Сверхъестественный триллер 2022 года "Сёстры" режиссера и сценариста Ивана Петухова (сериалы "Взаперти" и "Алиса") онлайн смотрит на уязвимость молодой женщины перед домашним насилием и ищет выходы на территорию постхоррора, в котором острый социальный контекст прогибается под тяжестью психологических травм. В большей степени постановщик полагается в нарративе на ощущения Ани (Ирина Старшенбаум, сериал "Надвое", "Здоровый человек"), живущей несколько лет в браке с положительным и по-домостроевски серьезным Андреем (Никита Ефремов, сериалы "Госпожа", "Библиотекарь"), который трудится, несет деньги в семью и запирает жену в тесной квартире. Для Петухова важно сделать акцент на том, что отсутствие фактической свободы у героини Старшенбаум, потерявшей родных на пожаре, выстраивается в большей степени основой для бунта пленницы в лапах параноидального мужа-монстра, который никогда не выходит из себя и решает побоями все проблемы в отношениях.
В режиссерской интерпретации предстоит выход из затяжного семейного кризиса, в котором главные герои находятся уже долгое время. Поворот винта в сюжете происходит на специализированном сайте, где Аня оставляет запись, прикрываясь подругой, терпящей унижения от деспотичного супруга. Мистический оттенок в фильме Петухова появляется, когда среди циничных ответов протагонистка находит сообщение от некой Лиды (Анна Чиповская, "Хоккейные папы", "Французский мастер"), готовой поделиться секретом вызова "сестер", теней женщин, появляющихся в иносказательной анимированной экспозиции к проекту. Огонь, так много значащий в жизни персонажа Старшенбаум, приобретает у постановщика двойной смысл: с одной стороны, он должен осветить темный мир Ани, где ее лишает общения с ребенком слишком патриархальная свекровь (Надежда Маркина, "Белый снег"), с другой - "сестринский" обряд должен сжечь дотла заботливого мужа и стать лучом к новой жизни.
Экзистенциальная ловушка для главной героини со всеми красноречивыми намеками на жестокую обыденность в виде разбитого зеркала и свежих ран на теле помогает Петухову в большей степени ориентироваться больше на атмосферу нависающего ежедневного зла, которое талантливо воплощает Никита Ефремов, гнета, который ощущается Аней буквально каждой клеточкой тела и каждым уголком души. Двусмысленность "принять нельзя уничтожить" и отсутствие помощи от реальных людей решают для режиссера ряд настроек в концепте, иносказательно закрывают вместе с характером Старшенбаум множество других женщин с подобной судьбой и надеются только на призыв потусторонних сил, способных сделать то, на что Аня решается после многочисленных колебаний. Поэтому "Сёстры" напряженно исследуют точки разрыва как физического насилия, которое появляется в ленте только косвенными уликами, так и изощренного психологического давления мужчины, напрочь сводящего с ума не только в реальности, но и в снах.
Умение "Сестёр" Петухова говорить со зрителями на уровне социального проекта и в то же время действовать на территории метафор о сопротивлении ежедневному злу, капля за каплей подтачивающему психику, выводит в ленте мысль об ответном насилии, которое заставляет пренебрегать собственной безопасностью и решать все температурой взрыва. При этом постановщик, опираясь на фильмы Ари Астера и Роберта Эггерса, уходит от рассмотрения в концепте семейного проклятия и делает трагедию в жизни юной Ани (Полина Гухман, сериал "Мерзлая земля") моментом опустошения, когда появление заботливого Андрея дало шанс на спасение. Клаустрофобный мир Петухова, где раз за разом коридоры жилища становятся визуально все уже и уже, позволяет говорить в первую очередь о сложности образа Ирины Старшенбаум, о культивируемой покорности, о лишении воли и о решении уйти, сбежать любой ценой из этого склепа в многоэтажке, где все когда-то было даже очень хорошо.
Нагнетание режиссером неустойчивости в поведении героя Ефремова, который, несмотря на отсутствие физической силы в кадре, постоянно провоцирует жену на психологические эксперименты и стремится реконструировать ее флэшбэки так, чтобы чувство вины возрастало кратно, позволяет сформировать обобщенный образ современного абьюзера. У Петухова муж не столько несет с собой смерть, сколько становится труднопредсказуемым мечом для близких, фактической жертвой материнского воспитания, которое призвано оправдывать его тяжелый газлайтинг для Ани и маниакальное желание сделать из нее говорящую собственность. В то же самое время постановщику удается вручную с разной степени успешности переключать моменты силы и слабости характера Старшенбаум, демонстрирующей то высокий болевой порог, то прикипающей сердцем к домашней сумеречной хтони, и показывает, что все эти женщины в черных одеждах, которые замыкают протагонистку в круг в третьем акте, вполне могут быть плодом воображения Ани и ее родными сестрами по несчастью.
Умелое использование Петуховым сказочных мотивов, где они сталкиваются с городской легендой о женщинах, которые, став пеплом, по-прежнему будут мстить, показывает очевидные перспективы для отечественного хоррора, способного подпитываться фольклорными идеями и проецировать обряды на то, что обычно остается за закрытыми дверями. Наличие у главной героини хорошо считываемого стокгольмского синдрома, который без труда узнают зрители, выводится сюжетом с большой степенью достоверности. Аня мечется внутри ежедневного стресса каждый день, тем не менее, она продолжает испытывать противоречивые чувства к Андрею, отцу ее ребенка, и находит в себе для ритуальной кремации в состоянии аффекта. Поэтому "Сёстры" в большей степени перезагружают страхи в соответствии с актуальными трендами, а уже потом предлагают активный способ преобразования реальности - дотла и из сердца вон, что дает режиссеру право на хорошую открытую концовку на освещенной ярким зимним солнцем детской площадке.
5
,4
2022, Россия, Ужасы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный триллер 2022 года "Сёстры" режиссера и сценариста Ивана Петухова (сериалы "Взаперти" и "Алиса") онлайн смотрит на уязвимость молодой женщины перед домашним насилием и ищет выходы на территорию постхоррора, в котором острый социальный контекст прогибается под тяжестью психологических травм. В большей степени постановщик полагается в нарративе на ощущения Ани (Ирина Старшенбаум, сериал "Надвое", "Здоровый человек"), живущей несколько лет в браке с положительным и по-домостроевски серьезным Андреем (Никита Ефремов, сериалы "Госпожа", "Библиотекарь"), который трудится, несет деньги в семью и запирает жену в тесной квартире. Для Петухова важно сделать акцент на том, что отсутствие фактической свободы у героини Старшенбаум, потерявшей родных на пожаре, выстраивается в большей степени основой для бунта пленницы в лапах параноидального мужа-монстра, который никогда не выходит из себя и решает побоями все проблемы в отношениях. В режиссерской интерпретации предстоит выход из затяжного семейного кризиса, в котором главные герои находятся уже долгое время. Поворот винта в сюжете происходит на специализированном сайте, где Аня оставляет запись, прикрываясь подругой, терпящей унижения от деспотичного супруга. Мистический оттенок в фильме Петухова появляется, когда среди циничных ответов протагонистка находит сообщение от некой Лиды (Анна Чиповская, "Хоккейные папы", "Французский мастер"), готовой поделиться секретом вызова "сестер", теней женщин, появляющихся в иносказательной анимированной экспозиции к проекту. Огонь, так много значащий в жизни персонажа Старшенбаум, приобретает у постановщика двойной смысл: с одной стороны, он должен осветить темный мир Ани, где ее лишает общения с ребенком слишком патриархальная свекровь (Надежда Маркина, "Белый снег"), с другой - "сестринский" обряд должен сжечь дотла заботливого мужа и стать лучом к новой жизни. Экзистенциальная ловушка для главной героини со всеми красноречивыми намеками на жестокую обыденность в виде разбитого зеркала и свежих ран на теле помогает Петухову в большей степени ориентироваться больше на атмосферу нависающего ежедневного зла, которое талантливо воплощает Никита Ефремов, гнета, который ощущается Аней буквально каждой клеточкой тела и каждым уголком души. Двусмысленность "принять нельзя уничтожить" и отсутствие помощи от реальных людей решают для режиссера ряд настроек в концепте, иносказательно закрывают вместе с характером Старшенбаум множество других женщин с подобной судьбой и надеются только на призыв потусторонних сил, способных сделать то, на что Аня решается после многочисленных колебаний. Поэтому "Сёстры" напряженно исследуют точки разрыва как физического насилия, которое появляется в ленте только косвенными уликами, так и изощренного психологического давления мужчины, напрочь сводящего с ума не только в реальности, но и в снах. Умение "Сестёр" Петухова говорить со зрителями на уровне социального проекта и в то же время действовать на территории метафор о сопротивлении ежедневному злу, капля за каплей подтачивающему психику, выводит в ленте мысль об ответном насилии, которое заставляет пренебрегать собственной безопасностью и решать все температурой взрыва. При этом постановщик, опираясь на фильмы Ари Астера и Роберта Эггерса, уходит от рассмотрения в концепте семейного проклятия и делает трагедию в жизни юной Ани (Полина Гухман, сериал "Мерзлая земля") моментом опустошения, когда появление заботливого Андрея дало шанс на спасение. Клаустрофобный мир Петухова, где раз за разом коридоры жилища становятся визуально все уже и уже, позволяет говорить в первую очередь о сложности образа Ирины Старшенбаум, о культивируемой покорности, о лишении воли и о решении уйти, сбежать любой ценой из этого склепа в многоэтажке, где все когда-то было даже очень хорошо. Нагнетание режиссером неустойчивости в поведении героя Ефремова, который, несмотря на отсутствие физической силы в кадре, постоянно провоцирует жену на психологические эксперименты и стремится реконструировать ее флэшбэки так, чтобы чувство вины возрастало кратно, позволяет сформировать обобщенный образ современного абьюзера. У Петухова муж не столько несет с собой смерть, сколько становится труднопредсказуемым мечом для близких, фактической жертвой материнского воспитания, которое призвано оправдывать его тяжелый газлайтинг для Ани и маниакальное желание сделать из нее говорящую собственность. В то же самое время постановщику удается вручную с разной степени успешности переключать моменты силы и слабости характера Старшенбаум, демонстрирующей то высокий болевой порог, то прикипающей сердцем к домашней сумеречной хтони, и показывает, что все эти женщины в черных одеждах, которые замыкают протагонистку в круг в третьем акте, вполне могут быть плодом воображения Ани и ее родными сестрами по несчастью. Умелое использование Петуховым сказочных мотивов, где они сталкиваются с городской легендой о женщинах, которые, став пеплом, по-прежнему будут мстить, показывает очевидные перспективы для отечественного хоррора, способного подпитываться фольклорными идеями и проецировать обряды на то, что обычно остается за закрытыми дверями. Наличие у главной героини хорошо считываемого стокгольмского синдрома, который без труда узнают зрители, выводится сюжетом с большой степенью достоверности. Аня мечется внутри ежедневного стресса каждый день, тем не менее, она продолжает испытывать противоречивые чувства к Андрею, отцу ее ребенка, и находит в себе для ритуальной кремации в состоянии аффекта. Поэтому "Сёстры" в большей степени перезагружают страхи в соответствии с актуальными трендами, а уже потом предлагают активный способ преобразования реальности - дотла и из сердца вон, что дает режиссеру право на хорошую открытую концовку на освещенной ярким зимним солнцем детской площадке.