Жизнь, как правило, оказывается занимательней любой даже самой искусной выдумки. А потому каждый фантаст, пытающийся предсказать будущее, неизбежно оказывается посрамлен. Не в последнюю очередь это касается обожаемого многими поколениями любознательных ребятишек Жюля Верна. Кто не читал (или хотя бы не слышал об этом произведении) его замечательный роман «20 тысяч лье под водой»? Помните, как там все начинается? Военные моряки сталкиваются с интересным феноменом: неизвестное подводное животное таранит и топит корабли. Предполагается, что это – какое-то злобное гигантское китообразное. В экспедицию на поиски океанского монстра отправляется знаменитый морской биолог профессор Пьер Аронакс. Но вместо очередного Моби Дика он обнаруживает чудо техники – подводную лодку капитана Немо «Наутилус».
А теперь – всамделишная история. В конце прошлого века американские ВМС затеяли секретную программу по гидроакустическому прослушиванию Мирового океана на предмет выявления советских (а потом и китайских) субмарин, однако обнаружили существование ставшего знаменитым пятидесятидвухгерцевого кита. Думаю, профессор Аронакс был бы рад принять участие в съемках документального фильма «Самый одинокий кит» режиссера Джошуа Земана.
Картина посвящается экспедиции, участники которой (ученые и примкнувшие к ним энтузиасты) бороздят океанские просторы, решая задачу посложнее, чем поиски иголки в стоге сена. Они хотят обнаружить загадочного пятидесятидвухгерцевого кита, самое одинокое существо на нашей планете. Зрителей накачивают необходимой для понимания сути событий информацией. Вот несколько основных моментов.
Китообразные – существа социальные. Они общаются при помощи звуков (зрение под водой помогает слабо). Китовые звуки представляют собой своего рода песни: в них присутствует ритм, повторяются одинаковые музыкальные фразы, образующие мелодию. Эти песни звучат в низкочастотном диапазоне, для каждого вида китов характерна своя длина волны. У кого-то это – 100 Гц, у кого-то около 20-и. Низкочастотные колебания прекрасно распространяются под водой, где скорость звука в несколько раз выше, чем в воздухе. Передаваемые по своеобразным каналам под океанской поверхностью, эти колебания не затухают на протяжении многих тысяч километров. А потому киты могут общаться между собой на огромных расстояниях: от Южного океана до Северного Ледовитого. И они это делают. То есть эти гигантские (и очень умные) существа пользуются специфической социальной сетью. Занимаются они этим на протяжении сотен тысяч или даже миллионов лет, задолго до изобретения интернета. Интересно, они посылают друг другу звуковые картинки котиков? Хотя бы морских.
Но на частоте 52 Герца ни один вид китообразных не поет. Кто он – этот загадочный вокалист? Высказываются предположения: это мутант или гибрид финвала и синего кита. Чтобы проверить эти гипотезы, Земан и его товарищи отправляются в экспедицию.
На меня картина произвела сильное впечатление. Фильм Земана наводит на интересные размышления, вызывает просто шквал эмоций. Сразу скажу, что видеоряд искушенного зрителя особо не впечатлит. Сегодня можно посмотреть массу видовых фильмов о жизни обитателей рифов, об экскурсиях аквалангистов вдоль туши китовой акулы, об охотничьих стратегиях касаток, о массовом избиении гринд на Фарерах, об абьюзивных отношениях между чайками и китами в Южной Атлантике – все не перечислишь. Да, в «Самом одиноком ките» тоже встречаются красивые кадры: подводные массивы водорослей, мощная прыжковая акробатика китообразных – но это не главное.
Перед нами разворачивается настоящий интеллектуальный детектив. Нужно решить сверхсложную задачу: по звуковым записям китовых песен обнаружить одно (пусть даже очень крупное) животное на океанских просторах. Если учесть, что киты – просто фанаты трансокеанских путешествий (за сутки они преодолевают свыше 125 миль, то есть порядка 200 километров; за свою жизнь кит, живущий примерно 60 – 70 лет, проплывает не 20, а все 100 тысяч лье, то есть 400 тысяч километров под водой), задача представляется практически невыполнимой. Для ее решения необходимо использовать самые передовые технологии, разработать парадоксальные алгоритмы научных исследований. И все это – перед нашими глазами. Несмотря на то, что большая часть экранного времени отдана говорящим головам – зрелище просто завораживающее. Для тех, разумеется, у кого мозги еще не заплесневели окончательно от перманентного просмотра дорам и ментовских сериалов.
Я завидовал героям картины белой завистью. Они занимаются любимым делом и, возможно, даже какие-то деньги за это получают. Недаром утверждают, что фундаментальная наука – это удовлетворение любопытства за казенный счет. Про казенный счет: Земан подробно не останавливается на проблемах финансирования экспедиции, но, судя по всему, она обошлась в кругленькую сумму. Откуда денежки? Об одном источнике создатели фильма говорят прямо: военный бюджет США. Флотские безвозмездно передали ученым списанное оборудование, которое использовали во время Первой холодной войны (сейчас, как мы понимаем, идет Вторая) для обнаружения наших подлодок. Кое-какие намеки позволяют прийти к интересному выводу: из этой затеи у супостатов мало что вышло, вот они и списывают штатским свои игрушки, попутно попиливая немалые бюджетные средства. А там, глядишь, эти яйцеголовые (так в США ласково именуют ученую братию) что-то и нароют. Об этом, например, рассказывал знаменитый приматолог Роберт Сапольски, посвятивший жизнь защите африканских павианов от туберкулеза: за оборудованием он неоднократно обращался в Пентагон, ему там выдавали приборы ночного видения. Практика распространенная, примерно то же самое происходит, когда российский казнокрад жертвует денежку на строительство храма. Я даже как-то пожалел о том, что в юности свалял дурака и не пошел учиться на океанографа.
А теперь об эмоциональной составляющей картины. Что заставляет взрослого и вроде бы разумного человека гробить свою жизнь на изучение повадок братьев наших меньших (если китов – то бОльших)? Тот же Сапольский лет двадцать просидел в палатке безо всяких удобств посреди африканской саванны, общаясь с клыкастыми и блохастыми павианами. Ответ простой: душа этого просит. Одна из говорящих голов фильма сообщает нам, что в преследовании кита (с целью изучить его или прикончить – без разницы) есть что-то мистическое: это одержимость, ведущая к катастрофе (капитан Ахав), или наоборот – к просветлению (библейский Иона). У каждого человека есть свой кит, за которым он гоняется всю свою жизнь.
Еще одна причина таинственной связи между человеком и китом – это музыка. Огромные обитатели глубин и крохотные сухопутные двуногие – что между ними общего? И мы, и киты – самые большие фанаты музыки среди млекопитающих. Меня поразил один из участников экспедиции: это музыкант, который на своем кларнете вступает в мелодический диалог с китами. И они ему подпевают! После просмотра картины я вообще перестал понимать людей, которые убивают китов. Это все равно, что пустить на мясо коллектив музыкантов солидного симфонического оркестра. По весу – примерно то же самое, что туша не самого крупного китообразного.
В фильме рассказывается о том, что только совершенное в начале 60-х годов прошлого века открытие того обстоятельства, что киты общаются при помощи пения, привело к почти повсеместному запрету их добычи. А ведь к тому времени практически все крупные китообразные (синие киты, финвалы, горбачи) были истреблены. Вот уж воистину: нам песня жить помогает! Возможно, я даже стану вегетарианцем, если мне покажут хороший фильм о танцующих свиньях, поющих коровах и бараньем мимансе.
7
,9
2021, США, Документальные
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Жизнь, как правило, оказывается занимательней любой даже самой искусной выдумки. А потому каждый фантаст, пытающийся предсказать будущее, неизбежно оказывается посрамлен. Не в последнюю очередь это касается обожаемого многими поколениями любознательных ребятишек Жюля Верна. Кто не читал (или хотя бы не слышал об этом произведении) его замечательный роман «20 тысяч лье под водой»? Помните, как там все начинается? Военные моряки сталкиваются с интересным феноменом: неизвестное подводное животное таранит и топит корабли. Предполагается, что это – какое-то злобное гигантское китообразное. В экспедицию на поиски океанского монстра отправляется знаменитый морской биолог профессор Пьер Аронакс. Но вместо очередного Моби Дика он обнаруживает чудо техники – подводную лодку капитана Немо «Наутилус». А теперь – всамделишная история. В конце прошлого века американские ВМС затеяли секретную программу по гидроакустическому прослушиванию Мирового океана на предмет выявления советских (а потом и китайских) субмарин, однако обнаружили существование ставшего знаменитым пятидесятидвухгерцевого кита. Думаю, профессор Аронакс был бы рад принять участие в съемках документального фильма «Самый одинокий кит» режиссера Джошуа Земана. Картина посвящается экспедиции, участники которой (ученые и примкнувшие к ним энтузиасты) бороздят океанские просторы, решая задачу посложнее, чем поиски иголки в стоге сена. Они хотят обнаружить загадочного пятидесятидвухгерцевого кита, самое одинокое существо на нашей планете. Зрителей накачивают необходимой для понимания сути событий информацией. Вот несколько основных моментов. Китообразные – существа социальные. Они общаются при помощи звуков (зрение под водой помогает слабо). Китовые звуки представляют собой своего рода песни: в них присутствует ритм, повторяются одинаковые музыкальные фразы, образующие мелодию. Эти песни звучат в низкочастотном диапазоне, для каждого вида китов характерна своя длина волны. У кого-то это – 100 Гц, у кого-то около 20-и. Низкочастотные колебания прекрасно распространяются под водой, где скорость звука в несколько раз выше, чем в воздухе. Передаваемые по своеобразным каналам под океанской поверхностью, эти колебания не затухают на протяжении многих тысяч километров. А потому киты могут общаться между собой на огромных расстояниях: от Южного океана до Северного Ледовитого. И они это делают. То есть эти гигантские (и очень умные) существа пользуются специфической социальной сетью. Занимаются они этим на протяжении сотен тысяч или даже миллионов лет, задолго до изобретения интернета. Интересно, они посылают друг другу звуковые картинки котиков? Хотя бы морских. Но на частоте 52 Герца ни один вид китообразных не поет. Кто он – этот загадочный вокалист? Высказываются предположения: это мутант или гибрид финвала и синего кита. Чтобы проверить эти гипотезы, Земан и его товарищи отправляются в экспедицию. На меня картина произвела сильное впечатление. Фильм Земана наводит на интересные размышления, вызывает просто шквал эмоций. Сразу скажу, что видеоряд искушенного зрителя особо не впечатлит. Сегодня можно посмотреть массу видовых фильмов о жизни обитателей рифов, об экскурсиях аквалангистов вдоль туши китовой акулы, об охотничьих стратегиях касаток, о массовом избиении гринд на Фарерах, об абьюзивных отношениях между чайками и китами в Южной Атлантике – все не перечислишь. Да, в «Самом одиноком ките» тоже встречаются красивые кадры: подводные массивы водорослей, мощная прыжковая акробатика китообразных – но это не главное. Перед нами разворачивается настоящий интеллектуальный детектив. Нужно решить сверхсложную задачу: по звуковым записям китовых песен обнаружить одно (пусть даже очень крупное) животное на океанских просторах. Если учесть, что киты – просто фанаты трансокеанских путешествий (за сутки они преодолевают свыше 125 миль, то есть порядка 200 километров; за свою жизнь кит, живущий примерно 60 – 70 лет, проплывает не 20, а все 100 тысяч лье, то есть 400 тысяч километров под водой), задача представляется практически невыполнимой. Для ее решения необходимо использовать самые передовые технологии, разработать парадоксальные алгоритмы научных исследований. И все это – перед нашими глазами. Несмотря на то, что большая часть экранного времени отдана говорящим головам – зрелище просто завораживающее. Для тех, разумеется, у кого мозги еще не заплесневели окончательно от перманентного просмотра дорам и ментовских сериалов. Я завидовал героям картины белой завистью. Они занимаются любимым делом и, возможно, даже какие-то деньги за это получают. Недаром утверждают, что фундаментальная наука – это удовлетворение любопытства за казенный счет. Про казенный счет: Земан подробно не останавливается на проблемах финансирования экспедиции, но, судя по всему, она обошлась в кругленькую сумму. Откуда денежки? Об одном источнике создатели фильма говорят прямо: военный бюджет США. Флотские безвозмездно передали ученым списанное оборудование, которое использовали во время Первой холодной войны (сейчас, как мы понимаем, идет Вторая) для обнаружения наших подлодок. Кое-какие намеки позволяют прийти к интересному выводу: из этой затеи у супостатов мало что вышло, вот они и списывают штатским свои игрушки, попутно попиливая немалые бюджетные средства. А там, глядишь, эти яйцеголовые (так в США ласково именуют ученую братию) что-то и нароют. Об этом, например, рассказывал знаменитый приматолог Роберт Сапольски, посвятивший жизнь защите африканских павианов от туберкулеза: за оборудованием он неоднократно обращался в Пентагон, ему там выдавали приборы ночного видения. Практика распространенная, примерно то же самое происходит, когда российский казнокрад жертвует денежку на строительство храма. Я даже как-то пожалел о том, что в юности свалял дурака и не пошел учиться на океанографа. А теперь об эмоциональной составляющей картины. Что заставляет взрослого и вроде бы разумного человека гробить свою жизнь на изучение повадок братьев наших меньших (если китов – то бОльших)? Тот же Сапольский лет двадцать просидел в палатке безо всяких удобств посреди африканской саванны, общаясь с клыкастыми и блохастыми павианами. Ответ простой: душа этого просит. Одна из говорящих голов фильма сообщает нам, что в преследовании кита (с целью изучить его или прикончить – без разницы) есть что-то мистическое: это одержимость, ведущая к катастрофе (капитан Ахав), или наоборот – к просветлению (библейский Иона). У каждого человека есть свой кит, за которым он гоняется всю свою жизнь. Еще одна причина таинственной связи между человеком и китом – это музыка. Огромные обитатели глубин и крохотные сухопутные двуногие – что между ними общего? И мы, и киты – самые большие фанаты музыки среди млекопитающих. Меня поразил один из участников экспедиции: это музыкант, который на своем кларнете вступает в мелодический диалог с китами. И они ему подпевают! После просмотра картины я вообще перестал понимать людей, которые убивают китов. Это все равно, что пустить на мясо коллектив музыкантов солидного симфонического оркестра. По весу – примерно то же самое, что туша не самого крупного китообразного. В фильме рассказывается о том, что только совершенное в начале 60-х годов прошлого века открытие того обстоятельства, что киты общаются при помощи пения, привело к почти повсеместному запрету их добычи. А ведь к тому времени практически все крупные китообразные (синие киты, финвалы, горбачи) были истреблены. Вот уж воистину: нам песня жить помогает! Возможно, я даже стану вегетарианцем, если мне покажут хороший фильм о танцующих свиньях, поющих коровах и бараньем мимансе.