Ли Иль Хён несколько лет проработал ассистентом режиссёра (к слову, на достаточно дорогостоящих фильмах), прежде чем осуществил постановку самостоятельно. Тюремная драма «Жестокий прокурор» /2016/ не только попала в коммерческие лидеры сезона, но и получила положительные отзывы, заслужив среди прочего лестные сравнения с классическим «Побегом из Шоушенка» /1994/. Вполне естественно, что следующий проект для реализации он выбирал скрупулёзно, благо трудностей с финансированием не испытывал. Решение снять римейк одноимённой картины Атома Эгояна, являвшейся копродукцией четырёх стран (Канады, Германии, Мексики и Южно-Африканской Республики), слегка удивило, но и заинтриговало. Кинематографисту хочешь не хочешь пришлось бы адаптировать сюжет к местной специфике. Конечно, в части совершённых военных преступлений (от массовых казней до разработок биологического оружия так называемыми «Отрядом 731» и «Отрядом 100», включавших эксперименты на живых людях) японские милитаристы ещё дадут фору своим нацистским союзникам. Но во многих других (культурных и исторических, прямо влиявших на драматургию) аспектах расхождения казались неизбежными.
Иль Хён, к счастью, не пошёл примитивным путём – решил не оставлять, перенося события в Азию, оригинальную интригу нетронутой. Южнокорейский режиссёр-сценарист лишь оттолкнулся от идентичной драматической ситуации: Хан Пиль Чой, похоронив супругу, решает осуществить долго (десятилетиями!) вынашиваемый план – и собственноручно покарать тех, кто повинен в гибели членов его семьи. Конечно, и при таком подходе от сопоставления двух кинопроизведений не уйти. Так, Атому казалось принципиальным, чтобы образ Зева Гуттмана воплотил актёр-ветеран Кристофер Пламмер, которому исполнение роли давалось, судя по всему, не менее тяжело, чем персонажу – розыск Руди Курландера. Ли же изрядно рисковал, пригласив артиста гораздо моложе – появившегося на свет в 1968-м году, когда слава предшественника уже гремела на весь мир. Правда, мастерство художника по гриму и, главное, талант Ли Сон Мина позволили избежать нареканий в «обмане» доверчивых зрителей, вместе с тем – предоставив ряд полезных преимуществ. Дряхлому (в возрасте хорошо за восемьдесят) сотруднику ресторана быстрого питания, добродушно величаемому «Фредди», не потребовалось тайно покидать дом престарелых. Оказалось достаточно уволиться, а ещё – попросить о помощи молодого коллегу Ин Гё по прозвищу «Джейсон» (1), остро нуждающегося в деньгах и поначалу не догадывающегося, в какие неприятности ввязывается…
Всё верно, чем дальше, тем очевиднее становится, что повторная постановка является не столько драмой, сколько фильмом действия (с элементами триллера и детектива). Перед Пиль Чоем не стоит задачи найти и идентифицировать личность беглеца от правосудия, а прошлое диверсанта (в звании мастер-сержанта морской пехоты) гарантирует наличие ценных навыков: от уверенного обращения с огнестрельным оружием до владения болевыми приёмами. Местами закрадывается крамольная мысль, что постановка Ли Иль Хёна ближе не эгояновской ленте, а бельгийскому «Синдрому Альцгеймера» /2003/ Эрика Ван Лоя (ну, или недавнему «Флешбэку» /2022/ Мартина Кэмпбелла, основанному на том же литературном первоисточнике), повествовавшему о многоопытном наёмном убийце, тоже неумолимо забывавшем обо всём. Опасаясь провалов в памяти, Ли наносит себе на пальцы имена тех, с кем намерен поквитаться, а что ещё хуже – на след неуловимого мстителя выходят не только полицейские, но и люди суровее. Режиссёр не сдерживает себя в части зрелищности, насыщая повествование погонями, перестрелками и даже драками, в которых «Фредди» оказывается, вопреки предположениям, отнюдь не беспомощным – не чета юному «Джейсону»! И всё-таки авторы не переходят незримую грань, тем самым – не заслужив упрёков в откровенной коммерциализации (профанации?) серьёзного замысла.
Развязку ждёшь, признаться, с повышенным любопытством, гадая, как будут преодолены последствия тех изменений, какие претерпел сценарий. У Атома Эгояна самым впечатляющим поворотом стало раскрытие тайны истинной личности герра Гуттмана, но в римейке болезнь главного героя прогрессирует не так удручающе, да и фигуры индивида, выступившего изощрённым манипулятором-кукловодом (подобно Максу Розенбауму), в корейской картине нет. Надо сказать, решение найдено остроумное – вплоть до учёта того, что отказ от самоубийства при некоторых обстоятельствах может свидетельствовать о куда большем мужестве, нежели готовность пустить себе пулю в висок. Здесь тоже чувствуется, так сказать, восточная специфика, прежде всего – прозрачный намёк на древние японские традиции, проявлявшиеся и в практиковании харакири, и в формировании отрядов лётчиков-камикадзе, доставивших массу проблем ВМФ США. А главное, это отвечает пафосу фильма, который Ли Иль Хён наверняка и снимать-то начал в надежде донести до соотечественников мысль о том, что нужно помнить. Помнить как о героических страницах национальной истории, так и особенно – о трагических. Республика Корея, по-видимому, не является исключением: здесь у правящей элиты тоже возникает желание переписать «неудобные» факты прошлого, якобы мешающие развитию государства и бизнеса.
Атом Эгоян, ранее (в «Арарате» /2002/) поднимавший тему геноцида армян, раздражающую власти Турции, обратился в своей картине с напоминанием о зверствах нацизма, который в последнее время на Западе находится всё больше желающих если не откровенно превозносить, то по крайней мере – перестать публично осуждать. Но кто бы мог подумать, что нечто подобное свойственно и некоторым потомкам тех, кто познал на себе «прелести» оккупации Страной восходящего солнца?.. Ли утверждает, что под соусом экономической целесообразности (зависимость от инвестиций и взаимной торговли) допускаются совсем непотребные вещи – молчаливое согласие с реваншистской политикой островных соседей. Да и на культ военщины, набирающий обороты в родном государстве, кинематографист смотрит с опаской. В обозначенном контексте и участие Хана во вьетнамской войне (естественно, на стороне проамериканского юга) представляется крайне двусмысленным… В глубине души Пиль Чой понимает, что пока представители его поколения не искупят вину за совершённые злодеяния, говорить о спокойной жизни внуков и правнуков, увы, не приходится. Но и искупление как таковое не должно происходить по-старому.
Отсутствие срока давности у особо тяжких преступлений – одно из базовых понятий в уголовном праве. Причиной здесь служит не только глубинная человеческая потребность в восстановлении справедливости, но и не в последнюю очередь – принцип неотвратимости наказания за нарушение закона. Для этого как раз нужно помнить о том, что было содеяно – и что нельзя допустить снова. К сожалению, вторая постановка Ли Иль Хёна стартовала в национальном кинопрокате гораздо слабее дебюта (на текущий момент кассовые сборы оцениваются всего в $2,9 млн.), однако продюсеры, полагаю, остались довольны тем, что на 42-м Гавайском международном кинофестивале ленту удалось продать в 115 стран.
_______
1 – Ироническая отсылка к «культовому» голливудскому хоррору «Фредди против Джейсона» /2003/ Ронни Ю, прямо упоминаемому в шутку в одном из эпизодов.
8
,0
2022, Южная Корея, Драмы
128 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ли Иль Хён несколько лет проработал ассистентом режиссёра (к слову, на достаточно дорогостоящих фильмах), прежде чем осуществил постановку самостоятельно. Тюремная драма «Жестокий прокурор» /2016/ не только попала в коммерческие лидеры сезона, но и получила положительные отзывы, заслужив среди прочего лестные сравнения с классическим «Побегом из Шоушенка» /1994/. Вполне естественно, что следующий проект для реализации он выбирал скрупулёзно, благо трудностей с финансированием не испытывал. Решение снять римейк одноимённой картины Атома Эгояна, являвшейся копродукцией четырёх стран (Канады, Германии, Мексики и Южно-Африканской Республики), слегка удивило, но и заинтриговало. Кинематографисту хочешь не хочешь пришлось бы адаптировать сюжет к местной специфике. Конечно, в части совершённых военных преступлений (от массовых казней до разработок биологического оружия так называемыми «Отрядом 731» и «Отрядом 100», включавших эксперименты на живых людях) японские милитаристы ещё дадут фору своим нацистским союзникам. Но во многих других (культурных и исторических, прямо влиявших на драматургию) аспектах расхождения казались неизбежными. Иль Хён, к счастью, не пошёл примитивным путём – решил не оставлять, перенося события в Азию, оригинальную интригу нетронутой. Южнокорейский режиссёр-сценарист лишь оттолкнулся от идентичной драматической ситуации: Хан Пиль Чой, похоронив супругу, решает осуществить долго (десятилетиями!) вынашиваемый план – и собственноручно покарать тех, кто повинен в гибели членов его семьи. Конечно, и при таком подходе от сопоставления двух кинопроизведений не уйти. Так, Атому казалось принципиальным, чтобы образ Зева Гуттмана воплотил актёр-ветеран Кристофер Пламмер, которому исполнение роли давалось, судя по всему, не менее тяжело, чем персонажу – розыск Руди Курландера. Ли же изрядно рисковал, пригласив артиста гораздо моложе – появившегося на свет в 1968-м году, когда слава предшественника уже гремела на весь мир. Правда, мастерство художника по гриму и, главное, талант Ли Сон Мина позволили избежать нареканий в «обмане» доверчивых зрителей, вместе с тем – предоставив ряд полезных преимуществ. Дряхлому (в возрасте хорошо за восемьдесят) сотруднику ресторана быстрого питания, добродушно величаемому «Фредди», не потребовалось тайно покидать дом престарелых. Оказалось достаточно уволиться, а ещё – попросить о помощи молодого коллегу Ин Гё по прозвищу «Джейсон» (1), остро нуждающегося в деньгах и поначалу не догадывающегося, в какие неприятности ввязывается… Всё верно, чем дальше, тем очевиднее становится, что повторная постановка является не столько драмой, сколько фильмом действия (с элементами триллера и детектива). Перед Пиль Чоем не стоит задачи найти и идентифицировать личность беглеца от правосудия, а прошлое диверсанта (в звании мастер-сержанта морской пехоты) гарантирует наличие ценных навыков: от уверенного обращения с огнестрельным оружием до владения болевыми приёмами. Местами закрадывается крамольная мысль, что постановка Ли Иль Хёна ближе не эгояновской ленте, а бельгийскому «Синдрому Альцгеймера» /2003/ Эрика Ван Лоя (ну, или недавнему «Флешбэку» /2022/ Мартина Кэмпбелла, основанному на том же литературном первоисточнике), повествовавшему о многоопытном наёмном убийце, тоже неумолимо забывавшем обо всём. Опасаясь провалов в памяти, Ли наносит себе на пальцы имена тех, с кем намерен поквитаться, а что ещё хуже – на след неуловимого мстителя выходят не только полицейские, но и люди суровее. Режиссёр не сдерживает себя в части зрелищности, насыщая повествование погонями, перестрелками и даже драками, в которых «Фредди» оказывается, вопреки предположениям, отнюдь не беспомощным – не чета юному «Джейсону»! И всё-таки авторы не переходят незримую грань, тем самым – не заслужив упрёков в откровенной коммерциализации (профанации?) серьёзного замысла. Развязку ждёшь, признаться, с повышенным любопытством, гадая, как будут преодолены последствия тех изменений, какие претерпел сценарий. У Атома Эгояна самым впечатляющим поворотом стало раскрытие тайны истинной личности герра Гуттмана, но в римейке болезнь главного героя прогрессирует не так удручающе, да и фигуры индивида, выступившего изощрённым манипулятором-кукловодом (подобно Максу Розенбауму), в корейской картине нет. Надо сказать, решение найдено остроумное – вплоть до учёта того, что отказ от самоубийства при некоторых обстоятельствах может свидетельствовать о куда большем мужестве, нежели готовность пустить себе пулю в висок. Здесь тоже чувствуется, так сказать, восточная специфика, прежде всего – прозрачный намёк на древние японские традиции, проявлявшиеся и в практиковании харакири, и в формировании отрядов лётчиков-камикадзе, доставивших массу проблем ВМФ США. А главное, это отвечает пафосу фильма, который Ли Иль Хён наверняка и снимать-то начал в надежде донести до соотечественников мысль о том, что нужно помнить. Помнить как о героических страницах национальной истории, так и особенно – о трагических. Республика Корея, по-видимому, не является исключением: здесь у правящей элиты тоже возникает желание переписать «неудобные» факты прошлого, якобы мешающие развитию государства и бизнеса. Атом Эгоян, ранее (в «Арарате» /2002/) поднимавший тему геноцида армян, раздражающую власти Турции, обратился в своей картине с напоминанием о зверствах нацизма, который в последнее время на Западе находится всё больше желающих если не откровенно превозносить, то по крайней мере – перестать публично осуждать. Но кто бы мог подумать, что нечто подобное свойственно и некоторым потомкам тех, кто познал на себе «прелести» оккупации Страной восходящего солнца?.. Ли утверждает, что под соусом экономической целесообразности (зависимость от инвестиций и взаимной торговли) допускаются совсем непотребные вещи – молчаливое согласие с реваншистской политикой островных соседей. Да и на культ военщины, набирающий обороты в родном государстве, кинематографист смотрит с опаской. В обозначенном контексте и участие Хана во вьетнамской войне (естественно, на стороне проамериканского юга) представляется крайне двусмысленным… В глубине души Пиль Чой понимает, что пока представители его поколения не искупят вину за совершённые злодеяния, говорить о спокойной жизни внуков и правнуков, увы, не приходится. Но и искупление как таковое не должно происходить по-старому. Отсутствие срока давности у особо тяжких преступлений – одно из базовых понятий в уголовном праве. Причиной здесь служит не только глубинная человеческая потребность в восстановлении справедливости, но и не в последнюю очередь – принцип неотвратимости наказания за нарушение закона. Для этого как раз нужно помнить о том, что было содеяно – и что нельзя допустить снова. К сожалению, вторая постановка Ли Иль Хёна стартовала в национальном кинопрокате гораздо слабее дебюта (на текущий момент кассовые сборы оцениваются всего в $2,9 млн.), однако продюсеры, полагаю, остались довольны тем, что на 42-м Гавайском международном кинофестивале ленту удалось продать в 115 стран. _______ 1 – Ироническая отсылка к «культовому» голливудскому хоррору «Фредди против Джейсона» /2003/ Ронни Ю, прямо упоминаемому в шутку в одном из эпизодов.