Психологическая драма "Французский мастер" режиссера и сценариста Юсупа Разыкова ("Керосин", "Турецкое седло") является ярким примером того, как за воспоминаниями и действиями человека, ведущего себя подобно изворотливому серийному убийце, скрывается потрясающая тяга к красоте и великое множество непережитых чувств. Постановщик прекрасно владеет экранным материалом и из нарратива о немолодом провинциальном массажисте Германне (Алексей Гуськов, "Велга", сериал "Седьмая симфония") ему удается извлечь несколько слоев, которые показывают не только глубокие следы детских и юношеских психологических травм, но и тягу к прекрасному, к идеалу женской красоты.
Используя концепт "Смерти в Венеции", по всей видимости обожающий фильмы Лукино Висконти, Разыков показывает каким роковым резонансом может оказаться для метастабильного героя Гуськова воплощение грез наяву, когда молодая женщина Ольга (Анна Чиповская, "Сёстры", сериал "Взаперти"), напевающая с протянутой рукой французский стандарт "Plaisir d’amour", может стать фантомом из прошлого. Желание режиссера максимально уплотнить безумие, творящееся как вокруг Германна, так и внутри него, оказывается в выигрышной комбинации вместе с блестящей игрой Алексея Гуськова. Актеру удался сдержанный интроверт, одержимый тягой к человеческой красоте и остро чувствующий пустоту мира, где подлинное величие очищающего искусства подменяется дизайном и китчевыми арт-объектами.
В представлении Разыкова - красота, крайне штучная субстанция, не поддающаяся тиражированию. Одна из клиенток предлагает сделать Германну в качестве презента небольшую скульптурную композицию - руки мастера в натуральную величину - и заказывает себе еще одну копию с отливки. Безусловно, постановщик стремится донести эту мысль, что подлинная красота, как и первая любовь 16-летнего Германна (Максим Карушев) во флэшбэке к прекрасной и недосягаемой учительнице французского языка Лилии Сергеевне (Анна Чиповская), может стать спасением и наваждением одновременно.
Разыков делает главного героя, родившегося в результате инцеста между братом Вадимом (Виктор Добронравов, "Пальма", "От печали до радости") и его сестрой Катериной (Виолетта Давыдовская, сериал "Тайна Лилит"), угрюмым и несчастным изгоем, который вынужден искать компромиссы между своей странностью и тягой к прекрасному. Так в волшебных руках Германна, стремящегося максимально отгородиться от индустрии и, в то же самое время, обслуживающего любовниц и содержанок в своем салоне, женская красота превращается в востребованный товар, который может стать трамплином к последующему успеху всех этих девушек с массажного стола. Поэтому "Французский мастер" в большей степени становится у Разыкова неким заявлением на тему того, что может произойти с человеком, когда память о чувственном прошлом и подростковые эротические грезы, неожиданно выстрелят во взрослого зрелого мужчину, который страдает от одиночества и незакрытого гештальта.
При помощи "Французского мастера" Разыков стремится развести два вида красоты. Эфемерно-духовная красота Лилии Сергеевны, которая и песню подходящую включит для работы с произношением, и постарается максимально уменьшить личные границы, не сочетается с прагматичной красотой тех, кого обслуживает Германн. Бывшая официантка Марина (Мария Карпова, сериал "Салют, Начальник") из "тихого" кафе, где любит обедать персонаж Гуськова мечтает не заниматься потребительским вуайеризмом и не читать "Дневник горничной" Октава Мирбо, а получать все блага жизни от богатого покровителя. Современные мезальянсы в представлении Разыкова не отличаются крепким душевным здоровьем и не пересыщены духовностью, разговоры клиенток вертятся вокруг продвижения в столицу, фото в глянцевых журналах и дублерских съемок в эротических сценах.
Показательна роль крупного полицейского чина Кирилла Алексеевича (Валерий Маслов, "Чистая психология", "Керосин"), который настолько привязан к содержанке, что даже сопровождает ее неглиже в кабинете у Германна, а потом пытается там же стряхнуть с себя наваждение при помощи пистолета после разрыва с девицей. В определенном смысле при помощи героя Гуськова режиссер стремится высказаться о ценности любви и делает ее для протагониста единственной достойной сожаления потерей. Вдохновившись "Историей уродства" под редакцией Умберто Эко, Разыков спроецировал идею о том, что красота и безобразность являются взаимодополняющей парой, на сущность нарратива. Постановщик без всякой жалости выставил Марию Семеновну (Ирина Шевчук), бывшего директора спецшколы, где учился будущий элитный массажист, в образе лицемерного монстра, который систематически обкрадывает во всех смыслах живущего в грезах о прошлом массажиста.
Ложь во спасение, изобретенная Марком (Алексей Вертков, "Медея", сериал "Угрюм-река"), эпатажным писателем и младшим сводным братом центрального персонажа, оказывается у Разыкова цинична сама по себе и способна растревожить кажущейся крепкой психику протагониста. В подборе музыки для звуковой дорожки постановщик проявляет удивительный вкус, когда звучит фрагмент первой симфонии Малера, стопроцентно попадающий в саму фактуру Германна, этого одинокого романтика, давно вступившего в глубинный конфликт с окружающей его почти физиологической пошлостью тел и повсеместным лицемерием. В то же самое время присутствие в саундтреке фрагмента из третьей симфонии Малера под названием "Что рассказывает мне любовь" может служить смысловым и звуковым лейтмотивом для всего фильма Разыкова наряду с "Plaisir d’amour".
Парадоксально, но во "Французском мастере" у Разыкова за условной детективной интригой оказывается сообщить вещи, которые за полтора часа просмотра складываются в определенную парадигму, характеризующую режиссера как крайне тонко чувствующего несовершенство мира автора, готового убежать за горизонт от пошлости, алчности и недалекости окружающих. Постановщик далеко не случайно создает для Германна тревожный сигнал, когда тот получает непонятно от кого подарок на библейскую тематику - картину о первородном грехе. Тем самым он наносит ощутимый удар по самому уязвимому в протагонисте, чьей ахиллесовой пятой является тайна появления на свет.
Миражи памяти, остановившееся на мгновениях первой любви время, заставляют Германна принять появление Ольги как ту последнюю надежду в жизни, когда еще возможно, когда еще не поздно попытаться найти в ней смысл и оправдание. Во многом лента Разыкова оказывается способна работать со зрителями на уровне вибраций, хорошо считываемых в игре всего актерского состава, когда надломленный идеалист становится заложником красоты, от которой он не получает удовольствия. Поэтому для фильма "Французский мастер" характерно смешивание личной мелодрамы с безумием и подведение без больших надежд для Германна печальных итогов. Каждый, кто делает людей счастливыми, с большой вероятностью может оказаться абсолютно одиноким эскапистом, который живет эмоциями законсервированного в памяти прошлого, с трудом находя себе силы не сломаться от надвигающегося личного апокалипсиса.
5
,7
2022, Россия, Драмы
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологическая драма "Французский мастер" режиссера и сценариста Юсупа Разыкова ("Керосин", "Турецкое седло") является ярким примером того, как за воспоминаниями и действиями человека, ведущего себя подобно изворотливому серийному убийце, скрывается потрясающая тяга к красоте и великое множество непережитых чувств. Постановщик прекрасно владеет экранным материалом и из нарратива о немолодом провинциальном массажисте Германне (Алексей Гуськов, "Велга", сериал "Седьмая симфония") ему удается извлечь несколько слоев, которые показывают не только глубокие следы детских и юношеских психологических травм, но и тягу к прекрасному, к идеалу женской красоты. Используя концепт "Смерти в Венеции", по всей видимости обожающий фильмы Лукино Висконти, Разыков показывает каким роковым резонансом может оказаться для метастабильного героя Гуськова воплощение грез наяву, когда молодая женщина Ольга (Анна Чиповская, "Сёстры", сериал "Взаперти"), напевающая с протянутой рукой французский стандарт "Plaisir d’amour", может стать фантомом из прошлого. Желание режиссера максимально уплотнить безумие, творящееся как вокруг Германна, так и внутри него, оказывается в выигрышной комбинации вместе с блестящей игрой Алексея Гуськова. Актеру удался сдержанный интроверт, одержимый тягой к человеческой красоте и остро чувствующий пустоту мира, где подлинное величие очищающего искусства подменяется дизайном и китчевыми арт-объектами. В представлении Разыкова - красота, крайне штучная субстанция, не поддающаяся тиражированию. Одна из клиенток предлагает сделать Германну в качестве презента небольшую скульптурную композицию - руки мастера в натуральную величину - и заказывает себе еще одну копию с отливки. Безусловно, постановщик стремится донести эту мысль, что подлинная красота, как и первая любовь 16-летнего Германна (Максим Карушев) во флэшбэке к прекрасной и недосягаемой учительнице французского языка Лилии Сергеевне (Анна Чиповская), может стать спасением и наваждением одновременно. Разыков делает главного героя, родившегося в результате инцеста между братом Вадимом (Виктор Добронравов, "Пальма", "От печали до радости") и его сестрой Катериной (Виолетта Давыдовская, сериал "Тайна Лилит"), угрюмым и несчастным изгоем, который вынужден искать компромиссы между своей странностью и тягой к прекрасному. Так в волшебных руках Германна, стремящегося максимально отгородиться от индустрии и, в то же самое время, обслуживающего любовниц и содержанок в своем салоне, женская красота превращается в востребованный товар, который может стать трамплином к последующему успеху всех этих девушек с массажного стола. Поэтому "Французский мастер" в большей степени становится у Разыкова неким заявлением на тему того, что может произойти с человеком, когда память о чувственном прошлом и подростковые эротические грезы, неожиданно выстрелят во взрослого зрелого мужчину, который страдает от одиночества и незакрытого гештальта. При помощи "Французского мастера" Разыков стремится развести два вида красоты. Эфемерно-духовная красота Лилии Сергеевны, которая и песню подходящую включит для работы с произношением, и постарается максимально уменьшить личные границы, не сочетается с прагматичной красотой тех, кого обслуживает Германн. Бывшая официантка Марина (Мария Карпова, сериал "Салют, Начальник") из "тихого" кафе, где любит обедать персонаж Гуськова мечтает не заниматься потребительским вуайеризмом и не читать "Дневник горничной" Октава Мирбо, а получать все блага жизни от богатого покровителя. Современные мезальянсы в представлении Разыкова не отличаются крепким душевным здоровьем и не пересыщены духовностью, разговоры клиенток вертятся вокруг продвижения в столицу, фото в глянцевых журналах и дублерских съемок в эротических сценах. Показательна роль крупного полицейского чина Кирилла Алексеевича (Валерий Маслов, "Чистая психология", "Керосин"), который настолько привязан к содержанке, что даже сопровождает ее неглиже в кабинете у Германна, а потом пытается там же стряхнуть с себя наваждение при помощи пистолета после разрыва с девицей. В определенном смысле при помощи героя Гуськова режиссер стремится высказаться о ценности любви и делает ее для протагониста единственной достойной сожаления потерей. Вдохновившись "Историей уродства" под редакцией Умберто Эко, Разыков спроецировал идею о том, что красота и безобразность являются взаимодополняющей парой, на сущность нарратива. Постановщик без всякой жалости выставил Марию Семеновну (Ирина Шевчук), бывшего директора спецшколы, где учился будущий элитный массажист, в образе лицемерного монстра, который систематически обкрадывает во всех смыслах живущего в грезах о прошлом массажиста. Ложь во спасение, изобретенная Марком (Алексей Вертков, "Медея", сериал "Угрюм-река"), эпатажным писателем и младшим сводным братом центрального персонажа, оказывается у Разыкова цинична сама по себе и способна растревожить кажущейся крепкой психику протагониста. В подборе музыки для звуковой дорожки постановщик проявляет удивительный вкус, когда звучит фрагмент первой симфонии Малера, стопроцентно попадающий в саму фактуру Германна, этого одинокого романтика, давно вступившего в глубинный конфликт с окружающей его почти физиологической пошлостью тел и повсеместным лицемерием. В то же самое время присутствие в саундтреке фрагмента из третьей симфонии Малера под названием "Что рассказывает мне любовь" может служить смысловым и звуковым лейтмотивом для всего фильма Разыкова наряду с "Plaisir d’amour". Парадоксально, но во "Французском мастере" у Разыкова за условной детективной интригой оказывается сообщить вещи, которые за полтора часа просмотра складываются в определенную парадигму, характеризующую режиссера как крайне тонко чувствующего несовершенство мира автора, готового убежать за горизонт от пошлости, алчности и недалекости окружающих. Постановщик далеко не случайно создает для Германна тревожный сигнал, когда тот получает непонятно от кого подарок на библейскую тематику - картину о первородном грехе. Тем самым он наносит ощутимый удар по самому уязвимому в протагонисте, чьей ахиллесовой пятой является тайна появления на свет. Миражи памяти, остановившееся на мгновениях первой любви время, заставляют Германна принять появление Ольги как ту последнюю надежду в жизни, когда еще возможно, когда еще не поздно попытаться найти в ней смысл и оправдание. Во многом лента Разыкова оказывается способна работать со зрителями на уровне вибраций, хорошо считываемых в игре всего актерского состава, когда надломленный идеалист становится заложником красоты, от которой он не получает удовольствия. Поэтому для фильма "Французский мастер" характерно смешивание личной мелодрамы с безумием и подведение без больших надежд для Германна печальных итогов. Каждый, кто делает людей счастливыми, с большой вероятностью может оказаться абсолютно одиноким эскапистом, который живет эмоциями законсервированного в памяти прошлого, с трудом находя себе силы не сломаться от надвигающегося личного апокалипсиса.