Сверхъестественный дебютный триллер "Середина века" режиссера Сони О’Хары содержит внутри себя социальный комментарий о домашнем насилии и с лавкрафтовской интонацией рассказывает о тяге гениального архитектора к убийству красивых женщин, которая постоянно подпитывает во всех смыслах любителя совершенных форм. Постановщица исследует, что могло происходить за темным фасадом элитной недвижимости образца середины прошлого века и открывает новые интонации в погоне за американской мечтой, когда семейная пара оказывается в ловушке особняка, построенного по проекту Фредерика Бэннера (Стивен Лэнг, "Однажды в Техасе", "Не дыши"). С точки зрения О’Хары нарратив сценариста Майкла Э. Стерна содержит в себе готовую драму о проблемном мужчине, психопате из прошлого века, который постоянно будоражит настоящее через своих многочисленных детей от разных женщин.
В режиссерской интерпретации концепт токсичной мужественности сравним с археологическими раскопками слоев жестокости и основывается на изощренной и выверенной схеме из абсолютно паранормальных элементов в рамках одной локации, полностью реконструирующей обстановку и тревожные нравы США начала 60-х годов XX века. О’Хара очень амбициозно использует хронотоп "зловещего дома с отложенным насилием", притягивающего внимание архитектора в кризисе Тома Левина (Шейн Уэст, "Клаустрофобы. Долина дьявола", "Пробуждение Зодиака") и его жены Элис (Челси Гиллиган, сериал "Ординатор"), чтобы показать еще раз насколько изощренной и по-настоящему мистической может стать расплата за подаренное вдохновение. Уже в самом прологе, в начале 60-х, герой Лэнга восхищается собственной постройкой в компании респектабельного бизнесмена Энтони (Джеймс Гаудиозо), чтобы немного позже избавиться от него и устроить агрессивную охоту на его чувственную жену Джоэнн (Эллен Толанд) внутри лично спроектированной локации.
Благодаря нарративу Стерна постановщица старается очень тщательно выстроить хорошую собственную мифологию внутри фильма, когда из персонажа Уэста, считавшего Бэннера примером для подражания, создает еще одну жертву для готового в любую минуту материализоваться из воздуха маньяка. Внутри сюжета О’Хара сталкивает и нежелание Тома перебираться в пригород, и его охлаждающиеся отношения с Элис и пассией по архитектурному бюро Ханной (Эмми Перри), и желание героини Гиллиган делать карьеру в клинической медицине, а не быть просто женой при муже, и из всего этого возникает спорная, но крайне фактурная трактовка призрачности бытия и желаний каждого из нас. Поэтому "Середина века" с затягивающей вниз по спирали готовностью к резким поворотам говорит о разрастающейся конспирологии, находящей покой и подпитку новыми душами за высокими заборами, и о цене жертв как для получения творческого экстаза, так и для спасения тех, кто, желая добра, оказался против воли втянут в водоворот фамильной секты.
Жестокость и пластика закрытых от постороннего глаза помещений и пространств в "Середине века" О’Хары подпитываются ретро-стилем, и, даже когда в ленте появляется эпатажный художник Эмиль Ларсон (Брюс Дерн, "Несломленная", "Арахисовый сокол"), чьи экспрессивные картины выглядят абсолютно естестественно в интерьерах дома Бэннера. Кино настойчиво показывает, как в самых жутких формах и событиях может осуществляться контакт между великолепным прошлым и тягостным настоящим. Ужасающая правда о характере Лэнга раскрывается постановщицей постепенно, для Тома материализуются призрачные фигуры из другой эпохи, огневолосая Мари Верден (Сара Хэй, "Химера") в аутентичном платье погружает еще больше в "ламповую" атмосферу триллера и дает отсчет смертей.
Иногда работа О’Хары производит впечатление b-movie с помутненным рассудком, чья девиация от нормальности прагматично спланирована подобно резкому, но не смертельному удару тупым предметом по затылку зрителей. С точки зрения смешивания жанров режиссура местами выглядит даже слишком провокационной, тем не менее, О’Хара перерабатывает многочисленные клише хорроров с такой жадностью, что ее рассказ о домашнем кладбище на лужайке перед особняком впечатляет. Выступление Стивена Лэнга шокирует и обладает зловещей харизмой, в представлении актера зло от архитектора получилось даже слишком рациональным и исходящие от этого характера угрозы пугают в первую очередь своей внутренней просчитанностью и желанием обладать женщинами любой ценой. Интересно, для героини Хэй, одной из жертв Бэннера, постановщица отводит роль своеобразного коммуникационного центра и именно она сводит вместе дух убитого Тома с остальными характерами.
За прекрасно оформленной локацией, сохраняющей натуру в историях о послевоенной Америке, когда началась загородная экспансия и эстетически оформленные дома стали относительно доступны не только для элиты, О’Хара сохраняет также свойственный веку дух эпохи сексизма и делает на протяжении первого акта благодаря Элис точные выводы о том, что изменилось с тех пор не так и много. Помимо этого режиссер делает ощутимый акцент на оккультизме как одной из движущих сил личной трагедии персонажа Лэнга, грезящего наяву и пускающего кровь с широко раскрытыми глазами. Мужской шовинизм у О’Хары пропитывает воздух подобно сигаретному дыму, и когда сверхъестественные элементы начинают складываться в паззл представлений, то проступает трагедия архитектора, который решил заключить пакт с вечностью.
Внутри "Середины века" Соня О’Хара концентрирует достаточное множество жанровых решений, фактически борющихся за экранное пространство. Это с лихвой восполняется тем, что экранные арки центральных персонажей, Тома и Элис, оказываются все более и более неожиданными и уходящими от традиций, чем просто обманутый в надеждах мужчина и молодая женщина перед угрозой иррационального насилия. Местами нарратив Стерна, опирающийся на фильмы о внешне совершенных домах, подобные недавнему "Дому на другой стороне" Дэвида Брукнера, испытывает проблемы со связностью, однако полагающиеся на инстинкты зрителей образы персонажей и эффектные флэшбэки расставляют все по местам и снимают все вопросы относительно логики происходящего. Внушительный производственный дизайн художника-постановщика Зака Бэнгмы и оператора Антонио Сиснероса постоянно трансформируют одно и то же по сути место и заставляют зрителей испытывать абсолютно разные чувства по отношению к нему в ключевые для сюжета даты.
В большей степени О’Хара не стремится напугать аудиторию убийственными действиями Бэннера и его физических перевоплощений, а показывает мистическую связь между восходом на небе красной Луны и обострившейся активностью героя Лэнга, выгодно отличающегося проблесками в глазах страшной тяги к перфекционизму от обычных безумцев из пригорода. Иногда в новых движениях архитектора Бэннера прослеживается излишняя манерность, выдающая в нем человека из прошлого, однако за этим стоит как личное видение роли, так и присутствие определенных туманностей в режиссуре О’Хары, которая не боится разрабатывать собственные правила игры для переполненного стереотипами жанра хорроров. Поэтому "Середину века" можно рассматривать именно как свежий взгляд на триллеры, своеобразное "архитектурное" воплощение для режиссера, которая по-хорошему одержима новым прочтением истин с серьезностью строителя нового порядка. Но, несмотря ни на что, лента превращается в солидную жанровую пьесу с необходимой в таких случаях многозначительностью и атмосферностью.
5
,3
2022, США, Триллеры
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный дебютный триллер "Середина века" режиссера Сони О’Хары содержит внутри себя социальный комментарий о домашнем насилии и с лавкрафтовской интонацией рассказывает о тяге гениального архитектора к убийству красивых женщин, которая постоянно подпитывает во всех смыслах любителя совершенных форм. Постановщица исследует, что могло происходить за темным фасадом элитной недвижимости образца середины прошлого века и открывает новые интонации в погоне за американской мечтой, когда семейная пара оказывается в ловушке особняка, построенного по проекту Фредерика Бэннера (Стивен Лэнг, "Однажды в Техасе", "Не дыши"). С точки зрения О’Хары нарратив сценариста Майкла Э. Стерна содержит в себе готовую драму о проблемном мужчине, психопате из прошлого века, который постоянно будоражит настоящее через своих многочисленных детей от разных женщин. В режиссерской интерпретации концепт токсичной мужественности сравним с археологическими раскопками слоев жестокости и основывается на изощренной и выверенной схеме из абсолютно паранормальных элементов в рамках одной локации, полностью реконструирующей обстановку и тревожные нравы США начала 60-х годов XX века. О’Хара очень амбициозно использует хронотоп "зловещего дома с отложенным насилием", притягивающего внимание архитектора в кризисе Тома Левина (Шейн Уэст, "Клаустрофобы. Долина дьявола", "Пробуждение Зодиака") и его жены Элис (Челси Гиллиган, сериал "Ординатор"), чтобы показать еще раз насколько изощренной и по-настоящему мистической может стать расплата за подаренное вдохновение. Уже в самом прологе, в начале 60-х, герой Лэнга восхищается собственной постройкой в компании респектабельного бизнесмена Энтони (Джеймс Гаудиозо), чтобы немного позже избавиться от него и устроить агрессивную охоту на его чувственную жену Джоэнн (Эллен Толанд) внутри лично спроектированной локации. Благодаря нарративу Стерна постановщица старается очень тщательно выстроить хорошую собственную мифологию внутри фильма, когда из персонажа Уэста, считавшего Бэннера примером для подражания, создает еще одну жертву для готового в любую минуту материализоваться из воздуха маньяка. Внутри сюжета О’Хара сталкивает и нежелание Тома перебираться в пригород, и его охлаждающиеся отношения с Элис и пассией по архитектурному бюро Ханной (Эмми Перри), и желание героини Гиллиган делать карьеру в клинической медицине, а не быть просто женой при муже, и из всего этого возникает спорная, но крайне фактурная трактовка призрачности бытия и желаний каждого из нас. Поэтому "Середина века" с затягивающей вниз по спирали готовностью к резким поворотам говорит о разрастающейся конспирологии, находящей покой и подпитку новыми душами за высокими заборами, и о цене жертв как для получения творческого экстаза, так и для спасения тех, кто, желая добра, оказался против воли втянут в водоворот фамильной секты. Жестокость и пластика закрытых от постороннего глаза помещений и пространств в "Середине века" О’Хары подпитываются ретро-стилем, и, даже когда в ленте появляется эпатажный художник Эмиль Ларсон (Брюс Дерн, "Несломленная", "Арахисовый сокол"), чьи экспрессивные картины выглядят абсолютно естестественно в интерьерах дома Бэннера. Кино настойчиво показывает, как в самых жутких формах и событиях может осуществляться контакт между великолепным прошлым и тягостным настоящим. Ужасающая правда о характере Лэнга раскрывается постановщицей постепенно, для Тома материализуются призрачные фигуры из другой эпохи, огневолосая Мари Верден (Сара Хэй, "Химера") в аутентичном платье погружает еще больше в "ламповую" атмосферу триллера и дает отсчет смертей. Иногда работа О’Хары производит впечатление b-movie с помутненным рассудком, чья девиация от нормальности прагматично спланирована подобно резкому, но не смертельному удару тупым предметом по затылку зрителей. С точки зрения смешивания жанров режиссура местами выглядит даже слишком провокационной, тем не менее, О’Хара перерабатывает многочисленные клише хорроров с такой жадностью, что ее рассказ о домашнем кладбище на лужайке перед особняком впечатляет. Выступление Стивена Лэнга шокирует и обладает зловещей харизмой, в представлении актера зло от архитектора получилось даже слишком рациональным и исходящие от этого характера угрозы пугают в первую очередь своей внутренней просчитанностью и желанием обладать женщинами любой ценой. Интересно, для героини Хэй, одной из жертв Бэннера, постановщица отводит роль своеобразного коммуникационного центра и именно она сводит вместе дух убитого Тома с остальными характерами. За прекрасно оформленной локацией, сохраняющей натуру в историях о послевоенной Америке, когда началась загородная экспансия и эстетически оформленные дома стали относительно доступны не только для элиты, О’Хара сохраняет также свойственный веку дух эпохи сексизма и делает на протяжении первого акта благодаря Элис точные выводы о том, что изменилось с тех пор не так и много. Помимо этого режиссер делает ощутимый акцент на оккультизме как одной из движущих сил личной трагедии персонажа Лэнга, грезящего наяву и пускающего кровь с широко раскрытыми глазами. Мужской шовинизм у О’Хары пропитывает воздух подобно сигаретному дыму, и когда сверхъестественные элементы начинают складываться в паззл представлений, то проступает трагедия архитектора, который решил заключить пакт с вечностью. Внутри "Середины века" Соня О’Хара концентрирует достаточное множество жанровых решений, фактически борющихся за экранное пространство. Это с лихвой восполняется тем, что экранные арки центральных персонажей, Тома и Элис, оказываются все более и более неожиданными и уходящими от традиций, чем просто обманутый в надеждах мужчина и молодая женщина перед угрозой иррационального насилия. Местами нарратив Стерна, опирающийся на фильмы о внешне совершенных домах, подобные недавнему "Дому на другой стороне" Дэвида Брукнера, испытывает проблемы со связностью, однако полагающиеся на инстинкты зрителей образы персонажей и эффектные флэшбэки расставляют все по местам и снимают все вопросы относительно логики происходящего. Внушительный производственный дизайн художника-постановщика Зака Бэнгмы и оператора Антонио Сиснероса постоянно трансформируют одно и то же по сути место и заставляют зрителей испытывать абсолютно разные чувства по отношению к нему в ключевые для сюжета даты. В большей степени О’Хара не стремится напугать аудиторию убийственными действиями Бэннера и его физических перевоплощений, а показывает мистическую связь между восходом на небе красной Луны и обострившейся активностью героя Лэнга, выгодно отличающегося проблесками в глазах страшной тяги к перфекционизму от обычных безумцев из пригорода. Иногда в новых движениях архитектора Бэннера прослеживается излишняя манерность, выдающая в нем человека из прошлого, однако за этим стоит как личное видение роли, так и присутствие определенных туманностей в режиссуре О’Хары, которая не боится разрабатывать собственные правила игры для переполненного стереотипами жанра хорроров. Поэтому "Середину века" можно рассматривать именно как свежий взгляд на триллеры, своеобразное "архитектурное" воплощение для режиссера, которая по-хорошему одержима новым прочтением истин с серьезностью строителя нового порядка. Но, несмотря ни на что, лента превращается в солидную жанровую пьесу с необходимой в таких случаях многозначительностью и атмосферностью.