Киноверсия печального советского пушистика с огромными ушами смотрится, как прагматичная попытка сыграть на зрительской ностальгии людей, что росли на кукольном мультфильме, однако в силу обстоятельств фильму «Чебурашка» досталась и более ответственная роль. Планировали так создатели постановки или само вышло, однако новый истребитель апельсинов только укрепил тренд на переосмысление старых социалистических сказок, которым не то чтобы сильно к лицу тяжёлые экзистенциальные вопросы о безысходности и самоопределении. Немалое количество комичных эпизодов хоть и призвано вызывать у детишек радость, но взрослые смотрят на другие вещи. На семейный конфликт пожилого садовника с дочерью, где виноват он, прежде всего, сам, на драму местной старухи Шапокляк, чья внучка способна довести до сумасшедшего дома кого угодно, на весьма неряшливую компьютерную графику, в конце концов. Несмотря на эти нюансы, фильм выстрелил, взгромоздился на рейтинге самых прибыльных российских кинопроектов, что, впрочем, не избавляет от необходимости понять: насколько заслуженно.
Хвала здравому смыслу, Сергея Гармаша не стали превращать в антропоморфного крокодила, и общее с мультипликационным Геной у него только имя. Народному артисту и главному пиарщику «Почта-банка» очевидно неуютно в амплуа ворчливого старика, чья строгость характера должна восприниматься в комплекте с его отзывчивым сердцем. Однако – не воспринимается, и виноват в этом не актёр. Просто сюжетно Геннадий не прописан, это не вариация на тему деспотичного шеф-повара из «Кухни» – самой известной работы режиссёра Дмитрия Дьяченко, а просто сварливый мужик, которому гораздо комфортнее наедине с растениями, чем с людьми. Видимо потому, что ничего не смогут ответить на придирки. И когда в жизни такого человека появляется неведомое существо, то не вызывает никакого удивления решение Гены продать его ради полумифической заботы о дочери. Кстати, корни этого бытового конфликта образуют самую широкую сюжетную дыру, так как раскаянием здесь и пахнет, а есть лишь стремление идти простым путём. Иронично, что об этом говорит даже сама дочь, сыгранная Полиной Максимовой. Наличие же поблизости Чебурашки вносит сумятицу в настроение фильма. Он то смешной, то грустный, то динамичный, то размеренный. Какой угодно, только не цельный.
В то же время другая сюжетная линия – связанная с героиней Елены Яковлевой – удалась. Пусть уже и не Шапокляк, а некая Римма, владелица шоколадной фабрики, не терпящая более мелких и более удачливых конкурентов, но образ вышел как минимум интереснее. Елене Алексеевне после Бабы-Яги теперь подойдёт любой отрицательный персонаж из советских сказок – настолько ловко актриса играет на сочетании внешней непривлекательности и глубины натуры страдающей одиночки. Вот и в «Чебурашке» актриса вызывает невольное сопереживание, поскольку ей по долгу службы приходится терпеть лизоблюдство на работе и капризы дома. Где же несчастной даме найти себе отдушину? Противостояние Риммы с Геной, его дочерью и зятем исполнено с такой уверенностью, какой не хватило курьёзным моментам фильма. Чувствуется, что авторы просто кайфовали, создавая сцены в особняке алчной предпринимательницы – настолько похожи они на кулинарные бои в той самой «Кухне». Да и потешность некоторых эпизодов «Последнего богатыря» впустую не ушла: от этой трилогии «Чебурашка» унаследовал настроение дурашливой серьёзности, с какой близким людям можно заново наводить мосты.
Что касается технического аспекта, то качество нашего мохнатого героя хромает, и это ещё мягко сказано. Нашим умельцам пока далековато до заграничных коллег, создававших трогательного малыша Грогу из сериала «Мандалорец», и не факт, что ошибки будут учтены. Семь миллиардов же и так! Ну, хотя бы с озвучкой проблем не возникло: Ольга Кузьмина в своей традиционной ипостаси «прелесть какая глупенькая» очень подходит ушастому малышу, зовущему хмурого деда мамой. Ещё бы не опошляли классику советского кино неуместными отсылками, но видимо это тоже в духе времени, пора привыкать. Радует, что пройдясь по верхам, авторы не заплутали в дебри совсем уж серьёзных человеческих драм, где мультяшные персонажи смотрятся неуместно. Как ни крути, лучше в двадцатый раз повторить примитивную шутку с топорным выражением «эт самое», чем разъяснять складность неуклюжей завязки с торнадо, будто заимствованной из «Волшебника Изумрудного города». В случае с «Чебурашкой» слова вообще лучше дозировать – и так малышу зачем-то вручили словарь Даля, где он запоминает отнюдь не детские понятия.
Так, экспериментируя и ошибаясь, видоизменившийся герой Эдуарда Успенского и доскакал до исторической вершины. Что ж, запросы аудитории и сложные времена позволили «Чебурашке» совершить впечатляющее возвращение на уста, какое не снилось даже олимпийскому Мишке. Кривоватый и неровный фильм успешен в сочетании теплоты и расчётливости. Оказывается, два этих максимально различных качества способны ужиматься в единой гармонии коммерческого кино, снятого без особой сентиментальности, но с искренним желанием сделать свою работу так, чтобы возникало поменьше вопросов. Сделали, и кино хотя бы безвредное.
8
,3
2023, Россия, Семейные
112 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Киноверсия печального советского пушистика с огромными ушами смотрится, как прагматичная попытка сыграть на зрительской ностальгии людей, что росли на кукольном мультфильме, однако в силу обстоятельств фильму «Чебурашка» досталась и более ответственная роль. Планировали так создатели постановки или само вышло, однако новый истребитель апельсинов только укрепил тренд на переосмысление старых социалистических сказок, которым не то чтобы сильно к лицу тяжёлые экзистенциальные вопросы о безысходности и самоопределении. Немалое количество комичных эпизодов хоть и призвано вызывать у детишек радость, но взрослые смотрят на другие вещи. На семейный конфликт пожилого садовника с дочерью, где виноват он, прежде всего, сам, на драму местной старухи Шапокляк, чья внучка способна довести до сумасшедшего дома кого угодно, на весьма неряшливую компьютерную графику, в конце концов. Несмотря на эти нюансы, фильм выстрелил, взгромоздился на рейтинге самых прибыльных российских кинопроектов, что, впрочем, не избавляет от необходимости понять: насколько заслуженно. Хвала здравому смыслу, Сергея Гармаша не стали превращать в антропоморфного крокодила, и общее с мультипликационным Геной у него только имя. Народному артисту и главному пиарщику «Почта-банка» очевидно неуютно в амплуа ворчливого старика, чья строгость характера должна восприниматься в комплекте с его отзывчивым сердцем. Однако – не воспринимается, и виноват в этом не актёр. Просто сюжетно Геннадий не прописан, это не вариация на тему деспотичного шеф-повара из «Кухни» – самой известной работы режиссёра Дмитрия Дьяченко, а просто сварливый мужик, которому гораздо комфортнее наедине с растениями, чем с людьми. Видимо потому, что ничего не смогут ответить на придирки. И когда в жизни такого человека появляется неведомое существо, то не вызывает никакого удивления решение Гены продать его ради полумифической заботы о дочери. Кстати, корни этого бытового конфликта образуют самую широкую сюжетную дыру, так как раскаянием здесь и пахнет, а есть лишь стремление идти простым путём. Иронично, что об этом говорит даже сама дочь, сыгранная Полиной Максимовой. Наличие же поблизости Чебурашки вносит сумятицу в настроение фильма. Он то смешной, то грустный, то динамичный, то размеренный. Какой угодно, только не цельный. В то же время другая сюжетная линия – связанная с героиней Елены Яковлевой – удалась. Пусть уже и не Шапокляк, а некая Римма, владелица шоколадной фабрики, не терпящая более мелких и более удачливых конкурентов, но образ вышел как минимум интереснее. Елене Алексеевне после Бабы-Яги теперь подойдёт любой отрицательный персонаж из советских сказок – настолько ловко актриса играет на сочетании внешней непривлекательности и глубины натуры страдающей одиночки. Вот и в «Чебурашке» актриса вызывает невольное сопереживание, поскольку ей по долгу службы приходится терпеть лизоблюдство на работе и капризы дома. Где же несчастной даме найти себе отдушину? Противостояние Риммы с Геной, его дочерью и зятем исполнено с такой уверенностью, какой не хватило курьёзным моментам фильма. Чувствуется, что авторы просто кайфовали, создавая сцены в особняке алчной предпринимательницы – настолько похожи они на кулинарные бои в той самой «Кухне». Да и потешность некоторых эпизодов «Последнего богатыря» впустую не ушла: от этой трилогии «Чебурашка» унаследовал настроение дурашливой серьёзности, с какой близким людям можно заново наводить мосты. Что касается технического аспекта, то качество нашего мохнатого героя хромает, и это ещё мягко сказано. Нашим умельцам пока далековато до заграничных коллег, создававших трогательного малыша Грогу из сериала «Мандалорец», и не факт, что ошибки будут учтены. Семь миллиардов же и так! Ну, хотя бы с озвучкой проблем не возникло: Ольга Кузьмина в своей традиционной ипостаси «прелесть какая глупенькая» очень подходит ушастому малышу, зовущему хмурого деда мамой. Ещё бы не опошляли классику советского кино неуместными отсылками, но видимо это тоже в духе времени, пора привыкать. Радует, что пройдясь по верхам, авторы не заплутали в дебри совсем уж серьёзных человеческих драм, где мультяшные персонажи смотрятся неуместно. Как ни крути, лучше в двадцатый раз повторить примитивную шутку с топорным выражением «эт самое», чем разъяснять складность неуклюжей завязки с торнадо, будто заимствованной из «Волшебника Изумрудного города». В случае с «Чебурашкой» слова вообще лучше дозировать – и так малышу зачем-то вручили словарь Даля, где он запоминает отнюдь не детские понятия. Так, экспериментируя и ошибаясь, видоизменившийся герой Эдуарда Успенского и доскакал до исторической вершины. Что ж, запросы аудитории и сложные времена позволили «Чебурашке» совершить впечатляющее возвращение на уста, какое не снилось даже олимпийскому Мишке. Кривоватый и неровный фильм успешен в сочетании теплоты и расчётливости. Оказывается, два этих максимально различных качества способны ужиматься в единой гармонии коммерческого кино, снятого без особой сентиментальности, но с искренним желанием сделать свою работу так, чтобы возникало поменьше вопросов. Сделали, и кино хотя бы безвредное.