Создав свой предыдущий фильм — A Birth of a Nation, который вполне можно назвать расистским, Д. У. Гриффит, ожидаемо, столкнулся с непониманием своего творчества со стороны различных слоев населения — прежде всего чернокожих американцев. Обидевшись, он понял, что в современном в мире не хватает прежде всего толерантности по отношению к друг и другу и снял другое кино — Intolerance: Love`s Struggle Throughout the Ages, направленное, на этот раз, уже против женщин.
Картина Нетерпимость состоит из четырех новелл, связанных единой мыслью о том, как неблаговидные поступки отдельных личностей приводили к ужасным историческим катастрофам.
Современная история повествует о неких немолодых женщинах, решивших совершить моральный переворот в обществе. Они борются с борделями, алкогольными напитками (сухой закон еще впереди!) и неблагополучными семьями. Гриффит отвечает им: «Когда женщина перестает привлекать мужчин — она часто обращается к Реформам (политико-социальным), как к выходу» — крайне грубое и сексистское замечание. Режиссер не хочет видеть в женщинах активных членов общества, действующих наравне с мужчинами, он скорее отводит им роль хранительниц очага, которым долженствует услаждать взоры. Очевидно, что новелла создана в пику движению за эмансипацию. Суфражистки Соединенных Штатов очень активно требовали избирательных прав для женщин как раз в то время и, надо сказать, добились его уже в 1920 году.
Еще одна новелла — это хорошо всем известная библейская легенда о распятом Христе.
В качестве европейской истории нетерпимости выбрана Варфоломеевская резня, устроенная французскими католиками в 1572 году против гугенотов (протестантов). Принято считать, что инициатором этого зверского события, унесшего жизни десятков тысяч человек был не слабый король Франции Карл IX, а его знаменитая мать Катерина Медичи. Для Гриффита, в данном случае, важны не столько политические подоплеки произошедшего, сколько тот факт, что во главе кровавого заговора стояла женщина. Это еще одно доказательство того, что власть в руках женщины часто приводит к самым печальным последствиям.
Четвертая Вавилонская новелла также выявляет еще одну установку Гриффита — женщина должна слушаться мужчину. Главная героиня — горянка, намеренно до крайности вздорная и своенравная, чтобы своим бессмысленным стремлением к независимости вызвать антипатию у зрителя. Именно столкновение мужского и женского начал, по Гриффиту, привело к гибели Вавилона: отказ своевольной горянки поэту Рапсоду, появление в городе богини Иштар, враждебной Баалу, одурманенное состояние царя Валтасара, вызванное любовным женским влиянием.
Гриффит может считаться отличным манипулятором и пропагандистом еще и потому, что в своих изысканиях он абсолютно по-детским наивен и крайне романтичен — он превозносит любовь, терпимость, доброту сердца, осуждает лицемерие, ложь и агрессию, но при этом сам страдает теми пороками, с которыми борется через свои картины. Его фильмы в полной мере являются выражением собственных комплексов и самообманов. Они до крайности авторские и при этом невероятно масштабные, сейчас бы ни одному крупному голливудскому режиссеру не пришла в голову идея так саморазоблачиться, как разоблачался перед внимательным зрителем G.W. Griffith. Взывая народы к толерантности и требуя заменить бомбы на цветы, он демонстрирует неприязнь к афроамериканцам и женщинам. Он героизирует Ку-Клукс-Клан! В противовес взбалмошным женщинам, которые сражаются в прямом и переносном смыслах, режиссер ставит добродетельных женщин, которые остаются в своих домах, посвящая время молитвам и воспитанию детей. По сценарию Гриффита, во все века женщины регулярно становились источником неприятностей.
Но несмотря на такое сомнительное, во многих смыслах, содержание, данный фильм никак нельзя назвать обычной клюквой, потому что в то время только единицы могли снимать настолько широкоплановое и масштабное кино. Пожалуй, можно даже сказать, что после новаторской итальянской картины Джованни Пастроне "Кабирия", которая, к слову, активно цитируется в Нетерпимости, Гриффит стал единственным законодателем мод в новоиспеченном жанре немого блокбастера. Он в виде эксперимента использует «летающую камеру», а в сценах битв, солдаты на глазах у изумленного зрителя рубят друг-другу головы, кадры поражают своей детальностью — воссозданные для фильма осадные машины персов и колоссальный дворец вавилонских царей обрушивают на зрителя до селе не виданную волну изумления. Целый букет новых техник и приемов, помогавших эффекту погружения. И не забывайте, что все это еще и с сексистским подтекстом, довольно популярным в том время. Настоящий социальный аттракцион!
Надо сказать, что самые масштабные сцены фильма Intolerance даже сейчас стоили бы крайне дорого, поэтому снять все это, в то время было возможно лишь в процветающих Соединенных Штатах (которым режиссер также не забыл отвесить солидный реверанс в фильме), Европа тратила все деньги на войну. Предположительно, на декорации, платья героев и массовку было потрачено более $2 миллионов — это $45 миллионов по нынешнему курсу, невообразимые траты для фильма начала XX века. Увы, но для современников фильм оказался слишком сложным, слишком динамичным и слишком клиповым. Картина провалилась в прокате, обанкротив Triangle Film Corporation и оставив несмываемую метку кассового неудачника на режиссере.
До появления Нетерпимости почти никто не представлял, что кино вообще может быть ТАКИМ. Мыльные движущиеся картинки вдруг обрели невиданную силу, и в этом была заслуга, прежде всего, Дэвида Уорка Гриффита. Он, как сейчас говорят, стоял у истоков современного кино.
6
,6
1916, США, Драмы
210 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Создав свой предыдущий фильм — A Birth of a Nation, который вполне можно назвать расистским, Д. У. Гриффит, ожидаемо, столкнулся с непониманием своего творчества со стороны различных слоев населения — прежде всего чернокожих американцев. Обидевшись, он понял, что в современном в мире не хватает прежде всего толерантности по отношению к друг и другу и снял другое кино — Intolerance: Love`s Struggle Throughout the Ages, направленное, на этот раз, уже против женщин. Картина Нетерпимость состоит из четырех новелл, связанных единой мыслью о том, как неблаговидные поступки отдельных личностей приводили к ужасным историческим катастрофам. Современная история повествует о неких немолодых женщинах, решивших совершить моральный переворот в обществе. Они борются с борделями, алкогольными напитками (сухой закон еще впереди!) и неблагополучными семьями. Гриффит отвечает им: «Когда женщина перестает привлекать мужчин — она часто обращается к Реформам (политико-социальным), как к выходу» — крайне грубое и сексистское замечание. Режиссер не хочет видеть в женщинах активных членов общества, действующих наравне с мужчинами, он скорее отводит им роль хранительниц очага, которым долженствует услаждать взоры. Очевидно, что новелла создана в пику движению за эмансипацию. Суфражистки Соединенных Штатов очень активно требовали избирательных прав для женщин как раз в то время и, надо сказать, добились его уже в 1920 году. Еще одна новелла — это хорошо всем известная библейская легенда о распятом Христе. В качестве европейской истории нетерпимости выбрана Варфоломеевская резня, устроенная французскими католиками в 1572 году против гугенотов (протестантов). Принято считать, что инициатором этого зверского события, унесшего жизни десятков тысяч человек был не слабый король Франции Карл IX, а его знаменитая мать Катерина Медичи. Для Гриффита, в данном случае, важны не столько политические подоплеки произошедшего, сколько тот факт, что во главе кровавого заговора стояла женщина. Это еще одно доказательство того, что власть в руках женщины часто приводит к самым печальным последствиям. Четвертая Вавилонская новелла также выявляет еще одну установку Гриффита — женщина должна слушаться мужчину. Главная героиня — горянка, намеренно до крайности вздорная и своенравная, чтобы своим бессмысленным стремлением к независимости вызвать антипатию у зрителя. Именно столкновение мужского и женского начал, по Гриффиту, привело к гибели Вавилона: отказ своевольной горянки поэту Рапсоду, появление в городе богини Иштар, враждебной Баалу, одурманенное состояние царя Валтасара, вызванное любовным женским влиянием. Гриффит может считаться отличным манипулятором и пропагандистом еще и потому, что в своих изысканиях он абсолютно по-детским наивен и крайне романтичен — он превозносит любовь, терпимость, доброту сердца, осуждает лицемерие, ложь и агрессию, но при этом сам страдает теми пороками, с которыми борется через свои картины. Его фильмы в полной мере являются выражением собственных комплексов и самообманов. Они до крайности авторские и при этом невероятно масштабные, сейчас бы ни одному крупному голливудскому режиссеру не пришла в голову идея так саморазоблачиться, как разоблачался перед внимательным зрителем G.W. Griffith. Взывая народы к толерантности и требуя заменить бомбы на цветы, он демонстрирует неприязнь к афроамериканцам и женщинам. Он героизирует Ку-Клукс-Клан! В противовес взбалмошным женщинам, которые сражаются в прямом и переносном смыслах, режиссер ставит добродетельных женщин, которые остаются в своих домах, посвящая время молитвам и воспитанию детей. По сценарию Гриффита, во все века женщины регулярно становились источником неприятностей. Но несмотря на такое сомнительное, во многих смыслах, содержание, данный фильм никак нельзя назвать обычной клюквой, потому что в то время только единицы могли снимать настолько широкоплановое и масштабное кино. Пожалуй, можно даже сказать, что после новаторской итальянской картины Джованни Пастроне "Кабирия", которая, к слову, активно цитируется в Нетерпимости, Гриффит стал единственным законодателем мод в новоиспеченном жанре немого блокбастера. Он в виде эксперимента использует «летающую камеру», а в сценах битв, солдаты на глазах у изумленного зрителя рубят друг-другу головы, кадры поражают своей детальностью — воссозданные для фильма осадные машины персов и колоссальный дворец вавилонских царей обрушивают на зрителя до селе не виданную волну изумления. Целый букет новых техник и приемов, помогавших эффекту погружения. И не забывайте, что все это еще и с сексистским подтекстом, довольно популярным в том время. Настоящий социальный аттракцион! Надо сказать, что самые масштабные сцены фильма Intolerance даже сейчас стоили бы крайне дорого, поэтому снять все это, в то время было возможно лишь в процветающих Соединенных Штатах (которым режиссер также не забыл отвесить солидный реверанс в фильме), Европа тратила все деньги на войну. Предположительно, на декорации, платья героев и массовку было потрачено более $2 миллионов — это $45 миллионов по нынешнему курсу, невообразимые траты для фильма начала XX века. Увы, но для современников фильм оказался слишком сложным, слишком динамичным и слишком клиповым. Картина провалилась в прокате, обанкротив Triangle Film Corporation и оставив несмываемую метку кассового неудачника на режиссере. До появления Нетерпимости почти никто не представлял, что кино вообще может быть ТАКИМ. Мыльные движущиеся картинки вдруг обрели невиданную силу, и в этом была заслуга, прежде всего, Дэвида Уорка Гриффита. Он, как сейчас говорят, стоял у истоков современного кино.