«Море любви» – не просто красивая метафора, вынесенная Хэролдом Беккером и кинодраматургом Ричардом Прайсом в заголовок своей ленты. Одноимённый шлягер Фила Филлипса играл не последнюю роль непосредственно в сюжете: именно эту песню слушал мужчина в момент убийства, к расследованию которого приступает детектив Фрэнк Келлер в пронзительном исполнении Аля Пачино. В картине Пака Чхан Ука море возникает неоднократно, особенно в заключительной части повествования; в частности, внявшая совету Со Рэ избавляется от важной улики, бросив смартфон с утёса в воду. И, конечно же, не обходится без любви… Но упомянутый голливудский фильм всплывает по ассоциации в памяти по другой причине. В общем-то не слишком принципиально, сознательно ли признанный южнокорейский режиссёр (а также продюсер и соавтор сценария – с Чон Со Гён) ориентировался на давний кинохит, произведший хорошее впечатление благодаря продуманной интриге и грамотно выдержанному саспенсу. Пак, гораздо лучше коллег из-за океана владеющий секретами управления вниманием зрителя (1), прибегает к очень похожей драматической ситуации. Блюститель закона начинает испытывать высокие чувства к подозреваемой, в чью невиновность искренне готов поверить, однако тоже в силу укоренившейся профессиональной привычки продолжает подмечать и анализировать факты, говорящие, увы, не в пользу женщины… Вот только теперь всё ещё сложнее – сложнее на каждом из уровней.
Жюри Каннского международного кинофестиваля под председательством французского актёра Венсана Линдона (выбранного, вероятно, благодаря роли своего тёзки в «Титане» /2021/, отмеченном «Золотой пальмовой ветвью» годом ранее) отметила Чхан Ука премией за режиссуру. Отчасти это справедливо, поскольку он мастерски, причём на протяжении солидного временного промежутка (хронометраж – как-никак два часа с лишним), балансирует на грани, рискуя поставить в тупик слишком «тонкой», не до конца понятной, построенной на умолчаниях манерой изложения экранных перипетий. Но строго «на грани»! Едва закрадывается опасение, что ещё чуть-чуть – и утратишь нить повествования, как авторами даётся объяснение, столь же исчерпывающее, сколь и остроумное. Нечто подобное, помнится, блестяще проделывал Жан-Пьер Мельвиль в криминальной драме «Стукач» /1962/, соответствующую особенность которой уловил Квентин Тарантино, проницательно заметивший: это один из редчайших в мировом киноискусстве примеров фильмов, не позволяющих оторвать от кинополотна взгляд, даже не вполне осознавая (вплоть до заключительных кадров), о чём, собственно, история. Разумеется, Пак уверенно использует палитру выразительных средств, имеющихся в распоряжении у режиссёра, и всё-таки залогом успеха здесь послужила драматургия. Между прочим, неплохие коммерческие показатели (по крайней мере в национальном кинопрокате, где кассовые сборы составили порядка $13,6 млн.) подтверждают, что «Решение уйти» не отталкивает массовую аудиторию.
Въедливость Пак Хэ Джуна поначалу не то чтобы раздражает, но во всяком случае – вызывает недоумение. Конечно, отдельные детали (вроде царапин на руке Со Рэ и необычных поведенческих реакций) кажутся странными, но ведь получают достаточно убедительное объяснение. Зачем так терзать женщину, потерявшую мужа, разбившегося в процессе очередного восхождения (с альпинистским оборудованием) на вершину скалы? А уж наружное наблюдение в сочетании с прослушиванием жилища и вовсе представляются избыточными. В какой момент происходит внутреннее «переключение» – и блюститель закона проникается симпатией к потенциальной преступнице? Но стоит успокоиться, приняв новые условия (что смотрим, оказывается, не средненький детектив, а необычную мелодраму), как авторы подкидывают новый сюрприз. Речь о том самом чутье сыщика, от которого человек, прослужив столько лет в правоохранительных органах, уже не сумеет избавиться, даже если захочет. И Пак Чхан Ук предлагает, если вдуматься, куда более тонкое разрешение извечного конфликта долга и чувства, чем Беккер с Прайсом, поскольку выясняется, что Со действительно виновата – и в то же время не виновата (почти как Юрий Деточкин у Эльдара Рязанова). Решение полицейского уйти проще всего счесть проявлением трусости или, как минимум, компромисса с совестью. Но интересная, с точно расставленными психологическими акцентами игра Пака Хэ Иля заставляет сделать, скорее, противоположный вывод: это потребовало от него изрядного мужества. К слову, знаменательно, что актёр получил первую известность в одном из самых изощрённых (тоже высоко оценённых Тарантино) жанровых образчиков рубежа веков – в «Воспоминаниях об убийстве» /2003/ Пона Джун Хо, где предстал в обличии фабричного работника, третьего по счёту подозреваемого в серийных убийствах.
Конечно, по нынешним меркам припасённый кинематографистами сюжетный поворот не воспринимается радикальным, кричаще новаторским. Грубо говоря, до ошарашивающей смены стилистики «Паразитов» /2018/ или даже до шокирующих предфинальных откровений «Олдбоя» /2003/ самого Чхан Ука – далеко. Но встреча Хэ Джуна и его дражайшей половины, переехавших в глухомань (подальше от прежнего места жительства и поближе к морю), с госпожой Рэ, вроде бы довольной отношениями с новым мужем – брокером Имом Хо Шином, сразу навевает нехорошие сомнения. И трудно не посочувствовать детективу, оказавшемуся в крайне двусмысленной ситуации, узнав о его насильственной смерти… Вот теперь ставки поднимаются максимально. Пак не имеет права позволить себе ещё раз стать жертвой манипуляции, вызывая своими действиями недоумение у коллег, искренне не понимающих, зачем что-то дополнительно разнюхивать в деле, где всё на поверхности. Развязка непредсказуема, а кроме того, не просто исполнена символизма, но полностью отвечает как логике развития событий, так и характеру Со Рэ. Режиссёр, прежде не претендовавший на звание поборника гуманистических ценностей (уж скорее, склонявшийся к мизантропии), с возрастом стал относиться к людям явно терпимее. И сделал для себя интересное открытие, что любовь для «решения уйти», словно растворившись в бушующих волнах (читай – для самопожертвования), может послужить не менее сильной мотивацией, чем жажда мести или раскаяние в невольно совершённом смертном грехе…
Пак Чхан Ук всегда сосредотачивался на судьбах конкретных индивидов, редко обращаясь (в отличие от того же Пона Джун Хо) к остросоциальной проблематике напрямую. Однако прошлое Со Рэ, прибывшей из Китая нелегально, но получившей возможность обосноваться в республике потому, что приходится внучкой Кэ Бон Соку – герою, сражавшемуся в Маньчжурии за независимость страны, упоминается не исключительно с целью наделить персонажа дополнительной характеристикой. Мол, той, кто однажды лишила другого человека жизни, совершить ещё одно убийство не составит труда… Интуитивно догадываешься, что платонический роман каким-то смутным, непостижимым умом образом рифмуется с состоянием всего корейского общества, продолжающего нащупывать свою идентичность в современном мире почти теми же (прямо скажем, неидеальными) методами, что и детектив, расследующий сразу несколько «висяков» – малоперспективных уголовных дел.
_______
1 – Что, заметим, лишний раз подтвердил американо-британским мини-сериалом «Маленькая барабанщица» /2018/, по шпионскому роману Джона Ле Карре.
6
,9
2022, Южная Корея, Детективы
138 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Море любви» – не просто красивая метафора, вынесенная Хэролдом Беккером и кинодраматургом Ричардом Прайсом в заголовок своей ленты. Одноимённый шлягер Фила Филлипса играл не последнюю роль непосредственно в сюжете: именно эту песню слушал мужчина в момент убийства, к расследованию которого приступает детектив Фрэнк Келлер в пронзительном исполнении Аля Пачино. В картине Пака Чхан Ука море возникает неоднократно, особенно в заключительной части повествования; в частности, внявшая совету Со Рэ избавляется от важной улики, бросив смартфон с утёса в воду. И, конечно же, не обходится без любви… Но упомянутый голливудский фильм всплывает по ассоциации в памяти по другой причине. В общем-то не слишком принципиально, сознательно ли признанный южнокорейский режиссёр (а также продюсер и соавтор сценария – с Чон Со Гён) ориентировался на давний кинохит, произведший хорошее впечатление благодаря продуманной интриге и грамотно выдержанному саспенсу. Пак, гораздо лучше коллег из-за океана владеющий секретами управления вниманием зрителя (1), прибегает к очень похожей драматической ситуации. Блюститель закона начинает испытывать высокие чувства к подозреваемой, в чью невиновность искренне готов поверить, однако тоже в силу укоренившейся профессиональной привычки продолжает подмечать и анализировать факты, говорящие, увы, не в пользу женщины… Вот только теперь всё ещё сложнее – сложнее на каждом из уровней. Жюри Каннского международного кинофестиваля под председательством французского актёра Венсана Линдона (выбранного, вероятно, благодаря роли своего тёзки в «Титане» /2021/, отмеченном «Золотой пальмовой ветвью» годом ранее) отметила Чхан Ука премией за режиссуру. Отчасти это справедливо, поскольку он мастерски, причём на протяжении солидного временного промежутка (хронометраж – как-никак два часа с лишним), балансирует на грани, рискуя поставить в тупик слишком «тонкой», не до конца понятной, построенной на умолчаниях манерой изложения экранных перипетий. Но строго «на грани»! Едва закрадывается опасение, что ещё чуть-чуть – и утратишь нить повествования, как авторами даётся объяснение, столь же исчерпывающее, сколь и остроумное. Нечто подобное, помнится, блестяще проделывал Жан-Пьер Мельвиль в криминальной драме «Стукач» /1962/, соответствующую особенность которой уловил Квентин Тарантино, проницательно заметивший: это один из редчайших в мировом киноискусстве примеров фильмов, не позволяющих оторвать от кинополотна взгляд, даже не вполне осознавая (вплоть до заключительных кадров), о чём, собственно, история. Разумеется, Пак уверенно использует палитру выразительных средств, имеющихся в распоряжении у режиссёра, и всё-таки залогом успеха здесь послужила драматургия. Между прочим, неплохие коммерческие показатели (по крайней мере в национальном кинопрокате, где кассовые сборы составили порядка $13,6 млн.) подтверждают, что «Решение уйти» не отталкивает массовую аудиторию. Въедливость Пак Хэ Джуна поначалу не то чтобы раздражает, но во всяком случае – вызывает недоумение. Конечно, отдельные детали (вроде царапин на руке Со Рэ и необычных поведенческих реакций) кажутся странными, но ведь получают достаточно убедительное объяснение. Зачем так терзать женщину, потерявшую мужа, разбившегося в процессе очередного восхождения (с альпинистским оборудованием) на вершину скалы? А уж наружное наблюдение в сочетании с прослушиванием жилища и вовсе представляются избыточными. В какой момент происходит внутреннее «переключение» – и блюститель закона проникается симпатией к потенциальной преступнице? Но стоит успокоиться, приняв новые условия (что смотрим, оказывается, не средненький детектив, а необычную мелодраму), как авторы подкидывают новый сюрприз. Речь о том самом чутье сыщика, от которого человек, прослужив столько лет в правоохранительных органах, уже не сумеет избавиться, даже если захочет. И Пак Чхан Ук предлагает, если вдуматься, куда более тонкое разрешение извечного конфликта долга и чувства, чем Беккер с Прайсом, поскольку выясняется, что Со действительно виновата – и в то же время не виновата (почти как Юрий Деточкин у Эльдара Рязанова). Решение полицейского уйти проще всего счесть проявлением трусости или, как минимум, компромисса с совестью. Но интересная, с точно расставленными психологическими акцентами игра Пака Хэ Иля заставляет сделать, скорее, противоположный вывод: это потребовало от него изрядного мужества. К слову, знаменательно, что актёр получил первую известность в одном из самых изощрённых (тоже высоко оценённых Тарантино) жанровых образчиков рубежа веков – в «Воспоминаниях об убийстве» /2003/ Пона Джун Хо, где предстал в обличии фабричного работника, третьего по счёту подозреваемого в серийных убийствах. Конечно, по нынешним меркам припасённый кинематографистами сюжетный поворот не воспринимается радикальным, кричаще новаторским. Грубо говоря, до ошарашивающей смены стилистики «Паразитов» /2018/ или даже до шокирующих предфинальных откровений «Олдбоя» /2003/ самого Чхан Ука – далеко. Но встреча Хэ Джуна и его дражайшей половины, переехавших в глухомань (подальше от прежнего места жительства и поближе к морю), с госпожой Рэ, вроде бы довольной отношениями с новым мужем – брокером Имом Хо Шином, сразу навевает нехорошие сомнения. И трудно не посочувствовать детективу, оказавшемуся в крайне двусмысленной ситуации, узнав о его насильственной смерти… Вот теперь ставки поднимаются максимально. Пак не имеет права позволить себе ещё раз стать жертвой манипуляции, вызывая своими действиями недоумение у коллег, искренне не понимающих, зачем что-то дополнительно разнюхивать в деле, где всё на поверхности. Развязка непредсказуема, а кроме того, не просто исполнена символизма, но полностью отвечает как логике развития событий, так и характеру Со Рэ. Режиссёр, прежде не претендовавший на звание поборника гуманистических ценностей (уж скорее, склонявшийся к мизантропии), с возрастом стал относиться к людям явно терпимее. И сделал для себя интересное открытие, что любовь для «решения уйти», словно растворившись в бушующих волнах (читай – для самопожертвования), может послужить не менее сильной мотивацией, чем жажда мести или раскаяние в невольно совершённом смертном грехе… Пак Чхан Ук всегда сосредотачивался на судьбах конкретных индивидов, редко обращаясь (в отличие от того же Пона Джун Хо) к остросоциальной проблематике напрямую. Однако прошлое Со Рэ, прибывшей из Китая нелегально, но получившей возможность обосноваться в республике потому, что приходится внучкой Кэ Бон Соку – герою, сражавшемуся в Маньчжурии за независимость страны, упоминается не исключительно с целью наделить персонажа дополнительной характеристикой. Мол, той, кто однажды лишила другого человека жизни, совершить ещё одно убийство не составит труда… Интуитивно догадываешься, что платонический роман каким-то смутным, непостижимым умом образом рифмуется с состоянием всего корейского общества, продолжающего нащупывать свою идентичность в современном мире почти теми же (прямо скажем, неидеальными) методами, что и детектив, расследующий сразу несколько «висяков» – малоперспективных уголовных дел. _______ 1 – Что, заметим, лишний раз подтвердил американо-британским мини-сериалом «Маленькая барабанщица» /2018/, по шпионскому роману Джона Ле Карре.