Драма "Разбитая земля" аргентинского режиссера и сценариста Матиаса Лучези ("Штормовой ветер", "Естественные науки"), получившая премьеру, как и многие фильмы 2021 года уже после пандемии, убедительно доказывает, что географическая принадлежность в настоящее время играет достаточно слабую роль. Само аргентинское кино оказывается гораздо шире и разнообразнее, чем это можно себе представить. Работая на стыке традиционной драмы о судьбах, ученых, которые смотрят вокруг себя и задумываются о том, что знания могут множить скорбь, а блестящие сенсации и находки ведут к неправомерно повышенному интересу со стороны зевак и дилетантов, и неовестерна как формы представления сюжета постановщик добивается удивительных результатов.
Лучези удается избежать фокусировки на национальных аспектах и представить нарратив о двух женщинах-палеонтологах, Карлоте Шёнфельд-Мюллер (Мерседес Моран, "В паутине лжи", "Любить нельзя расстаться") и Констанце Кордоба (Наталия Орейро, "Ненастоящий папа", "Супер крейзи"), как фильм, события которого могли произойти где и когда угодно. Тем не менее, благодаря легкому налету магического реализма в происходящем, режиссеру удается вывести нарратив о находке останков мифических грифонов на западе Аргентины в сторону приключенческого кино. У Лучези человеческий конфликт между амбициями героинь Моран и Орейро экранная история трансформирует в постановку вопросов о том, насколько важно, даже ценой собственной жизни, хранить тайну и сохранять статус-кво относительно абсолютно невероятных вещей.
Начальная сцена, где Карлота дает интервью в научно-популярной программе на телевидении, является ключевой для понимания всего фильма. В роли маститого, но не очень симпатичного профессора Мерседес Моран производит впечатление ученой, которая слишком страстно относится к делу своей жизни и не намерена делиться информацией о находках из земли с непосвященной аудиторией. Сенсация в Андах, находка десятилетней давности, позволила Карлоте при поддержке специального фонда с хорошими инвестициями создать огромную закрытую для туристов территорию, где она методично проводила раскопки и раз за разом находила доказательства существования грифонов.
Однако спустя годы внутри фонда возникли подозрения, что персонаж Моран занимается научными спекуляциями и доказательства чудовищ ей попросту сфальсифицированы. Приезд по направлению фонда Констанцы, которая больше напоминает чиновницу от науки, чем безумную ученую, должен внести окончательную ясность в ситуацию с грифонами, которые когда-то обитали на ныне пустынных территориях. Поэтому "Разбитая земля" рассматривает научный спор в традициях вестерна как борьбу добра и зла с соответствующим антуражем и в то же самое время показывает, что сохранить нечто уникальное, гораздо важнее, чем преступить закон и оказаться на территории созданных собственным разумом фальсификаций.
Кажущиеся простыми сюжетные установки "Разбитой земли" Лучези, которые, на первый взгляд, производят гендерную трансформацию с характерными героями романов Жюля Верна, Конан Дойля и Джозефа Конрада, перемешиваются с особой чувствительностью двух женщин, объединяющихся против общего врага. Две знаковые фигуры для нынешнего аргентинского кинематографа, Мерседес Моран и Наталия Орейро, помогают постановщику передать то самое пограничное состояние, когда реальность красивейших пейзажей сталкивается с трансцендентностью мифа, и высечь из нависающих над двумя прекрасными женщинами камней и открытых пространств смыслы о свободе выбора и материнских инстинктах.
Опыт и мудрость Карлоты как ученой и как женщины направлены на сохранение секретов и лишен всякой меркантильности, в отличие от ее бывшего мужа Фредди (Диего Веласкес, "Дикие истории"), классического охотника за сокровищами ради наживы. Слишком хорошо понимающую ценность своего открытия героиню Моран режиссер сталкивает с идеализмом Констанцы и добивается неожиданного результата. Мир, который персонаж Орейро воспринимает как трезво мыслящая молодая женщина, неожиданно расширяется, она достигает определенных пределов и нарушает границы, но понимает, что сохранение истинной правды может оказаться гораздо важнее, чем продвижение научной карьеры.
Форма, когда Лучези в традициях лучших фильмов об установлении правды заставляет зрителей увидеть двойственность во всех участниках этого высокогорного спектакля, оказывается красивой оправой для содержания, делающего двух таких разных женщин воинственными и упрямыми хранительницами. При этом мужское начало в лице героя Веласкеса не просто алчно, оно по сути своей деструктивно и направлено на уничтожение уникального. Такой подход постановщика, когда уважение к истинам и природе ставятся выше жадности, выступает с критикой материального мира и еще раз доказывает при помощи характера Моран, что мы крайне мало знаем о том невероятном, что зачастую скрывается рядом с нами.
С этой точки зрения Лучези были очень удачно выбраны локации, в которых разворачивается действие ленты, местечки Успайата и Потрерийос в провинции Мендоса создают впечатление нетронутых мест планеты, где не так часто ступала нога человека и можно по-настоящему слиться с окружающей средой. Именно благодаря пейзажам, где в кадре камеры Рамиро Сивиты бескрайние просторы Анд удивляют своей величественностью и выглядят одновременно и красивыми, и враждебными, проект производит впечатление аутентичного вестерна с феминистской повесткой. Поэтому "Разбитая земля" разыгрывает мифологическую карту с неожиданной стороны и постоянно способствует опыту взаимного понимания главных героинь, чтобы в финале тревожная атмосфера и ищущий приключений дух трансформировались в реальное понимание того, что даже метафизические монстры нуждаются в защите и проявлениях человечности.
5
,6
2021, Драмы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драма "Разбитая земля" аргентинского режиссера и сценариста Матиаса Лучези ("Штормовой ветер", "Естественные науки"), получившая премьеру, как и многие фильмы 2021 года уже после пандемии, убедительно доказывает, что географическая принадлежность в настоящее время играет достаточно слабую роль. Само аргентинское кино оказывается гораздо шире и разнообразнее, чем это можно себе представить. Работая на стыке традиционной драмы о судьбах, ученых, которые смотрят вокруг себя и задумываются о том, что знания могут множить скорбь, а блестящие сенсации и находки ведут к неправомерно повышенному интересу со стороны зевак и дилетантов, и неовестерна как формы представления сюжета постановщик добивается удивительных результатов. Лучези удается избежать фокусировки на национальных аспектах и представить нарратив о двух женщинах-палеонтологах, Карлоте Шёнфельд-Мюллер (Мерседес Моран, "В паутине лжи", "Любить нельзя расстаться") и Констанце Кордоба (Наталия Орейро, "Ненастоящий папа", "Супер крейзи"), как фильм, события которого могли произойти где и когда угодно. Тем не менее, благодаря легкому налету магического реализма в происходящем, режиссеру удается вывести нарратив о находке останков мифических грифонов на западе Аргентины в сторону приключенческого кино. У Лучези человеческий конфликт между амбициями героинь Моран и Орейро экранная история трансформирует в постановку вопросов о том, насколько важно, даже ценой собственной жизни, хранить тайну и сохранять статус-кво относительно абсолютно невероятных вещей. Начальная сцена, где Карлота дает интервью в научно-популярной программе на телевидении, является ключевой для понимания всего фильма. В роли маститого, но не очень симпатичного профессора Мерседес Моран производит впечатление ученой, которая слишком страстно относится к делу своей жизни и не намерена делиться информацией о находках из земли с непосвященной аудиторией. Сенсация в Андах, находка десятилетней давности, позволила Карлоте при поддержке специального фонда с хорошими инвестициями создать огромную закрытую для туристов территорию, где она методично проводила раскопки и раз за разом находила доказательства существования грифонов. Однако спустя годы внутри фонда возникли подозрения, что персонаж Моран занимается научными спекуляциями и доказательства чудовищ ей попросту сфальсифицированы. Приезд по направлению фонда Констанцы, которая больше напоминает чиновницу от науки, чем безумную ученую, должен внести окончательную ясность в ситуацию с грифонами, которые когда-то обитали на ныне пустынных территориях. Поэтому "Разбитая земля" рассматривает научный спор в традициях вестерна как борьбу добра и зла с соответствующим антуражем и в то же самое время показывает, что сохранить нечто уникальное, гораздо важнее, чем преступить закон и оказаться на территории созданных собственным разумом фальсификаций. Кажущиеся простыми сюжетные установки "Разбитой земли" Лучези, которые, на первый взгляд, производят гендерную трансформацию с характерными героями романов Жюля Верна, Конан Дойля и Джозефа Конрада, перемешиваются с особой чувствительностью двух женщин, объединяющихся против общего врага. Две знаковые фигуры для нынешнего аргентинского кинематографа, Мерседес Моран и Наталия Орейро, помогают постановщику передать то самое пограничное состояние, когда реальность красивейших пейзажей сталкивается с трансцендентностью мифа, и высечь из нависающих над двумя прекрасными женщинами камней и открытых пространств смыслы о свободе выбора и материнских инстинктах. Опыт и мудрость Карлоты как ученой и как женщины направлены на сохранение секретов и лишен всякой меркантильности, в отличие от ее бывшего мужа Фредди (Диего Веласкес, "Дикие истории"), классического охотника за сокровищами ради наживы. Слишком хорошо понимающую ценность своего открытия героиню Моран режиссер сталкивает с идеализмом Констанцы и добивается неожиданного результата. Мир, который персонаж Орейро воспринимает как трезво мыслящая молодая женщина, неожиданно расширяется, она достигает определенных пределов и нарушает границы, но понимает, что сохранение истинной правды может оказаться гораздо важнее, чем продвижение научной карьеры. Форма, когда Лучези в традициях лучших фильмов об установлении правды заставляет зрителей увидеть двойственность во всех участниках этого высокогорного спектакля, оказывается красивой оправой для содержания, делающего двух таких разных женщин воинственными и упрямыми хранительницами. При этом мужское начало в лице героя Веласкеса не просто алчно, оно по сути своей деструктивно и направлено на уничтожение уникального. Такой подход постановщика, когда уважение к истинам и природе ставятся выше жадности, выступает с критикой материального мира и еще раз доказывает при помощи характера Моран, что мы крайне мало знаем о том невероятном, что зачастую скрывается рядом с нами. С этой точки зрения Лучези были очень удачно выбраны локации, в которых разворачивается действие ленты, местечки Успайата и Потрерийос в провинции Мендоса создают впечатление нетронутых мест планеты, где не так часто ступала нога человека и можно по-настоящему слиться с окружающей средой. Именно благодаря пейзажам, где в кадре камеры Рамиро Сивиты бескрайние просторы Анд удивляют своей величественностью и выглядят одновременно и красивыми, и враждебными, проект производит впечатление аутентичного вестерна с феминистской повесткой. Поэтому "Разбитая земля" разыгрывает мифологическую карту с неожиданной стороны и постоянно способствует опыту взаимного понимания главных героинь, чтобы в финале тревожная атмосфера и ищущий приключений дух трансформировались в реальное понимание того, что даже метафизические монстры нуждаются в защите и проявлениях человечности.