Любопытно, является ли простым совпадением то обстоятельство, что на кинофестивале «Сандэнс», проведённом в начале текущего года, были показаны сразу два кинопроизведения, повествующие об одном и том же феномене? Премьера «Звоните Джейн» состоялась 21-го января, а картина «Джейн» (точнее, «Джейны», поскольку в оригинале это имя написано во множественном числе – «The Janes») демонстрировалась в секции, предназначенной для американской документалистики. Полагаю, упрёки устроителей киносмотра в тенденциозности прозвучали бы не совсем корректно, так как в благородстве намерений признанных кинематографистов (1) сомневаться не приходится. Мало того, они отнюдь не первыми обратились к истории так называемого «Коллектива Джейн» (Jane Collective). В 1995-м вышла лента «Джейн: сервис по проведению абортов», тоже показанная на главном киносмотре «независимых», а сравнительно недавно, в 2018-м, Рэйчел Кэри вынесла на суд зрителей своё детище под заголовком «Спросите Джейн». Наконец, известно, что проект с рабочим названием «Это Джейн» («This Is Jane») несколько лет находится в разработке у кинокомпании Amazon Studios. Чем же так интересна деятельность упомянутой организации? И даже уточним вопрос: чем интересна именно сейчас?
Накануне (24-го июня 2022-го) Верховный суд США принял решение по делу «Доббс против клиники Jackson Women’s Health Organization», которое послужило основанием для введения существенных ограничений на проведение абортов – вплоть до полного запрета в некоторых штатах. Воинствующие сторонники права женщин на искусственное прерывание беременности уже объявили вердикт попыткой отбрасывания страны в прошлое – в то самое прошлое, которое помогли изменить Хизер Бут и её верные подруги. Остаётся только догадываться, насколько жаркие дискуссии ведутся по данному вопросу в американском обществе (в том числе в закрытом режиме, среди представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти), притом что противостояние не так уж часто выливается в публичные полемики и в шумные, многотысячные митинги. В данной связи можно вспомнить о прошлогоднем «сандэнсовском» открытии – пронзительной картине Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», о семнадцатилетней Отэм. Филлис Надж, приступая ко второй полнометражной постановке (после «Миссис Харрис» /2005/, снятой на ТВ), явно вознамерилась принять участие в обострившейся борьбе идей – постаралась на конкретном историческом примере доказать ошибочность взглядов оппонентов.
Основные претензии создателям фильма были адресованы в области драматургии, что вряд ли порадовало автора нескольких признанных пьес (как оригинальных, так и основанных на прославленных романах), а также сценария фильма «Кэрол» /2005/, отмеченного множеством наград. Филлис действительно выстроила повествование максимально традиционным – линейным – способом, по канонам классической трёхактной структуры. Я ещё готов согласиться с тем, что экспозиция слегка затянута, но, как только обрисовываются контуры драматической ситуации, историю смотришь с неослабевающим интересом. Джой (имя означает ‘радость’) узнаёт от гинеколога, что рождение второго ребёнка чревато серьёзными осложнениями для здоровья: не исключён даже летальный исход. Казалось бы, врачи должны подтвердить диагноз и согласовать проведение аборта, однако его коллеги на консилиуме голосуют против, мотивируя своё мнение тем, что пятидесятипроцентная вероятность гибели пациентки – не очень высокая… Идея сымитировать психическое расстройство (заявить о депрессии) срабатывает плохо, и женщина идёт на отчаянный шаг, подделав подпись на чековой книжке супруга-адвоката, чтобы снять шестьсот долларов наличными. Проблема в том, что оборудованная наспех подпольная операционная, мягко говоря, не внушает доверия – и вот тут ей, выбежавшей на улицу в смятении, попадается на глаза объявление с таинственным призывом «Звоните Джейн».
Надж и Рошан Сетхи, в принципе, точно реконструируют невымышленные события. По-зрительски (по-обывательски?) приходится сожалеть разве что о том, что кинематографисты не осветили самый напряжённый момент, который довелось пережить активисткам за всё время теневой деятельности. Вирджиния лишь вскользь упоминает под занавес об аресте и о триумфальном оправдании в глазах закона, состоявшемся в свете благоприятного исхода других слушаний – по делу «Ро против Уэйда». А ведь это могло стать материалом для отличной судебной драмы!.. Но для Филлис гораздо важнее то, что предшествовало счастливой развязке. Она от души восхищается соотечественницами, решившими не ждать милости от государства и объединившимися для преодоления трудностей, понимая, что представительницам прекрасного пола, оказавшимся в затруднительном положении, на помощь мужчин зачастую рассчитывать бесполезно. Можно одобрять или порицать их поступки, не соглашаться с озвучиваемыми доводами, но нельзя не признать, что это и есть, вообще говоря, проявление гражданского общества. Джой, поначалу скептически отнёсшаяся к перспективе примкнуть к стихийно сформировавшемуся сообществу, постепенно проникается энтузиазмом – и делает неожиданное открытие. Разоблачение доктора-самозванца подталкивает к смелому выводу: кто сказал, что она не сумеет освоить навыки в проведении абортов – вопреки мнению мужа о себе как о недалёкой домохозяйке? А позже – ещё и обучить других женщин?..
Всё это звучит диковато, но факт остаётся фактом: Вирджиния, с энтузиазмом сыгранная легендарной голливудской актрисой Сигурни Уивер, не обманывает, с гордостью заявляя соратницам и сочувствующим, что за всё время существования «Коллектива Джейн» не было ни одной смерти (хотя это и не значит, что не возникали осложнения, требовавшие экстренного вмешательства медиков). Авторы неспроста начинают повествование с кадров жёсткого разгона молодёжной демонстрации стражами порядка, многие из которых – не старше длинноволосых бунтарей. Женщина из среднего класса (Элизабет Бэнкс выступает в привычном амплуа), невольно ставшая свидетельницей инцидента, не могла и вообразить, что вскоре – де-факто окажется на одной стороне с радикалами, протестующими против расизма, войны во Вьетнаме, социальной несправедливости, даже пуританской морали. Существуют разные методы борьбы за права граждан (в данном случае – гражданок), и ещё неизвестно, какие средства эффективнее. Между прочим, дополнительной приметой времени выступает фигура полицейского в штатском, внешне – совершенно неотличимого от хиппарей, который заглядывает к добропорядочной даме, дабы похадатайствовать за знакомую, очутившуюся в щекотливой ситуации. Надж не так уж не вовремя напоминает публике о том кратком периоде, когда США переживали, вероятно, наивысший подъём демократических сил. Недоброжелатели Филлис наверняка съехидничают в том духе, что пафос фильма «Звоните Джейн» слегка наивен в эпоху, когда люди, массово ударившись «во все тяжкие», предпочитают «лучше звонить Колу» (воспользуемся шутки ради названиями популярных телесериалов Винса Гиллигана). Но в искренности ей, что ни говори, не откажешь.
_______
1 – Тиа Лессин, разделившая обязанности режиссёра с Эммой Пилдес, номинировалась, в частности, на премию «Оскар».
7
,6
2022, США, Драмы
121 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Любопытно, является ли простым совпадением то обстоятельство, что на кинофестивале «Сандэнс», проведённом в начале текущего года, были показаны сразу два кинопроизведения, повествующие об одном и том же феномене? Премьера «Звоните Джейн» состоялась 21-го января, а картина «Джейн» (точнее, «Джейны», поскольку в оригинале это имя написано во множественном числе – «The Janes») демонстрировалась в секции, предназначенной для американской документалистики. Полагаю, упрёки устроителей киносмотра в тенденциозности прозвучали бы не совсем корректно, так как в благородстве намерений признанных кинематографистов (1) сомневаться не приходится. Мало того, они отнюдь не первыми обратились к истории так называемого «Коллектива Джейн» (Jane Collective). В 1995-м вышла лента «Джейн: сервис по проведению абортов», тоже показанная на главном киносмотре «независимых», а сравнительно недавно, в 2018-м, Рэйчел Кэри вынесла на суд зрителей своё детище под заголовком «Спросите Джейн». Наконец, известно, что проект с рабочим названием «Это Джейн» («This Is Jane») несколько лет находится в разработке у кинокомпании Amazon Studios. Чем же так интересна деятельность упомянутой организации? И даже уточним вопрос: чем интересна именно сейчас? Накануне (24-го июня 2022-го) Верховный суд США принял решение по делу «Доббс против клиники Jackson Women’s Health Organization», которое послужило основанием для введения существенных ограничений на проведение абортов – вплоть до полного запрета в некоторых штатах. Воинствующие сторонники права женщин на искусственное прерывание беременности уже объявили вердикт попыткой отбрасывания страны в прошлое – в то самое прошлое, которое помогли изменить Хизер Бут и её верные подруги. Остаётся только догадываться, насколько жаркие дискуссии ведутся по данному вопросу в американском обществе (в том числе в закрытом режиме, среди представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти), притом что противостояние не так уж часто выливается в публичные полемики и в шумные, многотысячные митинги. В данной связи можно вспомнить о прошлогоднем «сандэнсовском» открытии – пронзительной картине Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», о семнадцатилетней Отэм. Филлис Надж, приступая ко второй полнометражной постановке (после «Миссис Харрис» /2005/, снятой на ТВ), явно вознамерилась принять участие в обострившейся борьбе идей – постаралась на конкретном историческом примере доказать ошибочность взглядов оппонентов. Основные претензии создателям фильма были адресованы в области драматургии, что вряд ли порадовало автора нескольких признанных пьес (как оригинальных, так и основанных на прославленных романах), а также сценария фильма «Кэрол» /2005/, отмеченного множеством наград. Филлис действительно выстроила повествование максимально традиционным – линейным – способом, по канонам классической трёхактной структуры. Я ещё готов согласиться с тем, что экспозиция слегка затянута, но, как только обрисовываются контуры драматической ситуации, историю смотришь с неослабевающим интересом. Джой (имя означает ‘радость’) узнаёт от гинеколога, что рождение второго ребёнка чревато серьёзными осложнениями для здоровья: не исключён даже летальный исход. Казалось бы, врачи должны подтвердить диагноз и согласовать проведение аборта, однако его коллеги на консилиуме голосуют против, мотивируя своё мнение тем, что пятидесятипроцентная вероятность гибели пациентки – не очень высокая… Идея сымитировать психическое расстройство (заявить о депрессии) срабатывает плохо, и женщина идёт на отчаянный шаг, подделав подпись на чековой книжке супруга-адвоката, чтобы снять шестьсот долларов наличными. Проблема в том, что оборудованная наспех подпольная операционная, мягко говоря, не внушает доверия – и вот тут ей, выбежавшей на улицу в смятении, попадается на глаза объявление с таинственным призывом «Звоните Джейн». Надж и Рошан Сетхи, в принципе, точно реконструируют невымышленные события. По-зрительски (по-обывательски?) приходится сожалеть разве что о том, что кинематографисты не осветили самый напряжённый момент, который довелось пережить активисткам за всё время теневой деятельности. Вирджиния лишь вскользь упоминает под занавес об аресте и о триумфальном оправдании в глазах закона, состоявшемся в свете благоприятного исхода других слушаний – по делу «Ро против Уэйда». А ведь это могло стать материалом для отличной судебной драмы!.. Но для Филлис гораздо важнее то, что предшествовало счастливой развязке. Она от души восхищается соотечественницами, решившими не ждать милости от государства и объединившимися для преодоления трудностей, понимая, что представительницам прекрасного пола, оказавшимся в затруднительном положении, на помощь мужчин зачастую рассчитывать бесполезно. Можно одобрять или порицать их поступки, не соглашаться с озвучиваемыми доводами, но нельзя не признать, что это и есть, вообще говоря, проявление гражданского общества. Джой, поначалу скептически отнёсшаяся к перспективе примкнуть к стихийно сформировавшемуся сообществу, постепенно проникается энтузиазмом – и делает неожиданное открытие. Разоблачение доктора-самозванца подталкивает к смелому выводу: кто сказал, что она не сумеет освоить навыки в проведении абортов – вопреки мнению мужа о себе как о недалёкой домохозяйке? А позже – ещё и обучить других женщин?.. Всё это звучит диковато, но факт остаётся фактом: Вирджиния, с энтузиазмом сыгранная легендарной голливудской актрисой Сигурни Уивер, не обманывает, с гордостью заявляя соратницам и сочувствующим, что за всё время существования «Коллектива Джейн» не было ни одной смерти (хотя это и не значит, что не возникали осложнения, требовавшие экстренного вмешательства медиков). Авторы неспроста начинают повествование с кадров жёсткого разгона молодёжной демонстрации стражами порядка, многие из которых – не старше длинноволосых бунтарей. Женщина из среднего класса (Элизабет Бэнкс выступает в привычном амплуа), невольно ставшая свидетельницей инцидента, не могла и вообразить, что вскоре – де-факто окажется на одной стороне с радикалами, протестующими против расизма, войны во Вьетнаме, социальной несправедливости, даже пуританской морали. Существуют разные методы борьбы за права граждан (в данном случае – гражданок), и ещё неизвестно, какие средства эффективнее. Между прочим, дополнительной приметой времени выступает фигура полицейского в штатском, внешне – совершенно неотличимого от хиппарей, который заглядывает к добропорядочной даме, дабы похадатайствовать за знакомую, очутившуюся в щекотливой ситуации. Надж не так уж не вовремя напоминает публике о том кратком периоде, когда США переживали, вероятно, наивысший подъём демократических сил. Недоброжелатели Филлис наверняка съехидничают в том духе, что пафос фильма «Звоните Джейн» слегка наивен в эпоху, когда люди, массово ударившись «во все тяжкие», предпочитают «лучше звонить Колу» (воспользуемся шутки ради названиями популярных телесериалов Винса Гиллигана). Но в искренности ей, что ни говори, не откажешь. _______ 1 – Тиа Лессин, разделившая обязанности режиссёра с Эммой Пилдес, номинировалась, в частности, на премию «Оскар».