Чрезмерно сильные эмоции иногда делают человека похожим на умалишенного. Поэтому зачастую персонажи классических трагедий напоминают зрителям обитателей сумасшедшего дома. Гамлет или князь Мышкин – они вообще нормальные? А что есть норма? Тут есть над чем поразмышлять. Именно таким размышлениям посвящена картина французского режиссера Арно Деплешена, принявшая участие в конкурсной программе Каннского фестиваля 2022 года.
Отношения между членами семейства Вюйяр складываются непросто. И дело вовсе не в том, что младший ребенок Фидель отличается нестандартной сексуальной ориентацией (кого этим в нынешней Франции можно шокировать?). Проблема заключается в отношениях между старшей девочкой (Алис в исполнении Марион Котийяр) и средним братцем Луи (роль исполнил Мельвиль Пупо). И начинается все еще в раннем детстве: Алис признанная звезда, ей пророчат великое будущее. Зато Луи папенька на каждый день рождения сообщает о том, что тот законченный неудачник (Моцарт в твоем возрасте уже первую симфонию написал). А мать, кажется, вообще ненавидит мальчугана лютой ненавистью (за что – остается за кадром). Согласитесь, это ведь самая благодатная почва для выращивания из обычного подростка невротика гамлетовского типа.
Подросшая Алис оправдывает ожидания предков, она становится звездной театральной актрисой. А вот Луи некоторое время покорно исполняет роль гадкого утенка, но лет через десяток ему удается разочаровать родителей: он становится знаменитым писателем. Его дебютный роман пользуется огромной популярностью у критиков и читателей. И вот тут сестренку прорывает, с перекосившейся от злости физиономией она шипит Луи: я тебя ненавижу. И начинает честно и добросовестно ненавидеть мерзкого писаку, осмелившегося помериться с новоявленной Сарой Бернар славой. Идут годы, Луи и Алис вступают в брак, обзаводятся потомством, их преследуют неудачи, на них периодически обрушивается слава. Все меняется кроме взаимной ненависти, которой подвержены главные герои картины. Скажите – это нормально? В чем причина таких отношений между столь близкими родственниками, есть ли выход из такой ситуации? Может быть, Алис и Луи уже стоит подлечиться? Нынешняя психиатрия освоила вполне надежные медикаментозные способы разруливания подобных ситуаций.
Как и полагается создателю серьезного художественного произведения, Деплешен не опускается до примитивного разъяснения причин столь странного поведения своей героини, он милостиво позволяет зрителям самостоятельно прийти к правдоподобным выводам. По картине рассыпаны намеки, делающие драму похожей на психологический детектив, и каждый волен их интерпретировать по своему усмотрению. У меня тоже имеются соображения на этот счет. С приближением к финалу картины инцестуальные аспекты взаимоотношений между братом и сестрой проявляются все более отчетливо. Первый намек – сцена на поминках, с которой начинается фильм. Луи просто тигром бросается на зятя, своего бывшего лучшего друга Андре Баркмана. С чего бы это? Откуда у парня испанская злость?
А потом начинает работать артиллерия более крупного калибра. Чего стоит перевод еврейской молитвы в синагоге, текст которой для Луи услужливо переводит его приятель! Там говорится о нежелательности наблюдения за наготой своей сестры (про наготу родителей там тоже сказано, но ведь нужно помнить о названии «Брат и сестра», это вам не «Мама с сыном»). То есть еще в подростковом возрасте в благочестивом семействе представителей французского среднего класса случился такой скандальный моветон? Верится с трудом. То есть не в то, что казус такой произошел, а в то, что этим в Европе кого-то сегодня можно серьезно фраппировать так, чтобы хватило на двадцатилетний заряд мегатонной ненависти.
Однако других убедительных версий у меня просто не существует. Да, в основе конфликта лежит сюжет первого романа Луи. Алис от него так осатанела, что даже подала иск о клевете. Но тут снова непонятно: по поводу чего клевета? Может, братишка вспомнил, как сестрица свалила на него факт разбиения банки любимого варенья папеньки, заботливо приготовленного маменькой? Или все же имело место пубертатное баловство? В общем, нас просто поставили перед фактом: люди, подверженные приступам ненависти, страдают сами и изводят своих близких (и не очень близких) людей. Если вы думаете, что вся эта псевдопсихологическая заумь (длится почти два часа) разочаровала критиков и разозлила зрителей – то вы ошибаетесь. Картина имела бешеный успех в Канне. И успех абсолютно заслуженный.
Деплешен в одном из интервью заявляет о том, что сам не ожидал от исполнителей главных ролей столь мощной игры, она оказала на него такое эмоциональное воздействие, что даже возникли трудности на съемках. И здесь я солидарен с создателем картины. Котийяр и Пупо просто выше головы прыгнули. Они на пару исполнили такой хорошо темперированный эмоциональный клавир, продемонстрировали такую эскалацию негативных отношений, что просто мурашки по коже! Когда нечто подобное пытается исполнить на экране актер уровня Александра Петрова, становится стыдно не только за него лично, но и за профессию в целом: это все, чему вас смогли научить в ваших ВГИКах/ГИТИСах? Но если гиганты уровня Котийяр или Пупо исполняют сцену переноса негативных эмоций на ни в чем не повинных людей (Алис и аптекарь; Луи и племянник), вас охватывает дрожь восхищения: не перевелись еще люди, которым под силу сыграть Еврипида!
Надо отдать должное всем членам команды Деплешена: они со всем старанием помогали своим звездам. Французская актриса иранского происхождения Голшифте Фарахани блестяще исполнила роль Фаунии, супруги Луи. А оператор Ирина Любчански, похоже, искренне полюбила Котийяр. Ее крупные планы просто переполнены светом, лучи которого словно ласкают лицо актрисы, делают ее обаяние по-настоящему неотразимым. Создается контраст: ангельский лик, который мгновенно может исказить сатанинский оскал. И такие переходы на протяжении всего экранного времени нам демонстрируют неоднократно. Всегда очень сильно.
Так и хочется сказать: мадам, вам все-таки стоит немного успокоиться. Обратитесь к психотерапевту или даже к психиатру. Гамлеты сегодня не в чести, так и до психушки недалеко. Но это будет уже совсем другая история, что-нибудь про полет кукушки над палатой № 6.
Однако после того, как эмоциональный накал, вызванный потрясающей игрой актеров «Брата и сестры», снижается, масштабы сопереживания героям картины становятся несколько меньше. В голове вертится грубоватое словечко: зажрались! Сытые, обитающие в приличных жилищных условиях буржуа, пользующиеся всеми благами современной цивилизации, включая квалифицированную медицинскую помощь, страдают, мучаются, переживают, спиваются, горстями пожирают препараты – да оглянитесь вы вокруг! И здесь авторы картины, надо отдать им должное, создают незатейливый контраст: Алис, которая бесится из-за событий 20-летней давности (в чем бы они ни заключались) и эмигрантка из Румынии, падающая в голодные обмороки. Не случайно ее зовут Лючия. Почти Луи, вот только страдания у нее слегка попроще. Так что нужно помнить о том, что в Африке дети недоедают. Вот бы туда Алис отправиться! Например, в Бенин.
5
,6
2022, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Чрезмерно сильные эмоции иногда делают человека похожим на умалишенного. Поэтому зачастую персонажи классических трагедий напоминают зрителям обитателей сумасшедшего дома. Гамлет или князь Мышкин – они вообще нормальные? А что есть норма? Тут есть над чем поразмышлять. Именно таким размышлениям посвящена картина французского режиссера Арно Деплешена, принявшая участие в конкурсной программе Каннского фестиваля 2022 года. Отношения между членами семейства Вюйяр складываются непросто. И дело вовсе не в том, что младший ребенок Фидель отличается нестандартной сексуальной ориентацией (кого этим в нынешней Франции можно шокировать?). Проблема заключается в отношениях между старшей девочкой (Алис в исполнении Марион Котийяр) и средним братцем Луи (роль исполнил Мельвиль Пупо). И начинается все еще в раннем детстве: Алис признанная звезда, ей пророчат великое будущее. Зато Луи папенька на каждый день рождения сообщает о том, что тот законченный неудачник (Моцарт в твоем возрасте уже первую симфонию написал). А мать, кажется, вообще ненавидит мальчугана лютой ненавистью (за что – остается за кадром). Согласитесь, это ведь самая благодатная почва для выращивания из обычного подростка невротика гамлетовского типа. Подросшая Алис оправдывает ожидания предков, она становится звездной театральной актрисой. А вот Луи некоторое время покорно исполняет роль гадкого утенка, но лет через десяток ему удается разочаровать родителей: он становится знаменитым писателем. Его дебютный роман пользуется огромной популярностью у критиков и читателей. И вот тут сестренку прорывает, с перекосившейся от злости физиономией она шипит Луи: я тебя ненавижу. И начинает честно и добросовестно ненавидеть мерзкого писаку, осмелившегося помериться с новоявленной Сарой Бернар славой. Идут годы, Луи и Алис вступают в брак, обзаводятся потомством, их преследуют неудачи, на них периодически обрушивается слава. Все меняется кроме взаимной ненависти, которой подвержены главные герои картины. Скажите – это нормально? В чем причина таких отношений между столь близкими родственниками, есть ли выход из такой ситуации? Может быть, Алис и Луи уже стоит подлечиться? Нынешняя психиатрия освоила вполне надежные медикаментозные способы разруливания подобных ситуаций. Как и полагается создателю серьезного художественного произведения, Деплешен не опускается до примитивного разъяснения причин столь странного поведения своей героини, он милостиво позволяет зрителям самостоятельно прийти к правдоподобным выводам. По картине рассыпаны намеки, делающие драму похожей на психологический детектив, и каждый волен их интерпретировать по своему усмотрению. У меня тоже имеются соображения на этот счет. С приближением к финалу картины инцестуальные аспекты взаимоотношений между братом и сестрой проявляются все более отчетливо. Первый намек – сцена на поминках, с которой начинается фильм. Луи просто тигром бросается на зятя, своего бывшего лучшего друга Андре Баркмана. С чего бы это? Откуда у парня испанская злость? А потом начинает работать артиллерия более крупного калибра. Чего стоит перевод еврейской молитвы в синагоге, текст которой для Луи услужливо переводит его приятель! Там говорится о нежелательности наблюдения за наготой своей сестры (про наготу родителей там тоже сказано, но ведь нужно помнить о названии «Брат и сестра», это вам не «Мама с сыном»). То есть еще в подростковом возрасте в благочестивом семействе представителей французского среднего класса случился такой скандальный моветон? Верится с трудом. То есть не в то, что казус такой произошел, а в то, что этим в Европе кого-то сегодня можно серьезно фраппировать так, чтобы хватило на двадцатилетний заряд мегатонной ненависти. Однако других убедительных версий у меня просто не существует. Да, в основе конфликта лежит сюжет первого романа Луи. Алис от него так осатанела, что даже подала иск о клевете. Но тут снова непонятно: по поводу чего клевета? Может, братишка вспомнил, как сестрица свалила на него факт разбиения банки любимого варенья папеньки, заботливо приготовленного маменькой? Или все же имело место пубертатное баловство? В общем, нас просто поставили перед фактом: люди, подверженные приступам ненависти, страдают сами и изводят своих близких (и не очень близких) людей. Если вы думаете, что вся эта псевдопсихологическая заумь (длится почти два часа) разочаровала критиков и разозлила зрителей – то вы ошибаетесь. Картина имела бешеный успех в Канне. И успех абсолютно заслуженный. Деплешен в одном из интервью заявляет о том, что сам не ожидал от исполнителей главных ролей столь мощной игры, она оказала на него такое эмоциональное воздействие, что даже возникли трудности на съемках. И здесь я солидарен с создателем картины. Котийяр и Пупо просто выше головы прыгнули. Они на пару исполнили такой хорошо темперированный эмоциональный клавир, продемонстрировали такую эскалацию негативных отношений, что просто мурашки по коже! Когда нечто подобное пытается исполнить на экране актер уровня Александра Петрова, становится стыдно не только за него лично, но и за профессию в целом: это все, чему вас смогли научить в ваших ВГИКах/ГИТИСах? Но если гиганты уровня Котийяр или Пупо исполняют сцену переноса негативных эмоций на ни в чем не повинных людей (Алис и аптекарь; Луи и племянник), вас охватывает дрожь восхищения: не перевелись еще люди, которым под силу сыграть Еврипида! Надо отдать должное всем членам команды Деплешена: они со всем старанием помогали своим звездам. Французская актриса иранского происхождения Голшифте Фарахани блестяще исполнила роль Фаунии, супруги Луи. А оператор Ирина Любчански, похоже, искренне полюбила Котийяр. Ее крупные планы просто переполнены светом, лучи которого словно ласкают лицо актрисы, делают ее обаяние по-настоящему неотразимым. Создается контраст: ангельский лик, который мгновенно может исказить сатанинский оскал. И такие переходы на протяжении всего экранного времени нам демонстрируют неоднократно. Всегда очень сильно. Так и хочется сказать: мадам, вам все-таки стоит немного успокоиться. Обратитесь к психотерапевту или даже к психиатру. Гамлеты сегодня не в чести, так и до психушки недалеко. Но это будет уже совсем другая история, что-нибудь про полет кукушки над палатой № 6. Однако после того, как эмоциональный накал, вызванный потрясающей игрой актеров «Брата и сестры», снижается, масштабы сопереживания героям картины становятся несколько меньше. В голове вертится грубоватое словечко: зажрались! Сытые, обитающие в приличных жилищных условиях буржуа, пользующиеся всеми благами современной цивилизации, включая квалифицированную медицинскую помощь, страдают, мучаются, переживают, спиваются, горстями пожирают препараты – да оглянитесь вы вокруг! И здесь авторы картины, надо отдать им должное, создают незатейливый контраст: Алис, которая бесится из-за событий 20-летней давности (в чем бы они ни заключались) и эмигрантка из Румынии, падающая в голодные обмороки. Не случайно ее зовут Лючия. Почти Луи, вот только страдания у нее слегка попроще. Так что нужно помнить о том, что в Африке дети недоедают. Вот бы туда Алис отправиться! Например, в Бенин.