В многослойной драме "Брат и сестра" французского режиссера и сценариста Арно Деплешена ("Внебрачные связи", "Боже мой!") представлено исследование взаимоотношений между двумя взрослыми детьми, достигшими среднего возраста и загнанными в ловушку семейного кризиса, когда они вынуждены находиться рядом с умирающими родителями. Постановщик остается и в этой ленте верен себе и обогащает авторское беспокойство любимыми темами: литературой как способом рассказать о своих волнениях и поссориться с самыми близкими, вниманием к человеческому существованию на пределе эмоциональных и душевных сил и, конечно же, поисками катарсиса в абсолютно загнанной в угол ситуации.
Семейство Вюйар у Деплешена, которое несколько десятилетий находится на грани раскола из-за отношений между сестрой Элис (Марион Котийяр, "Аннетт", "Маленькие секреты большой компании"), успешной театральной актрисой, и ее знаменитым братом-писателем Луи (Мельвиль Пупо, "Золотая молодежь", "По воле божьей"), талантливо выставляющего напоказ в своих произведениях собственные психотравмы. Однако режиссура, по большей части эскизная в первом акте, выстраивается в сухом остатке около не совсем здоровых отношений главных героев, которые напоминают помешательство вдвоем, возникающее из-за слишком тесных эмоциональных связей. В представлении неуравновешенных и экстравагантных характеров Котийяр и Пупо Деплешен пользуется многочисленными изящными нотами в диапазоне от выжигающей ненависти до жестокой склонности к драматизации всего происходящего.
Постановщик слишком хорошо знает нюансы и тонкости комедии человеческого бытия, чтобы в большинстве сцен искусно завуалировать авторскую оценку происходящего и воздержаться от хороших и нравоучительных суждений, созерцательно концентрируясь на эгоцентризме и самодостаточности двух отдельных двух отдельных миров Элис и Луи. Поскольку межличностная динамика в отношениях ключевых персонажей по большей части отсутствует, то Деплешен оказывается в плену у метафизики и разрабатывает проект об истории недовольства и неудовлетворенности в отношениях родных людей, разными путями пробивавшимися к признанию. Отчасти режиссура апеллирует к семейному микрокосму и находит множество ответвлений как в способах форсирования конфликта, так во флэшбэках, где нет радости за успех родного человека и тонкой дипломатии. Поэтому "Брат и сестра" устанавливает глубины отчуждения и горя, когда источенные за годы отношения готовы вот-вот рухнуть окончательно и только смерть и освобождение от детских страхов могут стать основой для новой жизни.
Далеко не случайно в "Брате и сестре" Деплешена появляется спектакль по "Мёртвым" Джеймса Джойса, на премьеру которого так торопились попасть Абель (Жоэль Кюденнек) и Мария-Луиза (Николетт Пишераль), где должна была блистать их дочь Элис. Благодаря театральной адаптации шедевра режиссер получает возможность заявить о течении времени, любви, друзьях, старших и младших и обозначить две важнейшие для проекта коллизии. Родители героини Котийяр попадают на пути в театр в тяжелейшую автомобильную катастрофу и оказываются на грани между жизнью и смертью. Сама же Элис буквально раздавлена личными оскорблениями, которые появились в новом художественном опусе ее брата, и готова при помощи мужа, драматурга Андрэ Боркмана (Френсис Леплей, "Фантазии для взрослых") подать очередной иск за клевету.
Для Деплешена такие поводы для механического сближения брата и сестры создают необходимую почву, тем более, что Луи спустя пять лет после смерти 6-летнего сына отдалился от всех в Пиринеях вместе с женой Фаунией (Голшифте Фарахани, сериал "Вторжение"). По инициативе своего понимающего друга, психиатра Зви (Патрик Тимси, "Последний наемник"), герой Пупо отправляется обратно в Лилль и уже в здании аэропорта сталкивается с изображением Элис на огромном плакате, посвященном премьере "Мёртвых". К слову, между Луи и его братом Фиделем (Бенжамен Сиксу) также отсутствует братская любовь, причем никакой искры между братьями так и не вспыхнет практически до самого финала. Постановщик строго дозирует моменты приближения главных героев друг к другу, выстраивая нарратив, написанный вместе со сценаристом Джули Пейр ("Горячий отпуск", "Та, которой не было"), таким образом, чтобы безвыходность их положения создавала непредвиденные столкновения.
Как метафорически, так и буквально Деплешен стремится выстроить часть эпизодов в форме относительно легкой мелодрамы, чтобы позднее сбросить все с обрыва разочарования. В пугающей близости друг от друга, в боязни эмоционально открыться постановщик находит единственное правильное решение и глушит расстройство Элис и Луи через психоактивные вещества и лекарственные препараты. Персонаж Котийяр категорически отказывается принимать присутствие младшего брата в ее жизни, актриса разыгрывает из себя святошу, всегда принимающую сторону раненых, и выступает в ряде эпизодов еле скрывает ханжество и самолюбование. Крайне интересно, что в качестве alter ego для Элис режиссер выставляет Лючию (Козмина Стратан, "За холмами"), безработную румынскую девушку без памяти влюбленную в театральную звезду. Именно в ней характер Котийяр находит объект доверия и готова полностью реконструировать для зрителей те моменты, когда ненависть к успехам Луи вторглась и захлестнула ее на неопределенное время.
Основы "Брата и сестры" Арно Деплешена уходят корнями в предыдущие фильмы режиссера, его одержимость противостоянием смерти, тем, чего человек боится по-настоящему, и сведением счетов, возникшим от семейной ненависти и ожиданием Абеля от собственных детей ярких успехов выводят ленту на магистраль о потерянных одиноких сердцах близких людей. Еле уловимые вибрации в дуэте Котийяр и Пупо заставляют персонажей, когда они врозь улыбаться, чтобы после этого разжечь еще больше пожар ненависти друг к другу. Для Деплешена важную роль играют маски, его персонажи делают слишком много для семейной драмы, они сами сочиняют страсти, которые их будут пожирать и которые не всегда можно укротить.
Такой подход позволяет смертельно раненому герою Кюденнека с улыбкой делиться своей болью с приходящими к нему детьми, и в то же самое время Фауния с улыбкой объявляет о том, что ей очень нравится быть женой изгоя. Верность Деплешена своему творческому кредо позволяет ему жестко концентрировать множество универсальных тем внутри слишком узких и скромных личностей, но именно это помогает постановщику сформировать вокруг центрального дуэта целую вселенную, которая связана трагедией смерти на поколение. Нужно обладать большим мастерством, чтобы посреди этого рукотворного хаоса, происходящего вокруг Элис и Луи, создать слабые проблески гармонии. И страстное бешенство героя Пупо, и тяга к саморазрушению в исполнении Котийяр, и постоянно ускоряющиеся возвраты в прошлое во флэшбэках должны по мысли Деплешена последовательно разоблачать природу рождения ненависти и навязчивый страх перед слишком сильной эмоциональной связью.
Отчасти разгадкой происходящего становится третий акт ленты, но даже здесь постановщику не удается потушить полыхающий пожар полностью. В бесконечных, практически археологических раскопках обид и ненависти прошлого Деплешен находит лишь истощенных отчаянной борьбой мумий былых обид. Таким образом пазл не складывается полностью, причины происхождения ненависти обозначаются, но заставляют зрителей надолго задуматься над тем, готовы ли полностью Элис и Луи перевернуть страницу в своих отношениях. Ревность главных героев по отношению друг к другу оказывается крайне токсичной, они слишком сильно любили друг друга. Далеко не случайно после смерти Абеля и Марии-Луизы появляется призрак инцеста, когда персонажи Котийяр и Пупо показываются умиротворенными и лежащими в родительской кровати. Поэтому "Брат и сестра" в итоге превращаются в интимную историю о загадочной семейной ярости и потерянной любви, когда внутри лабиринта страстей открываются простые истины о том, что столкновение с пустотой порождает чудовищ внутри нас самих.
5
,6
2022, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В многослойной драме "Брат и сестра" французского режиссера и сценариста Арно Деплешена ("Внебрачные связи", "Боже мой!") представлено исследование взаимоотношений между двумя взрослыми детьми, достигшими среднего возраста и загнанными в ловушку семейного кризиса, когда они вынуждены находиться рядом с умирающими родителями. Постановщик остается и в этой ленте верен себе и обогащает авторское беспокойство любимыми темами: литературой как способом рассказать о своих волнениях и поссориться с самыми близкими, вниманием к человеческому существованию на пределе эмоциональных и душевных сил и, конечно же, поисками катарсиса в абсолютно загнанной в угол ситуации. Семейство Вюйар у Деплешена, которое несколько десятилетий находится на грани раскола из-за отношений между сестрой Элис (Марион Котийяр, "Аннетт", "Маленькие секреты большой компании"), успешной театральной актрисой, и ее знаменитым братом-писателем Луи (Мельвиль Пупо, "Золотая молодежь", "По воле божьей"), талантливо выставляющего напоказ в своих произведениях собственные психотравмы. Однако режиссура, по большей части эскизная в первом акте, выстраивается в сухом остатке около не совсем здоровых отношений главных героев, которые напоминают помешательство вдвоем, возникающее из-за слишком тесных эмоциональных связей. В представлении неуравновешенных и экстравагантных характеров Котийяр и Пупо Деплешен пользуется многочисленными изящными нотами в диапазоне от выжигающей ненависти до жестокой склонности к драматизации всего происходящего. Постановщик слишком хорошо знает нюансы и тонкости комедии человеческого бытия, чтобы в большинстве сцен искусно завуалировать авторскую оценку происходящего и воздержаться от хороших и нравоучительных суждений, созерцательно концентрируясь на эгоцентризме и самодостаточности двух отдельных двух отдельных миров Элис и Луи. Поскольку межличностная динамика в отношениях ключевых персонажей по большей части отсутствует, то Деплешен оказывается в плену у метафизики и разрабатывает проект об истории недовольства и неудовлетворенности в отношениях родных людей, разными путями пробивавшимися к признанию. Отчасти режиссура апеллирует к семейному микрокосму и находит множество ответвлений как в способах форсирования конфликта, так во флэшбэках, где нет радости за успех родного человека и тонкой дипломатии. Поэтому "Брат и сестра" устанавливает глубины отчуждения и горя, когда источенные за годы отношения готовы вот-вот рухнуть окончательно и только смерть и освобождение от детских страхов могут стать основой для новой жизни. Далеко не случайно в "Брате и сестре" Деплешена появляется спектакль по "Мёртвым" Джеймса Джойса, на премьеру которого так торопились попасть Абель (Жоэль Кюденнек) и Мария-Луиза (Николетт Пишераль), где должна была блистать их дочь Элис. Благодаря театральной адаптации шедевра режиссер получает возможность заявить о течении времени, любви, друзьях, старших и младших и обозначить две важнейшие для проекта коллизии. Родители героини Котийяр попадают на пути в театр в тяжелейшую автомобильную катастрофу и оказываются на грани между жизнью и смертью. Сама же Элис буквально раздавлена личными оскорблениями, которые появились в новом художественном опусе ее брата, и готова при помощи мужа, драматурга Андрэ Боркмана (Френсис Леплей, "Фантазии для взрослых") подать очередной иск за клевету. Для Деплешена такие поводы для механического сближения брата и сестры создают необходимую почву, тем более, что Луи спустя пять лет после смерти 6-летнего сына отдалился от всех в Пиринеях вместе с женой Фаунией (Голшифте Фарахани, сериал "Вторжение"). По инициативе своего понимающего друга, психиатра Зви (Патрик Тимси, "Последний наемник"), герой Пупо отправляется обратно в Лилль и уже в здании аэропорта сталкивается с изображением Элис на огромном плакате, посвященном премьере "Мёртвых". К слову, между Луи и его братом Фиделем (Бенжамен Сиксу) также отсутствует братская любовь, причем никакой искры между братьями так и не вспыхнет практически до самого финала. Постановщик строго дозирует моменты приближения главных героев друг к другу, выстраивая нарратив, написанный вместе со сценаристом Джули Пейр ("Горячий отпуск", "Та, которой не было"), таким образом, чтобы безвыходность их положения создавала непредвиденные столкновения. Как метафорически, так и буквально Деплешен стремится выстроить часть эпизодов в форме относительно легкой мелодрамы, чтобы позднее сбросить все с обрыва разочарования. В пугающей близости друг от друга, в боязни эмоционально открыться постановщик находит единственное правильное решение и глушит расстройство Элис и Луи через психоактивные вещества и лекарственные препараты. Персонаж Котийяр категорически отказывается принимать присутствие младшего брата в ее жизни, актриса разыгрывает из себя святошу, всегда принимающую сторону раненых, и выступает в ряде эпизодов еле скрывает ханжество и самолюбование. Крайне интересно, что в качестве alter ego для Элис режиссер выставляет Лючию (Козмина Стратан, "За холмами"), безработную румынскую девушку без памяти влюбленную в театральную звезду. Именно в ней характер Котийяр находит объект доверия и готова полностью реконструировать для зрителей те моменты, когда ненависть к успехам Луи вторглась и захлестнула ее на неопределенное время. Основы "Брата и сестры" Арно Деплешена уходят корнями в предыдущие фильмы режиссера, его одержимость противостоянием смерти, тем, чего человек боится по-настоящему, и сведением счетов, возникшим от семейной ненависти и ожиданием Абеля от собственных детей ярких успехов выводят ленту на магистраль о потерянных одиноких сердцах близких людей. Еле уловимые вибрации в дуэте Котийяр и Пупо заставляют персонажей, когда они врозь улыбаться, чтобы после этого разжечь еще больше пожар ненависти друг к другу. Для Деплешена важную роль играют маски, его персонажи делают слишком много для семейной драмы, они сами сочиняют страсти, которые их будут пожирать и которые не всегда можно укротить. Такой подход позволяет смертельно раненому герою Кюденнека с улыбкой делиться своей болью с приходящими к нему детьми, и в то же самое время Фауния с улыбкой объявляет о том, что ей очень нравится быть женой изгоя. Верность Деплешена своему творческому кредо позволяет ему жестко концентрировать множество универсальных тем внутри слишком узких и скромных личностей, но именно это помогает постановщику сформировать вокруг центрального дуэта целую вселенную, которая связана трагедией смерти на поколение. Нужно обладать большим мастерством, чтобы посреди этого рукотворного хаоса, происходящего вокруг Элис и Луи, создать слабые проблески гармонии. И страстное бешенство героя Пупо, и тяга к саморазрушению в исполнении Котийяр, и постоянно ускоряющиеся возвраты в прошлое во флэшбэках должны по мысли Деплешена последовательно разоблачать природу рождения ненависти и навязчивый страх перед слишком сильной эмоциональной связью. Отчасти разгадкой происходящего становится третий акт ленты, но даже здесь постановщику не удается потушить полыхающий пожар полностью. В бесконечных, практически археологических раскопках обид и ненависти прошлого Деплешен находит лишь истощенных отчаянной борьбой мумий былых обид. Таким образом пазл не складывается полностью, причины происхождения ненависти обозначаются, но заставляют зрителей надолго задуматься над тем, готовы ли полностью Элис и Луи перевернуть страницу в своих отношениях. Ревность главных героев по отношению друг к другу оказывается крайне токсичной, они слишком сильно любили друг друга. Далеко не случайно после смерти Абеля и Марии-Луизы появляется призрак инцеста, когда персонажи Котийяр и Пупо показываются умиротворенными и лежащими в родительской кровати. Поэтому "Брат и сестра" в итоге превращаются в интимную историю о загадочной семейной ярости и потерянной любви, когда внутри лабиринта страстей открываются простые истины о том, что столкновение с пустотой порождает чудовищ внутри нас самих.