Фильм ужасов "13 изгнаний дьявола" испанца Хакобо Мартинеса дает возможность смотреть на свободную реконструкцию реальных событий, которые произошли в кастильском городе Бургос в 2014 году, с точки зрения социального комментария о природе современного экзорцизма и заходит на территорию драмы о взрослении дочери настоящих католиков. Постановщику крайне важно подчеркнуть экзистенциальное беспокойство Лауры (Мария Романильос, "Паразит") на пороге совершеннолетия, когда с ней стали происходить странные вещи после вечеринки с одноклассниками в странном месте с кровавой историей. Причем Мартинес делает важный акцент на семье героини Романильос и подчеркивает, что бегство в веру Кармен (Рут Диас, "Утраченный дом", "Прощай") и Томаса (Урко Оласабаль, "Майсабель", "Дьявольский кузнец"), родителей девушки, только снижает ее шансы на нормальность.
В режиссерском видении ситуации из-за этого четко прослеживается акцент на утрате Лаурой доверия к своему ближайшему окружению, именно отец и в большей степени мать погружают ее в еще больший кошмар, когда узнают про одержимую дочь и тем самым вместо защитников переходят на позицию злейших врагов. Для Мартинеса с одной стороны важно показать в духе жанра о страхе перед неизвестным, а с другой - указать на то, как религиозные убеждения могут порождать ситуации подлинного ужаса. Приемы гиперреализма в изображении испанской среды, где религия и мораль служат опорными моментами в воспитании, помогают постановщику указать на то, что Лаура чувствует себя заточенной в монастырь.
При этом Мартинесом открыто противопоставляется материалистическая позиция школьного психолога Лолы (Сильма Лопес, сериал "Валерия") и взгляды на одержимость отца Ольмедо (Хосе Сакристан, "Торо"), специалиста по экзорцизму. Такой контраст дает возможность режиссеру создать двойственность точек зрения на нарратив и создать дополнительное напряжение для зрителей, которым до самого финала проекта не будет представляться ясным, что в действительности произошло с главной героиней - психиатрическое помешательство под тяжестью давления со стороны семьи или же сверхъестественные события.
Сам Мартинес воздерживается от объяснений и позволяет лишь посмотреть на происходящие с Лаурой трансформации при помощи многочисленных свидетелей. С этой точки зрения стратегия сценария группы авторов, в числе которых Рамон Кампос, Сальвадор С. Молина, Джема Р. Нейра и Давид Ореа и которые работали над экранной историей к недавнему "Заклятье. Дом 32" Альберта Пинто, избегает открытой критики религиозного воспитания в Испании и находится внутри реалистичной позиции, тяготеющей к наблюдению, но не делающей обличительных выводов по поводу психологического слома. Поэтому "13 изгнаний дьявола" рассказывает о страхах молодой девушки и ее вере, которая все больше и больше скатывается по спирали иррациональности, заставляя сомневаться в собственной человечности с точки зрения социальной драмы, где инаковость становится фатальным триггером, а протест против родительской опеки вызывает целый шквал роковых событий.
Во второй половине "13 изгнаний дьявола" Мартинес следует жанровому канону и показывает обряды экзорцизма с участием персонажей Романильос и Сакристана как акт насилия в большей степени над психической неуравновешенностью и страхами Лауры, чем над ее все более ужасающими проявлениями одержимости. Постановщик не увлекается спецэффектами и представляет нарратив в духе артхауса братьев Дарденнов, когда в большей степени сама индивидуальность протагонистки вызывает настоящие страх и беспокойство. С этой точки зрения очевидно, что авторская позиция самого Мартинеса, его alter ego, связана именно с фигурой школьного психолога и именно характер Сильмы Лопес выступает в ленте полюсом рациональности, который резко контрастирует с представителем официальной церкви отцом Ольмедо.
Не вызывает сомнений, что источником вдохновения стали также и серьезные документальные фильмы, подобные ленте "Экзорцист в XXI веке" режиссера Фредерика Хорна Экселена, который еще в 2012 году исследовал феномен изгнания дьявола из человека с точки зрения участников процессов и очевидцев. Из-за этого хороший проект Мартинеса делает крен именно в сторону экзорцизма как социального явления, не забывая привлекать многочисленный арсенал из области хорроров и вызывая при помощи Лауры, вытаскивающей изо рта собственные волосы или разрывающей рот абьюзеру-однокласснику, скорее не сочувственный, а шокирующий эффект.
Так или иначе постановщик смещает акценты в фильме и из сверхъестественного триллера о борьбе с дьяволом внутри создает парадоксальную работу, делая несколько попыток осмыслить границы религиозного фанатизма в современном обществе и возможности его экспансии на территорию несформировавшихся и открытых разумов. Грань между компиляцией, подпитывающейся историями из реальных событий, которые стали сюжетной основой проекта, и развлекательной, по сути дела, беллетристикой фильма ужасов традиционно проходит по линии разделения добра и зла, которые у Мартинеса реальны, персонифицированы и вступают между собой в коммуникацию при ужасающих событиях. Таким образом режиссура проекта старается переосмыслить анахроничный и мало чем меняющийся с времен "Изгоняющего дьявола" Уильяма Фридкина концепт повествования субжанра об экзорцистах и придать ему более современный и максимально неоднозначный оттенок.
У Хакобо Мартинеса в "13 изгнаниях дьявола" на фоне безмятежных сцен и разговоров проскальзывает неуютный мрак, в стиле Джеймса Вана он готов придавать повседневности плотное ощущение того, что вот-вот откроется дверь в катастрофу. Тем не менее, постановщик находит нужную дистанцию и на протяжении всего фильма развивает дискурс о необъяснимом, чем оно может быть и что может угадываться для Лауры за тенями в ожидании ужаса. Героиня Марии Романильос находится в пограничном состоянии между сверхъестественным и добром, она попадает в него странным образом, попробовав алкоголь и поцеловав парня. Ящик Пандоры Мартинес открывает там, где должны быть строгость и любовь семьи, в его представлении случившееся с протагонисткой - далеко не уникальный случай, такое может случиться с каждым о очень зловещие вещи содержатся обычно среди простейших заблуждений.
Разрабатывая противоречивую предпосылку, постановщик представляет свежий взгляд на тысячелетнюю природу самого экзорцизма и представляет сами обряды по изгнанию и как битву с неизвестными монстрами, и как стремление человека к тому, что человек может стремиться к добру и поддерживать свои идеалы в чем-то более глубоком, чем обычная вера. Поэтому фильму "13 изгнаний дьявола" крайне важно представить тайну одержимости на расстоянии вытянутой руки, через субъективный взгляд постановщика, и это становится маленьким триумфом для фильма, который делает ставку на типичную историю и становится хоррором с яркой индивидуальностью.
6
,2
2022, Ужасы
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм ужасов "13 изгнаний дьявола" испанца Хакобо Мартинеса дает возможность смотреть на свободную реконструкцию реальных событий, которые произошли в кастильском городе Бургос в 2014 году, с точки зрения социального комментария о природе современного экзорцизма и заходит на территорию драмы о взрослении дочери настоящих католиков. Постановщику крайне важно подчеркнуть экзистенциальное беспокойство Лауры (Мария Романильос, "Паразит") на пороге совершеннолетия, когда с ней стали происходить странные вещи после вечеринки с одноклассниками в странном месте с кровавой историей. Причем Мартинес делает важный акцент на семье героини Романильос и подчеркивает, что бегство в веру Кармен (Рут Диас, "Утраченный дом", "Прощай") и Томаса (Урко Оласабаль, "Майсабель", "Дьявольский кузнец"), родителей девушки, только снижает ее шансы на нормальность. В режиссерском видении ситуации из-за этого четко прослеживается акцент на утрате Лаурой доверия к своему ближайшему окружению, именно отец и в большей степени мать погружают ее в еще больший кошмар, когда узнают про одержимую дочь и тем самым вместо защитников переходят на позицию злейших врагов. Для Мартинеса с одной стороны важно показать в духе жанра о страхе перед неизвестным, а с другой - указать на то, как религиозные убеждения могут порождать ситуации подлинного ужаса. Приемы гиперреализма в изображении испанской среды, где религия и мораль служат опорными моментами в воспитании, помогают постановщику указать на то, что Лаура чувствует себя заточенной в монастырь. При этом Мартинесом открыто противопоставляется материалистическая позиция школьного психолога Лолы (Сильма Лопес, сериал "Валерия") и взгляды на одержимость отца Ольмедо (Хосе Сакристан, "Торо"), специалиста по экзорцизму. Такой контраст дает возможность режиссеру создать двойственность точек зрения на нарратив и создать дополнительное напряжение для зрителей, которым до самого финала проекта не будет представляться ясным, что в действительности произошло с главной героиней - психиатрическое помешательство под тяжестью давления со стороны семьи или же сверхъестественные события. Сам Мартинес воздерживается от объяснений и позволяет лишь посмотреть на происходящие с Лаурой трансформации при помощи многочисленных свидетелей. С этой точки зрения стратегия сценария группы авторов, в числе которых Рамон Кампос, Сальвадор С. Молина, Джема Р. Нейра и Давид Ореа и которые работали над экранной историей к недавнему "Заклятье. Дом 32" Альберта Пинто, избегает открытой критики религиозного воспитания в Испании и находится внутри реалистичной позиции, тяготеющей к наблюдению, но не делающей обличительных выводов по поводу психологического слома. Поэтому "13 изгнаний дьявола" рассказывает о страхах молодой девушки и ее вере, которая все больше и больше скатывается по спирали иррациональности, заставляя сомневаться в собственной человечности с точки зрения социальной драмы, где инаковость становится фатальным триггером, а протест против родительской опеки вызывает целый шквал роковых событий. Во второй половине "13 изгнаний дьявола" Мартинес следует жанровому канону и показывает обряды экзорцизма с участием персонажей Романильос и Сакристана как акт насилия в большей степени над психической неуравновешенностью и страхами Лауры, чем над ее все более ужасающими проявлениями одержимости. Постановщик не увлекается спецэффектами и представляет нарратив в духе артхауса братьев Дарденнов, когда в большей степени сама индивидуальность протагонистки вызывает настоящие страх и беспокойство. С этой точки зрения очевидно, что авторская позиция самого Мартинеса, его alter ego, связана именно с фигурой школьного психолога и именно характер Сильмы Лопес выступает в ленте полюсом рациональности, который резко контрастирует с представителем официальной церкви отцом Ольмедо. Не вызывает сомнений, что источником вдохновения стали также и серьезные документальные фильмы, подобные ленте "Экзорцист в XXI веке" режиссера Фредерика Хорна Экселена, который еще в 2012 году исследовал феномен изгнания дьявола из человека с точки зрения участников процессов и очевидцев. Из-за этого хороший проект Мартинеса делает крен именно в сторону экзорцизма как социального явления, не забывая привлекать многочисленный арсенал из области хорроров и вызывая при помощи Лауры, вытаскивающей изо рта собственные волосы или разрывающей рот абьюзеру-однокласснику, скорее не сочувственный, а шокирующий эффект. Так или иначе постановщик смещает акценты в фильме и из сверхъестественного триллера о борьбе с дьяволом внутри создает парадоксальную работу, делая несколько попыток осмыслить границы религиозного фанатизма в современном обществе и возможности его экспансии на территорию несформировавшихся и открытых разумов. Грань между компиляцией, подпитывающейся историями из реальных событий, которые стали сюжетной основой проекта, и развлекательной, по сути дела, беллетристикой фильма ужасов традиционно проходит по линии разделения добра и зла, которые у Мартинеса реальны, персонифицированы и вступают между собой в коммуникацию при ужасающих событиях. Таким образом режиссура проекта старается переосмыслить анахроничный и мало чем меняющийся с времен "Изгоняющего дьявола" Уильяма Фридкина концепт повествования субжанра об экзорцистах и придать ему более современный и максимально неоднозначный оттенок. У Хакобо Мартинеса в "13 изгнаниях дьявола" на фоне безмятежных сцен и разговоров проскальзывает неуютный мрак, в стиле Джеймса Вана он готов придавать повседневности плотное ощущение того, что вот-вот откроется дверь в катастрофу. Тем не менее, постановщик находит нужную дистанцию и на протяжении всего фильма развивает дискурс о необъяснимом, чем оно может быть и что может угадываться для Лауры за тенями в ожидании ужаса. Героиня Марии Романильос находится в пограничном состоянии между сверхъестественным и добром, она попадает в него странным образом, попробовав алкоголь и поцеловав парня. Ящик Пандоры Мартинес открывает там, где должны быть строгость и любовь семьи, в его представлении случившееся с протагонисткой - далеко не уникальный случай, такое может случиться с каждым о очень зловещие вещи содержатся обычно среди простейших заблуждений. Разрабатывая противоречивую предпосылку, постановщик представляет свежий взгляд на тысячелетнюю природу самого экзорцизма и представляет сами обряды по изгнанию и как битву с неизвестными монстрами, и как стремление человека к тому, что человек может стремиться к добру и поддерживать свои идеалы в чем-то более глубоком, чем обычная вера. Поэтому фильму "13 изгнаний дьявола" крайне важно представить тайну одержимости на расстоянии вытянутой руки, через субъективный взгляд постановщика, и это становится маленьким триумфом для фильма, который делает ставку на типичную историю и становится хоррором с яркой индивидуальностью.