Локализованный вариант заголовка, бесспорно, настраивает на детективный лад, но для французских кинематографистов было важно подчеркнуть ещё и хроникальный характер экранных событий. «Ночь 12-го» – имеется в виду конкретная дата чрезвычайного происшествия, случившегося в городской коммуне Сен-Жан-де-Морьен. 12-е октября 2016-го года двадцатиоднолетняя Клара Рауйер, покинув (примерно в 03:07, как уточняется в титрах) подругу Стефани Бегуин, подверглась нападению неизвестного, облившего её лицо и туловище горючей жидкостью и бросившего зажжённую зажигалку. Вследствие полученных обширных ожогов девушка скончалась… Многие российские средства массовой информации, написавшие о предстоящей премьере, упомянули, что фильм основан на книге Полин Гуэна, однако название литературного оригинала («18.3 – Une année à la PJ») даже не пытались перевести. Числительное отсылает к третьему абзацу статьи 18 французского уголовно-процессуального кодекса, процитированному автором в начале своего произведения документальной прозы – уточняющему разграничение полномочий. А аббревиатура PJ расшифровывается, соответственно, «Police judiciaire», от есть ‘судебная полиция’ – по сути, аналог нашего уголовного розыска.
Хочется надеяться, что, если фильм вызовет достаточный коммерческий ажиотаж, какое-нибудь отечественное издательство заинтересуется и первоисточником, чрезвычайно познавательным и захватывающим, судя по рецензиям и размещённым в Интернете отзывам читателей. Собирая материал для «Статьи 18, абзаца 3 – Года в судебной полиции», писательница провела означенное время в тесном контакте с сотрудниками гренобльского подразделения Национальной полиции, осуществляющего оперативную деятельность и отвечающего за уголовные расследования. На основе краткого пересказа содержания можно предположить, что дело Клары всё-таки не являлось главным (и уж точно – единственным) предметом внимания Гуэна. Вместе с тем Доминик Молль поместил в центр повествования именно это преступление (1). Думаю, здесь уместно вспомнить, что режиссёр получил международную известность благодаря изощрённому, завораживающему триллеру «Гарри – друг, который желает Вам добра» /2000/. Позже, не добившись соизмеримого успеха близким по атмосфере «Леммингом» /2005/, он несколько отошёл от прежней эстетики, однако привязанность к детективу – сохранил. И правильно сделал!
Разумеется, удерживать интерес публики можно было и иными способами. Например, в американских «Новых центурионах» /1972/ Ричарда Флейшера, да и в ряде поляров (от «Осведомителя» /1982/ Боба Свейма до «Вне закона» /1983/ Жака Дере, с непобедимым Жаном-Полем Бельмондо), делался акцент именно на буднях блюстителей закона, рутинно несущих службу по охране порядка и розыску правонарушителей разного калибра. Создатели «Таинственного убийства» пошли собственным путём. В завязке аудиторию действительно заинтриговывают таинственным убийством: волей-неволей теряешься в догадках, кому потребовалось расправиться над мисс Руайер таким варварским способом? Попытки провести параллели с другими злодеяниями не дают результата: при выплёскивании в лицо жертве кислоты садист, как правило, намеревается не умертвить человека, а изуродовать, «поставить метку». Капитан Йохан Виве с уже немолодым напарником Марсо, идентифицировав по горячим следам личность покойной, методично восстанавливают факты, в первую очередь – через опрос свидетелей. Выясняется, что девушка не отличалась разборчивостью в интимных отношениях с мужчинами, и практически каждый её бывший любовник производит впечатление странного типа, теоретически – способного совершить неадекватный поступок. Особенно неприятно поражает Габи Лаказетт, сочинивший рэп-композицию, где прямо и недвусмысленно грозился спалить избранницу. А, скажем, Венсану Карону в прошлом инкриминировалось нанесение тяжких телесных повреждений супруге…
Нельзя не заметить, что стратегия сработала, хотя… многие наверняка почувствует себя обманутыми, будучи ввергнуты в недоумение открытым финалом – отсутствием ответа (даже намёка на ответ!) на вопрос о том, кто же душегуб? Разумеется, такие нестандартные (ставящие под сомнение одну из основ популярного жанра) развязки уже встречались. Вот только и в южнокорейских «Воспоминаниях об убийстве» /2003/ Пона Чжун Хо, и в американском «Зодиаке» /2007/ Дэвида Финчера выручало то, что речь шла о широко известных («нашумевших») преступлениях. Большинство зрителей (особенно соотечественники режиссёров), приступая к сеансу, заранее знало, что виновные не были не то что пойманы и наказаны, а элементарно установлены. С книгой же Гуэна, поступившей в продажу 3-го января 2020-го года (стараниями издательства Denoël), и во Франции-то успели ознакомиться далеко не все. Молль явно учитывал данный аспект, уверенно ведя повествование к высшей точке, где… не оказалось ничего – принципиально ничего. Виве, получивший красивую фотографию от Марсо, отошедшего от дел и уехавшего подальше от Гренобля, продолжает (в редкие минуты отдыха от службы) заниматься велоспортом – разве что внял совету бывшего коллеги, сменив велотрек на живописный серпантин. Вот и весь итог! Кстати, не исключено, что Доминик надеется: со временем расследование принесёт плоды – и тогда сюжет картины будет восприниматься иначе.
«Таинственное убийство» стилистически заметно отличается от ранних работ мастера, намеренно не ставшего выходить за рамки бытового правдоподобия. Происшествие, конечно, шокировало горожан, да и сами полицейские неприятно поразились той жестокости, на какую способен кто-то из обывателей, живущих по соседству. Но в сущности-то ночь на 12-е ничего не изменила! Зато расследование смерти Клары Руайер послужило удобным поводом поведать о «кухне» современных сыщиков, в большинстве своём – индивидов неравнодушных, нацеленных на результат, однако скованных внешними факторами, начиная с отсутствия финансирования (не критичного, но ощутимого) и бюрократических проволочек и заканчивая мелкими бытовыми неурядицами вроде вечных поломок ксерокса. Важный для Полин Гуэна (опять же – если судить по чужим впечатлениям от книги) мотив превалирования в правоохранительных органах мужчин, занимающихся раскрытием преступлений, чаще совершаемых опять-таки мужчинами, нашёл в киноверсии отражение, но, скорее, как частное мнение Нади, новенькой в подразделении. Вместе с тем и Йохан, навидавшийся на службе всякого, пришёл к не очень оптимистичному выводу о том, что в отношениях представителей сильного пола и женщин, вообще людей друг с другом – масса неладного. Месье Виве не без грусти делится со следственным судьёй (небольшая, но запоминающаяся роль Анук Гринберг, музы Бертрана Блие) боязнью того, как бы затянувшееся и, приходится констатировать, бесперспективное уголовное дело не стало для него роковым – из тех, что наносят оперуполномоченным незаживающие психические травмы. Опасения воспоминаний о злополучном убийстве имеют под собой куда как серьёзные основания: согласно приведённой во вступительных титрах справке, из примерно 800 ежегодно регистрируемых убийств пятая часть остаётся нераскрытой. Что в такой ситуации делать?
_______
1 – Показательно, что он не стал привлекать Полин (вообще-то имевшую опыт работы кинодраматургом) к сочинению сценария, написанного на пару с Жилем Маршаном.
8
,1
2022, Триллеры
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Локализованный вариант заголовка, бесспорно, настраивает на детективный лад, но для французских кинематографистов было важно подчеркнуть ещё и хроникальный характер экранных событий. «Ночь 12-го» – имеется в виду конкретная дата чрезвычайного происшествия, случившегося в городской коммуне Сен-Жан-де-Морьен. 12-е октября 2016-го года двадцатиоднолетняя Клара Рауйер, покинув (примерно в 03:07, как уточняется в титрах) подругу Стефани Бегуин, подверглась нападению неизвестного, облившего её лицо и туловище горючей жидкостью и бросившего зажжённую зажигалку. Вследствие полученных обширных ожогов девушка скончалась… Многие российские средства массовой информации, написавшие о предстоящей премьере, упомянули, что фильм основан на книге Полин Гуэна, однако название литературного оригинала («18.3 – Une année à la PJ») даже не пытались перевести. Числительное отсылает к третьему абзацу статьи 18 французского уголовно-процессуального кодекса, процитированному автором в начале своего произведения документальной прозы – уточняющему разграничение полномочий. А аббревиатура PJ расшифровывается, соответственно, «Police judiciaire», от есть ‘судебная полиция’ – по сути, аналог нашего уголовного розыска. Хочется надеяться, что, если фильм вызовет достаточный коммерческий ажиотаж, какое-нибудь отечественное издательство заинтересуется и первоисточником, чрезвычайно познавательным и захватывающим, судя по рецензиям и размещённым в Интернете отзывам читателей. Собирая материал для «Статьи 18, абзаца 3 – Года в судебной полиции», писательница провела означенное время в тесном контакте с сотрудниками гренобльского подразделения Национальной полиции, осуществляющего оперативную деятельность и отвечающего за уголовные расследования. На основе краткого пересказа содержания можно предположить, что дело Клары всё-таки не являлось главным (и уж точно – единственным) предметом внимания Гуэна. Вместе с тем Доминик Молль поместил в центр повествования именно это преступление (1). Думаю, здесь уместно вспомнить, что режиссёр получил международную известность благодаря изощрённому, завораживающему триллеру «Гарри – друг, который желает Вам добра» /2000/. Позже, не добившись соизмеримого успеха близким по атмосфере «Леммингом» /2005/, он несколько отошёл от прежней эстетики, однако привязанность к детективу – сохранил. И правильно сделал! Разумеется, удерживать интерес публики можно было и иными способами. Например, в американских «Новых центурионах» /1972/ Ричарда Флейшера, да и в ряде поляров (от «Осведомителя» /1982/ Боба Свейма до «Вне закона» /1983/ Жака Дере, с непобедимым Жаном-Полем Бельмондо), делался акцент именно на буднях блюстителей закона, рутинно несущих службу по охране порядка и розыску правонарушителей разного калибра. Создатели «Таинственного убийства» пошли собственным путём. В завязке аудиторию действительно заинтриговывают таинственным убийством: волей-неволей теряешься в догадках, кому потребовалось расправиться над мисс Руайер таким варварским способом? Попытки провести параллели с другими злодеяниями не дают результата: при выплёскивании в лицо жертве кислоты садист, как правило, намеревается не умертвить человека, а изуродовать, «поставить метку». Капитан Йохан Виве с уже немолодым напарником Марсо, идентифицировав по горячим следам личность покойной, методично восстанавливают факты, в первую очередь – через опрос свидетелей. Выясняется, что девушка не отличалась разборчивостью в интимных отношениях с мужчинами, и практически каждый её бывший любовник производит впечатление странного типа, теоретически – способного совершить неадекватный поступок. Особенно неприятно поражает Габи Лаказетт, сочинивший рэп-композицию, где прямо и недвусмысленно грозился спалить избранницу. А, скажем, Венсану Карону в прошлом инкриминировалось нанесение тяжких телесных повреждений супруге… Нельзя не заметить, что стратегия сработала, хотя… многие наверняка почувствует себя обманутыми, будучи ввергнуты в недоумение открытым финалом – отсутствием ответа (даже намёка на ответ!) на вопрос о том, кто же душегуб? Разумеется, такие нестандартные (ставящие под сомнение одну из основ популярного жанра) развязки уже встречались. Вот только и в южнокорейских «Воспоминаниях об убийстве» /2003/ Пона Чжун Хо, и в американском «Зодиаке» /2007/ Дэвида Финчера выручало то, что речь шла о широко известных («нашумевших») преступлениях. Большинство зрителей (особенно соотечественники режиссёров), приступая к сеансу, заранее знало, что виновные не были не то что пойманы и наказаны, а элементарно установлены. С книгой же Гуэна, поступившей в продажу 3-го января 2020-го года (стараниями издательства Denoël), и во Франции-то успели ознакомиться далеко не все. Молль явно учитывал данный аспект, уверенно ведя повествование к высшей точке, где… не оказалось ничего – принципиально ничего. Виве, получивший красивую фотографию от Марсо, отошедшего от дел и уехавшего подальше от Гренобля, продолжает (в редкие минуты отдыха от службы) заниматься велоспортом – разве что внял совету бывшего коллеги, сменив велотрек на живописный серпантин. Вот и весь итог! Кстати, не исключено, что Доминик надеется: со временем расследование принесёт плоды – и тогда сюжет картины будет восприниматься иначе. «Таинственное убийство» стилистически заметно отличается от ранних работ мастера, намеренно не ставшего выходить за рамки бытового правдоподобия. Происшествие, конечно, шокировало горожан, да и сами полицейские неприятно поразились той жестокости, на какую способен кто-то из обывателей, живущих по соседству. Но в сущности-то ночь на 12-е ничего не изменила! Зато расследование смерти Клары Руайер послужило удобным поводом поведать о «кухне» современных сыщиков, в большинстве своём – индивидов неравнодушных, нацеленных на результат, однако скованных внешними факторами, начиная с отсутствия финансирования (не критичного, но ощутимого) и бюрократических проволочек и заканчивая мелкими бытовыми неурядицами вроде вечных поломок ксерокса. Важный для Полин Гуэна (опять же – если судить по чужим впечатлениям от книги) мотив превалирования в правоохранительных органах мужчин, занимающихся раскрытием преступлений, чаще совершаемых опять-таки мужчинами, нашёл в киноверсии отражение, но, скорее, как частное мнение Нади, новенькой в подразделении. Вместе с тем и Йохан, навидавшийся на службе всякого, пришёл к не очень оптимистичному выводу о том, что в отношениях представителей сильного пола и женщин, вообще людей друг с другом – масса неладного. Месье Виве не без грусти делится со следственным судьёй (небольшая, но запоминающаяся роль Анук Гринберг, музы Бертрана Блие) боязнью того, как бы затянувшееся и, приходится констатировать, бесперспективное уголовное дело не стало для него роковым – из тех, что наносят оперуполномоченным незаживающие психические травмы. Опасения воспоминаний о злополучном убийстве имеют под собой куда как серьёзные основания: согласно приведённой во вступительных титрах справке, из примерно 800 ежегодно регистрируемых убийств пятая часть остаётся нераскрытой. Что в такой ситуации делать? _______ 1 – Показательно, что он не стал привлекать Полин (вообще-то имевшую опыт работы кинодраматургом) к сочинению сценария, написанного на пару с Жилем Маршаном.