсти. Столкновение", "Ликвидаторы") преподносит для b-movie неожиданный сюрприз и в целом производит впечатление снятой в реальном времени с одного дубля ленты. Постановщик подпитывает адреналином Скотта Эдкинса ("Падение замка", "Заложник") относительно простой по содержанию нарратив, где террористы захватывают остров a-la Гуантанамо в Восточной Европе с одной-единственной целью - расправиться с одним из заключенных, бизнесменом по продаже медицинского оборудования Амином Мансуром (Вильям Эль Гарди, "Код 355"). Проект Нанна, сумевшего вслед за нашумевшим "1917" Сэма Мендеса повторить иммерсивную иллюзию полного погружения внутрь ближнего боя, естественно, основан на 20-дневном съемочном периоде. Однако, при помощи монтажа Ливиу Джейпеску и операторской работы Джонатана Айлза ("Класс 92") режиссер усиливает впечатления и отталкивается именно от общей непосредственности восприятия ленты, где есть ощущение свидетельской сопричастности при просмотре. Нанн совместно со сценаристом Джейми Расселом продумал ленту, в которой персонажей с риском для жизни лихорадит практически с самого начала и где условна глубина характеров раскрывается в моментах непродолжительных диалогов. Постановщику, безусловно, трудно отказать в умении снимать динамично и, в то же самое время, концептуально, в сочетании невероятной энергетики Эдкинса и его сверхчеловеческих способностей в кадре открывается множество возможностей для изобретательных мест внутри нарратива. Лента Нанна после экспозиции, где во время полета на вертолете психоаналитик из ЦРУ Зои Андерсон (Эшли Грин, "Не в том месте", "Отзвуки") нехотя знакомит отряд с целью миссии, достаточно быстро рискует превратиться в подобие компьютерного шутера от первого лица. Однако, благодаря Эдкинсу в роли лейтенанта Харриса, фильм получает протагониста, который в лучших моментах фильма отточенными движениями и меткими выстрелами находится внутри "армии одного". Заслугой Нанна является более амбивалентная, относительно других жанровых лент, проработка характеров и создание конфликтов относительно героя Эль Гарди, остающегося почти до самого конца третьего акта человеком с личной тайной и страданием. Первоначально постановщик представляет Мансура активно возражающим против своей виновности и считающим себя случайной жертвой в лагере для особо опасных террористов. Синдром "9/11", который появился у американцев после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке в 2001 году, эксплуатируется Нанном при помощи начальника тюрьмы Джека Йорка (Райан Филипп, "Хозяйка поместья", сериал "МакГрубер"), который потерял в тогда свою жену и теперь готов мстить боевикам до последнего. Из-за этого возникает недопонимание между ним и героиней Грин, внезапно прибывшей за ничем не примечательным мужчиной, который по версии спецслужб напрямую причастен к производству "грязной" ядерной бомбы. Поэтому "Последний шанс", снятый на военной базе в Саффолке, когда рассказывает о кровопролитном столкновении ради одного человека в оранжевой тюремной робе между морпехами и джихадистами очень тщательно обходит вопросы политики и ограничивается только общей риторикой. В большей степени Нанна интересуют летящие со всех сторон пули, натурализм боев и рукопашных схваток и общие ощущения от долгого боя у тех, кто вместо 20-минутного "школьного бала" попал в кровопролитную с обеих сторон мясорубку. Используя в "Последнем шансе" гладко отредактированные элементы съемок с одного дубля, Нанн не размазывает действие внутри локации, а концентрирует его в небольших областях пространств. Постановщик усиливает ощущения от непрекращающегося боя за счет перестрелок, гильзы только успевают отлетать в сторону, когда люди из отряда алчного и жадного до денег Хакима Шарефа (Джесс Лиодин, сериал "Ирма Веп", "Анна") непрерывно гибнут под пулями и успевают освободить всех, кто сидел в застенках на острове. Нельзя не отметить, что доблестный спецназ по сюжету по большей части ведет себя как обычные смертные и погибает от пуль и взрывов в схватке с вероломными нападающими. Нанн с тактической точностью маневрирует за протагонистами и углубляет беспокойство и напряжение, когда подопечные Шарефа на время теряют след персонажа Эль Гарди и его конвойной команды. В полной мере режиссер использует все больше концентрирующееся время, потому что вооруженные до зубов головорезы жаждут крови и не дают возможности группе лейтенанта Харриса принимать абсолютно верные решения. Темп Нанна продвигает нарратив и мешает развивать большую часть персонажей, кроме персонажей Грин и Эдкинса. Тем не менее, мастерства Вильяма Эль Гарди оказывается достаточно, чтобы заставить зрителей сомневаться в том, что он является террористом, что весь ужас происходящего в ленте связан с ошибочным опознанием. Поскольку Нанн связывает ключевой конфликт проекта с Мансуром, то Зои Андерсон ни на секунду не сомневается в истинности составленного ей психологического портрета преступника, который будет раскрываться во всей своей подлинности в третьем акте фильма. Эдкинс, постоянно оказывающийся в центре внимания, как выдающаяся звезда жанра предоставляет поклонникам боевиков намного больше экшна, чем это может быть в традиционном b-movie. Лейтенант Харрис все время оказывается мастером стратегии и тактики стрельбы и рукопашного боя, он воплощает на экране образ бородача, о котором мало что известно на всем протяжении фильма, но который лучше всего проявляет свои человеческие качества через действия. Персонаж Эдкинса проявляет максимальную ответственность за подчиненных и в то же самое время разрывается между чувством долга и правдой, только после многочисленных потерь он понимает, что аналитик Андерсон была права до мельчайших деталей. Несмотря на усталость, ранения и надвигающееся отчаяние лейтенант Харрис находит внутри себя аргументы человечности для кульминационного диалога с Мансуром и перестает быть только машиной для истребления. В "Последнем шансе" Джеймс Нанн старается высказаться на темы радикализации, мученичества, незаконного лишения свободы, пыток и фанатизма, однако далеко не всегда он бывает убедителен по сравнению с экшном Скотта Эдкинса. Начальник тюрьмы Йорк представлен как отъявленный расист, для которого все зло в мире исходит от мусульман. С другой стороны, сын мусульманина Мансура погиб во время ошибочного удара американского беспилотника. Где-то посередине оказывается героиня Эшли Грин, проявляющая по мнению Йорка слишком много сочувствия к другим, к тем, кто его недостоин, к террористам. Зои хорошо понимает, что не только то, что плохо сажать людей в тюрьму без судебного разбирательства или подвергать задержанных жестоким пыткам, полученные таким образом доказательства дискредитируют саму тактику. Однако Нанн не рассматривает эти контрастные позиции в диалогах, а предпочитает лишь обозначать то, что его, по всей видимости, волнует как постановщика. Из-за этого постановщик не пытает в проекте удачи с драмой, а оставляет вопросы открытыми, полностью концентрируясь на выживании лейтенанта Харриса. Тем не менее, Нанн предлагает зрителям сцену с особенно тревожными открытиями, когда Хаким готовит одного из головорезов к участи террориста-смертника. Герой Лиодина не привык ни перед чем останавливаться и с очень большой убедительностью он излагает фундаменталистские идеи для колеблющегося и покорного парня, на которого надевают пояс смертника. С большинства точек зрения на персонажей и на происходящее в кадре жестокий проект Нанна, где большая часть актерского состава будет убита в перестрелках и в рукопашных, оказывается критикой американского вмешательства в политическую жизнь государств на Ближнем Востоке и не боится признаться в том, что звездно-полосатые распространители демократии сами виноваты в своих проблемах. Нить рассказа постановщика исследует проявления патриотизма против национализма и показывает всю тяжесть безответственного выбора политиков, когда страдают и гибнут ни в чем неповинные люди. Нанн подвергает сомнению необходимость именно такого кровавого патриотизма и бросает ему вызов, старается хотя бы немного его улучшить, когда в финале Мансур и Харрис все-таки приходят к трудному согласию и тем самым спасают жизни сотен возможных жертв. Есть большая польза от того, чтобы понять, что важно не только остановить возможную угрозу, но и открыто не признать террористические требования, которые далеки от идеалов американской демократии. Поэтому "Последний шанс" исследует травму нескольких поколений глобального террора через призму американских ценностей и тех, кто разрабатывал планы по свержению правительства в Штатах. Как постановщик Нанн позволяет себе усомниться в твердости идеалов обеих сторон и застает врасплох зрителей благодаря нехарактерной для b-movie глубине высказывания.