Криминальная драма "Свободная страна" режиссера и сценариста Кристиана Альварта (сериал "Берлинские легавые", "Звонок мертвецу") использует концепт нашумевшего триллера "Миниатюрный остров" Альберто Родригеса и исследует феномен "освобожденной" Восточной Германии после падения берлинской Стены в 1989 году. Постановщик превосходно понимает, что эйфория и открытие границ задали вектор сближения немецких территорий, но существование разрыва на современной социальной карте Германии прослеживается очень остро. И если оригиналу Родригеса необходимо раскрыть мрачную картину Испании в постфранкистскую эпоху, то Альварт стремится найти новые глубины внутри переходной ситуации.
В экранной истории, написанной совместно со сценаристом Зигфридом Камлем (сериал "Слёборн: Эпидемия на острове"), он представляет вести дело двум детективам, Патрику Штайну (Тристан Пюттер, "Хинтерленд: город грехов", сериал "Парфюмер") и Маркусу Баху (Феликс Крамер, сериал "Тьма"). Герои Пюттера и Крамера, прямые противоположности друг другу, расследуют в городке Лёвиц на северо-востоке страны и становятся олицетворением образа Германии как территории новой свободы. Очевидно, что в 1992 году Лёвиц - это депрессивное место, где готовы работать за половинную оплату гастарбайтеры-поляки, и молодое население городка всеми силами стремится сбежать в Берлин. Расследование о пропаже двух девушек, которые стали жертвами человеческого трафика, начинает затягиваться, и "хороший" коп Штайн из Гамбурга отправляется на помощь "плохому" Баху, бывшему сотруднику спецслужбы министерства госбезопасности ГДР.
Альварт обеспечивает неизбежную конфронтацию между цивилизованным Патриком, наткнувшимся на откровенно враждебный прием со стороны местных жителей, и беспринципным Маркусом, который демонстративно готов нарушать правила для достижения результатов и практикует грубые методы ведения дела. В ходе расследования оба главных героя оказываются на пограничной территории, где бесследные исчезновения людей, как правило, являются обычным делом и не вызывают никакого удивления со стороны обывателей. Мать девушек Катарина Крафт (Нора фон Вальдштеттен, сериал "Новый Папа") пытается приоткрыть истинную картину вещей в мрачных и атмосферных локациях бесплодных мест, которые во многом сходны с показанными в американской эпопее "Настоящий детектив". Камера Альварта, выступившего также и в качестве оператора, часто переключается на общие планы "территории свободы" и вносит постоянную тревожность, создавая чувство изолированности и запертости внутри территории Лёвица, которая напоминает тюрьму без стен. Поэтому "Свободная страна" представляет под вывеской фильма о преступлении прекрасный социальный коллаж места, где день за днем у восточных немцев разрушаются их представления о былой родине и не предлагается ничего взамен, кроме сомнительных операций с наркотиками, приграничной проституции и желания уехать из Лёвица как можно дальше.
Острота повестки "Свободной страны" Альварта, когда эйфория ветра перемен превратилась в ошеломляющий своей трезвостью ураган крушения идеалов, показывает, что мечты о начале абсолютно новой жизни в Восточной Германии оказались несбыточными для абсолютного большинства. Поскольку постановщик не изменяет себе и старается за ширмой триллера об убийстве представить политизированный нуар, то лента превращается в демонстрацию психограмм для большинства персонажей. Свободное обещание возникновения нового мира после объединения двух Германий изменяет по Альварту само определение дома как такового. В одной из сцен пожилая женщина комментирует фотографии своих детей на стене и поясняет, что они учатся или работают в других местах страны и никогда не вернутся обратно в Лёвиц.
В то время как одни не могут и в силу возраста не хотят отрекаться от свинцового социалистического прошлого, где персонаж Феликса Крамера мог без зазрений совести вершить правосудие над диссидентами и поддерживать режим, другие хватаются за любую возможность и стараются убраться куда подальше из терпящего крах индустриального гетто. Интересен режиссерский контраст относительно двух центральных фигур фильма. Идеалист Патрик является одним из тех, кто обеими руками хватается за новую жизнь без оглядки назад. Слишком активно нарушающий границы и находящийся на грани морального разложения из-за крушения социализма Маркус становится у Альварта символом старого мира, за ответственностью и надежностью профессионала скрывающим скелеты в шкафу, когда он рьяно боролся с любыми проявлениями инакомыслия.
Тем не менее, постановщик объединяет их не только делом об убийстве тех, кто слишком наивно двигался в сторону новых свобод, но и дает им право сломать стену молчания в самом городке, делая расследование для характеров Пюттера и Крамера в первую очередь болезненным столкновением с их собственной историей. Тема рефлексии относительно наследия, которое оставила всем немцам социалистическая Германия, становится одним из субжанров, где недавние фильмы "Гундерманн" Андреаса Дрезена и "Адам и Эвелин" Андреаса Голдштейна поднимают темы совести и получения долгожданной свободы. На этом фоне Альварт находит свое место и исследует "серую" территорию, которую жители готовы оставить ради лучшей доли без лишних сражений за безрадостное прошлое.
Вне всяких сомнений, даже несмотря на адаптацию испанского оригинала, Кристиан Альварт в "Свободной стране" как новатор, который исследует две модели отождествления с новым обществом и создает целые ассоциативные пространства, когда показывает восточногерманский район, стремительно приходящий в упадок после наступления новых свобод. В интерпретации постановщика целые территории становятся своеобразными "зонами молчания" из-за потери идеологии, постоянной работы и социальной стабильности. Однако самое страшное по Альварту, наверно, даже не это, режиссеру невыносимо грустно от того, что утрачиваются основные модели социальных связей, семья и дружба. Такие глубокие потери приводят к молчаливой ярости и аморальности, для которых в ленте находятся образные и впечатляющие воплощения.
Безусловно, времена в Германии с тех пор изменились, для немецкой общественности строгие высказывания постановщика относительно исчезновений людей и многочисленных табу, о тотальном шоке после объединения Германий и о чувстве вины после Второй мировой кажутся хорошо известными и не требующими дополнительных разъяснений. Тем не менее, Альварт проводит прямые параллели с "Настоящим детективом", когда идет сравнение Восточной Германии с южными штатами Америки, которым потребовалось колоссальное количество времени, чтобы преодолеть и проработать момент поражения несовершенной социальной системы.
Режиссер делает акцент на том, что в переходные времена правда теряет свою ценность для глубоко обеспокоенного и разочарованного общества. Страдающий от тяжелого заболевания Маркус находится в состоянии морального истощения, когда пытается осмыслить участие в совершенных им многочисленных пытках и понимает, что новый социум не предложил людям ничего нового, кроме еще сильнее обострившейся борьбы за выживание. Прошлое слишком крепко засело внутри тела Баха и свирепствует в нем подобно тому, как вся страна не хочет замечать предел своих возможностей относительно горизонтов объединения. Социалистические лозунги до сих пор висят над кроватями в гостиничном номере детективов, политическая система изменилась, а большинство людей в силу своей инерции нет. Поэтому фильму "Свободная страна" ближе как острота политического высказывания, ясно указывающая, что конфликты 30-летней давности продолжают тлеть внутри Германии, так и острота средств собственно самого художественного фильма, которая убеждает зрителей в необходимости исторической памяти, не знающей сочувствия и не стремящейся к искуплению грехов.
8
,0
2019, Детективы
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Криминальная драма "Свободная страна" режиссера и сценариста Кристиана Альварта (сериал "Берлинские легавые", "Звонок мертвецу") использует концепт нашумевшего триллера "Миниатюрный остров" Альберто Родригеса и исследует феномен "освобожденной" Восточной Германии после падения берлинской Стены в 1989 году. Постановщик превосходно понимает, что эйфория и открытие границ задали вектор сближения немецких территорий, но существование разрыва на современной социальной карте Германии прослеживается очень остро. И если оригиналу Родригеса необходимо раскрыть мрачную картину Испании в постфранкистскую эпоху, то Альварт стремится найти новые глубины внутри переходной ситуации. В экранной истории, написанной совместно со сценаристом Зигфридом Камлем (сериал "Слёборн: Эпидемия на острове"), он представляет вести дело двум детективам, Патрику Штайну (Тристан Пюттер, "Хинтерленд: город грехов", сериал "Парфюмер") и Маркусу Баху (Феликс Крамер, сериал "Тьма"). Герои Пюттера и Крамера, прямые противоположности друг другу, расследуют в городке Лёвиц на северо-востоке страны и становятся олицетворением образа Германии как территории новой свободы. Очевидно, что в 1992 году Лёвиц - это депрессивное место, где готовы работать за половинную оплату гастарбайтеры-поляки, и молодое население городка всеми силами стремится сбежать в Берлин. Расследование о пропаже двух девушек, которые стали жертвами человеческого трафика, начинает затягиваться, и "хороший" коп Штайн из Гамбурга отправляется на помощь "плохому" Баху, бывшему сотруднику спецслужбы министерства госбезопасности ГДР. Альварт обеспечивает неизбежную конфронтацию между цивилизованным Патриком, наткнувшимся на откровенно враждебный прием со стороны местных жителей, и беспринципным Маркусом, который демонстративно готов нарушать правила для достижения результатов и практикует грубые методы ведения дела. В ходе расследования оба главных героя оказываются на пограничной территории, где бесследные исчезновения людей, как правило, являются обычным делом и не вызывают никакого удивления со стороны обывателей. Мать девушек Катарина Крафт (Нора фон Вальдштеттен, сериал "Новый Папа") пытается приоткрыть истинную картину вещей в мрачных и атмосферных локациях бесплодных мест, которые во многом сходны с показанными в американской эпопее "Настоящий детектив". Камера Альварта, выступившего также и в качестве оператора, часто переключается на общие планы "территории свободы" и вносит постоянную тревожность, создавая чувство изолированности и запертости внутри территории Лёвица, которая напоминает тюрьму без стен. Поэтому "Свободная страна" представляет под вывеской фильма о преступлении прекрасный социальный коллаж места, где день за днем у восточных немцев разрушаются их представления о былой родине и не предлагается ничего взамен, кроме сомнительных операций с наркотиками, приграничной проституции и желания уехать из Лёвица как можно дальше. Острота повестки "Свободной страны" Альварта, когда эйфория ветра перемен превратилась в ошеломляющий своей трезвостью ураган крушения идеалов, показывает, что мечты о начале абсолютно новой жизни в Восточной Германии оказались несбыточными для абсолютного большинства. Поскольку постановщик не изменяет себе и старается за ширмой триллера об убийстве представить политизированный нуар, то лента превращается в демонстрацию психограмм для большинства персонажей. Свободное обещание возникновения нового мира после объединения двух Германий изменяет по Альварту само определение дома как такового. В одной из сцен пожилая женщина комментирует фотографии своих детей на стене и поясняет, что они учатся или работают в других местах страны и никогда не вернутся обратно в Лёвиц. В то время как одни не могут и в силу возраста не хотят отрекаться от свинцового социалистического прошлого, где персонаж Феликса Крамера мог без зазрений совести вершить правосудие над диссидентами и поддерживать режим, другие хватаются за любую возможность и стараются убраться куда подальше из терпящего крах индустриального гетто. Интересен режиссерский контраст относительно двух центральных фигур фильма. Идеалист Патрик является одним из тех, кто обеими руками хватается за новую жизнь без оглядки назад. Слишком активно нарушающий границы и находящийся на грани морального разложения из-за крушения социализма Маркус становится у Альварта символом старого мира, за ответственностью и надежностью профессионала скрывающим скелеты в шкафу, когда он рьяно боролся с любыми проявлениями инакомыслия. Тем не менее, постановщик объединяет их не только делом об убийстве тех, кто слишком наивно двигался в сторону новых свобод, но и дает им право сломать стену молчания в самом городке, делая расследование для характеров Пюттера и Крамера в первую очередь болезненным столкновением с их собственной историей. Тема рефлексии относительно наследия, которое оставила всем немцам социалистическая Германия, становится одним из субжанров, где недавние фильмы "Гундерманн" Андреаса Дрезена и "Адам и Эвелин" Андреаса Голдштейна поднимают темы совести и получения долгожданной свободы. На этом фоне Альварт находит свое место и исследует "серую" территорию, которую жители готовы оставить ради лучшей доли без лишних сражений за безрадостное прошлое. Вне всяких сомнений, даже несмотря на адаптацию испанского оригинала, Кристиан Альварт в "Свободной стране" как новатор, который исследует две модели отождествления с новым обществом и создает целые ассоциативные пространства, когда показывает восточногерманский район, стремительно приходящий в упадок после наступления новых свобод. В интерпретации постановщика целые территории становятся своеобразными "зонами молчания" из-за потери идеологии, постоянной работы и социальной стабильности. Однако самое страшное по Альварту, наверно, даже не это, режиссеру невыносимо грустно от того, что утрачиваются основные модели социальных связей, семья и дружба. Такие глубокие потери приводят к молчаливой ярости и аморальности, для которых в ленте находятся образные и впечатляющие воплощения. Безусловно, времена в Германии с тех пор изменились, для немецкой общественности строгие высказывания постановщика относительно исчезновений людей и многочисленных табу, о тотальном шоке после объединения Германий и о чувстве вины после Второй мировой кажутся хорошо известными и не требующими дополнительных разъяснений. Тем не менее, Альварт проводит прямые параллели с "Настоящим детективом", когда идет сравнение Восточной Германии с южными штатами Америки, которым потребовалось колоссальное количество времени, чтобы преодолеть и проработать момент поражения несовершенной социальной системы. Режиссер делает акцент на том, что в переходные времена правда теряет свою ценность для глубоко обеспокоенного и разочарованного общества. Страдающий от тяжелого заболевания Маркус находится в состоянии морального истощения, когда пытается осмыслить участие в совершенных им многочисленных пытках и понимает, что новый социум не предложил людям ничего нового, кроме еще сильнее обострившейся борьбы за выживание. Прошлое слишком крепко засело внутри тела Баха и свирепствует в нем подобно тому, как вся страна не хочет замечать предел своих возможностей относительно горизонтов объединения. Социалистические лозунги до сих пор висят над кроватями в гостиничном номере детективов, политическая система изменилась, а большинство людей в силу своей инерции нет. Поэтому фильму "Свободная страна" ближе как острота политического высказывания, ясно указывающая, что конфликты 30-летней давности продолжают тлеть внутри Германии, так и острота средств собственно самого художественного фильма, которая убеждает зрителей в необходимости исторической памяти, не знающей сочувствия и не стремящейся к искуплению грехов.